Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «Ки Таво»
Место в Торе:
Дварим, гл. 26, ст. 1 — гл. 29, ст. 8.Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: «И будет, когда придешь в страну, которую Всевышний дает тебе...». Когда придешь на иврите — ки таво.
Обсуждение главы Ки Таво
1. Бережно наполнять корзину
Наша недельная глава начинается словами: «И будет, когда придешь на землю, которую Всевышний дает тебе в удел... возьми начатки всех плодов земли... и положи в корзину, и пойди на место, которое изберет Всевышний» (Дварим, гл. 26, ст. 1-2).
Из этого отрывка, — наставляют Учителя, — можно научиться, как вести себя в земном мире, чтобы удостоится мира Будущего.
Для того, чтобы это понять, нам надо разобраться в отдельных фрагментах процитированной выше фразы.
Слово «земля» здесь символизирует Будущий мир. Как сказано: «Праведники навечно унаследуют землю» (Танах, книга пророка Йешаягу, гл. 60, ст. 21).
В этом высказывании пророк Йешаягу говорит о том, что души праведников не будут возвращены в материальный мир, но останутся вечно пребывать в мирах духовных.
Намек на Будущий мир содержится и употребленном в нашем отрывке слове «удел». В Танахе, в книге Мишлей (Притчи царя Шломо; в русском языке — Соломон) написано: «В удел любящим Меня — сущее» (гл. 8, ст. 21).
Таким образом, мы можем открыть в процитированном в начале обзора отрывке («И будет, когда придешь на землю, которую Всевышний дает тебе в удел») дополнительный смысл: «И будет, когда захочешь приобрести Будущий мир, который Всевышний уготовал тебе…».
В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 10) Учителя сообщают нам, что все сыны Израиля имеют удел в будущем мире.
Теперь рассмотрим следующую часть фразы: «…возьми начатки всех плодов земли...».
«Начаток» (в оригинале Торы — решит) — это мудрость (хохма). И об этом в Теилим (Псалмы царя Давида) прямо сказано: «Начаток — мудрость» (гл. 111, ст. 10).
В каждом элементе творения сокрыты искры святости. Эти искры и есть — мудрость. Как написано: «Все с мудростью сотворил» (там же, гл. 104, ст. 24).
Наша задача — собрать эту мудрость, то есть — высвободить искры святости из материального плена и вернуть их Творцу. В этом и состоит служение человека Всевышнему в материальном мире.
Учителя называют человека — «говорящим». И, действительно, речь — бесценный дар Творца. Поэтому нам следует тщательно обдумывать, взвешивать и контролировать все, что выходит из уст. Так, будто бы мы раздаем бриллианты.
Далее читаем — «…и положи в корзину (в оригинале употреблено слово тэна)».
Буквы, из которых состоит слово тэна (тав и нун), одновременно — начальные буквы слов таамим (кантилляция, то есть — интонирование фраз, для которого Тора использует определенные знаки) и некудот (огласовки, заменяющие в иврите гласные буквы).
Слово «положи» (на иврите — вэсамта), в отличие от нейтрального русского глагола «класть», обозначает, как разъясняют в Талмуде Учителя — «уложить очень бережно, с особой аккуратностью» (трактат Темура, лист 34).
Таким образом, в контексте нашего анализа цитаты, мы понимаем, что необходимо следить не только за содержанием сказанного, но и за каждой произнесенной буквой, за каждой интонацией. И только тот, кто «бережно укладывает в корзину» слова — удостоится жизни в Будущем мире.
Особенно важно придерживаться этого правила во время молитвы. Слова молитвы, произнесенные автоматически, которым не сопутствует соответствующая мысль, адекватное движение сердца, скорее всего — затеряются, не достигнув цели. Уйдут в никуда фразы, сказанные скороговоркой, слова с «проглоченными» буквами, молитвы, которые пробубнили. И лишь «корзины» с аккуратно сложенными молитвами будут доставлены по назначению.
Конечно же, столь внимательное отношение к словам должно присутствовать и в изучении Торы. Ведь каждый кантилляционный знак в ней, каждая буковка находятся на своем месте неспроста. Есть обычай, изучать Тору, как бы распевая ее на особый мотив. Этот обычай получил наибольшее распространение при изучении Талмуда.
Слово, использованное Торой в значении «и будет» (на иврите — вэhая) намекает на радость.
Служение Творцу должно вызывать радость и душевный подъем. Ведь возможность исполнять заповеди — радость. Тот, кто служит Всевышнему из любви к Нему — по-настоящему счастлив.
Великий Ари (раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й век) пишет, что искры святости, возносят к Небесам радость и восхваление Творцу. Как сказано: «Восхвалю Тебя Всевышний, потому что вознес Ты меня" (Теилим, гл. 30, ст. 2).
на основе комментария рава Моше-Якова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую; уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
2. Как преуспеть в жизни
В нашей недельной главе читаем: «Возьми начатки всех плодов земли» (Дварим, гл. 26, ст. 2).
В своем комментарий к данному фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) рассказывает, что человек, выходя в свой сад и увидев инжир, который принес первые плоды, или, например — первую гроздь винограда, он повязывал на них лозу и говорил: «Это — начатки (первинки)».
Интересно, почему первые плоды нужно было помечать именно лозой, а не иначе?
В этом заложен глубокий смысл, — поясняет Раши. — Увидев в своем саду деревья, усыпанные плодами, человек может возгордиться результатами своего труда. Ведь все это — он вырастил. Поэтому и постановили Учителя привязывать лозу. Буквы слова "лоза" (на иврите — гами) — аббревиатурой выражения «велики деяния Всевышнего». И подобно тому, как лоза выросла, хоть и не трудилась над ней рука человека, так и весь урожай прекрасных плодов наполнит закрома по Милости Творца. Благодарность которому и символизирует заповедь о приношении первых плодов (бикурим).
В такой форме Тора дает нам наставление, как преуспеть в делах. И мы узнаем, что в данной сфере очень важно заручиться надежной поддержкой. Поэтому, прежде чем начать «бизнес» — полезно взять в партнеры Всевышнего.
Каким образом?
Выделить ему долю в каждом своем начинании. Ведь, если у истоков стоит Творец, то в успехе можно не сомневаться. А достигнутый успех не даст повода возгордиться. Ведь в деле участвовал Партнер. И, может, это именно Его вклад был — решающим.
Это правило действительно в любом начинании. А потому необходимо правильно начинать год. Если начало года будет посвящено Всевышнему и выполнению Его заповедей — то и весь год пройдет под Его покровительством.
Известно, что фундамент, который с детства заложен в человеке, потом во многом определяет всю его дальнейшую жизнь. Поэтому жизненно необходимо привлечь Творца к воспитанию детей. Время и силы, которые ребенок посвятит Всевышнему, получая знания и совершая добрые поступки — будут восприняты Небесами, как «начатки» его первых дел. И на протяжении всей своей жизни он будет собирать чудесные плоды детства и юности, которые он провел с пользой.
Но тот, кто на заре своих дней растрачивал свое время впустую — еще долго потом будет страдать от сорняков и колючек, забивающих в его жизни ростки добра. И горький привкус незрелых плодов и прежних ошибок надолго станет его спутником.
Привязывание лозы к первым плодам, посвященным Творцу, намекает на связь с Творцом. Человек, с малых лет прикрепивший себя к Нему, всю жизнь извлекает пользу от этого союза, который с течением времени только крепнет.
Приучить себя уже с юности все начинания осуществлять в союзе с Творцом, посвящать Ему начатки плодов, все крепче и крепче привязывать себя к Нему выполнением Его заповедей — в этом и заключается главный секрет успешной жизни.
на основе комментариев
раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура(основатель движения Гурских хасидов; известен и под псевдонимом Хидушей а-Рим, который получил по названию написанной им книги Хидушей а-Рим;
конец 18-го – первая половина 19-го вв., Польша
)и рава Йосефа Бергера
(Израиль, наши дни)
.
3. Плод дерева или плод земли?
Как мы уже говорили, наша недельная глава начинается с заповеди о приношении первых плодов, которые надо было аккуратно сложить в корзину и доставить в Иерусалимский Храм. И в тексте Торы читаем: «Возьми первинки (на иврите — бикурим) всех плодов земли» (Дварим, гл. 26, ст. 2).
Известно, что для этого приношения отделяют «первинки» (бикурим) от семи видов плодов. И большинство из них (инжир, гранаты, виноград, маслины, финики) — растут на деревьях.
Возникает, казалось бы, закономерный вопрос: если «первинки» отделяются в основном (пять видов из семи) от плодов деревьев, почему же тогда в Торе они названы — «плодами земли»?
В Талмуде (трактат Бикурим, раздел 3, мишна 1) рассказывается, как проходил процесс отделения первых плодов.
Человек входил в свой сад и, увидев, что на смоковнице (инжирное дерево) появились первые ягоды, что первые грозди винограда свисают со стеблей в винограднике, и первые гранаты проглядывают сквозь листву гранатового дерева — брал лозу, помечал ею «первинки» и произносил: «Вот это — начатки (бикурим)».
По понятным причинам, выделение первинок осуществлялось на ранней стадии процесса созревания плодов. И если бы кто-то решил съесть такой незрелый еще плод, в благословении (на иврите — бераха), которое произносится перед этим, он должен был бы, вместо обычного, на зрелый плод — …боре при hа-эц («сотворивший плод дерева»), сказать — …боре при hа-адама («сотворивший плод земли»).
Вероятно, этому правилу и обучает нас Тора, говоря: «Возьми первинки всех плодов земли», а не плодов дерева.
Кроме того, следует отметить, что к семи видам плодов, от которых нужно было отделять первинки, относились также пшеница и ячмень. А они, как известно, не растут на деревьях. При этом, пшеница считается самым важным, основным видом «плодов» из семи. Ведь из пшеницы делают хлеб — главную составляющую трапезы.
В приношении первинок содержится и еще один значимый аспект.
Этим приношением еврей выражает благодарность Всевышнему за дарованную ему Землю Израиля. Поэтому и подчеркивается в Торе, что речь идет именно о плодах земли, плодах, выращенных в Эрец Исраэль.
Первый человек, Адам, был создан, как известно, из праха земного. Когда же он совершил роковую ошибку, ослушавшись Творца — земля была проклята. Как сказано: «Сорняки и колючки произрастит она» (Берешит, гл. 3, ст. 17-18).
Выполняя заповедь о приношении первых плодов Всевышнему, еврей способствует «утешению» земли и тому, что на землю нисходит благословение Небес.
на основе комментария раби Хаима-Йосефа-Давида Азулая (Хида; 18 век)
.
4. Неблагодарность змея
Далее в отрывке нашей недельной главы, посвященном заповеди о приношении бикурим (первых плодов) читаем: «И приди к коэну (служителю в Храме), который будет в те дни, и скажи ему: Говорю я сегодня Всевышнему, что пришел я в страну, которую поклялся Всевышний отцам нашим дать нам» (Дварим, гл. 26, гл. 3).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), комментируя данный фрагмент, объясняет, что слова «и скажи ему» означают — «вырази благодарность».
Если Всевышний протягивает человеку нить милосердия, оберегает его от бед и напастей — человек этот должен всегда помнить доброту Творца и не быть неблагодарным. Каждый, кто удостоился благословения Свыше, кто живет в собственном доме, имеет надежный источник дохода и спокойно смотрит в завтрашний день — не должен забывать, хотя бы изредка говорить Всевышнему «спасибо». И это простое «спасибо» зачтется ему выполнением повелительной заповеди Торы, о которой написано в рассматриваемом нами отрывке. Поэтому очень важно не уподобиться тем неблагодарным, которые, живя припеваючи и имея достаток во всем — вечно на что-то сетуют.
Нельзя не признать, что существуют неблагодарные люди. Настолько — что дай им хоть все сокровища мира, окуни их с головой в самые изысканные удовольствия и наслаждения, они все равно будут роптать и жаловаться на свою «тяжелую долю», на недостаток уважения и т.п.
В Талмуде (трактат Бава Кама) Учителя предупреждают, что тот, кто во время молитвы не наклоняет голову, произнося слова благодарности Творцу — в конце концов, превратится в змея.
Почему именно в змея, а не, скажем, в барана? Ведь змей, как раз прекрасно умеет извиваться. А вот баран — служит символом упрямства.
Дело в том, что о змее в Танахе написано: «Пища змея — прах» (книга пророка Йешаягу, гл. 65, ст. 25).
Рацион змея может быть весьма разнообразным и питательным. Но какие бы деликатесы он ни вкушал, он всегда будет чувствовать лишь вкус праха. И в глазах того, кто считает, что Всевышний не заслужил благодарственный поклон — все добро, которым одарил его Творец, подобно пыли. Но вот роптать на Всевышнего и жаловаться на судьбу неблагодарный не забывает. Такой человек постепенно превратится в змея. То есть — утратить способность различать вкус.
Порой мы наблюдаем, как «сильные мира сего» балуют себя дорогими игрушками, придумывают все новые и новые удовольствия в погоне за утраченным чувством вкуса к жизни. И каждый раз, испытывая очередное разочарование, пытаются «укусить» Всевышнего. Но кусают лишь собственный хвост.
Так может, Творец, все же «заслужил» наш благодарный поклон?!
Как-то один еврей спросил у рава Шалома-Ноаха Бразовского (Слонимский Ребе, Беларусь – Израиль, 20-й век):
— Как я могу отблагодарить Всевышнего за добро, что Он мне посылает. Может, мне учредить общество беспроцентных ссуд, или открыть больницу?
— Неважно, в какую форму будет облечена твоя благодарность, — ответил раввин, — главное, чтобы ты не подумал, что, сделав доброе дело, ты полностью рассчитался с Творцом. Пусть чувство долга и чувство благодарности всегда сопровождают тебя!..
на основе комментариев раби Элазара бар Моше Азкари
(«Сефер Харедим», вторая половина 16-го века, Эрец Исраэль),
рава Шломо Рабиновича из Радомыска
(автор труда «Тиферет Шломо»; 19 век, Польша)
и рава Шалома-Ноаха Бразовского
(Слонимский Ребе, автор книг «Нетивот Шалом»;
1911-2000 гг., Беларусь – Израиль)
5. Земля, текущая нефтью и газом?
Написано в нашей недельной главе: «И привел Он нас на это место, и дал нам эту землю, землю, текущую молоком и медом» (Дварим, гл. 26, ст. 9).
То есть речь здесь идет о природных богатствах Земли Израиля.
И известно, что все земли вокруг Израиля напичканы нефтью и другими природными ископаемыми. Все, кроме самого Израиля.
Так, где же наш «мед»?
Конечно же, можно сказать, что для этого время пока еще не пришло. Настанет день — и для нас раскроются подземные сокровищницы, что уже, в какой-то степени сегодня и происходит.
Однако истинное богатство Эрец Исраэль (Земли Израиля) таково, что все сокровища мира по сравнению с ним — лохмотья нищего.
Ведь сказано в Танахе: «И сделаю окна твои из рубинов, и ворота твои — из карбункулов (карбункул — упомянутый в Торе драгоценный камень, точное описание которого сегодня неизвестно), и всю ограду твою — из камней драгоценных» (книга пророка Йешаягу, гл. 54, ст. 12).
В Мидраше (Песикта Рабати, гл.32) рассказывается история о том, как корабль попал в страшный шторм. Буря порвала паруса и всю корабельную оснастку. Было ясно, что еще немного — и корабль пойдет на дно. На том корабле плыл юноша-еврей. Внезапно явился ему пророк Элиягу в обличье старца и сказал:
— Если ты согласишься выполнить мое поручение, корабль будет спасен.
Юноша согласился. Элиягу дал ему сундук и попросил отнести его раби Иегошуа бен Леви в Лод.
— Но только не показывай ему сундук в самом городе, — предупредил старец, — сначала спуститесь в пещеру…
Юноша обещал выполнить все, как ему велено. В тот же миг буря стихла, воцарился штиль, и корабль причалил к берегу в удобной бухте.
Юноша отправился в Лод, разыскал там раби Иегошуа бен Леви и вывел его за город в пещеру. Там они вместе открыли сундук. Он был полон драгоценных камней.
Дело было к вечеру. Солнце уже почти скрылось за горизонтом. Но свет, исходящий от этих камней, был так ярок, что весь Лод озарился его сиянием. Раби Иегошуа закрыл сундук и спрятал его в пещере.
Он хранится там и поныне, в ожидании своего часа.
В будущем тепловая энергия исчерпает себя. Промышленность и рядовой потребитель начнут использовать световую энергию — более дешевую и экологически более чистую.
Написано в Мидраше (Пиркей де раби Элиэзер), что в будущем Всевышний установит 170 особых драгоценных камней в окрестностях Иерусалима. Их свет будет озарять весь мир. Израиль станет основным поставщиком энергии в мире.
Кому тогда нужна будет нефть? Кто вообще будет о ней вспоминать?
Разве что только те, кто, изучая трактат Талмуда Шаббат, во второй главе, где обсуждается тема «какие могут быть (субботние свечи)», найдут, среди прочего, упоминание и нефти.
Так, черную эпоху угля и нефти, эпоху страданий и бедствий, разорвет в клочья и навсегда развеет ослепительный свет. Свет завершения Шестого тысячелетия…
Автор текста Мордехай Вейц