Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «КИ ТИСА»
Место в Торе: книга Шемот, гл. 30, ст. 11 — гл. 34, ст. 35.
Почему глава так называется?
По начальным словам: “Когда будешь подсчитывать сынов Израиля” (гл.30, ст. 12).
Когда будешь подсчитывать на иврите — ки тиса.
Обсуждение главы Ки Тиса
1. Движется по миру колесо
В нашей недельной главе написано: «И дадут они — каждый выкуп за душу свою» (Шемот, гл. 30, ст. 12).
Эти слова можно отнести и на счет цедаки (пожертвование на благотворительность, в первую очередь — на распространение знаний Торы).
В Талмуде (трактат Шаббат, лист 151) пересказан диалог, участники которого — раби Хия (Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, начало 3-го века) и его жена.
— Если в дверь нашего дома постучит голодный нищий, — наставлял раби Хия жену, — ты должна как можно скорее его накормить. Быть может, в заслугу, за твою расторопность, наших детей, если они будут нуждаться, тоже кто-то накормят.
— Зачем ты проклинаешь детей!? — возмутилась жена.
— Бедность — не проклятье, — возразил ей раби Хия. — Это — колесо, которое катится по миру, то туда, то сюда. Никто не застрахован от бедности…
Интересно, что первое слово процитированной здесь фразы из нашей недельной главы в оригинале — «вэ-натну» (в переводе — «и дадут») одинаково читается в обе стороны (справа налево и слева направо). Оно напоминает о правиле колеса. Сегодня ты наверху и имеешь возможность помочь бедняку, завтра — ты сам нуждаешься в куске хлеба.
Поэтому, когда у тебя самого есть достаток — нужно торопиться помочь другому. Тогда, в период, когда ты будешь голодать, тебя тоже накормят без промедления.
Существует система знаков кантилляции (таамей hа-микра), которые регулируют изменение интонации при чтении и определяют связь слов и их смысл в определенном контексте.
Со словом вэ-натну связан знак, который называется — «кадма вэ-азла» (вперед и назад). И это — тоже намек на колесо, которое катится по миру то вперед, то назад. Кому-то оно несет богатство, кому-то — бедность.
Очень важно тщательно исполнять заповедь о почитании отца и матери. Помня, что в будущем твои дети будут относиться к тебе так же, как ты относишься сейчас к своим родителям.
Все это проявления принципа, который в нашей традиции носит название «мида кенегед мида» (мера за меру). В том, что он действует можно убедиться и в наше время.
Будь ты хоть мудрецом и выдающимся знатоком Торы, если стесняешься своего малограмотного отца — твои дети (не допусти этого Всевышний!) оставят Тору и традиции предков и увлекутся чем-то более «современным» и «прогрессивным».
С другой стороны, человек, оказывающий родителям должное уважение, кем бы он ни был — удостоится уважения своих детей.
Это мы видим
и на примере злодея Эсава. Он пылинки сдувал со своего отца. В Торе о нем мы
читаем: «И принес отцу своему…» (Берешит, гл. 27, ст. 31). Это
выражение в оригинале — «ве-яво ле-авив». Оно одинаково читается в обе
стороны — намекая тем самым, что тот, кто дает от себя отцу — не останется в
убытке, и все получит назад с лихвой.
на основе комментария Виленского Гаона
(раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность)
2. Стаканы просто так не бьются
В нашей недельной главе говорится о сборе пожертвований. Об этом читаем: «И дадут...» (Шемот, гл. 30, ст. 12).
Один из очень важных видов пожертвований — цедака (пожертвования на распространение знаний Торы, милостыня, помощь нуждающимся и больным), о которой в Танахе сказано, что она «спасает от смерти» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 10, ст. 2).
Однажды рава Исера-Залмана Мельцера (глава йешивы «Эц Хаим», Белоруссия – Израиль, 1870-1953 гг.) пригласили открыть курс в одной из йешив. Он сразу отверг предложение отправить за ним такси. Ведь оплата поездки была бы из общественных средств, из пожертвований на нужды йешивы. А рав не хотел, чтобы эти священные деньги тратились на него. Поэтому он поехал на автобусе.
Автобус по дороге сломался, и ему пришлось идти пешком. Уже немолодой рав, предусмотрительно взял с собой своего ученика. Вместе они смогли добраться до места.
У входа в йешиву их обступили нищие. Раввин остановился, достал деньги и стал их вежливо и с уважением раздавать в протянутые руки. Не забывая каждому приветливо улыбнуться, искренне посмотреть в глаза и сказать несколько теплых ободряющих слов.
Его ученик взглянул на часы и понял, что они серьезно опаздывают — выступление рава уже давно должно было начаться. Он потянул рава за рукав и сообщил, что множество людей собралось послушать урок раби, и все они сидят и с нетерпением ждут начала. И может, стоит сейчас прекратить праздник добродетели. Продолжить можно будет сразу после урока. Ведь за час-полтора не оскудеет нищими Земля Израиля.
Глаза рава Залмана, только что излучавшие добрый свет, взяли на прицел ученика. Казалось, сейчас он будет поражен двумя лазерными лучами.
— Как ты думаешь, — начал раби, и каждое его слово было подобно стреле, пущенной в цель, — можно обучать Торе и одновременно с этим нарушать один из ее серьезнейших запретов? Когда бедняк протягивает руку, прося о помощи, а ты отказываешь ему, неважно, по какой причине, ты тем самым нарушаешь прямой запрет из Торы. Ведь сказано в ней: «И не закрывай свою руку пред твоим братом нищим» (Дварим, гл. 15, ст. 7). Неужели ты действительно полагаешь, что ради уважения к собравшимся и ожидающим начала моего выступления, разрешено нарушить этот запрет?
Неумолимо бегущие стрелки часов не остановили звон монет, наполняющий ладони и сердца бедняков.
В другой раз, зимним холодным днем рав Исер-Залман занимался с двумя учениками. Неподалеку расположилась его супруга. Она переписывала каллиграфическим почерком торанические статьи рава а, перед тем, как отнести их в типографию. Время от времени, она уточняла у своего мужа то или иное неразборчиво написанное слово, или даже целую фразу.
После нескольких часов плодотворной работы, рабанит сделала небольшой перерыв, чтобы выпить стакан чая. Больше не для того, чтобы утолить жажду, а чтобы согреть озябшие пальцы.
Внезапно стакан выскользнул, упал на пол и брызнул россыпью мелких осколков.
Раби Мельцер поднял глаза от листа Талмуда и задал жене вопрос, казалось бы, не имеющий никакого отношения к тому, что произошло.
— Могло быть, что сегодня какой-нибудь бедняк, просивший у тебя подаяние, ушел с пустыми руками?
— Да, именно так сегодня и случилось, — подтвердила рабанит. — На рынке ко мне подошел неопрятно одетый человек и попросил цедаку. У меня были только крупные купюры. Я протянула ему одну из них и попросила сдачу. Но у него сдачи не оказалось. Тогда я взяла деньги назад и пошла разменять их у торговца. Мне не сразу удалось это сделать. И когда я вернулась на то место, где оставила нищего, того уже и след простыл. Так я ничего и не смогла ему дать.
— Я сразу
понял, что сегодня бедняк остался без пропитания, — заключил рав Мельцер, — Ведь
стаканы просто так не бьются.
на основе комментария рава Исера-Залмана Мельцера
(глава йешивы «Эц Хаим», Белоруссия – Израиль, 1870-1953 гг.)
3. На Всевышнего полагайся, да и сам помогай
Написано в нашей недельной главе: «Когда будешь вести счет сынам Израиля, то дадут они каждый выкуп за душу свою Всевышнему» (Шемот, гл. 30, ст. 12).
Словосочетание «Ки тиса» (когда будешь вести счет), вынесенное в название нашей недельной главы, можно перевести и так: «Когда вознесешь». Когда вознесешь главу сынов Израиля. И это открывает в нашей фразе дополнительный смысл. Выходит, что она также говорит о главе народа, о духовном лидере и наставнике, которого следует вознести и поставить над собой.
Как понимать выражение — «поставить над собой»?
Это означает, что надо идти туда, куда он тебя направит, по тому пути, что он укажет тебе.
Такой наставник должен быть у каждого еврея. Чтобы было перед кем раскрыть свое сердце и выплеснуть то, что тревожит, мешает, беспокоит. Чтобы получить благословение и принять наставление. И убедиться воочию, что «праведник принимает решение, и Всевышний реализует. Решение, принятое на земле — находит отклик на Небесах.
Но этого — недостаточно. Продолжение фразы — «то дадут они каждый выкуп за душу свою Всевышнему» — тут же напоминает нам, что молитвы и просьбы ни в коем случае человеку не должны быть обращены к человеку, но адресованы — только Всевышнему. Ведь все, что происходило, происходит и будет происходить в мире — исключительно по Его Воле.
На этих принципах выстроил свои отношения с учениками и последователями руководитель бельзских хасидов, раби Иссахар-Дов Ракеах.
Ученики и вместе с ними те, кто хотел получить из уст раби совет и бераху (благословение), выстраивались в очередь у закрытой двери. Когда наступали приемные часы, дверь распахивалась, и каждый по очереди входил внутрь. Посетитель вкратце излагал свою проблему или просьбу, и уже через минуту, максимум, через две — в дверь входил следующий проситель.
— По правде говоря, помочь им всем — выше моих сил, — говорил раби Иссахар-Дов, — Но я могу выслушать, посочувствовать, разделить беду и даже благословить. Понимаю, что в действительности, им нужен не я, а Всевышний. Поэтому я их тороплю, не позволяю задерживаться. Чтобы они не успели сказать все, что собирались. У них должны остаться неизрасходованные слова. Чтобы было с чем обратиться к Творцу. Надеюсь, что выйдя от меня, они пойдут разговаривать с Хозяином мира. Расскажут Ему то, что не успели поведать мне. Когда я вижу, что человек слишком уж уповает на меня, на мою чудодейственную помощь, я делаю вид, что занят чем-то другим, слушаю его невнимательно, в пол уха. Стараюсь спровоцировать в нем разочарование. И тем самым побуждаю его обратиться к Создателю. Ведь, на самом деле, и мне и им, не на кого больше полагаться, кроме как на Всевышнего.
Назову одно важное правило. Если к вам обратились за помощью, и вы реально можете помочь — помогите. Не отфутболивайте человека к Всевышнему — помогите сами. Или так: сначала помогите, а потом — указывайте на Небеса.
В Талмуде (трактат Хуллин, лист 109) сказано, что все, что запретила Тора, она же и разрешила.
Так нам нельзя, например, есть кровь, но можно — печенку, сосредоточие крови. Тора запретила смесь мясного с молочным, но вместе с тем — разрешила употреблять в пищу вымя.
Некоторые добавляют, что негоже заниматься пустой болтовней, но весьма похвально вести диспуты о Торе.
Как-то у Бааль Шем Това (раби Исраэль бен Элиэзер, основатель хасидизма, первая половина 18-го века) спросили: что разрешили вместо запрещенной ереси, отрицания Всевышнего?
— Когда к тебе обращаются за помощью, — объяснил раби, — не отвечай шаблонно: "Всевышний поможет!", не веди себя, как "еретик" — помогай сам, не надеясь на Творца.
Намек на это содержится в рассматриваемой нами фразе — «…дадут они каждый выкуп за душу свою Всевышнему». Использованное в ней слово «кофер» (выкуп) имеет и другое значение — «быть еретиком» (ни про кого не будь сказано!). Исходя из этого, можно увидеть в этом фрагменте дополнительный смысл — «…дадут они каждый выкуп (ересь) за душу свою Всевышнему».
Когда есть
необходимость давать — не старайся отделаться от просящего, говоря, мол,
Всевышний поможет. Помоги ему сам, как будто бы, кроме тебя — не на кого больше
полагаться. Будь в этом случае подобен еретику. Ведь еретик не станет
переадресовывать просителя к тому, чье существование отрицает.
на основе комментариев рава Иссахара-Дова Рокеаха
(глава бельзских хасидов; Израиль, наши дни)
и Бааль Шем Това
(раби Исраэль бен Элиэзер, основатель хасидизма, первая половина 18-го века)
4. Благословение коэнов поднимает поникшие головы
Прочитанную нами в нашей недельной главе фразу «Когда будешь вести счет сынам Израиля» (Шемот, гл. 30, ст. 12) можно понять и так: «Когда поднимешь головы сынов Израиля».
Как это понимать?
Когда человек грустит, говорят, что он «нос повесил». А еще говорят — «ходит с опущенной головой». Поднять голову и воспрянуть духом помогает — радость.
В нашем народе существует обычай — два раза в год, в холь hа-моэд (полупраздничные дни Суккота и Песаха) приходить к Котелю (уцелевшая Западная Стена Иерусалимского Храма, неевреи нередко называют ее Стеной Плача), где во время утренней молитвы коэны в определенный день благословляют народ. Сотни или даже тысячи коэнов встают вдоль Стены и благословляют десятки тысяч молящихся, собравшихся на площади перед Котелем, а вместе с ними — и весь еврейский народ.
Начало этому обычаю было положено в Песах 5731-го (1971-го) года. Инициатором стал рав Менахем-Мендель Гафнер. Он обнаружил у раби Элазара из Вормса (автор книги «Рокеах»; Германия, первая половина 12-го – первая половина 13-го вв.) следующий комментарий.
Имя Аарон в книгах Торы Шемот, Ваикра и Бамидбар упомянуто триста раз. Если бы собрались триста коэнов (потомков Аарона), поднялись Масличную гору и оттуда благословили бы своим благословением народ Израиля — тогда пришел бы Машиах.
Масличная гора (на иврите — hар hа-Зейтим) упоминается в Танахе, в книге пророка Захарьи (гл. 14, ст. 4), где сказано: «И стоять будут ноги Его в тот день на hар hа-Зейтим, что возле Иерусалима».
Оттуда начнется процесс возрождения мертвых (техият hа-метим) после прихода Машиаха.
В наше время нельзя коэнам подниматься на Масличную гору, так как она превращена, по сути, в огромное кладбище. А коэну, как известно, на кладбище вход воспрещен. Поэтому рав Гафнер решил организовать благословение коэнов у Западной Стены.
Он рассказал о своей идее раву Хаиму-Меиру Гагеру (глав Вижницких хасидов, автор труда «Имрей Хаим»), раву Исраэлю Альтеру (глава Гурских хасидов, автор книги «Бейт Исраэль») и раву Яакову-Исраэлю Каневскому (один из самых выдающихся знатоков Торы нашего времени). И все трое ее горячо поддержали. А рав Исраэль Альтер подчеркнул, что в недельной главе Ки Тиса содержится интересный намек.
Гематрия (числовое значение) названия Ки Тиса (когда поднимешь) составляет 731. Таким образом, Тора открывает, что в 731-м году пятого тысячелетия произойдет событие, которое поднимет головы загрустивших сынов Израиля. После чего они воспрянут духом. Это будет благословение коэнов у Котеля (Западной Стены), при большом стечении народа.
Рав Хаим бен Атар (один из крупнейших комментаторов Торы; автор книги «Ор hа-Хаим», Марокко – Израиль, первая половина 18-го века) отмечает, что одно из отличий между человеком и животным заключается в том, что человек обычно ходит с поднятой головой. Потому что его душа жаждет воспарить к Небесам, к духовности. В то время как животное бредет с поникшей головой. Ибо все его помыслы приземлены и материальны.
Впрочем, бывает, что человек, хоть и идет по жизни с поднятой головой, но глаза его опущены долу. Его обуревают низменные интересы. О нем в Танахе сказано, что — «подобен он погибающим животным» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 49, ст. 13).
Один мудрец и знаток Торы (не будем здесь называть его имя) почти все свое время посвящал учебе. Его помощник ревностно оберегал покой раввина. Никто не мог войти в его комнату, кроме как — в специально выделенное для посещений время. Время это было весьма непродолжительным. Только тогда разрешалось побеспокоить рава вопросом.
Однажды на бирже были серьезные потрясения. Экономику лихорадило так, что многие крепкие состояния — рухнули, а их владельцы были полностью разорены.
Среди крупных биржевых игроков двое считали себя учениками и последователями нашего рава. Почувствовав, что ситуация накаляется, и почва начинает уходить у них из-под ног, они стремглав бросились к своему наставнику. Дорогу им преградил его верный помощник. Но что мог сделать книжный червь против двух матерых зубров?
Вихрем они ворвались в комнату раби. При виде их, тот побледнел, казалось, еще немного — и он потеряет сознание. Наконец, раву удалось прийти в себя. Он выслушал бессвязное мычание посетителей, ободрил их парой слов и дал свое благословение.
Бизнесмены вышли от него приободренными, с поднятыми головами. Раби потом объяснил.
— Во время изучения Торы, — объяснил позднее раби произошедшее своему помощнику, — я поднимаюсь в очень высокие духовные миры. Когда эти двое, погруженные в свои, сугубо материальные помыслы, ворвались ко мне, я ясно увидел несущихся на меня двух быков с ослепительно сверкающими золотыми кольцами в ноздрях, из которых валил пар. В эту минуту я страшно испугался. Ты спросишь, что же спасло этих быков от бойни?.. Они исправно отделяли десятину от всех своих доходов. На эти средства было совершено немало добрых дел. Они-то и не дали совсем уйти в землю. Помогли поднять головы…
на основе комментариев
раби
Элазара бар Йеуды из Вормса
(автор книги «Рокеах»; Германия, первая половина 12-го – первая половина 13-го вв.),
раби Исраэля Альтера
(Ребе гурских хасидов, автор серии книг «Бейт Исраэль»; Польша – Израиль, середина 20-го века)
и раби Хаима бен Атара
(Ор hа-Хаим; один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко – Израиль, первая половина 18-го века)
5. Пол шекеля — чтобы спастись самому и спасти весь мир
В нашей недельной главе упоминается половина шекеля. Написано: «Вот что дадут они: каждый проходящий подсчет — половину шекеля» (Шемот, гл. 30, ст. 13).
В Мидраше Танхума уточняется, что Всевышний показал Моше подобие огненной монеты, весом в половину шекеля и сказал ему: «Такое должны они дать».
Почему монета была огненной?
Огонь символизирует усиление меры суда.
А вот, что говорится об огне в недельной главе Мишпатим: «Если займется огонь, и воспламенятся колючки в поле, и сгорит хлеб на корню, или колосья, или все поле — то платить должен виновник пожара» (Шемот, гл. 22, ст. 5).
Разберемся в этом фрагменте и раскроем его дополнительный смысл. Если учесть, что огонь символизирует карающее действие меры суда — выражение «если займется огонь» говорит, в том числе, и о Гневе Всевышнего.
Что способно спровоцировать Его Гнев?
Прегрешения. Резкий рост прегрешений вызывает Гнев Всевышнего на Свое творение.
Сначала огонь (гнев) находит «колючки». То есть — злодеев, прямых виновников пожара.
Однако порой размах прегрешений столь велик, что одними колючками дело не обходится. От мировых бедствий страдают даже маленькие дети — в огне сгорает хлеб.
Иногда, Гнев
Всевышнего падает и на глав поколений, духовных лидеров (в нашей фразе —
«колосья»). А иногда — угрозе уничтожения подвергается весь народ — «все поле».
Причем, ответственность за этот смертоносный пожар лежит на том, кто разжег
огонь.
В Торе подчеркивается, что виновник пожара — обязательно заплатит. На Небесах непременно спросят с того злодея (часто бывает, что это — политический деятель), который заварил эту кашу — разжег огонь, да еще и подлил в него масла, чтобы уже наверняка вспыхнул пожар междоусобной войны.
Этому подонку придется ответить за все — и за сгоревший хлеб, и за колосья, и за поле. В предъявленном ему обвинительном приговоре будет фигурировать длинный список людей (по большей части, ему совершенно не знакомых), страдания и смерть которых — на его совести.
Если человек вовремя осознает это — в нем проснется великий страх, страх перед прегрешением. Страх, который называют богобоязненностью. Она, эта богобоязненность, убивает всякое желание совершать дурные поступки.
Очень важно понять, что равновесие между обвинением и оправданием — весьма хрупкое. И это касается не только отдельных личностей, но — и всего мира. Так что стоит тебе совершить лишь один неблаговидный поступок, лишь разок торгануть совестью — и не только ты не только сам пойдешь ко дну, но потянешь за собой целый мир.
Нужно ясно понимать и помнить, что того, кто зажег огонь ненависти — неминуемо ожидает пламя Гнева Всевышнего.
Теперь вернемся к нашей недельной главе.
«Вот что дадут они», — говорит Творец. И — показывает огненную монету, весом в пол шекеля.
И это — не случайно. В этом содержится важный урок: помни, что и ты и весь мир — наполовину оправдан, но и — наполовину виновен. Один неверный шаг — и ты потянешь за собой мир. Твои заслуги и твои промахи постоянно взвешиваются. Поэтому, кстати, именно шекель, половина его (слово «взвешивание» на иврите — шкила, происходит от того же корня).
Подводя итог всему здесь изложенному, можно сказать, что не просто так, не случайно, говорится здесь о монете огненной. Причем, не о целой, но — о половине монеты. И не о любой, но именно — о половине шекеля.
Огонь призван остудить горячие головы — чтобы каждый помнил о последствиях Гнева Всевышнего.
Половина, по сути — предупреждение, чтобы человек не стал «целым», законченным злодеем. Половина шекеля — напоминает о взвешивании (шкила) и о весах.
Выходит пол
шекеля — это «спасательный круг», который, если правильно им пользоваться,
способен вызволить даже из моря огня.
на основе комментария раби Хаима бен Атара
(Ор hа-Хаим; один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко – Израиль, первая половина 18-го века)
<
Автор текста Мордехай Вейц