Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «КОРАХ»

Место в Торе: Бамидбар, гл. 16, ст. 1 — гл. 18, ст. 32.

Почему она так называется?

По имени в первой фразе главы: «И взял Корах, сын Ицѓара, сына Кеѓата, сына Леви…».

Обсуждение главы «Корах»

1/ На север или на юг?

В нашей недельной главе о бунте Кораха против Моше читаем: «И взял Корах...» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).

Разъясняя эти слова, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что Корах «повернулся в одну сторону». Попытаемся понять, что здесь имеется в виду.

Существуют четыре стороны света: север, юг, восток и запад. Сказано в Талмуде (трактат Бава Батра, лист 25), что тот, кто хочет приобрести мудрость, должен направить свои устремления в южную сторону — поскольку в Храме Менора, символ мудрости, располагалась к югу от Кодеш Кодашим (Святая Святых — центральное помещение Храма). А желающий разбогатеть — к северу (в северной части Храма относительно от Кодеш Кодашим стоял стол с хлебами приношений, что дает намек на богатство). 

Таким образом, можно сказать, что мудрость находится на юге, а богатство — на севере. Там же в Талмуде говорится, что в северной части Мишкана (переносной Храм) не было перегородки (мехеци). Поэтому, тот, кто гоняется за материальными благами, во-первых — отдаляется от мудрости (находящейся в прямо противоположной стороне), а во-вторых — никогда и желаемого богатства не достигнет. Ибо на севере нет границы: получив какое-то богатство, человек, как известно, тут же хочет получить еще больше. И так — до бесконечности.

В противоположность этому, стремящийся обрести мудрость — обретет не только ее, но и, если затем решит направиться за богатством — ему и здесь будет сопутствовать удача, ибо у него будет на что опереться. Ведь в южной части Мишкана есть перегородка (мехица). То есть, если человек стремится к материальной обеспеченности, вначале он все же должен приобрести некую мудрость. Значит, и для достижения материального благосостояния необходимо двигаться в двух направлениях: сперва — к мудрости (на юг), потом — к обогащению (на север).

Кораха интересовали в основном богатство и слава. И он, по словам Раши, повернулся лишь в одну сторону — северную, и тем самым отдалился от южной, что и привело его к падению, в результате которого, он не только не достиг желаемого, но растерял и то, что имел. 

А ведь Корах и так был очень богатым и весьма неглупым человеком. Однако свои врожденные способности он использовал не для достижения новых духовных высот и улучшения своих человеческих качеств, но — на то, чтобы добиться почестей и славы. Иными словами — устремился в противоположную от добра сторону, в толщу материи.

Корах обратил внимание, что первые буквы имен, составляющих родословную Моше, в гематрии (числовом значении) — 240. Если это число записать буквами на иврите получится — «рам» (реш-мем), что означает — «возвышаться». И решил, что благодаря этому Моше удалось возвыситься над всеми и стать лидером. Но ведь и в родословной самого Кораха — та же ситуация (гематрия первых букв имен — 240). Следовательно, и он, Корах, имеет право возвыситься. 

Поэтому написано в Торе: «И взял Корах, сын Ицhара, сына Кеhата, сына Леви…» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1). То есть — исчислил Корах свою родословную, в которой якобы содержался намек на возвеличивание. 

Но не учел он, что понятие «рам» соотносится, прежде всего, с духовными высотами. Не учел — и другое. Если к гематрии первых букв имен в родословной добавить гематрию последних букв, то у Кораха получится слово — «нах-тат» (намек на падение). Однако Корах рассмотрел лишь одну сторону (начальные буквы) и пренебрег — другой стороной (последние буквы).

Вместе с тем, другая сторона свидетельствует не только о падении Кораха (как мы уже видели), но и о возвышении Моше и Аарона. Наполняющая гематрия выражения «нах-тат» равна гематрии слов: «Моше будет царем, Аарон — главным коэном».

на основе комментария рава Моше-Якова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую; уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

.

2/ Распря, затеянная Корахом, достигла солнца и луны!

 

Далее в нашей недельной главе читаем: «И предстали перед Моше... лидеры общины, знатоки времен, люди именитые» (Бамидбар, гл. 16, ст. 2). Так Тора описывает команду, которую собрал Корах для бунта против Моше

Сегодня никого не удивит, что среди бунтовщиков оказались «лидеры общины» и «люди именитые». Но кто такие — «знатоки времен»? 

Речь в данном фрагменте о людях ученых, — объясняют в Талмуде Учителя (трактат Сангедрин, лист 110), — знающих правила назначения високосного года и установления начала нового месяца (на иврите — рош ходеш).

Может ли удовлетворить нас такое объяснение? Обычно, когда затевают смуту, повышенным спросом пользуются горлопаны всех мастей, кликуши и т.п. Резко возрастают в цене спецназовцы и «революционные матросы». И вряд ли кому-то понадобятся какие-то там «замшелые астрологи», разбирающихся в фазах луны и солнечных циклах.

Поэтому нам нужна дополнительная информация.

В Танахе написано: «Солнце, Луна остановились в обители своей» (книга пророка Хавакука, гл. 3, ст. 11). Обсуждая в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 110) этот фрагмент, Учителя отмечают, что в нем говорится как раз о бунте Кораха. Когда Корах и другие бунтовщики обратились к Моше со своей демагогией, Солнце и Луна воззвали к Творцу: «Владыка мира! Мы не покинем нашу обитель, до тех пор, пока ты не осуществишь справедливый Суд!».

Какое дело Луне и Солнцу, казалось бы, до того, что происходит внизу? Зачем им понадобилось вмешиваться в чужую распрю? 

В другом трактате Талмуда (трактат Хулин, лист 60) рассказывается, что вначале Всевышний сотворил Солнце и Луну — одинаковыми. Тогда Луна сказала Всевышнему: «Негоже двум царям делить одну корону!». «Пойди и уменьши себя», — ответил ей на это Всевышний. 

С тех пор минули тысячелетия. И вот Корах затеял бунт, чтобы, наряду с Моше, стать царем над Израилем. Ведь, если святы — все, почему царем может быть только один? В такой святой общине найдется место и для двух царей, — развивал свою мысль Корах.

Два царя в одном царстве? Но тогда, чем Луна — хуже? Значит, и она может светить наравне с Солнцем, ничуть не уступая ему!

Таким образом, мы видим, что наши светила имеют самое непосредственное отношение к «делу» Кораха и заинтересованы в его справедливом разрешении. Ведь если Корах — прав, то и их ситуацию придется пересматривать.

Интересно, не только Солнце и Луна следили за развитием событий в противостоянии группы Кораха Моше, но и люди Кораха — не спускали глаз с Солнца и Луны. Потому что, когда Луна покорно согласилась уменьшить себя, несмотря на то, что первая высказала, в общем-то, правильное суждение, Творец наделил ее особой привилегией — отсчет месяцев в еврейском календаре ведется по Луне. Другие народы мира, как известно, строят свой календарь по Солнцу. Получается, что есть два царя, но у каждого — своя корона. У Луны — Израиль, а у Солнца — остальные народы мира.

Однако же и евреи в своем календаре тоже используют и Солнце. Например — для установления високосных лет. А если оба светила, и Луна и Солнце, имеют отношение к нашему календарю — выходит, что два царя «надевают» одну корону. Но раз такое происходит в Небесах, то и на земле можно позволить, чтоб одну корону делили между собой два царя — Моше и Корах. Поэтому Кораху и нужно было включить в возглавляемую им группу бунтарей «знатоков времен», которые умеют назначать високосный год по солнцу и устанавливать начало нового месяца по луне. 

Но как сам Моше отреагировал на эти, вполне логически обоснованные, претензии Кораха?

Написано в нашей недельной главе: «И услышал Моше, и пал ниц» (Бамидбар, гл. 16, ст. 4).

Выражение «пасть ниц» означает — проявить максимальное смирение. Поступив так, Моше обезоружил мятежников. Они подготовились к разговору всерьез. Группу бунтовщиков представляли ученые и именитые люди. Были среди них и лидеры общины. Но вот чего им не хватало, так это — скромности, которой в полной мере обладал истинный лидер народа, Моше.

Корах понял, что вся его так тщательно выстроенная схема аргументов — рассыпалась, как карточный домик. От стыда он был готов провалиться под землю. 

на основе комментария рава Йоннатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша-Германия, первая половина 18-го века)

3. Заблуждение Кораха

Учителя обсуждают вопрос: как Корах, человек, наделенный умом и даже обладавший неким даром предвидения, мог восстать против Моше и Аарона? 

В Мидраше говорится, что он видел, что его потомком будет пророк Шмуэль, которого можно сравнивать с Моше и Аароном. И когда Моше сказал: «Человек, которого изберет Всевышний — тот будет выделен (кадош)» (Бамидбар, гл. 16, ст. 7), Корах решил, что речь — именно о нем.

Какие же основания у него были, чтобы считать, что он способен заменить Моше и Аарона, и достоин этого?

В Талмуде (трактат Хагига, лист 14) Учителя выясняют, какими качествами должен обладать лидер еврейского народа?

Одно из обозначенных ими условий — возраст. С точки зрения некоторых Учителей, еврейскому лидеру должно быть не менее 50-ти лет.

Открывая иную грань Истины, другие Учителя подчеркивают, что для человека, который может возглавить еврейский народ, важнее все же не возраст, но — глубокое знание Торы.

Известно, что пророк Шмуэль прожил 52 года. Из них 11 лет он руководил Израилем. Значит, Шмуэль возглавил народ не в 50 лет, но — в 41 год.

Этот прецедент дал Кораху основание думать, что и он, Корах, вправе руководить сынами Израиля.

Дело в том, что в обязанности Кораха входило участие в перенесении Ковчег Завета. Следовательно, ему было меньше 50-ти лет. Ибо о левитах сказано в Торе: «А с 50-ти лет освобождается он от исполнения работы и не работает более» (Бамидбар, гл. 8, ст. 25). 

Таким образом, узнав, что Шмуэль возглавил еврейский народ в 41 год, Корах подумал, что и он имеет право требовать для себя место лидера, несмотря на то, что ему еще не исполнилось 50 лет. А в том, что он — знаток Торы, сомнений у него никогда не возникало.

Легко клеймить осужденного. Но Тора учит нас стараться судить о людях с хорошей стороны. Возможно, у Кораха, совершившего столь отвратительный поступок, были и позитивные намерения?

Корах видел, что по приговору Всевышнего, каждый год умирает 15.000 евреев. И ни Аарон, ни Моше не могут этому противостоять. И ему казалось, что он, став главным коэном, сумеет остановить эпидемию.

Он полагал также, что ему удастся сделать так, что Шехина (Присутствие Всевышнего) постоянно будет в народе Израиля.

В Талмуде (трактат Недарим, лист 38) Учителя называют три необходимых для этого качества: мудрость, богатство и сила.

Корах верил, что у него они есть. Но — заблуждался. Он, как мы знаем, занимался перенесением Ковчега Завета, который был невероятно тяжелым. Ведь в нем хранились не только вторые Скрижали, но и — осколки первых. И Корах думал, что это дает ему право считаться сильным. Ошибка его заключалась в том, что Ковчег сам нес своих носильщиков. Поэтому особой физической силы для его перемещения — не требовалось.

Заблуждался Корах и по поводу своего богатства. Он причислял себя к богачам, ибо владел несметными сокровищами. Но объясняют наши Учителя, что богат тот, кто доволен тем, что имеет (трактат Пиркей Авот, гл.4). А Корах бесконечно завидовал Аарону и Моше.

Что же касается его мудрости — можно ли считать мудрым человека, допустившего столько серьезных ошибок?

на основе комментариев рава Йоннатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша-Германия, первая половина 18-го века) и

рава Моше-Якова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую; уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

Автор текста Мордехай Вейц