Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «Микец»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 41, ст. 1 - гл. 44, ст. 17.Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: «И было по завершению двух лет, фараону снится сон...».
По завершению на иврите - микец.
Обсуждение главы
Микец1. Наслаждение или сон?
Наша недельная глава начинается словами: «И было по прошествии двух лет, и фараону снилось…» (Берешит, гл. 41, ст. 1).
Тему сна также затрагивает и царь Давид в одном из своих псалмов: «Когда возвратит Всевышний пленников Сиона, будем мы как во сне" (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 126, ст. 1).
Все соблазны и удовольствия материального мира подобны снам. Человек спит и видит сладкий сон. И так приятно и спокойно ему. Но пробуждение уже не столь сладко. Первые мгновения он еще пытается удержать стремительно тающий сон. Но вот у него остается лишь смутное ощущение утраты и горькое послевкусие.
В жизни человеку может повезти: он купается в роскоши, приобретает за деньги разнообразные наслаждения, и ему кажется, что так будет продолжаться вечно. Но приходит пора пробуждаться, и он остается ни с чем.
Очень приятно пить старое доброе вино, но похмелье приносит неприятнейшие ощущения.
Удовольствие, которое рано или поздно закончится — никакое не удовольствие. Ведь в тот момент, когда оно заканчивается, человек остается, как говорится, «на бобах» — у него уже абсолютно ничего нет.
Настоящее наслаждение длится вечно. А это возможно только в Грядущем мире.
Поэтому и сказано: «Когда возвратит Всевышний пленников Сиона, будем мы как во сне». Тогда земля наполнится знанием, и всем станет ясно, что удовольствия этого мира подобны снам. И мы — словно спим и видим сны.
Слово «микец», вынесенное в название нашей недельной главы означает — «пробуждение». А слово «шнатаим» (два года) из первой фразы главы — созвучно «шнато» (его сон).
Поэтому фразу «И было по прошествии двух лет» можно понимать и так: «в момент, когда человек пробуждается ото сна».
Теперь рассмотрим продолжение фрагмента — «и фараону снилось».
Гематрия (числовое значение) с наполнением (включая количество букв) слова «паро» (фараон) составляет 359. Точно такая же гематрия и у слова «Сатан».
Итак, Сатан, он же — йецер hа-ра (дурное начало) усыпляет человека, погружает его в дрему, увлекая удовольствиями и соблазнами.
Человеку кажется, что он наслаждается, но на самом деле он просто спит и видит сны, сгенерированные Сатаном. И как только проснется — от удовольствия не останется и следа. В реальности его ждет лишь сожаление о потерянных днях и годах.
Так может не стоит размениваться на пустышки, на картонные дурилки?
Просыпайтесь, просыпайтесь! — будит нас Тора. Она-то как раз может подарить вечное наслаждение.
на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
2. Скажи, что тебе снится, и я скажу, кто ты
Наша глава начинается с описания сновидений Паро (фараона, египетского царя). Как сказано: «И снилось фараону…» (Берешит, гл. 41, ст. 1).
Разбор и анализ сновидений занимают важное место в нашей традиции. Описания снов самых разных людей встречаются и в Письменной Торе, и в Танахе, и в Талмуде (в трактате Берахот, например, немало страниц посвящено объяснению сновидений).
Мы знаем о сне Яакова и снах фараона, до нас дошли описания сновидений Йосефа и царя Шломо, и даже вавилонского правителя Навуходнецара (в русской транскрипции — Навуходоносор). И все эти сны отличаются друг от друга, все они — разные.
Наш праотец Яаков видел во сне малахим (мн. ч. от слова «малах» — в условном переводе «ангел»). Фараону снились колосья, коровы разной упитанности. В сновидении Йосефа ему поклонились солнце, луна и звезды…
В трактате Берахот (лист 55) раби Шмуэль бар Нахмани (Эрец Исраэль, начало 4-го века) отмечает, что во сне человеку показывают то, что у него на сердце.
Ночью во сне человек видит то, о чем он думал днем, — разъясняет слова раби Шмуэля бар Нахмани в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).
Таким образом, малахим Яакова, свидетельствуют о его погруженности в духовность, в высшие сферы. А фараоновы коровы, тучные и худые, показывают — приземленность египетского правителя. Все его думы беспросветно сосредоточены только на материальном. Сильное стремление завладеть всеми богатствами земли и наполнило его сон коровами.
Но о чем размышлял в своем сердце Йосеф? Какими мечтами сгенерирован его сон?
В то время, когда люди поклонялись стихиям, Йосеф считал, что человек должен поставить их себе на службу. Ведь мир создан ради человека. Поэтому нужно не поклоняться солнцу, но — использовать его энергию.
Интересно, что люди лишь недавно додумались до того, о чем размышлял Йосеф тысячи лет назад, будучи подростком.
на основе комментария рава Шломо Хаймана
(глава йешивы «Тора ве-Даат», Литва – США, 1891-1944 гг.)
3. Показать и оповестить: в чем разница?
В нашей недельной главе читаем, как Йосеф растолковывает фараону сны о коровах и колосьях — «И сказал Йосеф фараону: У сна фараона одно значение. Возвестил Всевышний фараону, что Он собирается сделать» (Берешит, гл. 41, ст. 25).
Интересно, что, объясняя, о чем свидетельствуют увиденные фараоном во сне упитанные коровы, Йосеф выражение — «возвестил Всевышний». Когда же речь заходит о худосочных коровах, он говорит: «Всевышний показал» (там же, ст. 28).
Чем объясняется эта разница в выражениях?
Для ответа на этот вопрос обратимся к Мидрашу (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 53). В нем, в частности, сказано, что, Всевышний, если обещает что-то хорошее — никогда не отменит свое обещание, всегда исполнит то, что обещано, точно и сполна, несмотря ни на что. И — не передумает, как это свойственно людям. Ведь «Всевышний — не человек» (Бамидбар, гл. 23, ст. 19).
Если же Творец обещает несчастье, бедствие и т.п. — Он может и не реализовать угрозу, отменить ее осуществление.
Семь упитанных коров символизировали семь сытых лет. Это — добро. Значит, сообщив о нем, Творец этого уже не отменит. Поэтому Йосеф и использовал выражение «Всевышний возвестил». То о чем возвещают — не имеет обратного хода.
Семь коров худосочных коров, которых фараон увидел во сне — несут в себе сообщение о семи предстоящих голодных годах. Эту плохую новость Всевышний — «показал» фараону. Показал, что его ожидает, если все пойдет своим чередом. Но существует и возможность отмены или хотя бы облегчения сурового приговора. Поэтому Творец не возвещает, Он — показывает, предупреждает.
И действительно, в заслугу Яакова, спустившегося в Египет, голод там не продолжался, как было обещано, семь лет, но — прекратился намного раньше, лишь за два года.
Конечно же, в Торе — неспроста столь подробно описываются сны фараона и объяснение их Йосефом. Из этого нам следует заключить, что все эти ситуации со снами царя Египта содержат в себе глубочайшую Мудрость, ориентированную на всех людей, на каждого из нас. То есть — каждый, кто читает эти строки, должен почерпнуть из них Мудрость Творца и понять обращенный к нему важный посыл: перед тем как поставить человека перед серьезным испытанием, Всевышний дает ему все необходимое, чтобы он в этом испытании выстоял. Нужно только этим правильно распорядиться.
Войдя в хорошую, светлую полосу жизни — не расходуйте все полученное Свыше в одночасье, не транжирьте это впустую. Постарайтесь, хотя бы часть добра сберечь в своем сердце. Возможно, оно ниспослано вам для грядущих испытаний.
На это же намекает и фраза из Танаха — «В добрый день копи добро, и тогда в черный день узришь спасение» (Коэлет, гл. 7, ст. 14).
на основе комментариев рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
и
рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)
4. Не совет, а толкование сна
Никто не в состоянии растолковать фараону значение его снов. И только Йосеф дает ему исчерпывающее объяснение. И о тощих коровах, что с легкостью, не поперхнувшись, проглотили упитанных. И о полновесных, наливных колосьях, выросших на одном стебле. И о тонких, засохших колосьях, поднявшихся вслед за толстыми, и поглотившими их.
Все — к тому, — разъяснял Йосеф фараону его сны, — что после безграничного изобилия, которое продлится семь лет, на всей земле египетской наступят годы голода. И от прошлого достатка и сытости — не останется и следа.
И тут мы читаем: «И теперь нужно разыскать фараону человека, прозорливого и мудрого, и поставить его над Египтом» (Берешит, гл. 41, ст. 33).
Как это понимать? Йосефу было велено растолковать сны, а он перешел от толкований — к советам? Не слишком ли это большая дерзость с его стороны?
На самом деле Йосеф ни к чему не перешел. Он остался в рамках толкования.
И что же он подобным образом истолковывал?
То, что семь колосьев выросли на одном стебле (там же, ст. 5).
Можно понять, что тучные коровы и толстые колосья — символизируют годы сытости и изобилия. Можно догадаться, что тощие, худосочные коровы и тонкие колосья, битые ветром, обозначают неурожайные, голодные годы.
Но как, скажите, стебель связан — с «мудрым человеком», которого нужно поставить над Египтом?
В Талмуде (трактат Берахот, лист 56) говорится, что тот, кто увидел во сне стебель (на иврите — «кане»), удостоится мудрости. Как сказано: «Приобретай (в оригинале — «кена») мудрость» (Танах, Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 4, ст. 7).
Слова «кане» (стебель) и «кена» (приобретай) пишутся одинаково.
Поэтому Йосеф, услышав о стебле, несущем на себе семь колосьев — понял, что нужно искать мудрого человека, на уме и прозорливости которого будет держаться благополучие фараона и всего Египта.
на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
5. Йосеф — парнас Египта
Йосеф, анализируя сны фараона, предсказал тому семь лет изобилия и достатка. А вслед за ними — семь лет неурожая и голода. Да такого, что прошлый достаток будет казаться далеким сном.
Сны фараона не только предупреждали о грядущих бедствиях — они содержали и рекомендации, как справиться с бедой.
И Йосеф открыл египетскому правителю, что надлежит сделать. Нужно организовать хранение избытков зерна урожайных лет. Это позволит пережить голодные годы. И, конечно же — нужен человек, который будет руководить, контролировать и претворять в жизнь всю эту особую программу спасения египетского хозяйства.
«Нужно разыскать фараону человека прозорливого и мудрого и поставить его над Египтом» (Берешит, гл. 41, ст. 34), — объясняет план спасения Йосеф.
А что же фараон?
Он полностью со всем соглашается. Что же касается кандидатуры руководителя хозяйством, она не вызывает у него сомнения. Без малейших колебаний, фараон назначает на этот ответственный пост самого Йосефа.
Чем определен его выбор?
Все-таки Йосеф — человек новый в стране, бывший раб. Можно ли доверить ему столь ответственный пост? Да, сны он толкует великолепно. Но одно дело — разъяснить сон, и совсем другое — руководить хозяйством огромной страны.
Может, на эту должность следует назначить человека, не понаслышке знакомого с египетским хозяйством, государственного мужа, имеющего опыт управления?
Постараемся понять логику фараона.
В Талмуде (трактат Берахот, лист 55) говорится, что Всевышний оповещает о трех событиях: о грядущем голоде, об изобилии и о назначении парнаса (управляющего хозяйством страны).
Фараон лично убедился, что Йосеф был осведомлен и об объявленном изобилии и о приближающемся голоде. Наверняка и о третьем — о парнасе, ему тоже известно. Ведь Йосеф даже назвал качества, которыми парнас должен обладать. Это — мудрость и прозорливость.
Царь Египта видит, что Йосеф сполна наделен и мудростью и прозорливостью. Как написано: «И сказал фараон своим советникам: Найдем ли такого, мужа, в котором дух Всевышнего содержится? А Йосефу фараон сказал: Раз открыл тебе все это Творец, не найдем мы более прозорливого и мудрого, чем ты» (Берешит, гл. 41, ст. 38-39).
Выходит, именно Йосефу и быть парнасом. Йосефу и — никому другому.
Счастливый конец злоключений праведника. Только «хэппи энд» получился с горчинкой. Быть вторым человеком в политической иерархии мировой державы, конечно, почетно. Но подобает ли праведнику занимать место за спиной злодея и мерзавца, того, кто считал себя богом?
Впрочем, фараон только формально находился на первой позиции. На самом деле, все решал Йосеф, и реальная власть была у него.
Когда в страну прибыл отец Йосефа, наш праотец, праведный Яаков, фараон утратил даже свои формальные позиции.
Если присутствие или отсутствие фараона не делало погоды в Египте, никому от этого не становилось ни жарко, ни холодно — то прибытие Яакова моментально почувствовали все жители не только Египта, но и окрестностей. С его приходом прекратился голод. А Йосеф окончательно закрепил первенство за отцом. Как сказано: «И поставил его перед фараоном» (Берешит, гл. 47, ст. 7). «Перед» — значит, впереди.
на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;<
Автор текста Мордехай Вейц