Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «Лех Леха»
Место в Торе: Книга Берешит, гл. 12, ст. 1 - гл. 17, ст. 27.
Почему она так называется?
В первой фразе главы говорится: “И сказал Всевышний Аврааму - уйди из страны своей...”.
Уйди на иврите - лех леха.
Обсуждение главы Лех Леха
В нашей недельной главе читаем, что Всевышний велит Аврааму покинуть родные края и отправиться в неведомые земли. За это Он обещает Аврааму — «И Я сделаю тебя великим народом. Я благословлю тебя, и возрастет твое имя. И станешь ты благословением» (Берешит, гл. 12, ст. 2).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии к этому фрагменту пишет, что странствия влекут за собой три последствия: идут во вред продолжению рода, богатству и доброму имени (дословно: уменьшают имя). Поэтому Авраам нуждался в этих трех благословениях. И Всевышний дал ему обещание о сыновьях, богатстве и имени.
В конце этой фразы сказано, что Авраам — сам станет благословением.
Как это понимать?
Ответ на этот вопрос находим в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 11).
Отныне благословения вверены тебе, — говорит Творец. — Я вложил их в руку твою. До сего времени они были в Моей руке: Я благословил Адама и Ноаха. Отныне же ты благословишь, кого пожелаешь.
Итак, Творец призывает Авраама отправиться в путь. В другом Мидраше (Ялкут Шимони на гл. Лех Леха, п. 63) уточняется, что Всевышний сказал Аврааму — «Иди за Мной. И Я сделаю тебя главным коэном, подобным Адаму. Как написано: «И Я сделаю тебя великим народом (в оригинале — гой гадоль)». Выражение «гой гадоль» (великий народ) может означать и — «коэн гадоль» (главный коэн).
Остается выяснить, почему странствия идут во вред доброму имени, и какое отношение ко всему этому имеет коэн гадоль.
В Иерусалимском Талмуде говорится, что произносить полное имя Всевышнего обучали только тех, кто никогда не жил за чужой счет, не зависел от других, от их щедрот и добродетели.
В Вавилонском Талмуде (трактат Мегила, лист 27) Учителя задаются вопросом: что означает выражение «байт гадоль» (большой дом)?
И приходят к выводу, что оно намекает на место, в котором «выращивают» молитву. Это следует из произошедшего с Элишей (Танах, вторая книга Мелахим — Царей, гл. 8, ст. 4).
То, что произошло с Элишей, интересует не только нас, но даже царя. Как сказано: «Царь тогда говорил с Гэйхази, помощником пророка Всевышнего, и так он сказал: Расскажи мне теперь обо всех великих (в оригинале — гдолот; мн. число женского рода от слова «гадоль») чудесах, которые совершил Элиша».
Элиша, как известно — все свои великие чудеса совершил с помощью молитвы.
Позвольте, но откуда это известно?
Из Талмуда. Там (трактат Берахот, лист 10) Элиша приводится в пример, как человек, который воспользовался чужой добротой. Так прямо и сказано: «Желаешь использовать доброту других людей — делай это, как Элиша».
Но, если ты не хочешь зависеть от других — бери пример с пророка Шмуэля.
Одна состоятельная женщина выделила для Элиши (по своей инициативе, он у нее ничего не просил) небольшую комнатку в своем доме, и обставила ее необходимой мебелью. Там были кровать, стул, стол, а на столе — светильник.
О Шмуэле же сказано: «А возвращался он в Раму, так как там был его дом» (Танах, первая книга Шмуэля, гл. 7, ст. 17).
Учителя объясняют, что Шмуэль, когда отправлялся в путь — брал с собой все необходимое, чтобы не нужно было прибегать к помощи других людей. И куда бы ни пришел, он чувствовал себя, как дома. Ему не нужно было искать, кто пустит его на ночлег и накормит, при нем был шатер, со всей необходимой утварью и продуктами.
Итак, Элиша пользовался гостеприимством женщины, которая предоставила ему кровать и стол. Поэтому он не мог использовать особое Имя Всевышнего для совершения чудес. А значит, он творил чудеса силой молитвы.
Теперь вернемся к Аврааму. Мы оставили его перед тем, как он отправится в путь. Сейчас нам стала понятна природа и смысл разговоров об уменьшении достатка и имени, как следствия дорожных приключений.
Во время странствий расходы растут, и человек вынужден пользоваться услугами других людей. Значит, его имущество тает, и он лишается возможности изучить, понять и использовать Имя Всевышнего — Имя для него как бы уменьшается.
Творец благословил Авраама
богатством, чтобы ему в дороге не пришлось искать чужое гостеприимство.
Следовательно, Авраам — не утратит доступ к особому Имени Всевышнего. Наоборот,
возможности, связанные с этим именем, для него только возрастут. Авраам станет
благословением и сможет благословлять, подобно главному коэну.
на основе комментария Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.)
Свое повеление Аврааму покинуть отчий дом Всевышний подкрепляет обещанием берахи (благословения) и награды. Об этом читаем: «И Я сделаю тебя великим народом. Я благословлю тебя, и возвеличится твое имя» (Берешит, гл. 12, ст. 2).
Здесь мы видим даже не одно обещание, а целых три: «сделаю великим народом», «благословлю» и «возвеличится имя».
Возникает вопрос: почему именно такую награду приготовил Всевышний для Авраама?
Попытаемся в этом разобраться.
Прежде всего, отмечу, что Авраам провозгласил Творца Царем мира.
В главе Хаей Сара описывается, как Авраам берет клятву у своего слуги Элиэзера — «И заклинаю тебя Всевышним, Творцом Небес и Творцом земли» (Берешит, гл. 24, ст. 3).
Авраам распространил среди людей знание о том, что Всевышний создал небо и землю, и управляет миром. Таким образом, он как бы короновал Творца на царство над Вселенной.
Этот факт получил особое отражение в Талмуде (трактат Берахот, лист 40). Там сказано, что благословение не считается таковым, если в нем не упомянута Царская Власть Всевышнего.
Но, ведь в молитве Шмоне Эсре, в первом благословении — нет ни слова о Царе. Как такое может быть?
На этот вопрос отвечают Учителя эпохи Тосафот (Франция, Германия, 12-13 вв.). Они пишут, что слова «Всевышний Авраама» в благословении — равнозначны упоминанию о Царской Власти. Ведь именно Авраам открыл человечеству правду об истинном Царе мира.
— Ты возвестил людям о Моем царстве, — сказал Творец Аврааму, — ты объяснил им, что Я один и един. За это Я сделаю тебя «великим народом».
Второе обещание Аврааму — «благословлю».
Получить бераху (благословение), конечно, всегда приятно, но все же — разберемся с причиной.
Недельная глава Ноах завершается фразой — «И умер Терах в Харане» (Берешит, гл. 11, ст. 32).
В слове «Харан» буква «нун» — перевернута. Это свидетельствует, — разъясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — что до Авраама в мире ощущался Гнев (харон) Всевышнего. Авраам же сумел, если можно так выразиться — смягчить Творца.
Понятно, что все время, пока господствовал Гнев, ни о каком благословении не могло быть и речи. Когда же благодаря Аврааму, вместо Гнева, в мир сошла бераха — в ней была весомая доля заслуги Авраама. Поэтому Всевышний счел, что Авраам достоин персонального благословения.
И, наконец — возвеличивание имени.
Правитель крупнейшей мировой империи Нимрод активно насаждал языческие идеи, среди которых было и утверждение о божественности его самого.
Авраам посрамил Нимрода и его имя, а заодно — и все идолопоклонство. Этим он возвеличил Имя единого Всевышнего.
Тогда Всевышний и возвеличил имя Авраама.
Из сказанного здесь — видим, что
все награды, которых удостоился Авраам, в точности соответствовали его заслугам.
на основе комментария раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
3. Галут будет запечатан добрыми делами
Из содержания нашей недельной главы мы узнаем об обещаниях, которые Всевышний дал Аврааму. Как сказано: «И Я сделаю тебя великим народом. Я благословлю тебя, и возвеличу твое имя. И станешь ты благословением» (Берешит, гл. 12, ст. 2).
В Талмуде (трактат Песахим, лист 117) Учителя обращают внимание, что эти обещания соответствуют структуре первого благословения в нашей центральной молитве Шмоне Эсре.
И действительно. Обещание «И Я сделаю тебя великим народом» — содержится в словах «Всевышний Ицхака».
«И возвеличу имя твое» — соответствует словам «Всевышний Авраама».
«И благословлю тебя» — соотносится с выражением «Всевышний Яакова».
Чтобы никто не мог предположить, что благословение нужно завершить, называя всех праотцов — Творец добавил: «И быть тебе благословением». То есть — «завершают тобой, твоим именем (Авраам)».
Известно, что наши праотцы — три основы, на которых держится мир.
Авраам олицетворяет хесед (доброту и милосердие).
Ицхаку соответствует служение и молитва.
Яакова можно соотнести с Торой.
Теперь вернемся к фразе о завершении благословения.
В оригинале в ней упомянута печать. Слова о завершении имеют и аллегорический смысл. Их можно соотнести и с окончанием галута (изгнания). За тысячелетия испытаний, через которые бредут в галуте сыны Израиля — пропало служение (Храм до сих пор не восстановлен). И по молитве в последнее время нанесен тяжелый удар.
У кого сейчас — правильная кавана (молитвенная сосредоточенность)?
Многие синагоги закрыты, молящиеся вытеснены из комфортных молитвенных домов во дворы и на улицы, совершенно не приспособленные для общественных молитв.
Основа Торы не исчезла, но — «подточена». Люди стали более ориентированными на материальность.
Куда делась прежняя духовность? Где те тонко чувствующие натуры?
Единственное, что осталось на своем месте, практически не претерпев изменений, это — милосердие. Оно и будет завершающей печатью, запечатывающей этот тяжелейший галут, прежде, чем оставить его в прошлом.
Таким образом, изгнание завершится в заслугу хеседа — добрых дел.
В молитве есть и такая фраза: «Да будет Твоя Воля... чтобы в скорости, еще в наши дни, был отстроен Бейт hа-Микдаш (Иерусалимский Храм). И дай нам удел в Твоей Торе».
Возникает вопрос: какая связь между восстановлением Храма и уделом в Торе?
Все время, пока у нас нет Бейт hа-Микдаша — отсутствует полноценное служение Творцу, и Торы нам тоже недостает.
Поэтому мы и просим, чтобы как
можно скорее, уже в наши дни, был отстроен Храм. Ведь если наша просьба будет
удовлетворен — «в нем (в Храме) мы будем Тебе служить» и удостоимся «удела в
Торе».
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
4. Хочешь добиться почета и уважения — будь скромным
Написано в нашей недельной главе: «И Я сделаю тебя великим народом. Я благословлю тебя, и возвеличу твое имя. И станешь ты благословением» (Берешит, гл. 12, ст. 2).
Если кто-то спрашивает, насколько богат некий человек — обычно отвечают, что у него столько-то тысяч монет.
И если уж хотят произвести особое впечатление — могут еще и добавить, что у него есть слуга.
Впрочем, когда такой вопрос задают по поводу князя или графа, тут уж никто не станет упоминать какие-то жалкие тысячи монет. В таких случаях, скорее всего, скажут, что у него два замка и четыре деревни.
Но, что ответить, если интересуются царем?
Ведь не о количестве замков и уж тем более, деревень, хотят навести справки. Тут речь пойдет о том, сколько стран и какие земли ему подвластны.
Ну, а если мы говорим о Царе царей, Властелине Вселенной — что сказать о Нем?
Лишь то, что в Его подчинении — тысячи и миллионы миров, в каждом из которых, пылинка не упадет, если нет на то Его Воли?
Но нет, Его характеризуют иначе.
О нем говорят, что Он — «Всевышний Авраама».
Можно ли на этом основании судить о Его величие?
Сложный вопрос. Тут, скорее можно сказать о величии Авраама. При том, что сам Авраам сказал о себе: «Я — прах и пепел» (Берешит, гл. 18, ст. 27).
Таким образом, если человек хочет что-то собой представлять, ему в первую очередь необходимо поучиться у Авраама скромности.
Однако люди, к сожалению, чаще берут пример с Нимрода — правителя, который пытался себя обожествить.
Как- то раз к раву Хаиму Каневскому (Бней Брак, наше время) пришел один еврей и стал задавать разные вопросы.
Когда раввин на все дал ему ответы, тот заявил, что у него есть еще один — самый важный.
— Пожалуйста, задавай! — сказал ему рав Хаим.
— Последнее время, — заговорил посетитель, — ко мне по ночам стал приходить пророк Элиягу. Он обучает меня разным интересным вещам. Что вы можете мне пожелать, в связи с этим?
— Скорейшего выздоровления!
на основе комментария Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге Оѓель Яаков; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
5. Испытание чувств
Авраам, по слову Всевышнего отправляется в путь. Об этом в нашей недельной главе читаем: «И пошел Авраам, как велел ему Всевышний, и Лот отправился вместе с ним. А Аврааму было тогда семьдесят пять лет» (Берешит, гл. 12, ст. 4).
Оставить родные края и пойти в неизвестность, куда направит Творец — в этом заключалось одно из десяти испытаний Авраама, и он с честью его выдержал.
Впрочем, нужно еще понять, в чем состояла заслуга Авраама. Ведь на его месте любой человек, мало-мальски обладающий соображением, услышав приказ отправиться в путь непосредственно от самого Всевышнего — вложил бы всю душу в выполнение этого повеления. И исполнил бы все в точности и в мельчайших деталях.
Тогда в чем же заслуга Авраама?
Очевидно, что Авраам удостоился награды и похвалы не за послушание.
Когда человек удостаивается личного обращения к нему Творца Вселенной, в нем созревает ни с чем несравнимое чувство воодушевления. Но со временем оно начинает ослабевать. Выходит, испытание Авраама заключалось не столько в послушании, сколько в сохранении изначального чувства.
Иными словами, от человека требуется, чтобы он изо дня в день не просто шел в направлении, указанном ему Всевышним, но — с ощущением, будто Творец обращается к нему каждую минуту.
Сохранить свежесть чувств — непросто. Порой самая большая, невероятная, неземная любовь между мужем и женой, через год-другой совместной жизни теряет романтический ореол, и их взаимоотношения становятся обыденными.
Авраам с честью выдержал это испытание. В первую же минуту, когда ему открылся Всевышний, его наполнило невероятно сильное желание исполнять Волю Творца, познавать Его, прилепиться к Нему. И эту страсть, это влечение, Авраам берег до конца своих дней. Отдаваясь ему всем своим естеством, как в ту незабываемую самую первую минуту.
Неcпроста в тексте Торы к выражению «И пошел Авраам» добавляются слова — «как велел ему Всевышний».
Спустя годы после того, как Аврааму открылся Всевышний, он испытывал то же чувство, которое испытал, когда Творец говорил с ним лицом к лицу.
Итак, «Авраам пошел — как велел Всевышний». И вместе с ним отправился в путь и его племянник Лот.
В иврите — два способа передачи мысли, что кто-то отправился в путь вместе с кем-то.
Если сказано «имо» (вместе с ним) — это означает, что люди идут не только одной дорогой, но и цель у них общая.
Если используется выражение «ито» (вместе с ним) — люди, хоть и идут вроде бы вместе, но у каждого своя цель, свои планы.
В оригинале рассматриваемой нами фразы употреблено слово «ито». И нам понятно, что Лот лишь «номинально» шел рядом с Авраамом, но чувства и мысли у него были совершенно иные.
В нашей фразе указывается возраст Авраама — 75 лет.
Авраам к тому времени уже был, в общем-то, немолодым человеком. И его племянник Лот считал себя его единственным наследником (тогда у Авраама еще не было детей). А наследство было немалым — Авраам сумел сколотить весьма приличное состояние.
Таким образом, Лот шел вместе с Авраамом с мыслями о богатом наследстве.
По одной дороге, вместе, шли два
человека — пожилой и молодой. Авраам с каждым шагом стремился стать ближе
Всевышнему. А Лот надеялся приблизить получение наследства.
на основе комментария Мальбима
(рав Меир Лейбуш бен Иехиель-Михл, 19-й век)
Автор текста Мордехай Вейц