Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «КЕДОШИМ»

 

Место в Торе: Ваикра, гл. 19, ст. 1 — гл. 20, ст. 27

 

Почему глава так называется:

По значимому слову первой фразы главы, в которой сказано: «И говорил Всевышний Моше: «Обратись ко всей общине Израиля и скажи им — возвышенными (кедошим) будьте, ибо возвышен Я — Всевышний...» (Ваикра, гл. 19, ст. 1).

Слово кедошим — множественное число от ивритского слова кадош, что в большинстве переводов Торы означает — «святой». Однако у слова кадош есть и другое значение — возвышенный, стремящийся вверх, духовный.

 

Обсуждение главы Кедошим

 

1. Исчезающая заповедь

 

Одна из фундаментальных заповедей Торы — заповедь почитания родителей. Об этом в нашей недельной главе читаем: «Всякий матери своей и отца своего бойтесь» (Ваикра, гл. 19, ст. 3).

Как-то во время каникул руководитель одной из йешив увидел, что его ученик не оказывает должного уважения своему отцу.

— Сейчас каникулы, много свободного времени, — обратился раввин к ученику, — почему бы не использовать его для неформальной учебы? Мы могли бы вместе поучить что-то, что не входит в курс семестра.

Возможность позаниматься один на один с самим главой йешивы, конечно же, впечатлила молодого человека, и он с радостью за нее ухватился.

— А что мы будем учить? — спросил он.

— Я думаю, особенно полезно было бы поучить галаху (законы), скажем — о почитания родителей.

На лице у юноши появилось выражение разочарования.

— Мне хотелось бы учить законы, которые имеют хоть какое-то отношение и к нашему времени, — произнес он.

К сожалению, в наше время уважение к родителям многие считают анахронизмом. И только у людей прошлых поколений оно сохранилось в крови.

Как-то к раву Исраэлю Абухацира (в народе его называли Баба Сали, хотя более грамотно — Бава Сали, что в переводе с арамейского означает — «врата молитвы»; известный знаток Торы и праведник, 1889-1984 гг.) пришли на прием женщина с сыном. Когда подошла их очередь, секретарь раввина прочел просьбу женщины: «Я мать и рощу этого подростка без мужа. Прошу, чтобы наш раби и наставник благословил его и повлиял на него так, чтобы он относился ко мне с большим уважением и не нарушал заповедь из Торы». 

Секретарь окончил чтение, и в комнате повисла тишина. Лицо праведника выражало скорбь. Затем он прошептал, как будто разговаривая сам с собой:

— Ах, если бы у меня была мать, если бы она только была жива —  я носил бы ее на руках. Я танцевал бы от радости. Увидеть бы ее хоть на минуту.

И слезы выступили на глазах раби. А в комнате вновь воцарилось молчание.

На этот раз его нарушил голос подростка:

— Прости меня, мама, — сказал он. — Прости за все, что тебе довелось пережить из-за меня. Прости за боль и страдания, что я тебе причинил.

Лицо праведника просияло.

— Да будет прощено тебе и да искупится прегрешение твое. А сейчас послушай, я расскажу тебе историю.

Много лет назад, мой отец сильно хворал. Мы с моим старшим братом ухаживали за ним, как могли. Отец очень страдал от болезни — он громко стонал и кричал от боли.

— Папа, почему ты так кричишь? — спросил его мой брат.

— До сих пор у меня был сияющий бриллиант, — ответил отец, — но сейчас его блеск померк.

Отец имел в виду старшего сына. Услышав эти слова, брат решил уйти в добровольное изгнание. Целый год он провел в синагоге, не заходя домой. Он сидел и учился в стороне от всех, как будто на него наложили херем (херем — отлучение от общины). Через год он попросил меня справиться у отца, простил ли тот его. На мой вопрос отец ответил, что бриллиант вернул свой чудесный блеск.

Завершив рассказ, Бава Сали возложил руку на голову отрока и произнес:

— Если пообещаешь исправиться и относиться к матери с должным почтением, я тебя благословлю всеми благословениями, чтобы ты был счастлив.

Мы видим, что в прошлых поколениях люди относились к заповеди почитания родителей намного серьезнее и строже, чем теперь. Возможно, потому, что раньше лучше учили Талмуд или же он глубже проникал в людское сознание. Ведь в Талмуде не счесть примеров и историй о том, как наши Учителя почитали родителей. Например, в трактате Кидушин (лист 31) сказано, что рав Йосеф, заслышав шаги своей матери, наполнялся трепетом и вставал, словно при приближении Шехины (Присутствия Всевыщнего).

 

на основе комментария рава Реувена Карeлинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц