Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «КОРАХ»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 16, ст. 1 — гл. 18, ст. 32.

 

Почему она так называется?

По имени в первой фразе главы: «И взял Корах, сын Ицѓара, сына Кеѓата, сына Леви…».

 

Обсуждение главы «Корах»

 

1. Погонишься за чужим — потеряешь свое

 

В нашей недельной главе о бунте Кораха написано: «И взял на себя Корах…» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).

Что же именно Корах взял?

В Торе нет прямого ответа на этот вопрос.

В Мидраше Танхума — его цитирует Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии к этому фрагменту — говорится, что Корах взял себя, сам повел себя в другую сторону. Чтобы выделиться из общины и оспаривать кандидатуру Аарона, который был избран Всевышним на должность главного коэна (на иврите — коэн гадоль) в Мишкане (Переносном Храме).

В переводе Онкелоса (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век) находим, что Корах «отделился» от всей общины, чтобы возбуждать и поддерживать раздор. 

Кроме того, сладкими речами и щедрыми обещаниями Корах увлек за собой глав судебной палаты и вскружил головы людям, пользующимся в общине авторитетом.

Итак, Кораху удалось привлечь на свою сторону 250 руководителей. А в подчинении каждого из них было по тысяче человек.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 18) подчеркивается эмоциональный аспект. Выражение «и взял» намекает на разлад между разумом и сердцем — средоточием чувств и желаний. Сердце в данном случае — подчинило разум и «взяло» Кораха под свою «юрисдикцию».

Внутри человека, внутри каждого из нас постоянно идет борьба. Разум дает советы, отвечающие логике и здравому смыслу, а сердце требует удовлетворения вожделений и страстей. И нужно с большой осторожностью относиться к желаниям сердца, ведь оно жаждет крови.

В книге Зогар разъясняется, что Корах «взял» — выбрал дурной совет, позволил увлечь себя вожделениям, стремлению к почестям и власти. А тот, кто решил завладеть тем, что ему не полагается по праву — не только этого не достигнет, но и свое кровное упустит, и в итоге останется ни с чем.

Корах задумал стать главным коэном, при том, что Всевышний избрал на эту роль не его, но — Аарона, брата Моше Рабейну.

В результате у Кораха ничего не вышло. Ему не довелось примерить одежды коэна гадоль, вдобавок он потерял все, включая самое дорогое — свою жизнь. Так расплатился Корах не только за свои необузданные желания. Но — и за то, что по его вине погибли люди, которых ему удалось втянуть в эту страшную авантюру.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

 

2. Корах стремился на север

 

Наша недельная глава начинается словами: «И взял на себя Корах…» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).

Непонятно — что же он «взял»?

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии к этому фрагменту пишет, что Корах взял самого себя, сам повел себя в другую сторону — чтобы выделиться из общины и оспаривать кандидатуру Аарона, который был избран Всевышним на роль коэна гадоль (главного коэна).

И в переводе Онкелоса (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век) тоже находим, что Корах «отделился» от всей общины, чтобы провоцировать и поддерживать в ней раздор.

Онкелос использует здесь выражение «ве-итпелег» (и отделился), намекая тем самым на то, что Кораху принадлежат «авторские права» на создание первой в мире политической партии (партия на иврите — мифлага; это слово происходит от корня «пелег» — сектор).

Разными посулами, обещаниями и умелым манипулированием Корах сумел записать в свою партию 250 авторитетных и уважаемых людей, занимавших в своих коленах руководящие посты. Его метод с радостью взяли на вооружение многие политические деятели всех времен и народов.

Ну а нам предстоит разобраться в комментарии Раши и понять, что означает — Корах повел себя в другую сторону? Куда именно? Очевидно, имеется в виду противоположная сторона. Но противоположная — кому и чему?

Мы знаем, что существует четыре стороны света. И у каждой из этих сторон есть свое назначение.

С югом связана мудрость. Поэтому, тот, кто желает ее обрести, пусть устремится на юг. Так нас наставляют Учителя.

Только, чтобы правильно истолковать их слова требуется, если не мудрость, то хотя бы здравый смысл.

Мудрецы, понятное дело — не подразумевали, что южане умнее северян. Да и вообще — речь идет не о выборе места жительства. Но о том, что в том случае, если ты жаждешь мудрости — во время молитвы слегка повернись в южном направлении и устреми свое сердце на юг, чтобы получить от Всевышнего, пребывающие там хохму, бину и даат (ударения во всех трех словах — на последнем слоге). То есть — духовные качества, необходимые для постижения Его Торы.

В северном направлении лежит путь к богатству. Как сказано в Танахе: «С севера золото засияет» (книга Иова, гл. 37, ст. 22).

Свет и просветление, сила предвидения — все это связано с востоком.

На западе — исцеление, лечение и здоровье, лучшая медицина.

Объяснение причин таких свойств каждой из сторон света — в предназначении закрепленных за ними Всевыщним малахим (мн. ч. от слова малах, в условном переводе — ангел).

Так, южным направлением в духовных мирах управляет малах Михаэль. Он был наставником Моше, и он же отвечает за мудрость.

С севером связан малах Гавриэль, отвечающий за богатство.

За востоком следит малах Уриэль, ответственный за свет.

И на западе встречаем Рефаэля, курирующего медицину.

Корах устремился к северу — к богатству и почестям. Это интересовало его больше всего. Моше же продвигался на юг, к мудрости.

Конфликт направлений, конфликт интересов вылился в противостояние Кораха — Моше. И это противостояние весьма плачевно завершилось для Кораха.

 

на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(известен и как Хида — аббревиатура, состоящая из первых букв его полного имени; Эрец Исраэль, 18-й век)

 

 

3. Когда богатство — во вред

 

Написано в нашей недельной главе: «И взял на себя Корах…» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).

Корах сделал плохое приобретение, которое сгубило его. Он сам вылепил из себя антигероя. Когда о ком-то говорят, что он закоренелый спорщик и что ему ни скажи — воспримет в штыки, его уподобляют Кораху и собранной им компании. Корах стал символом раздора на все последующие поколения.

Впрочем, и о состоятельном человеке можно порой услышать, что он богат, как Корах. Иными словами, и в контексте богатства за Корахом закрепилась дурная слава.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 18) рассказывается об источнике богатства Кораха. Служа казначеем у фараона и имея доступ к его сокровищницам, он, как говорится, «хорошо погрел на этом руки».

Корах был полной противоположностью Моше и Аарона, которые не только не прикасались к общественным средствам, но и зачастую из собственного кармана покрывали общественные расходы.

Корах стал воплощением слов мудрого человека — «Тяжкий недуг видел я под солнцем — богатство, хранимое на беду своему владельцу» (Танах, книга Коэлет, гл. 5, ст. 12).

Обычно любители распрей и споров либо чрезмерно богаты, либо — невероятно бедны. У человека среднего достатка нет ни нужды, ни интереса к тому, чтобы затевать распри и ссоры.

Каждый, и богач, и бедняк, и человек, принадлежащий к среднему классу — все должны изо всех сил стараться избегать ссор и раздора. Ведь распри и споры приводят к самым ужасным разрушениям и бедам.

Выражени: «богат как Корах» подразумевает невероятное богатство и столь же невероятную скупость.

Раввин одной общины как-то столкнулся с подобным человеком. Он спросил: почему тот никогда не дает денег на цедаку (не делает благотворительных пожертвований)?

— Я пришел к выводу, — ответил богач, - что большинство из тех, что обращаются ко мне за помощью, на самом деле обманщики и мошенники. Они рыдают в три ручья, жалуясь на свои беды и напасти и на то, что оказались в тяжелом положении. А потом я вижу, как они разъезжают в дорогих машинах, как отправляются в вояж по Европе и в круиз на океанском лайнере. И все это за мой счет, или за счет наивных и доверчивых глупцов вроде меня.

— Знаешь, возможно, ты и прав, ответил раввин. — Только прими к сведению, что уже был человек с точно такими же воззрениями. Он недавно умер и предстал перед Небесным Судом. И Суд постановил: нужно, чтобы было хотя бы трое, придерживающихся этой линии. Тогда их можно будет оправдать. До сих пор нашлось, лишь двое: этот еврей и Корах. Так вот, сейчас Суд ждет, чтобы ты поскорее предстал пред ним, в качестве третьего. И тогда можно будет завершить процесс.

— Нет, нет! Я не хочу! Я буду жертвовать на цедаку, ведь я не тороплюсь на Небо...

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

4. Небесный цвет защищает от чужих

 

В нашей недельной главе о бунте, который поднял Корах против Моше и Аарона, читаем: «И взял на себя Корах…» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).

В конце предыдущей главы представлена заповедь о цицит, где говорится об обязанности еврея делать кисти на краях одежды, и одна из нитей в каждой кисти должна быть из шерсти цвета лазури (см. Бамидбар, гл. 15, ст. 38). То есть — Небесного цвета (на иврите — тхелет).

Корах, сконцентрировавшись на этой заповеди, решил, что, оспорив ее, можно будет настроить людей против Моше. И стал утверждать, что если окрасить в тхелет весь талит — ему точно не понадобится лазоревая нить. Ведь что может добавить тонкая нитка к целому полотну?!

Приведя пример с талитом, целиком окрашенном в небесно-голубой цвет, Корах подспудно пытался укоренить в сознании людей мысль, что все — равны, что вся община — свята, выделена. И нечего Моше с Аароном возносится над ней.

По какому праву Моше фактически стал царем, да еще, вдобавок, назначил своего брата главным коэном (на иврите — коэн гадоль)?!

Корах был левитом, а левиты относятся к левой части духовного мира. В той же плоскости находится и понятие «тхелет». А вот белый талит соответствует правой части духовности.

Левой стороной управляет мера суда, правой — милосердие. Тхелет, являясь аспектом суда, намекает на Шехину (Присутствие Всевышнего) и на Трон Всевышнего (Кисе hа-кавод), который, по сути своей, является Центром управления миром.

Небесно-голубой цвет присутствует в различных деталях одежды главного коэна. Одно из объяснений этому находим в Зогаре, где сказано, что тхелет — защищает от чужих сущностей, от духовных вредителей, от хицоним.

В некоторых общинах существует обычай: если у какой-то пары долго не было детей, и лишь спустя годы у них родился первенец — на церемонию обрезания и церемонию выкупа ребенка, чтобы уберечь и защитить от сглаза, одевают в одежду цвета лазури.

Говорят, что можно бесконечно смотреть на огонь. Одна из причин тому — игра цвета в пламени. Там можно различить три основных цвета — зеленый, красный и тхелет.

Зеленый цвет олицетворяет мусульман, потомков Ишмаэля. Красный — соответствует европейским народам, преимущественно христианам, наследникам Эсава (он же — Эдом). И, наконец, небесно-голубой цвет — соотносится с сынами Израиля.

Поднимая тему лазоревого талита, Корах хотел продемонстрировать, будто его интересуют чаяния и судьба еврейского народа. Но на самом-то деле он поставил перед собой цель — пробудить меру суда.

Моше сразу понял его намерения. Поэтому он ответил: «С наступлением утра Всевышний покажет, кого Он избрал» (Бамидбар, гл. 16, ст. 5).

Утро связано с мерой милосердия.

Моше хотел, чтобы правая сторона подчинила себе левую, и никак не наоборот. Он стремился объединить и защитить народ. А Корах пытался внести раскол, чтобы потом «ловить рыбу в мутной воде».

 

на основе комментария Рамака

(раби Моше́ Кордоверо, великий каббалист, Испания – Эрец Исраэль, г. Цфат; середина 16-го века)

 

 

 

5. Происхождение может сыграть с человеком злую шутку

 

Написано в нашей недельной главе: «И взял на себя Корах, сын Ицhара, сына Кеhата, сына Леви, и Датан и Авирам, сыны Элиава, и Он, сын Пелета, сыны Реувена…» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).

Это, на первый взгляд, совсем непонятный фрагмент. Дается неполная родословная Кораха, а, кроме него — упомянуты еще три человека. Несмотря на это в тексте используется единственное число — «и взял» вместо множественного — «и взяли».

Любители споров, ссор и распрей обычно хвастаются не делами и поступками, но — своей родословной. Потому что, кроме как своими знаменитыми родственниками, им, как правило, больше нечего предъявить.

Толька Тора не переходит от отца к сыну в виде наследства. Когда Моше умер, его сменил не сын, но — ученик и помощник Моше Йегошуа бин Нун.

Корах требовал себе почета и уважения — в заслугу того, что он — сын Ицhара, сына Кеhата, сына Леви, а не в заслугу личных успехов и доблести.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что родословная Кораха не доведена до Яакова. Потому что тот не желал, чтобы его имя упоминалось в компании бунтовщиков и злодеев.

Причем, Яаков беспокоился не столько о своих чести и достоинстве, сколько переживал за самого Кораха. Упоминание имени Яакова могло стать дополнительным обвинением. Потомок такого великого человека… И — посмотрите, что он творит, против кого восстает!

В недельной главе Бехукотай говорится о наказаниях, которые последуют за бунт против Всевышнего. Там мы читаем: «И вспомню Мой завет с Яаковом, и также Мой завет с Ицхаком, и также Мой завет с Авраамом вспомню, и землю вспомню» (Ваикра, гл. 26, ст. 42).

Когда человек предстает перед судом и пытается оправдаться, ссылаясь на свое родство с Авраамом, Ицхаком и Яаковом — это играет на руку лишь обвинению.

Ты — потомок таких праведных людей и совершаешь такие неблаговидные поступки?! Если бы ты был сыном одного из народов и творил все это потому, что так принято у них — это еще можно было бы понять. Но когда сын праведных евреев ведет себя так — его происхождение становится отягчающим вину обстоятельством.

Таким образом, Яаков сжалился над Корахом. И, чтобы не устрожать его наказание, скрыл свое имя из его родословной...

 

на основе комментария раби Иешаягу hа-Леви Горовица

(автор комментариев к Торе и Талмуду, объединенных под общим названием «Шней Лухот hа-Брит»; Германия – Польша – Эрец Исраэль, середина 16-го — первая половина 17-го вв.)

Автор текста Мордехай Вейц