Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «МАСЕЙ»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 33, ст. 1 — конец книги

 

Почему она так называется?

По первой фразе, где сказано: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...» (гл. 33, ст. 1).

На иврите «этапы продвижения» — масаим, а если за этим словом следует дополнение (в данном случае это — «сынов Израиля»), оно принимает грамматическую форму масей.

 

Обсуждение главы Масей

 

1. Чудеса в облаках

 

Нашу недельную главу открывают слова: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1).

Во время своих странствий по пустыне сыны Израиля удостоились множества чудес. Таких, как облачный столп и столп огня. Об этом читаем: «А Всевышний шел пред ними, днем в облачном столпе, чтобы направлять их в пути, а ночью — в огненном столпе, чтобы светить им, чтобы они могли идти днем и ночью» (Шемот, гл. 13, ст. 21).

Когда нужно было сделать перерыв в движении, облачный столп останавливался и опускался. И сразу начинали разбивать лагерь. Потом можно было отдохнуть.

Но вот, наступало время снова отправиться в путь. Тогда облака поднимались ввысь. Тут же сыны Израиля начинали сворачивать шатры, собирать и укладывать пожитки, навьючивать ослов. И когда последний из них заканчивал с погрузкой своих вещей, облака устремлялись вперед, и весь народ шел вслед за ними.

Облака, кроме прочего, следили за одеждой и обувью евреев в пустыне. Как сказано: «Платье твое не ветшало на тебе, и нога твоя не опухала вот уже 40 лет» (Дварим, гл. 8, ст. 4).

У евреев, которые родились в Египте, была обувь, в которой они вышли оттуда. Чинить ее или изготавливать новую — не было необходимости. Их сандалии не изнашивались, и если надо было — увеличивались в размере. Так продолжалось до самого вхождения в Эрец Исраэль. Как сказано: «И обувь не ветшала на твоей ноге» (Дварим, гл. 29, ст. 4).

Однако в пустыне рождались дети. И поскольку сапожников там не было, они, подрастая, оставались без обуви и ходили босыми. Обычно от такой ходьбы ноги распухают и образуются мозоли. Но за 40 лет ничего подобного не происходило. Об этом в Торе прямо написано: «И нога твоя не опухала вот уже 40 лет» (там же). 

В Танахе есть интересный, связанный с этим отрывок. В нем читаем: «И будет: в каждое новомесячье (на иврите — рош ходеш) и в каждую субботу приходить будет всякая плоть, чтобы преклониться предо Мной, – сказал Всевышний» (книга пророка Йешаягу, гл. 66, ст. 23).

Но разве Иерусалим может вместить «всякую плоть»?

В будущем, Иерусалим разрастется, как сказано в Мидраше Псикта Рабати, до размеров Эрец Исраэль. И евреи со всего мира в шаббат и в рош ходеш  будут собираться в Иерусалиме.

Но как? Ведь в субботу запрещено ездить и летать.

Запрещено летать самолетом, а на облаках летать разрешается. В будущем евреев со всего мира в Иерусалимский Храм будут доставлять облака...

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

 

2. Когда скрыто преступление — скрыто и избавление

 

Написано в нашей недельной главе: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1).

Переходы по пустыне, открывшие начальный этап еврейской истории, оказались знамением времени на многие последующие периоды. 40 лет в пустыне были серьезным испытанием, они закалили народ и подготовили его к бедствиям и несчастьям, которые обрушатся на него в будущем.

После возвращения в Эрец Исраэль началась оседлая жизнь. Но спокойные годы были подточены злодеяниями и преступлениями.

Земля Израиля — не географическое понятие, не точка на карте. Она наделена особой духовностью — только соблюдая заповеди Всевышнего на ней можно жить. А за нарушения она исторгает своих жителей.

Когда чаша терпения переполнилась, был разрушен Храм — сыны Израиля с насиженных мест отправились в изгнание. Впрочем, срок его окончания был известен заранее. По истечении его, евреи возвратились на свою родину и отстроили Второй Храм.

В Талмуде (трактат Йома, лист 9) сказано, что в ситуации, когда не пытаются скрыть преступление — открыто и наказание. То есть — сроки его. А значит, известно и время избавления.

Когда же преступление тщательно скрывают — то и длительность наказания нельзя узнать, и никто не ведает, когда закончится галут (изгнание) и наступит геула (освобождение).

Преступления евреев во времена Первого Храма были на поверхности — идолопоклонство, разврат и убийства. Люди отдавали себе отчет в том, что сделали, и особо ничего не пытались скрывать. Поэтому и продолжительность наказания четко была обозначена пророком — «Так сказал Всевышний: когда исполнится 70 лет Вавилону, вспомню Я о вас и исполню для вас доброе слово Мое о возвращении вас на это место» (Танах, книга пророка Йермиягу, гл. 29, ст. 10).

Итак, на месте Первого Храма был возведен Второй Храм. Но со временем евреи снова стали совершать преступления. На этот раз это была беспричинная ненависть. Она спрятана глубоко в сердце, и на поверку — ее не так просто распознать. Как сказано: «Язык их — стрела заостренная, говорит коварно. Устами своими мирно говорят с ближним своим, а в сердце готовят ему засаду» (книга пророка Йермиягу, гл. 9, ст. 7).

Внешне все выглядело благопристойно. Люди вежливо здоровались, поздравляли друг друга, желали добра, благодарили, улыбались... А в глубине души — проклинали.

Обычно ненависть не торопятся показывать, предпочитают, чтобы она была невидна. Поэтому, сроки галута, наступившего в качестве наказания — скрыты от нас. И никто не знает, когда именно завершится изгнание и придет избавление.

Единственное, что известно абсолютно точно, так это то, что от ненависти необходимо избавиться. Без этого геула — не наступит.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

 

3. Источник бед — в пустыне

 

Написано в нашей недельной главе: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1).

Пребывание сынов Израиля в пустыне растянулось на долгие 40 лет. Это было связано с тем, что там находился источник духовной нечистоты.

Впрочем, и сейчас он на том же месте. Евреи вели с ним длительную духовную войну, исправляли то, что можно было наладить.

На этой войне обе стороны несли потери. Сынам Израиля, хоть и не удалось полностью одолеть врага, но они все же в значительной мере смогли ослабить его, подорвать его мощь.

Вышедшим из Египта евреям понадобилось 40 лет духовной борьбы, чтобы получить возможность войти в Эрец Исраэль. Они 40 лет слушали наставления из уст Моше, двигались вперед и духовно росли. А восхождение в духовном уровне человека — автоматически ведет к закату разрушительных идей и поражению деструктивных сил.

Пройдя через 42 отметки, наши предки дали нам возможность одерживать верх в час беды. Внимательно, вдумчиво и осознанно читая главу о пребывании наших предков в пустыне — человек в значимой степени ослабляет силы нечистоты и создает защиту от них. Причем, важно прочесть обо всех42-х переходах без остановки, не прерываясь.

В некоторых общинах есть обычай читать эту главу накануне Песаха.

Раби Авраам Саба (автор труда «Црор hа-Мор»; Испания, Марокко, Турция, Италия, 1440-1508 гг.) жил в Испании в период, когда был издан жестокий указ об изгнании евреев из страны. Тогда 300 тысяч сынов Израиля вынуждены были бежать заграницу. А тех, что остались, заставили принять христианство. Большинство сделали это только для вида, но за закрытыми дверями своих домов, и за опущенными ставнями — старались соблюдать еврейские заповеди и обычаи.

Инквизиция нещадно охотилась на них, и где-то половину насильно крещенных позднее обвинили в тайном соблюдении законов Торы и сожгли на кострах.

Раби Авраам с другими евреями, со своей женой и детьми бежал в Португалию. Но и в Португалии не удалось надолго осесть. Вскоре, там тоже издали указ, аналогичный испанскому.

Раби Авраам оказался в Италии. Но и там для него не нашлось пристанища. Он продолжил свой путь на север — в Швецию и Норвегию.

В этих скитаниях он изведал лишь горечь лишений и потерь. Его жена умерла, не выдержав тягот пути, а детей похитили. Сам Авраам Саба бежал в Турцию, а оттуда перебрался в Египет. Там он остался в одной рубашке, без средств к существованию. И если бы ни помощь местных евреев, он бы ни выжил.

Немного придя в себя, он написал главный труд своей жизни, книгу Црор hа-Мор — сборник комментариев к недельным главам Торы.

Дойдя до недельной главы Масей, он написал, что обрел утешение, глубоко изучая описание переходов сынов Израиля по пустыне. Ведь если они после стольких скитаний добрались до заветной Эрец Исраэль — значит, и у каждого еврея есть возможность, преодолев все беды и несчастья, достичь избавления...

 

на основе комментария рава Авраама Сабы

(автор труда «Црор hа-Мор»; Испания, Марокко, Турция, Италия, 1440-1508 гг.)

 

 

 

4. Запрет на возвращение в Египет

 

В нашей недельной главе описан подробный маршрут переходов еврейского народа по дороге из Египта в Эрец Исраэль. И мы читаем: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта... И Моше записал названия мест, из которых они отправлялись в походы по велению Всевышнего» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1-2).

Всевышний, выведя Свой народ из Египта, запретил туда возвращаться. Этот запрет трижды упоминается в Торе. Сначала в книге Шемот — «Точно так, как видели вы Египет сегодня, больше никогда его не увидите» (гл. 14, ст. 13). Потом — дважды в книге Дварим: «Вы более не возвратитесь этим путем» (гл. 17, ст. 16) и «И не возвращает народ в Египет» (там же).

Таким образом, мы видим, что еврею запрещено возвращаться в Египет, находиться там даже короткое время и уж тем более — постоянно жить.

Но у нас, что называется, перед глазами — история Рамбама (раби Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век). Он последние 30 лет своей жизни прожил в Египте.

Как это можно объяснить?

Рамбам родился в испанской Кордове. Его семье пришлось спасаться оттуда, и после нескольких лет скитаний они оказались в марокканском городе Фесе.

Это место славилось прочными традициями еврейской учености. Но тогда оно попало под власть исламских фанатиков. И Рамбаму пришлось выдавать себя за мусульманина. Когда же обман вскрылся, его хотели убить, но в последний момент ему удалось бежать в Эрец Исраэль.

Очень скоро выяснилось, что правление крестоносцев, под властью которых находился в те годы Израиль, делает жизнь евреев невыносимой.

Рамбам оказывается в Египте. Вскоре султан Саладин разбивает крестоносцев. Он впечатляется способностями Рамбама во врачевании и делает его своим личным врачом. После смерти Саладина Рамбам «достается» наследнику престола. Он не в состоянии покинуть Египет — ни явно, ни тайно. Ибо власти предупредили, что на следующий же день после его побега, вся еврейская община будет уничтожена.

Присутствие Рамбама в Египте, кстати сказать, не только стало залогом существования местной еврейской общины, но — и способствовало ее материальному процветанию. Более того. Власти строго следили, чтобы евреи не подвергалась нападкам и гонениям. Никто не препятствовал им, когда они занимались ремеслами и велии финансовую деятельность.

Кроме того, Рамбам активно действовал и в плане духовной защиты местных евреев. Дело в том, что в Египте тогда находились в большом количестве караимы. И они очень старались переманить к себе евреев. Нужно отметить, что поначалу им сопутствовал успех — сотни и даже тысячи евреев примкнули к их секте, оставив Учение отцов. Рамбаму удалось положить этому конец. Своим приездом он вдохнул свежую струю в местную еврейскую жизнь, невероятно укрепив ее.

Внук Рамбама, Давид, рассказывал, что дедушка признавал за собой нарушение запретов Торы о возвращения в Египет. Он даже подписывал письма словами — «ежедневно нарушающий три запрета Торы». Но мы знаем, что он делал это вынуждено, чтобы не подвергать опасности местную еврейскую общину.

Как обстоят дела с запретом на возвращение в Египет в наши дни?

Нужно отметить, что этот запрет имеет силу только в ситуации, когда еврей попадает в Египет с территории Израиля. Если же он постоянно живет в другой стране — ему въезд в Египет не запрещен.

И еще. Моше неспроста отметил каждый пункт, через который проходили сыны Израиля. Именно этим маршрутом (в обратном направлении) запрещено возвращаться в Египет.

 

на основе комментария рава Йосефа Шауля Натанзона

(автор книги «Диврей Шауль», Польша, Украина, 1808-1875 гг.)

 

 

5. Стараться не покидать Израиль

 

Исход сынов Израиля из Египта был подробно задокументирован. В Торе читаем: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта... И Моше записал названия мест, из которых они отправлялись в походы по велению Всевышнего» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1-2).

В Торе подчеркивается, что все остановки и отправления в поход были «по велению Всевышнего». Но ведь все, что написано в Торе, происходило по велению Всевышнего. Так зачем же здесь особо это подчеркивать?

Обычно, если человек отправляется из Израиля заграницу — там его богобоязненность ослабевает. Потому что на чужбине земля нечиста и воздух (в духовном плане) — не чисты.

Земля Израиля и ее окрестности не случайно изобилуют морями, реками, озерами и природными водными источниками. Дело в том, что, прежде, чем ступить на Землю Израиля, необходимо духовно очиститься, окунувшись в микву.

Заграничная поездка, как правило, сопряжена с понижением духовного уровня человека. Ведь в диаспоре гораздо труднее соблюдать заповеди. Да и соблюдение их там не будет полноценным.

Соблюдение шаббата заграницей сопряжено с определенными трудностями, с необходимостью всяческих послаблений. Уровень кашрута в диаспоре уступает принятым в Израиле стандартам. Поэтому там не редкость употребление нееврейского хлеба и молока. Порой не хватает продуктов, чтобы обеспечить все три субботние трапезы, бывают перебои с кашерным вином и мясом. Далеко не всегда удается найти поблизости микву.

И все это — не считая факта, что дальняя дорога и жизнь вне родных стен очень ослабляют человека физически и духовно. Поэтому, прежде, чем отправляться в длительную заграничную поездку, необходимо все хорошенько взвесить.

О переходах сынов Израиля по пустыне сказано, что они регламентировались «велениями Всевышнего». Отправляясь в походы, евреи шагу не делали без Воли на то Творца.

Сопоставлять каждое свое действие с желанием Всевышнего — очень полезная привычка не только за пределами Эрец Исраэль, но и внутри Израиля.

Если все идет как надо — Всевышний пребывает в общине сынов Израиля. А в этом случае можно рассчитывать на чудеса, подобные тем, что сопровождали евреев во время их переходов по пустыне...

 

Автор текста Мордехай Вейц