Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «Микец»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 41, ст. 1 - гл. 44, ст. 17.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И было по завершению двух лет, фараону снится сон...».

По завершению на иврите — микец.

 

Обсуждение главы Микец

 

1. Конец тьме

 

Наша недельная глава начинается словами: «И было по прошествии двух лет…» (Берешит, гл. 41, ст. 1).

Слово «микец» (по прошествии или по окончанию), которое стало названием главы, состоит из букв мем, коф и цадик. С них начинаются слова — мамон (имущество), коль (голос) и цом (пост).

В молитве Мусаф Рош hа-Шана и Йом Кипура есть пиют (поэтический фрагмент) — «Унетане токеф», составленный раби Амноном из Майнца (Магенцы). В нем провозглашается великая святость дня (Рош hа-Шана и Йом Кипура). И там есть фраза — «Но раскаяние (тешува), молитва (тефила) и благотворительность (цедака) способны отменить самый суровый приговор».

Так вот, раскаянию соответствует пост, молитве — голос, а благотворительности — имущество (ведь не имея его, трудно выполнить заповедь о цедаке).

Теперь рассмотрим наши пары более детально.

1)      Имущество — благотворительность.

Написано в книге Хасидим, что порой, после того, как человек раскаялся в совершенном прегрешении и выполнил все требования процесса тешувы, у обвинителей все еще есть возможность продолжать обвинять его в духовных мирах. Но если он сделает пожертвование на благотворительные цели, этим он, как говорится, заткнет рот всем недоброжелателям, и обвинители оставят его в покое.

2)      Голос — молитва.

Сюда относятся изучение Торы, признание ошибок и нарушений (видуй) и т.п.

3)      Пост — раскаяние.

Человек сидит и изучает Тору. В какой-то момент он начинает чувствовать голод. Если он, невзирая на марш, исполняемый кишками, перебарывает себя и продолжает учебу (подчеркнем, что речь идет о здоровом человеке) — ему это засчитывается, как будто бы он постился.

Еще пример — человек едет на урок Торы в другой город, в другой район, и подолгу кружит в поисках парковки — если ему было присуждено Свыше изгнание (галут), то сейчас он его искупил.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 89) Учителя приводят фразу, соответствующую нашему фрагменту — «Поставил он тьме предел (в оригинале — кец)» (Танах, книга Иова, гл. 28, ст. 3).

Слово кец (предел) созвучно с названием нашей недельной главы. Оно состоит из букв коф и цадик, но буква мем в нем отсутствует.

Тьма символизирует галут. Значит, предел тьмы — это его окончание. Получается, что конец галута приближают коль (голос, то есть — молитва, изучение Торы) и цом (пост — тешува, раскаяние).

Что же с мамоном (имуществом)?

В Талмуде (трактат Санhедрин, лист 97) говорится, что накануне геулы люди сильно обеднеют, карманы опустеют, в них не будут водиться деньги. Поэтому и не идет речь об имуществе.

Гематрия (числовое значение) слова кец (конец) составляет 190. И египетское изгнание длилось на 190 лет меньше, чем должно было, потому что Всевышний положил конец (кец) тьме.

Мы верим, что благодаря нашей молитве (коль) и тешуве (цом), Всевышний положит конец (кец) и нашему изгнанию. Так что, геула наступит раньше назначенного срока.

 

на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(Хида; Эрец Исраэль,18-й век)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц