Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «КЕДОШИМ»

Место в Торе: Ваикра, гл. 19, ст. 1 — гл. 20, ст. 27

Почему глава так называется:

По значимому слову первой фразы главы, в которой сказано: «И говорил Всевышний Моше: «Обратись ко всей общине Израиля и скажи им — возвышенными (кедошим) будьте, ибо возвышен Я — Всевышний...» (Ваикра, гл. 19, ст. 1).

Слово кедошим — множественное число от ивритского слова кадош, что в большинстве переводов Торы означает — «святой». Однако у слова кадош есть и другое значение — возвышенный, стремящийся вверх, духовный.

Обсуждение главы Кедошим

1. Коэны для народов мира

Прежде всего, отмечу, что у книги Торы Ваикра есть и другое название — Торат Коаним (учение коэнов), потому что в ней собраны многие законы, относящиеся к коэнам (служителям в Храме) и их служению.

Впрочем, наша недельная глава, очевидно — исключение. Законы, изложенные в ней, относятся ко всему Израилю. Здесь мы читаем: «Говори всей общине сынов Израиля и скажи им: Святы (кедошим) будьте; ибо свят (кадош) Я, Всевышний ваш» (Ваикра, гл. 19, ст. 2). Говори всей общине Израиля. Всему Израилю — не только коэнам.

Тогда почему наша недельная глава включена в книгу Торат Коаним? Не могла же она попасть сюда по ошибке.

Никакой ошибки здесь, конечно же, нет. Ведь в определенном смысле весь народ Израиля — коэны. Точно так же, как потомки Аарона для сынов Израиля — коэны, сыны Израиля коэны — для всего мира. Так постановил Всевышний. Как сказано: «И вы будете Мне царством коэнов, народом святым (кадош), выделенным» (Шемот, гл. 19, ст. 6).

Мы видим, что для того, чтобы исполнить повеление Всевышнего и стать коэнами для народов мира, нужно достигнуть определенного уровня святости. Этому и посвящена наша недельная глава.

Но что означает — быть кедошим (достичь определенного уровня святости)?

Это значит — сторониться запретных связей (перечисленных в предыдущей недельной главе), — объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — и преступных помыслов и действий. Везде (в Торе), где присутствует (повеление) оградить себя от такого — есть и упоминание о святости. Например: «И не опорочит он свое потомство... Я Всевышний, его освящающий» (Ваикра, гл. 21, ст. 15).

«Оградить себя от такого» — пишет Раши, — то есть, не стремиться сблизиться, перенять, смешаться, сродниться. Наоборот — отдалиться. Тора всегда подчеркивает, что тот, кто ищут ищущий ответ и мудрое наставление — сам должен приложить усилия, чтобы прийти к коэну, не ожидая, когда коэн придет к нему. Коэн может прийти, чтобы диагностировать цараат (заболевание духовного происхождения). Но до этого лучше не доводить.

Всевышний каждому дает духовные и физические силы, способности и таланты. Правильно распорядиться этим богатством, направить на достижение правильных целей — значит, соответствовать уровню «кадош».

В начале нашей недельной главы три фразы подряд заканчиваются словами: «Я, Всевышний ваш». И каждая из них — призывает человека оградить себя от плохого на своем, определенном уровне. Следовательно, речь в этих фразах идет о разных категориях людей и об их стремлении к святости. Конечно же, об этом говорится не напрямую. Каждая фраза содержит в себе дополнительный, скрытый смысл. Попытаемся в этом разобраться.

«Святы (кедошим) будьте; ибо свят (кадош) Я, Всевышний ваш» — обращение к людям, которые максимально близки к уровню святости (кадош).

У вас уже есть возможность достигнуть кедуши, дело осталось за малым, — наставляет Творец. — Вы научились не нарушать запреты, теперь научитесь правильно распоряжаться тем, что разрешено. Направьте ваши таланты и способности в правильное русло и будете кедошим.

Далее Тора обращается к простым евреям, полностью не посвятившим себя изучению Торы, но и не отвергающим ее. То есть — к людям, не очень образованным (сапожникам, дворникам, таксистам, адвокатам, программистам, олигархам и т.д.).

Написано: «Перед матерью своей и отцом своим трепещите, и субботы Мои соблюдайте. Я — Всевышний ваш» (Ваикра, гл. 19, ст. 3). Почитайте родителей, соблюдайте шаббат. Даже если вы не добились значимых результатов, не достигли высот — продолжайте исполнять заповеди, укрепляйте свою связь с теми, кто превзошел вас в соблюдении еврейских законов — с учителями Торы. И тогда вы удостоитесь прилепиться к кедуше и быть коэнами для народов мира.

И наконец, Всевышний обращается к представителям низших слоев (людям, далеким от Торы) — светская элита, политики, кинозвёезды и прочие богемные знаменитости. В Торе дается шанс даже им. Как сказано: «Не обращайтесь к идолам, и божеств литых не делайте себе. Я — Всевышний ваш» (Ваикра, гл. 19, ст. 4). Вы бросили Тору — так хотя бы не топчите ее. Свое, родное отринули — зачем же преклоняться перед чужим и чуждым, перед тем, чего гнушались ваши отцы?! Не делайте идолов себе, не превращайте себя в идолов — и Всевышний останется вашим Всевышним. Да, да, слова «Я — Всевышний ваш» сказанЫ вам. Ведь вы принадлежите народу коэнов, святому народу.

на основе комментариев рава Элазара-Симхи Васермана

(глава йешивы «Ор Эльханан», Литва – Иерусалим, 1898 – 1992 гг.)

и раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов; известен и под именем Хидушей а-Рим — по названию написанной им книги Хидушей а-Рим;

Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

Автор текста Мордехай Вейц