Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «Микец»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 41, ст. 1 - гл. 44, ст. 17.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И было по завершению двух лет, фараону снится сон...».

По завершению на иврите — микец.

 

Обсуждение главы Микец

 

1. Чтобы жизнь не промелькнула словно сон

 

Наша недельная глава открывается словами: «И было по окончании дней двухлетия, и фараону снится сон» (Берешит, гл. 41, ст. 1).

Либо минуют дни, либо — годы. Но, что это за дни лет?

В Талмуде (трактат Берахот, лист 55) сказано, что человек, которому на протяжении семи дней ни разу не снился сон, зовется злодеем.

Казалось бы, что плохого в том, что человек неделю не видит снов?

Семь дней аллегорически намекают на семьдесят лет — среднюю продолжительность человеческой жизни. Таким образом, если человек забывает, что дни его жизни промелькнут, словно сон, и поэтому очень важно наполнить их Торой, заповедями и добрыми делами, он — злодей.

Необходимо постоянно помнить, что наш мир — это только прихожая мира Грядущего. Забыть это — значит позволить восторжествовать злу. Ведь все его усилия направлены на то, чтобы убедить человека жить исключительно ради сиюминутных удовольствий.

Об уходе Яакова из нашего мира сказано: «И близились дни Исраэля к смерти» (Берешит, гл. 47, ст. 29).

В книге Зогар разъясняется, что в момент, когда приходит время праведнику покинуть наш мир, все прожитые им дни предстают перед Всевышним. И им не стыдно стоять перед Владыкой Мира. Ведь ни один из них не прошел без Торы, заповедей или добрых дел. Чего не скажешь о злодее, чьи дни, смущаясь, прячутся за спинами дуг дружки и боятся предстать перед Творцом.

 «И Авраам, — говорится о преклонных годах нашего праотца, — стар, на склоне дней» (Берешит, гл. 24, ст. 1).

Если переводить эту фразу дословно, получится — «И Авраам старым пришел в дни». То есть, Авраам пришел к старости со всеми своими днями, ничего не растеряв по дороге на глупости и пустяки. Авраам каждый день своей жизни использовал для служения Всевышнему, для выполнения Его Воли и для приближения к Нему других людей. Поэтому Аврааму было с чем прийти.

Каждый человек на исходе дня должен анализировать прошедший день и думать, что еще можно исправить, чтобы день не оказался пропащим.

Теперь вернемся к нашей фразе и раскроем ее аллегорический смысл.

«И было по окончании» — когда жизнь человека приближается к своему окончанию.

«Дни двухлетия» или «дни годов» — если он хочет, чтобы его годы были полны днями, словно спелые колосья зернами. То есть, чтобы дни-зерна набухали Торой и заповедями, лопались от добрых дел, а не осыпались чахлыми, высохшими, сморщенными семенами, которые и днями-то не считаются.

Чтобы не было потерь, человек должен хорошо осознавать, что весь окружающий мир промелькнет, словно сон и растает, как туман. Поэтому ни в коем случае нельзя терять время впустую, нельзя транжирить дни, расходуя их на пустяки.

Выражение «фараону снится сон», можно перевести и как — «открыть сон».

В Талмуде (трактат Сота) рассказывается, что женщину, которую подозревали в неверности, подвергали особой проверке. Муж приводил ее в Иерусалимский Храм, и там коэн открывал ее волосы на голове и давал выпить особую воду (подробнее — см. Бамидбар, гл. 5, ст. 18). Там написано у-фара (и открывал). Тот же корень, что и в слове паро (фараон).

Таким образом, если человек откроет для себя, что главное — не проспать свою жизнь, он, возможно, и успеет наполнить свои дни достойными, нужными и полезными делами. Раньше, чем сбежит молоко времени.

 

на основе комментария Виленского Гаона

(раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность)

 

 

2. Два уровня веры

 

Написано в нашей недельной главе: «И было по окончании дней двух лет, и фараону снится сон, что вот он стоит у реки» (Берешит, гл. 41, ст. 1).

Йосеф сидит в египетской тюрьме. Два года прошло с момента, как он удачно предсказал сон царскому виночерпию, и тот вышел на свободу. Йосеф тогда попросил амнистированного узника, при удачном стечении обстоятельств, замолвить за него словечко. И вот, кажется, этот момент наступил.

В Танахе (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 40, ст. 5) читаем: «Счастлив муж, который Всевышнего сделал опорой своей и не обратился к надменным и лживым».

Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 9), комментируя эту фразу, говорят, что речь в ней идет о Йосефе.

«Счастлив муж, который Всевышнего сделал опорой своей» — это Йосеф.

Далее написано: «И не обратился к надменным и лживым».

Но Йосеф как раз обратился к виночерпию с просьбой. Как сказано: «Когда пойдут дела твои в гору, тогда вспомни, что я был с тобой. Сделай милость и упомяни обо мне фараону. Может быть, ты сможешь вызволить меня отсюда» (Берешит, гл. 40, ст. 14).

За эту просьбу, за это упование на помощь власть имущих, Йосеф и получил два дополнительных года тюремного заключения.

Начало Мидраша как-то не очень стыкуется с его завершением.

Сперва Йосеф воспевается, как пример мужа, уповающего на Творца, поставившего убежденную веру во Всевышнего во главу своего мировоззрения. Но затем говорится, что он понадеялся на вельможу и был за это наказан.

Существует два уровня веры.

1. Верить и знать, что Всевышний — рядом с тобой. Даже в период тотального сокрытия, когда вокруг сплошная тьма. И если человек понимает, что, несмотря на тьму и хаос, несмотря на то, что негде укрыться от бед и всевозможных напастей, Творец где-то рядом — ему наверняка смягчат приговор.

2. Человек вообще ничего не делает и не проявляет никаких стараний ради себя, но только надеется, что Всевышний о нем позаботится и устроит все его дела наилучшим образом.

У праведного Йосефа уверенность во Всевышнем и упование на Него находились на самом высоком уровне. Поэтому и сказано о нем: «Счастлив муж, который Всевышнего сделал опорой своей».

Когда у человека есть уверенность во Всевышнем, это показывает, что он верит в Него. И каждый полагающийся на Творца — верующий. Ведь без веры невозможно полагаться и уповать.

Только на уровень, когда человек настолько уверен в Творце и в Его помощи, что сам, никак не пытается решить свои проблемы, Йосеф переходить не спешил. Он обратился за помощью к виночерпию. Поэтому, ему были добавлены еще два года тюрьмы. Но, зато, потом, Йосеф и пальцем не пошевелил ради своего освобождения. И, тем ни менее — был освобожден.

Почему же он не поступил так раньше?

Очевидно, он опасался, что люди с низким уровнем веры и упования на Всевышнего, начнут следовать его примеру и уподобятся Емеле, лежащему на печи в ожидании чуда. А это — не входит в планы Творца.

 

на основе комментария Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

 

 

3. Когда завершится тьма

 

Написано: «И было по прошествии двух лет» (Берешит, гл. 41, ст. 1).

Учителя увидели соответствие этой фразы выражению из книги Иова (гл. 28, ст. 3) — «Установил завершение для тьмы».

И нам нужно постараться уловить связь между этими фразами.

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 21) рассказывается, что греки, ворвавшись в Иерусалимский Храм (на иврите — Бейт hа-Микдаш), сразу же принялись осквернять имеющееся там масло, предназначенное для зажигания Меноры.

Обратите внимание: вместо того, чтобы искать золото, серебро, драгоценные камни, они первым делом принялись за осквернение масла.

Освободители, под предводительством семьи Хасмонеев, одержав победу над греческой армией, вернули контроль над Бейт hа-Микдашем еврейскому народу. Они проверили все имеющиеся запасы масла, и нашли только один не оскверненный маленький кувшинчик с маслом, запечатанный личной печатью.

Получается, что греки воевали ради того, чтобы осквернить масло, а сыны Израиля начали боевые действия против гораздо лучше оснащенного противника, и гораздо более многочисленного — ради того, чтобы зажечь Менору чистым маслом.

Описывая первый день творения, Тора обращает наше внимание на «тьму, над бездной» (Берешит, гл. 1, ст. 2).

Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 2) объясняют, что эта тьма символизирует греческое изгнание (галут). Ведь тогда у евреев потемнело в глазах от притеснений и жестоких указов греческих властей.

Среди прочего, власти обязывали написать на роге быка, что у сынов Израиля нет ни малейшей связи с Всевышним Израиля. Греки понимали, что пока сыны Израиля связаны верой с Творцом — их не одолеть. Эта вера, маленькой искоркой света прожигала все греческие планы духовного порабощения евреев. И потомки эллинов направили немыслимые усилия на то, чтобы эту искорку погасить.

Целью греков было установление власти тьмы. Источник света для сынов Израиля — это ощущение связи с Творцом. Поэтому завоевателям было так важно уничтожить эту связь.

"Зарубите себе на носу! Или хотя бы напишите на роге быка, — велели они, — нет у вас никакой связи с Всевышним!".

Теперь понятно, почему им было так важно осквернить чистое оливковое масло. Это для них было даже важнее золота и серебра. Чтобы не дать зажечь Менору, чтобы окончательно наступила полная темнота.

Но Хасмонеи раскусили замысел греков и уничтожили его светом Меноры.

Теперь вернемся к нашей фразе — «И было по прошествии двух лет».

Она намекает на Хануку, так как, образующие ее буквы — начальные буквы слов: «И во время, когда Йоханан одолел греков, нам было заповедано зажигать светильники восемь дней Хануки».

Свет ханукальных свечей намекает на веру в Творца и поэтому устанавливает завершение тьмы, окончание греческого галута.

Прошли годы, и греки, с их жестокими указами и с их глубокой тьмой, канули в небытие, оставив нам на память греческий салат, основной ингредиент которого — белый ноздреватый сыр.

 

на основе комментария рава Шалома Бергера из Мишкольц

(глава хасидской общины Мишкольц, Петах-Тиква, Израиль, наше время)

 

 

4. Что для одного заслуга, для другого — нарушение

 

Предыдущая недельная глава (Вайешев) завершается тем, что Йосеф разгадывает сны своих сокамерников. И все происходит точно так, как он предсказал: один амнистирован, другой казнен.

Йосеф просит амнистированного узника, при удачном стечении обстоятельств, замолвить за него словечко. Но тот, восстановленный в своей прежней должности при дворе фараона, быстро забывает о Йосефе, и Йосеф проводит в тюрьме еще два года.

Но вот, все начинает меняться. Как сказано: «И было по окончании дней двух лет, и фараону снится сон, что вот он стоит у реки» (Берешит, гл. 41, ст. 1).

Оценивая происшедшее с Йосефом, Учителя цитируют из Теилим (Псалмы царя Давида, гл. 40, ст. 5): «Счастлив муж, который Всевышнего сделал опорой своей и не обратился к надменным и лживым».

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 9) они, комментируя эту фразу, говорят, что «муж, который Всевышнего сделал опорой своей» — это Йосеф.

Однако далее написано: «И не обратился к надменным и лживым». Но ведь Йосеф как раз обратился к виночерпию с просьбой — «Когда пойдут дела твои в гору, тогда вспомни, что я был с тобой. Сделай милость и упомяни обо мне фараону. Может быть, ты сможешь вызволить меня отсюда» (Берешит, гл. 40, ст. 14). За эту просьбу, за это упование на помощь власть имущих, Йосефу и было добавлено два дополнительных года тюремного заключения.

Начало Мидраша как-то не очень состыковывается с его завершением. Сначала Йосеф — пример мужа, уповающего на Творца, главное в его мировоззрении — убежденная вера в Него. Но затем говорится, что он понадеялся на вельможу и был за это наказан.

Чтобы разобраться в этом, рассмотрим случай, произошедший с известным хасидским праведником раби Элимелехом из Лиженска (Польша, середина 18-го века).

Как-то в Рош hа-Шана раби Элимелех отправился на берег реки делать ташлих (подробнее об этом — см. в материалах, посвященных празднику Рош hа-Шана — в разделе «Праздники»). В конце, он по обычаю, вытряхнул свои карманы, что, как известно, символизирует освобождение от прегрешений. Вдруг он заметил, что один из его учеников, согнувшись, ходит по самому краю берега, внимательно глядя себе под ноги.

— Что ты там потерял? — окликнул его Элимелех.

— Я ищу твои прегрешения. Ведь то, что для тебя прегрешение, для меня — достижение!

Для полноты картины, приведем пример прегрешения раби.

Однажды после утренней молитвы ученики обратили внимание на то, что их раввин неважно выглядит. На вопрос «что произошло?», он ответил, что совершил прегрешение — разговаривал во время молитвы после слов «Благодарите Всевышнего», когда разговаривать уже нельзя.

С кем он разговаривал и о чем?

К нему подскочил один из прихожан синагоги и в сильном волнении сообщил, что у жены начались осложнения при родах, и она никак не может родить. Тогда раби Элимелех спросил имя роженицы и ее матери, чтобы помолиться о ней и о ее будущем ребенке.

— В таком случае, когда это не пустая болтовня, но речь идет о спасении жизней роженицы и ее ребенка, конечно же разрешено говорить, — в один голос воскликнули ученики.

Только это не убедило раби. И ученики продолжили искать оправдание. Вдруг одного из них осенило.

— По букве закона нельзя ничего говорить, кроме слов молитвы, после произнесения слов «Благословен Тот, по слову Которого...». А согласно традиции (нусаху) «сфарад», фрагмент, начинающийся словами «Благодарите Всевышнего» идет раньше этого. Значит, ты спросил об именах для молитвы, когда еще можно было разговаривать.

— Верно, но по традиции «ашкеназ» раньше произносят — «Благословен Тот, по слову Которого...».

— Но, ведь ты молишься по нусаху сфарад!

— Тем не менее. Молился я в ашкеназской синагоге, — не успокаивался Элимелех из Лиженска...

В этом состояло прегрешение ребе. Это показывает нам, насколько великим был он. Если у него такие прегрешения — каков же тогда уровень исполнения им заповедей?!

То же самое можно сказать и о Йосефе.

 

на основе комментария рава Исраэля-Ицхака Калиша из Ворки

(Польша, 1779-1848 гг.)

 

 

 

5. Кто-то успевает за день то, на что другому понадобится год

 

Написано в нашей недельной главе: «И было по окончании дней двух лет, и фараону снится сон, что вот он стоит у реки» (Берешит, гл. 41, ст. 1).

Слово «дней» здесь кажется лишним. И действительно — ведь всем известно, что годы состоят из дней. И что, если вышли все дни, составляющие двухлетие, то это означает, что завершились два года.

Что же делают «дни» во фразе, сообщающей о годах?

Для лучшего понимания рассмотрим фразу из Мишлей (Притчи царя Шломо, гл. 10, ст. 27): «Страх перед Всевышним прибавляет дни, а годы злодеев сократятся».

Таким образом, у человека богобоязненного, занимающегося Торой, заповедями и совершением добрых дел, духовный счет постоянно пополняется, и сумма на нем растет. Порой, ему и вовсе удается за один миг приобрести целый мир, или заработать за час столько, что другим не добиться и за годы.

Тал в Иерусалимском Талмуде (трактат Берахот) говорится, что раби Бон самоотверженно трудясь в течение 28-ми лет, достиг того, чего другие не в состоянии добиться за целый век.

Выходит, что у праведников дни превращаются в годы.

Иначе обстоят дела у злодеев. Они транжирят свои годы, тратят их впустую на сиюминутные удовольствия, не имеющие никакого смысла. Это о них сказано, что годы злодеев сократятся. И если судить по достижениям — их годы превращаются в дни. Ведь то, на что у них уходят годы, другие успевают за один день.

Именно это и сказано о фараоне — «И было по окончании дней двух лет». Когда закончились два года, выяснилось, что он использовал из них лишь несколько дней. Остальное пропало впустую.

Бывает, человек — вовсе не злодей. Он просто уснул. Вроде, внешне все выглядит, как прежде: молитва, учеба, заповеди. Но в духовном плане нет ни малейшего продвижения.

В этой ситуации нельзя оставаться сторонним наблюдателем. Необходимо вмешаться, необходимо будить его.

Представьте такую картину: царь спит в своих покоях, а его дворец объят пламенем. Вокруг спящего монарха собрались придворные и решают, как именно его будить и с чего начать побудку. Огонь подбирается все ближе, а они никак не могут прийти к консенсусу. И если среди придворных окажется мудрец, он громко крикнет, что главное — разбудить, а дальше уже царь сам сможет спастись.

Это относится к каждому из нас. Ведь каждый из нас, в некотором смысле — царь. Царь, который должен успеть спастись, до окончания дней...

 

на основе комментария рава Йосефа-Шломо КаанеманаАвтор текста Мордехай Вейц