Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «КОРАХ»
Место в Торе: Бамидбар, гл. 16, ст. 1 — гл. 18, ст. 32.
Почему она так называется?
По имени в первой фразе главы: «И взял Корах, сын Ицѓара, сына Кеѓата, сына Леви…».
Обсуждение главы «Корах»
Из содержания нашей недельной главы узнаем, что Моше предложил соратникам Кораха, претендующим на статус главного коэна (на иврите — коэн гадоль), пройти тест на соответствие должности. Об этом читаем: «Вот, что сделайте: возьмите себе угольницы, Корах и вся его община...» (Бамидбар, гл. 16, ст. 6).
В Мидраше Танхума (раздел 5) раскрываются некоторые дополнительные детали.
Моше сказал, что у язычников — много различных направлений, много видов идолопоклонства и множество капищ. У нас же, евреев, есть только один Всевышний, один Храм, один мизбеах (в условном переводе — «жертвенник»), одна Тора и один коэн гадоль. И вы, 250 человек, требуете себе статус главного коэна. Знаете, что? Я тоже его хочу!
Это заявление Моше выглядит очень странным. Разве Моше мог претендовать на роль главного коэна, зная, что Всевышний избрал для этого Аарона?
Нужно понять истинный смысл, содержащийся в словах Моше.
Корах с товарищами черной завистью завидовали Аарону, что именно его Всевышний избрал для самого святого, самого возвышенного служения в Храме.
Они изъявили желание самим совершать это особое служение в Храме. И действительно. Почему их лишили возможности осуществлять группу заповедей, которые относятся только к коэнам?
Моше ответил на это, что и ему не заповедано выполнять заповеди, связанные со служением коэнов. Но душа его жаждет их.
Всевышний читает в сердцах людей. Видя, как сильны устремления души Моше, Он засчитывает ему, будто бы тот эти заповеди выполнил.
Говоря — «Я тоже хочу быть главным коэном», Моше советует компании Кораха — «Вместо того, чтобы ненавидеть Аарона и пытаться занять его место, лучше продемонстрируйте Всевышнему жгучее желание исполнить то, что Он заповедал коэнам, и тогда Творец засчитает вам, будто вы их реально исполнили. А ненавистью вы ничего не добьетесь».
Этот совет Моше актуален во все времена.
Если в духовной сфере вы кому-то
завидуете и мечтаете занять его место — вместо этого, обратитесь к Всевышнему с
искренней просьбой дать вам возможность выполнять ту духовную работу, которая
так вас привлекает. И тогда Творец либо поможет вам осуществить мечту, не задев
того, кто уже этим занимается, либо — вы получите награду, сопоставимую с той
духовной работой, которую вы так хотели осуществлять, хотя в действительности
вам не представилась такая возможность.
на основе комментария рава Иссахара Дова
(Ребе Бельзских хасидов, наше время)
Всем, кто требовал для себя звание коэна гадоль (главного коэна в Храме), Моше велел пройти испытание. Как сказано: «Вот что сделайте: возьмите себе угольницы, Корах и вся его община...» (Бамидбар, гл. 16, ст. 6).
В книге Зогар содержится красивый афоризм — «Ничто не устоит перед желанием». Если человек очень чего-то хочет — он, в конце концов, в том или ином виде, это получит.
В Талмуде (трактат Берахот, лист 6) разъясняется, как действует это правило.
Допустим, человек очень хотел исполнить какую-то заповедь и приложил к этому все усилия. Но по независящим от него обстоятельствам — не смог реализовать свой замысел. Тогда Всевышний, в великой милости своей, засчитает этому человеку, будто бы тот исполнил заповедь. Причем, не просто исполнил, но — наилучшим образом.
Однако наша повседневная реальность демонстрирует иную картину.
Человек строит грандиозные планы на день, но из этого громадья — многое ускользает. Что-то — в последнюю минуту, что-то — в предпоследнюю, что-то — на вовсе отменяется.
А ведь он так хотел... Что же произошло?
Когда человек, завершив свой земной путь, предстает перед Всевышним. Тот задает ему несколько вопросов:
1. Выделил ли ты постоянное время для изучения Торы?
Если тот ответит, что был всецело занят заработком, поиском пропитания — ему зададут еще один вопрос:
2. Допустим, у тебя не было времени для основательной учебы, но ты хотя бы мечтал о том, что у тебя появится такая возможность? Ждал ли ты с нетерпением той минуты, когда наконец сможешь открыть Талмуд? Или же то, что у тебя нет времени для учебы, тебя вполне устраивало?..
Не напрасно сказано — «ничто не
устоит перед желанием». Никакой ответ не поможет человеку на Небесном Суде, если
у него не было этого стремления, не было сильного желания. В мире истины
откроется ему, что в случае, если, вместо дешевой отговорки об отсутствии
времени, он мог бы предъявить искреннее желание учиться, то награда Всевышнего
не заставила бы себя ждать.
на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера
(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под «псевдонимом», образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)
3. Хана извлекла урок из ошибки дедушки
В нашей недельной главе Моше укоряет Кораха, говоря: «Полно вам, потомки Леви!» (Бамидбар, гл. 16, ст. 7).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) задается вопросом: что толкнуло Кораха на столь безумный поступок? Ведь он был совсем не глупым и дальновидным человеком.
И приходит к выводу, что дальновидность как раз и подвела Кораха. Он увидел длинную цепь поколений своих потомков. Среди них увидел он великого пророка Шмуэля и подумал: «ради него я буду спасен».
На самом же деле Кораха, как мы знаем, постигла суровая кара.
Печальный конец своего смышленого деда, Хана, внучка Кораха, молясь о сыне — помнила, чем закончилась история ее дедушки. «Всевышний! Если Ты снизойдешь... и вспомнишь обо мне, — взывала она к Творцу, — ...и дашь дитя мужского пола» (Танах, Первая книга пророка Шмуэля, гл. 1, ст. 11).
В Талмуде (трактат Берахот, лист 31) наши Учителя разъясняют, что Хана просила у Всевышнего сына, который не выделялся бы среди других, в том числе — чтобы не был он ни умным, ни глупым.
Подобная просьба, по меньшей мере, может удивить. Кто из вас слышал когда-нибудь, чтобы мать молилась, чтобы ее сын не был умным?
Но Хана была внучкой Кораха, и хорошо знала, куда завела его острота ума.
Корах, несомненно, был очень умен. И непонятно, что подтолкнуло его к той глупости, которую он совершил.
Этот вопрос, задолго до Грибоедова, навел Хану на мысль о «горе от ума». Слишком умным быть плохо, — резюмировала Хана. — Поэтому и попросила Всевышнего, чтобы ее сын не был умным. Но и, конечно же — не глупым.
И действительно. Если внимательно вдуматься в вопрос, которым задается в своем комментарии Раши — можно понять, что в нем, в вопросе, заключен и ответ.
Корах обладал острым умом, и это стало причиной глупости, которую он допустил.
Поэтому Хана и просила, чтобы ее
будущий ребенок не был умным и не был глупым, чтобы его качества гармонично
сочетались друг с другом.
на основе комментария раби Исраэля Альтера
(Ребе Гурских хасидов, автор серии книг «Бейт Исраэль»; Польша – Израиль, середина 20-го века)
4. Тешува без вины
Моше считает Кораха и его последователей зарвавшимися в своих требованиях. «Полно вам, потомки Леви!», — укоряет он их (Бамидбар, гл. 16, ст. 7).
Наши Учителя тоже осуждают действия Кораха. Ведь он был наделен острым умом, — отмечают они. — Что же могло его побудить совершить такую глупость?
И отвечают: «Прозорливость его подвела. Он увидел длинную цепь поколений, происходящую от него. И, увидев среди своих потомков пророка Шмуэля, подумал: «Ради него я буду спасен».
Но он неверно истолковал увиденное.
Сыновья Кораха сделали тешуву (раскаялись и вернулись на путь, указанный Творцом). И вместе с ним — не погибли (см. Бамидбар, гл. 26, ст. 11). А от них (не от Кораха), как говорится в Мидраше Танхума, и произошел пророк Шмуэль.
Все же остается вопрос: если Корах был умным и прозорливым — почему же он не предвидел возможность тешувы для своих сыновей?
Однако Корах рассуждал так: если то, что он затеял — действительно прегрешение, то оно столь велико, что никакая тешува не поможет. От такого злодея, пусть и раскаявшегося — по определению не может произойти пророк, да еще столь высокого уровня. Следовательно, он, Корах — не злодей, и его дело — правое.
Но Корах, при всей его прозорливости и дальновидности, не учел, что пророк Шмуэль был не его потомком, но — потомком одного из его сыновей, которые, как уже говорилось, совершили тешуву.
И тут надо отметить, что у тешувы, совершенной, когда человек не сделал ничего предосудительного — чрезвычайно сильный эффект.
Тешува сыновей Кораха дала далеко идущий результат. Благодаря ей, Шмуэль смог исправить ущерб, который Корах причинил своими действиями. Ведь Корах стремился к почету и власти, руководствуясь соображениями собственной выгоды. Почет и слава Всевышнего его — не интересовали.
В этом Шмуэль был полной противоположностью Кораху. Еще до его рождения Хана просила Всевышнего, чтобы ее сын не был ни умным, ни глупым, чтобы не спорил со своим учителем и наставником, но принимал его точку зрения.
Шмуэль был левитом, а его наставник Эли — коэном. Когда Шмуэль стоял перед своим наставником Эли — всем было видно, что он стоит перед Шехиной (Присутствие Всевышнего в нашем мире).
Рядом с раввином Шмуэль чувствовал себя... никем и ничем, вплоть до полного самоустранения. Так Шмуэль воплотил сказанное в трактате Авот (гл. 4, мишна 12): «Пусть будет благоговение перед учителем твоим, подобно благоговению пред Всевышним». И этим он в какой-то мере исправил прегрешение Кораха.
Но вернемся к молитве Ханы.
Она просила Всевышнего о сыне, не умном и не глупом. И ее просьба была удовлетворена сполна. Как сказано: «Об этом ребенке молилась я, и исполнил Творец просьбу мою, дал то, что я просила у Него» (Танах, Первая книга пророка Шмуэля, гл. 1, ст. 27).
И мы видим, что человек неяркий
и даже не слишком умный, ничем особо не выделяющийся — может достичь невиданных
духовных высот за счет благоговения перед наставником и скромностью перед
другими людьми. А человек умный и яркий — способен себя погубить, если у него
отсутствуют внутренние ограничители.
на основе комментариев рава Хаима Шмулевича
(глава йешивы «Мир», наше время)
и раби Авраама-Мордехая Алтера
(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под «псевдонимом», образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)
5. Откуда известно, что Корах был очень умен
В нашей недельной главе о Корахе и его соратниках написано: «Полно вам, потомки Леви!» (Бамидбар, гл. 16, ст. 7).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что Корах был умен, и его ум, наряду с прозорливостью, и подвели его. Да так, что он совершил страшную глупость, а в результате пал — ниже некуда.
Возникает вопрос: откуда Раши известно, что Корах действительно был умным?
В своем комментарии на начало нашей недельной главы Раши объясняет истинную причину бунта Кораха. И пишет, что он сражался не за общественную справедливость, которая интересовала его меньше всего. Корах позавидовал Элицафану, сыну Узиэля, назначенному Моше главой над родом Кеhата, к которому относился и Корах.
У Кеhата было четверо сыновей: первенец Амрам (отец Моше и Аарона), затем Ицhар, после него Хеврон и самый младший — Узиэль (см. Шемот, гл. 6, ст. 18).
Двое сыновей старшего сына Амрама получили самые почетные должности: Моше возглавил народ, получив статус, подобный царскому; Аарон стал главным коэном (на иврите — коэн гадоль) тем, кого называют коэн гадоль.
Следующая «синекура», роль главы семейств Кеhата, казалось бы, по праву должна была принадлежать сыну Ицhара (Ицhар был следующим по старшинству после Амрама). То есть — Кораху. Но Моше назначил не его. Он назначил сына младшего брата — Элицафана, сына Узиэля.
Корах не согласился с этим решением и попытался его опротестовать.
Таким образом, истинной причиной «заварушки», которую устроил Корах, была, скажем так, обида, что ему не дали место главы рода Кеhата. Впрочем, вслух об этой причине Корах никогда не говорил. Ведь тогда бы за ним никто не пошел. В самом дел. Какая людям разница, кто станет главой семейств Кеhата — Элицафан или Корах? Неужели из-за этого нужно восставать против Моше?
Поэтому публично Корах заявил, что его претензии к Моше носят исключительно духовный и очень принципиальный характер. И все, безусловно — якобы только во Имя Небес.
И тут же начались публичные дебаты и вопросы с подковырками. Были пущены вход талиты, полностью выкрашенные в бирюзовый цвет — чтобы сэкономить на лазоревой нити. Дом до отказа заполнился свитками Торы, ради сомнительной возможности не вешать на дверь мезузу.
Стоило Моше ответить на эту демагогию по существу, согласно букве закона, мол не выйдет сэкономить (и нить цвета лазури нужна, и мезуза) — тут же он подвергался насмешкам и оскорблениям.
— Не от Всевышнего это. Моше все выдумал! — кричал Корах. — А значит, и назначение Аарона Моше сам подгадал…
Опутанные речами Кораха, 250 человек искренне верили, что если они возьмут угольницы и принесут воскурения — погибнут от Небесного огня не они, но — Аарон, а им ничего не сделается. Ведь все они — кедошим (особенные, выделенные, святые).
В этом их убедил Корах. Двести пятьдесят пользующихся авторитетом в своих коленах именитых мужей — отвернулись от Моше и были готовы бежать за Корахом куда угодно.
Они двинулись за Корахом, как слепые во тьме, увлеченные его краснобайством.
Итак, Корах был — умен. Ведь он сумел увлечь за собой 250 знатных и авторитетных мужей.
Только ум и прозорливость, в конечном итоге — подвели Кораха. И он совершил глупость. Потому что стал слепцом — зависть и жажда власти ослепили его.
Вспоминается картина Питера Брейгеля-старшего «Притча о слепых». Опираясь на палки, держась друг за друга, цепочкой идут слепцы. Их вожак — тоже слеп. Вот он — споткнулся, а значит, упадут все.
Эта картина может служить
прекрасной иллюстрацией к нашей недельной главе…
на основе комментария рава Дова Левловича
<
Автор текста Мордехай Вейц