Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «КИ ТЕЦЕ»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 21, ст. 10 — гл. 25, ст. 19.

 

Почему она так называется?

По первому слову первой фразы: «Когда выйдешь на войну на врагов своих…».

Когда выйдешь на иврите — ки теце.

 

Обсуждение главы Ки Теце

 

1. Победа в войне за счет Торы

 

На планете ведутся войны, и сынам Израиля доводится в них участвовать. Об этом в нашей недельной главе читаем: «Когда ты выйдешь на войну против твоих врагов, и отдаст их Всевышний тебе в руки…» (Дварим, гл. 21, ст. 10).

Если мы рассмотрим эту фразу в оригинале, и прочтем только последние буквы слов, то у нас получится: «оhалеха» (шатры твои). Это — намек на места изучения Торы.

Еще наш праотец Яаков сидя в своих шатрах, занимался Торой. Так что, изучение Торы — залог победы над врагами.

В Танахе сказано: «Стоят ноги наши в воротах твоих, Иерусалим» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 122, ст. 2).

Здесь тоже идет речь о победе над врагом. А ворота Иерусалима, этой победе способствовавшие — аллегорическое определение центров собраний Мудрецов и изучения Торы.

Вообще слово «ворота» часто используется в Танахе именно в такой коннотации. Приведу примеры.

В законах левиратного брака находим — «…То взойдет его невестка к воротам, к старейшинам» (Дварим, гл. 25, ст. 7).

А вот начало предыдущей главы: «Судей и надзирателей поставь себе во всех вратах твоих» (там же, ст. 18).

В Танахе, в Книге Рут, есть такой фрагмент — «И поднялся Боаз к воротам... И взял десятерых мужей из старейшин города» (гл. 4, ст. 1-2).

В Талмуде (трактат Мегила, лист 6) говорится, что вечным врагом Иерусалима был римский город Цор. Когда Цор опускался, Иерусалим воспарял, и наоборот.

Когда сыны Израиля совершали злодеяния и прегрешения — это оказывало негативное воздействие на духовные миры, что, в свою очередь, сопровождалось высвобождением искр святости. Этими искрами питались народы мира.

Когда в нарушениях участвовали иерусалимские евреи, на римский город Цор опускалось благоденствие и процветание. Особое изобилие наступило в Цоре после разрушения Иерусалимского Храма.

Можно ли вернуть утраченные искры святости на их прежнее место?

Можно! Благодаря занятиям Торой.

Давид одерживал блестящие победы во всех войнах, потому что был погружен в изучение Торы.

Наша недельная глава носит название Ки Теце — «когда выйдешь (на войну)».

Обратите внимание, не сказано: когда будешь воевать. Порой самого выхода уже достаточно. Надень форму, заряди винтовку, а Всевышний будет воевать за тебя. Ты выходишь на войну, но Творец воюет вместо тебя, иногда, даже выстрелить не успеваешь.

Предыдущая глава завершается словами: «Ведь ты делаешь то, что прямо в глазах Всевышнего» (Дварим, гл. 21, ст. 9).

И тут же, в начале нашей недельной главы, читаем — «Когда выйдешь на войну против твоих врагов, и отдаст их Всевышний тебе в руки».

Когда сыны Израиля выполняют Волю Творца, делают то, что в Его глазах правильно — соблюдают законы Торы и заповеди — тогда Всевышний отдает их врагов им в руки. И очень некрасиво и даже преступно поступают те, кто затем отпускают их по-тихому...

 

на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(Хида; Эрец Исраэль,18-й век)

 

2. Единство — залог победы

 

В нашей недельной главе говорится о непростом времени, когда в воздухе звучат барабаны войны. И мы читаем: «Когда выйдешь на войну против твоих врагов, и отдаст их Всевышний тебе в руки» (Дварим, гл. 21, ст. 10).

Написано — «когда выйдешь на войну». Но разве идут воевать в одиночку? Роты и полки принимают участие в боевых действиях. Почему же в Торе используется здесь единственное число?

В этом содержится рецепт победы. Сыны Израиля победят, когда добьются всеобщего единства и выступят все вместе, как единый воин с одним сердцем. Видя единство еврейских рядов, Творец отдаст врагов прямо им в руки.

В Иерусалимском Талмуде (трактат Пеа, гл. 1) говорится, что во времена иудейского царя Ахава, при котором распространилось идолопоклонство, евреи шли на войну и побеждали своих врагов без единого погибшего в своих рядах.

Во времена праведного царя Давида сыны Израиля тоже побеждали, но потери, хоть и небольшие, у них все же были.

Как это объяснить?

В эпоху царя Давида в Израиле стали поднимать голову доносчики и любители позлословить, такие как Доэг и Ахитофель, злословившие о Давиде. Когда же правили Ахав и его жена Изевель — было идолопоклонство, но не было доносчиков. Пророк Элиягу был в немилости, власти вели на него охоту. Когда он, спасаясь от преследования, добрался до горы Кармель, многие видели его там, но никто не донес царю.

В Танахе, в книге пророка Гошеи (гл. 4, ст. 17) есть такая фраза: «Привязан к идолам Эфраим — оставь его!».

Комментаторы объясняют, что, хоть сыны Эфраима и грешат язычеством, но, поскольку они привязаны друг к другу и находятся в единстве — их надо оставить.

Всевышний хочет, чтобы в народе было единство. Поэтому, когда народ — не разрознен, когда он — един, и на войну выходят все как один, то Он отдает врагов «тебе в руки», дарует победу.

И если люди нарушают Его законы, но связаны единством так, что их можно назвать одним именем — Он прощает их...

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

 

3. Враг не приходит один

 

В тяжелую годину войны Тора призывает не падать духом, ведь на нашей стороне — Всевышний, и Он будет сражаться за нас. Как сказано: «Когда выйдешь на войну против твоих врагов, и отдаст их Всевышний тебе в руки» (Дварим, гл. 21, ст. 10).

Только почему написано — «врагов» (во множественном числе)? Разве всегда нам выпадает сражаться с более чем одним врагом?

Дело в том, что, действительно, враг никогда не нападает один. Антисемитизм, ненависть к евреям, как ни крути — явление иррациональное. И в обычных, земных понятиях его не объяснишь. А все потому, что главный обвинитель еврейского народа расположился в духовных мирах. Он покровительствует тем, кто готов притеснять сынов Израиля. Как опытный провокатор и манипулятор, он науськивает на евреев то одних, то других.

Чем это завершится — открывает нам Творец через пророка — «И будет в тот день: накажет Всевышний воинство Небесное в вышине и царей земных на земле» (Танах, книга пророка Йешаягу, гл. 24, ст. 21).

Когда придет время, когда наступит срок, Всевышний взыщет не только с непосредственных исполнителей — всевозможных погромщиков, казаков, черносотенцев, нацистов — но и с их высоких покровителей. Никто не уйдет от ответа. 

Если мы внимательно присмотримся к нашему фрагменту — увидим в нем еще одну особенность. Там о врагах говорится начала во множественном числе, а затем — в единственном («и отдаст его»).

Неужели количество врагов — величина переменная, причем, настолько, что изменяется от нескольких до одного?

Ответ прост.

Когда Всевышний поразит покровителя твоих врагов в духовных мирах, тебе не составит труда одержать победу здесь, на земле, в материальном мире.

Похожее место мы находим в описании Исхода из Египта. В соответствующем фрагменте читаем: «И увидел Израиль Египет мертвым на берегу моря» (Шемот, гл. 14, ст. 30).

Обратите внимание: не сказано, что Израиль увидел мертвых египтян, написано — «мертвый Египет».

В книге Зогар разъясняется, что сперва был уничтожен и низвергнут с Небес духовный покровитель Египта. Это и явилось причиной гибели египтян.

На седьмой день Песаха, после чуда с рассечением моря Суф, сынам Израиля была дана способность видеть происходящее в духовных мирах. Поэтому им открылась истинная картина. О чем мы и читаем — «и увидел Израиль Египет мертвым».

 

на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(Хида; Эрец Исраэль,18-й век)

 

 

4. Руки для сражения, пальцы — для войны

 

Тора — руководство на все случаи жизни. А в жизни порой случаются войны. О войне и говорится в нашей недельной главе — «Когда выйдешь на войну против твоих врагов, и отдаст их Всевышний тебе в руки» (Дварим, гл. 21, ст. 10).

О войне царь Давид написал: «Псалом Давида. Благословен Всевышний, моя твердыня, обучающий битве руки мои, пальцы мои — войне» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 144, ст. 1).

Но что означает это выражение — обучать пальцы войне?

У Давида был особенный щит. Все воины пользовались треугольными щитами. А щит Давида был в виде шестиконечной звезды, он представлял собой два скрещенных треугольника. У него даже есть особое название — магендавид (защитник Давида).

Почему Давиду было так важно иметь именно шестиконечный щит?

Когда первый человек Адам совершил известный проступок, в мир вошло понятие нарушения, в мире появилось зло. Поэтому землю стали наполнять поколения злодеев.

Злодейскими были поколение Потопа, поколение Вавилонской башни, поколение Седома (в русской традиции — Содом).

Всевышний не станет обитать рядом с отпетыми злодеями. Поэтому Шехина (Присутствие Всевышнего) отдалялась все больше и больше от материальной земли в духовные миры.

Первые две тысячи лет на земле царило беззаконие и хаос. Люди, за редкими исключениями, забыли о Творце и не взывали к Нему. И только единицы, такие как Пелег, Реу, Ноах, Шем и Эвер помнили Имя и хранили знания о Нем.

Авраам был первым человеком, с которым Творец заключил Союз. Как сказано: «И нашел Ты, что предано сердце его Тебе, и заключил Ты с ним Союз» (Танах, книга пророка Нехемии, гл. 9, ст. 8).

Тогда Всевышний вернул Шехину на один уровень ближе к нашему миру.

Ицхак продолжил традицию Авраама, и Шехина была возвращена еще на один уровень.

Его дело продолжили Яаков, Йосеф, Моше и Аарон — в заслугу каждого из них Шехина тоже приближалась к земле. Пока не пришел Давид, благодаря которому Шехина вернулась на свое изначальное место, где пребывала до того, как разгул зла достиг мирового масштаба.

Семь наших праведников, с каждым из которых Творец заключил Союз, стали ушпизин — почетными гостями в дни праздника Суккот.

Когда Давид выходил на войну, молясь, он так произносил: «Владыка мира! Я отправляюсь на войну не ради себя. И армия эта не мне служит. Да и командую ею не я. Но все это — Твое и принадлежит Тебе. И даже враги — Твои. Ведь ненавидящих Тебя, Всевышний, ненавижу я, и с восстающими на Тебя сражаюсь!» (Теилим, гл. 139, ст. 21).

Давид шел на войну, неся перед собой щит-магендавид, шесть углов которого символизировали шесть направлений, охватывающих весь мир: север, юг, запад, восток, верх и низ. Так Давид свидетельствовал, что этот мир сотворил Всевышний, и Он (только Он Один) управляет им. Все шесть направлений нашего мира сходятся в одной центральной точке, которая указывает на Творца и Владыку мира.

Выходя на войну, Давид никогда не делал ставку на силу оружия. В его руках был щит, а пальцы указывали на Творца мира. Этим Давид побеждал врагов...

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

5. Главная война

 

Написано в нашей недельной главе: «Когда выйдешь на войну против твоих врагов, и отдаст их Всевышний тебе в руки» (Дварим, гл. 21, ст. 10).

Главный и самый опасный враг человека — йецер hа-ра (то есть — его дурное начало). Йецер преследует человека с момента появления на свет и до самой смерти, желая его погубить. В ход идут хитроумные ловушки, соблазны и вожделения, стремление к власти и почету.

Однажды солдаты возвращались с победой в тяжелейшей войне, длившейся годы и принесшей разруху. Солдаты пребывали в приподнятом настроении. Им встретился на дороге праведник и мудрец, который, поприветствовав их, изрек: «Вы думаете, что возвращаетесь с большой войны? Но самая главная и тяжелая война еще ждет вас впереди. Это война с йецером».

В нашем фрагменте речь идет и об этой войне. Войне, длиною в жизнь

Главу Ки Теце всегда читают в Элуле — месяце, посвященном тешуве (раскаянию и возвращению на пути, указанные Всевышним). И это — сильнейшее оружие против дурного начала.

Глава начинается словом «ки» (когда). Гематрия (числовое значение) этого слова — 30. Столько дней в Элуле, если считать и канун новомесячья. Эти тридцать дней — самое благоприятное время для войны с йецер hа-ра. Поэтому не надо бояться начинать свою войну. Ведь уже обещано, что Всевышний отдаст врага в твои руки. А это означает, что ты обязательно победишь.

Наши прегрешения позволяют дурному началу «взять пленных» — искры души, питающие его. Вообще все деструктивные силы, стремящиеся разрушить наш мир и ввергнуть его в хаос, питаются искрами, которые люди теряют, нарушая Тору и заповеди. Поэтому наша основная задача — освободить эти искры из плена и вернуть их. Достигается это изучением Торы, соблюдением заповедей, добрыми делами. Одним словом — тешувой.

В продолжение процитированного фрагмента читаем: «И увидишь в плену женщину, красивую видом…» (Дварим, гл. 21, ст. 11).

Здесь содержится намек на прекрасную бессмертную душу, частицу Всевышнего, попавшую в плен — под влияние дурных привычек и наклонностей.

Далее — «И возжелаешь ее…» (там же). То есть — вспомнишь о своей душе и захочешь освободить ее из цепких лап зла.  

«И возьмешь ее себе в жены» (там же). Только оставив позади былые ошибки, ты сможешь очистить душу и позаботиться о ней. Ведь после Элуля наступит Рош hа-Шана — День Суда, когда будет решаться твоя судьба на следующий год. И в твоих интересах предстать перед Судьей в надлежащем виде, предстать человеком, который сумел укротить дурное начало...

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

Автор текста Мордехай Вейц