Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «КИ ТИСА»
Место в Торе: книга Шемот, гл. 30, ст. 11 — гл. 34, ст. 35.
Почему глава так называется?
По начальным словам: “Когда будешь подсчитывать сынов Израиля” (гл.30, ст. 12).
Когда будешь подсчитывать на иврите — ки тиса.
Обсуждение главы Ки Тиса
1. Буквы хаф и йод — в поддержку Реувена
В нашей недельной главе говорится о переписи еврейского населения. И мы читаем: «Когда будешь проводить всеобщий подсчет…» (Шемот, гл. 30, ст. 12).
В Талмуде (трактат Шаббат, лист 55) Учителя высказываются в защиту Реувена. Тот, кто считает, что Реувен согрешил, — говорят они, — ошибается.
Но какая связь между подсчетом евреев и невиновностью Реувена?
Попробуем в этом разобраться. Только вначале выясним, есть ли подтверждение праведности Реувена?
Сказано в Торе (Берешит, гл. 48, ст. 5): «Эфраим и Менаше, словно Реувен и Шимон будут для меня».
Здесь Эфраим и Менаше приравниваются к Реувену, что, безусловно, свидетельствует о том, что Яаков считает Реувена праведным человеком. Ведь он не его с кем-то сравнивает, но — с ним.
Отметим, что сравнение это обозначается буквой хаф (в оригинале — ке-Реувен).
И еще. Когда евреи согрешили в Шиттиме, разразилась эпидемия, которая унесла жизни 24-х тысяч человек.
Тогда Всевышний велел Моше пересчитать сынов Израиля по семействам их. Этот пересчет начался с колена Реувена. Как сказано: «Реувен, первенец Исраэля; сыны Реувена Ханох, семейство hа-Ханохи» (Бамидбар, гл. 26, ст. 5).
В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что перепись еврейского населения, кроме основной цели (выяснить количество сынов Израиля), имело еще и дополнительную цель.
Народы мира насмехались над евреями, говоря: «Как могут они определять свою родословную по своим коленам? Неужели они думают, что египтяне не имели власти над их матерями? Раз они властвовали над ними, значит, и над их женами!»
Поэтому Всевышний, возложил Имя Свое на них — «hэй» с одной стороны (в начале имени) и «йод» с другой стороны (в конце имени), чтобы тем самым сказать: Я свидетельствую о них, что они сыновья своих законных отцов. И таково значение сказанного Давидом: «Колена Всевышнего, свидетельство для Израиля» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 122, ст. 4). Имя, упомянутое в этой фразе — свидетельство чистоты их родословной.
Обратите внимание, что буквы «йод» и «hей» добавлены только в именах внуков Яакова, но не его детей. То есть отцы израильских колен не получили печати Всевышнего. Возможно, потому что они не были в рабстве, и следовательно, их родословная не вызывает никаких сомнений.
Впрочем, двое из них, Реувен и Шимон — все-таки удостоились этой печати. Написано: «Это семейства hа-Реувени» (Бамидбар, гл. 26, ст. 7).
После смерти Рахели Яаков поставил свою кровать в шатер ее служанки Билhи (которая, также была женой Яакова). Реувен же вытащил кровать своего отца из шатра Билhи и перенес ее в шатер своей матери, Леи.
Этот поступок был проявлением неуважения к отцу.
Впоследствии Реувен раскаялся в содеянном и заслужил прощение. Свидетельством этого и стала печать Всевышнего на имени Реувена.
Получается, что буквы «хаф» (в начале слова ке-Реувен) и «йод» (в конце слова hа-Реувени) говорят о праведности Реувена.
Слово «тиса», вынесенное в название нашей недельной главы, можно перевести и как — «вознеси», «возвысь».
Таким образом, выражение «ки тиса», можно понять и так: «буквы хаф и йод — возвышают».
Кого же они возвышают?
Реувена — свидетельствуя о его праведности.
на основе комментария раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
2. Почему именно половина шекеля
В нашей недельной главе дана заповедь об особом налоге в половину серебряного шекеля. Его взимали с взрослых мужчин (достигших 20-летнего возраста), и шел он на нужды Мишкана (Переносного Храма), позднее — Иерусалимского Храма.
В память об этой заповеди до сих пор существует обычай жертвовать на нужды бейт кнессета (синагоги; в нашей традиции синагога считается малым Храмом) или на благотворительность — эквивалент стоимости половины серебряного шекеля или три монеты в половину основной валюты страны.
Возникает вопрос: почему Тора ограничилась половиной шекеля, почему не округлила до целого?
Евреи, как известно, смогли покинуть Египет только спустя 215 лет после того, как Яаков со своей семьей спустился туда.
У Йосефа в Египте за 5 лет до прихода а страну Яакова родились дети. Значит, к 210-ти годам следует добавить еще пять. Итого, евреи пробыли в египетском галуте 215 лет.
Ночью, во сне, даже последний раб может чувствовать себя свободным. Ведь его душа свободно парит в духовных мирах.
Но Всевышний, в милости своей, и ночи засчитал сынам Израиля в рабский стаж. Как будто они непрерывно вкалывали. Если же ночи учесть наряду с днями, то получится, что евреи находились под египетским игом 430 лет.
Удивительно, но слово «шекель» имеет гематрию (числовое значение) 430.
Жертвуя половину шекеля на Мишкан и на Бейт hа-Микдаш, сыны Израиля тем самым выражали свою благодарность Всевышнему за награду, понимания, что Он засчитал им год за два, что половину они получили незаслуженно. Ведь по большому счету, Всевышний вывел евреев из Египта на «пол шекеля» раньше срока.
Зададимся вопросом: благодаря чему евреи удостоились досрочного освобождения?
Ответ содержится в тексте Торы — «Когда выведешь народ из Египта, служить будете Всевышнему на этой горе» (Шемот, гл. 3, ст. 12).
Комментируя этот фрагмент, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что эти слова Творца — ответ на вопрос Моше: «Чем Израиль заслужил, чтобы Всевышний спасал его из Египта?».
И суть ответа состоит в том, что, спасая евреев, Всевышний преследовал великую цель — после Исхода из Египта сынам Израиля предстояло принять Тору на горе Синай. Принятие Торы и есть заслуга, которая хранит и защищает Израиль.
Поскольку сыны Израиля были спасены и выкуплены из рабства благодаря Торе — им заповедано ее изучать, усваивать премудрость. Как сказано: «И корпи над ней днем и ночью» (Танах, книга пророка Йегошуа, гл. 1, ст. 8).
Всевышний проявил милость и добавил ночи к дням, чтобы удвоить счет и освободить нас раньше срока. Поэтому мы должны уподобить ночи дням, изучая Тору денно и нощно.
Еще, если разобраться, в любом пожертвовании на благотворительность есть два аспекта. Во-первых, это деньги или имущество, которые идут на ту или иную благотворительную цель. Во-вторых, пожертвование, сделанное человеком, вскрывает его истинные намерения.
«Серебро Мое и золото тоже — Мое», — заявляет Всевышний (Танах, книга пророка Хагая, гл. 2, ст. 8).
Но, если так, то в чем тогда состоит пожертвование человека? Получается, что он дает Творцу, то, что Тому и так принадлежит.
Единственное, что человек действительно может дать от себя — его сердце. Точнее — идущие от сердца намерения (на иврите намерение — кавана).
Повеление жертвовать только половину шекеля дает нам понять, что в наших пожертвованиях, на самом деле — от силы половина. Деньги и прочие материальные ценности и так принадлежат Всевышнему. Так что, реально, мы дарим, лишь свои добрые намерения, устремления сердца.
на основе комментария рава Ицхака Буковзы
(автор книги «Лехем лефи hа-таф»; Джерба, Тунис, 1853-1930 гг.)
Автор текста Мордехай Вейц