Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «МАСЕЙ»
Место в Торе:
Бамидбар, гл. 33, ст. 1 — конец книгиПочему она так называется?
По первой фразе, где сказано: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...» (гл. 33, ст. 1).
На иврите «этапы продвижения» — масаим, а если за этим словом следует дополнение (в данном случае это — «сынов Израиля»), оно принимает грамматическую форму масей.
Обсуждение главы Масей
1. Странствия в пустыне, северный ветер и нейтрализация преследователя
Наша недельная глава повествует о переходах сынов Израиля в пустыне. И начинается она словами: «Вот переходы сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1).
В Мидраше Танхума, в комментарии к этому фрагменту говорится, что и в шаббат, если нееврей преследует еврея — разрешено этого нееврея нейтрализовать, даже если для этого придется нарушить законы субботы. Потому что указание о спасении жизни еврея — «отодвигает» повеление соблюдать шаббат.
Это, безусловно — важный закон. Непонятно только, как он соотносится с нашим фрагментом о переходах сынов Израиля в пустыне. А ведь именно с ним его связывает Мидраш.
В Талмуде (трактат Йевамот, лист 71) сказано, что в пустыне евреи не делали обрезание. Там же приведены две возможные причины этого.
Обрезание могли не делать, потому что в пути сынам Израиля приходилось сталкиваться со многими трудностями. В то время, как обрезание, в определенной степени — и хирургическая операция, после которой необходим покой. А в дороге у человека нет возможности отдохнуть, как того требует послеоперационный период.
Вторая причина — в том, что в пустыне постоянно дул северный ветер, препятствующий заживлению раны.
Выходит, что реальная угроза здоровью может освободить от выполнения заповеди об обрезании. Ибо случаи, когда есть опасность, что человек физически пострадает, и надо позаботиться о сохранении жизни, это — «отодвигает» повеление делать обрезание.
Из содержания нашей недельной главы становится ясно, что не тяготы пути были причиной того, что евреев в пустыне не обрезали. Ведь сыны Израиля, как сказано, двигались не постоянно, но — переходами. То есть — покидая какое-то место, отправлялись в путь и, достигнув другого — располагались там станом. В этот момент и можно (и нужно) было сделать обрезание тем, кому это требовалось. Во время стоянки нет тягот пути, а, значит, казалось бы — нет ничего, что «отодвигало» бы повеление совершать обрезание.
Но не будем забывать о северном ветре, который постоянно дует в пустыне. И в пути, во время движения, и на стоянках. Поэтому повеление сохранять жизнь действовало и на стоянках.
По аналогии с этим, можно сказать, что и повеление защищать собственную жизнь — тоже «отодвигает» обязанность соблюдать законы шаббата. Поэтому и говорится в Мидраше, что в случае, если в шаббат нееврей преследует еврея — разрешено этого нееврея нейтрализовать.
на основе комментария рава Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)
2. Взгляд с разных позиций
В нашей недельной главе мы читаем: «И записал Моше по велению Всевышнего их отправления (в путь) и переходы. И вот их переходы и отправления» (Бамидбар, гл. 33, ст. 2).
Известно, что от перемены мест слагаемых, сумма — не меняется.
В нашем фрагменте явно наличествует перестановка, перемена мест.
Вначале написано — «отправления и переходы». А потом, тут же, в следующей фразе, наоборот — «переходы и отправления».
Возникает естественный вопрос: если эта «перемена», перестановки, ничего не меняет — для чего же тогда она нужна?
В тексты Торы, как мы уже знаем — предельно лаконичны. В них нет ничего лишнего. И если появляется, скажем, повтор или (как в нашем случае) — необъяснимая, как может показаться на первый взгляд, перестановка — нам следует «насторожиться». Понимая, что тут скрыт некий дополнительный, более глубокий смысл.
Какой же смысл несет в себе изменение порядка слов в нашем фрагменте?
Попытаемся выяснить это.
Возможно, все дело в словах «по велению Всевышнего»?
Моше, как следует из нашего фрагмента, описал переходы сынов Израиля по пустыне со слов Творца — еще до того, как оно состоялось в действительности. Поэтому он начал с отправлений, то есть — в хронологическом порядке.
Далее в Торе говорит о переходах, как о свершившемся факте. Это, как бы — взгляд, обращенный назад. Поэтому раньше упоминаются переходы, а потом — отправления в путь.
Немаловажную роль здесь играет и психологический фактор.
Сыны Израиля бежали из Египта в спешке. Они бежали из рабства, от каторжного труда, бессмысленного, жестокого и чрезвычайно изнурительного.
Переход за переходом — они отдалялись от страшной юдоли слез и мучений. Поэтому для сынов Израиля на первом месте упомянуты переходы — эти переходы, уводящие их все дальше и дальше от места, где они были рабами.
Что касается Моше — ему было важно достичь Эрец Исраэль (Земли Израиля). Это для него было самое главное.
Поэтому Моше «записал отправления в путь». Отправления, которые приближали к Израилю. Ведь только там возможно полноценное исполнение заповедей. Только через Тору и заповеди — лежит путь к истинной свободе…
на основе комментария рава Иегошуа из Кутны
(автор книги «Йешуот Малко», Польша, 1821-1893 гг.)
3. О каком переходе сынов Израиля Моше «забыл» написать?
В Торе описаны все перемещения сынов Израиля, начиная от Исхода из Египта и до вступления в Эрец Исраэль (на Землю Израиля). Наша глава так и называется — «Странствия» (переходы). В ней перечислены сорок два перехода, которые совершили евреи в пустыне за сорок лет пребывания там. Все это записал Моше. Как сказано: «И записал Моше их отправления в странствия по велению Всевышнего» (Бамидбар, гл. 33, ст. 2).
Среди перемещений, среди переходов с места на место, упомянутых в нашей главе — есть большие и малые, длительные, продолжительные и совсем короткие. Моше скрупулезно отметил каждое движение, каждый шаг в пустыне.
— Позвольте! — воскликнет пытливый читатель. — Но здесь нет самого главного, самого важного перехода! Где в нашей главе написано о прибытии в пустыню? Об этом сказано в другой книге Торы — «И прибыли в пустыню Синай и расположились напротив горы» (Шемот, гл. 19, ст. 2).
Говорится в Талмуде (трактат Берахот, лист 32), что слова, переданные Всевышним через пророка — «Но Я не забуду тебя» (книга пророка Йешаягу, гл. 49, ст. 15) — относятся к Синайскому откровению.
Так неужели, самое главное Моше и не записал?
Попробуем ответить на этот вопрос.
Список переходов, совершенных сынами Израиля, в какой-то мере, если так можно выразиться — «исторический документ», в котором увековечены былые события. Память о них Всевышний счел важным сохранить. И если бы не эта запись Моше — кто бы сейчас знал о Тарахе и Митке?
Но о даровании Торы на Синае сказано, что «это — жизнь наша» (второе благословение перед чтением вечерней молитвы Шма). Да и вообще, само существование нашего мира обусловлено Торой. Как написано: «Если бы не соблюдение Завета Моего (Торы) днем и ночью, небо и земля не существовали бы» (книга пророка Йермиягу, гл. 33, ст. 25).
Для чего Земля имеет форму шара?
Чтобы в то время, когда в одном полушарии наступает ночь, время отдыха и сна, в другом начинался день, и люди всех возрастов могут сесть за изучение Торы. Таким образом, мир ни на секунду, ни на мгновение не остается без Торы. Поэтому он, мир, и существует.
Напоминать о том, в чем состоит непременное условие бытия, конечно же — не обязательно…
на основе комментария рава Мордехая-Иегуды-Лейба Закса
(раввин района Зихрон Моше в Иерусалиме, главы йешивы «Бейт Звуль»)
4. Собрать искры
В нашей недельной главе говорится о переходах сынов Израиля по пустыне. Вот, например, об одном из них мы читаем: «И отправились в путь из Тахата, и расположились станом в Тарахе» (Бамидбар, гл. 33, ст. 27).
Что это за Тахат и Тарах?
Когда сыны Израиля исполняют Волю Творца — тогда они и выше всех. Как сказано: «И будет, если будешь исполнять Волю Всевышнего Твоего... то поставит Он тебя выше всех народов земли... И будешь только вверху и не будешь внизу» (Дварим, гл. 28, ст. 1, 13).
Если же не хотят евреи следовать указаниям Всевышнего — на этот случай предусмотрена иная ситуация. О ней написано: «Пришелец, который в среде твоей, возвысится над тобой выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже» (Дварим, гл. 28, ст. 43).
Итак, цель, Израиля, стремление его — жить по законам Творца, изучать Тору, совершать добрые дела, и тем самым — преобразовывать мир к лучшему. В результате различных духовных поломок, некоторые частицы, обладающие кедушой (в условном переводе — «святостью») оказались в плену у деструктивных сил, которые противостоят кедуше.
Освободить эти частицы, эти искры и вернуть их на прежнее место — вот наша задача.
288 таких частиц нуждаются в исправлении. А 320 из них — необходимо улучшить. Итого, в сумме получается 608. Что соответствует гематрии (числовому значению) слова «Тарах», записанного на иврите.
Написано: «И отправились в путь из Тахата» В переводе с иврита слово «тахат» означает — «нижний».
Таким образом, сыны Израиля, с нижней ступени своего духовного уровня, с Тахата, исполнением Воли Всевышнего, изучением Торы и добрыми делами — поднялись до Тараха и закрепились в нем (на этом уровне), расположившись там станом.
Теперь у деструктивных сил, разрушающих наш мир (их также называют «внешними») не будет возможности питаться от искр кедуши.
Только вот исправить все разом сынам Израиля тогда — не удалось. Исправление продолжалось долгие годы галута (рассеяния). Об этом мы читаем в нашем же фрагменте, где сказано: «И отправились из Тараха, и расположились в Митке» (Бамидбар, гл. 33, ст. 28).
Слово «Митка» созвучно слову «митук», то есть — «улучшение», «исправление».
Восхождение на новый духовный уровень, подъем на очередную высоту — высвобождает искры кедуши из плена. А вместе с ними, все большую и большую свободу обретает народ Израиля на своем пути к полному освобождению, к геуле.
на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
Автор текста Мордехай Вейц