Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «Микец»
Место в Торе: Книга Берешит, гл. 41, ст. 1 - гл. 44, ст. 17.
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: «И было по завершению двух лет, фараону снится сон...».
По завершению на иврите — микец.
Обсуждение главы Микец
Фараону снятся странные сны о тучных и тощих коровах, о налитых колосьях, полных золотистых зерен и сморщенных полупустых. Фараон призывает к себе во дворец лучших волхвов и гадателей того времени, цвет египетского язычества и велит им разгадать его сны.
Об этом читаем: «И рассказал им фараон, то, что ему приснилось, и не получил он истолкования своих снов» (Берешит, гл. 41, ст. 8).
На самом деле у египетских чародеев не было недостатка в толкованиях. Наболтали фараону с три короба, байки на любой вкус — только выбирай. Но тот все отверг.
Например, говорили, что у правителя Египта родятся семь дочерей (по числу увиденных во сне коров), и всех их он похоронит. Еще сказали, что он завоюет и покорит семь царств, но семь государств восстанут против его власти.
Все эти толкования не удовлетворили фараона.
В Талмуде (трактат Берахот, лист 55) говорится: «как сон истолкуешь, так он и сбудется». Поэтому за толкованием сновидений нужно обращаться к добрым и позитивно настроенным людям.
Подтверждение, сказанному в Талмуде находим в нашей недельной главе — «И было: как он истолковал нам наши сны, так все и произошло» (Берешит, гл. 41, ст. 13).
Ну вот, придворные прорицатели из кожи вон лезли, чтобы истолковать сны фараона. Почему же их толкования не осуществились?
Чтобы толкование сна сбылось, оно должно удовлетворять двум условиям:
1) Необходимо, чтобы сновидец полностью доверял толкователю и верил в его предсказания.
2) Сбывается только то толкование, которое дал самый компетентный и уважаемый провидец. Если несколько толкователей одного уровня предложат каждый свое объяснение, несовпадающее с другими, то ни одно не сбудется.
Фараон был тертым калачом, его на мякине не проведешь. Поэтому он не поверил тому, что пытались втюхать ему штатные провидцы.
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 89) рассказывается, что во сне фараон увидел не только притчу с коровами и с колосьями, но и разгадку ее, полное объяснение. Только, вот незадача — к утру он напрочь забыл это объяснение и помнил лишь, как одни коровы поедали других, или то же самое, но — с колосьями. И еще не известно, что было страшнее.
Когда же днем собрались волхвы и завели свою шарманку об умерших дочках, победоносных войнах и революциях, фараон лишь морщился, понимая, что это все не то, хотя, вспомнить что именно то, он был не в силах. И от этого мучился еще больше.
Слова каждого следующего специалиста оккультных наук только увеличивали разочарование. Тем слаще была радость, когда он, услышав Йосефа, и сам вспомнил, что он на самом деле видел во сне. И это, конечно же, были никакие не умершие дочери, а годы небывалых урожаев, богатства и процветания, и годы засухи и голода, идущие им на смену.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
2. Грешки виночерпия — тайные и явные
Фараон видит странные сны, и, понимая, что они связаны с судьбой его империи, приглашает во дворец лучших волхвов и провидцев, чтобы дали профессиональное заключение с объяснением и разгадкой. Но чем больше они говорили, тем муторнее становилось на душе у египетского правителя. Их бредовые речи действовали на фараона, как отравленное колдовское варево. И когда царь Египта был уже близок к обмороку, заговорил придворный виночерпий, тот самый, что два года назад был освобожден из тюрьмы.
Здесь мы читаем: «И обратился придворный виночерпий к фараону и сказал ему: Сегодня я вспоминаю мои прегрешения» (Берешит, гл. 41, ст. 9).
Но для чего было нужно виночерпию спасать своего царя? Ведь тот однажды засадил его в тюрьму. Может, настало время взыскать по счетам?
В Египте существовал закон: когда умирал фараон, вместе с ним уходили и его жены, и его слуги. Кто в переносном, а кто и в прямом смысле. И воцарившийся фараон обзаводился новыми придворными.
Таким образом, царский виночерпий опасался, что фараон умрет, а вместе с ним заодно похоронят и его жен и слуг. А если его и не похоронят, и даже в тюрьму снова не упекут, то места своего хлебного он точно лишится. Поэтому он срочно бросился спасать фараона из цепких лап жрецов и провидцев. И тут же виночерпий вспомнил свои прегрешения, как сказано: «Сегодня я вспоминаю мои прегрешения».
Но, позвольте, о каких прегрешениях идет речь?
Мы знаем о причине, по которой виночерпия бросили в тюрьму. В бокал египетского правителя попала муха, она и отправила виночерпия за решетку. Так, почему же он говорит о прегрешениях? Муха, ведь была одна!
На самом деле, муха была официальной и явной причиной заключения и злоключений виночерпия. Была еще и другая причина — тайная, не подлежащая обнародованию и широкому обсуждению. И состояла она в том, что виночерпий пытался соблазнить царскую дочь. Египетская принцесса стала основной причиной немилости для придворного, а муха — лишь дополнительной. Поэтому и написано: прегрешения, во множественном числе.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
3. Истинная мудрость — только от Всевышнего
Фараон просит Йосефа истолковать ему сон. Но тот отвечает: «Это не в моей власти. Только Всевышний может дать ответ о судьбе фараона» (Берешит, гл. 41, ст. 16).
Напомню, что Йосефа привели к египетскому правителю из тюрьмы, в которой он отбывал бессрочное заключение. И теперь его дальнейшая судьба зависит от расположения фараона, от того, насколько он будет ему полезен.
Тогда, что означает фраза — «это не в моей власти»? Какой смысл ей придавал Йосеф, с какой целью произнес? Ведь фараон мог отреагировать достаточно жестко: «ну, раз не в твоей власти — зачем ты мне тогда нужен?! Возвращайся в темницу!».
Разве можно в положении Йосефа так рисковать?
В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) так разъясняет ответ Йосефа: эта мудрость мне не принадлежит, но Всевышний даст ответ — вложит его в мои уста — на благо фараону.
Поясню это притчей.
В некой общине сосватали сирот и решили помочь им сыграть свадьбу. Только они были настолько бедны, что им элементарно не хватало средств на жизнь, не то, что на свадьбу. Даже самая скромная свадьба никак не сочеталась с их нищенским существованием.
Тогда решили устроить акцию по сбору пожертвований на благо молодоженов.
В общине был очень богатый предприниматель. Но насколько он был богат, настолько и скуп. И никогда не открывал для других ни свое сердце, ни свою руку, ни свой карман. Всякий раз, когда к нему приходили с просьбой пожертвовать деньги на благотворительность, он отвечал простым и резким отказом: «у меня нет!». Так что просители всякий раз уходили от него не солоно хлебавши.
Кто-то предложил разговаривать с ним не дома и не на улице, но в его конторе. Не далее, как вчера он получил товар, и его склады сейчас забиты под завязку, поэтому он не сможет отказать своим излюбленным «у меня нет!».
Сказано — сделано. И вот уже делегация из самых уважаемых людей общины заходит в двери торговой компании.
Хозяин быстро примерил маску из самого наглого и непроницаемого выражения лица, сделал лицо кирпичом и невозмутимо произнес:
— Весь товар приобретен в кредит, да и вообще вся моя компания существует в кредит, а у меня самого нет ничего!
— Послушай, — произнес один из визитеров, — я ведь тоже занимаюсь торговлей, пусть и не в таких масштабах. Но я точно знаю, что, приобретая в кредит, покупают все по самому минимуму, чтобы не разориться на выплате процентов. У тебя же все забито под завязку. Значит дело вовсе не в кредите. И посему, давай, раскошеливайся...
Йосеф сказал фараону: «это не в моей власти», потому что любая мудрость — во власти Всевышнего и от Него.
Как ни странно, фараон согласился с ним. Вот, что он ответил: «Найдем ли такого другого человека, в котором дух Всевышнего? Нет более разумного и мудрого, чем ты» (Берешит, гл. 41, ст. 38-39).
Фараон признал, что разумен и мудр тот, на ком дух Всевышнего. И отдельно от Него нет мудрости.
на основе комментария Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
Автор текста Мордехай Вейц