Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «КЕДОШИМ»

Место в Торе: Ваикра, гл. 19, ст. 1 — гл. 20, ст. 27

Почему глава так называется:

По значимому слову первой фразы главы, в которой сказано: «И говорил Всевышний Моше: «Обратись ко всей общине Израиля и скажи им — возвышенными (кедошим) будьте, ибо возвышен Я — Всевышний...» (Ваикра, гл. 19, ст. 1).

Слово кедошим — множественное число от ивритского слова кадош, что в большинстве переводов Торы означает — «святой». Однако у слова кадош есть и другое значение — возвышенный, стремящийся вверх, духовный.

Обсуждение главы Кедошим

1. Не хочешь воровать — меняй профессию

Одна из заповедей нашей недельной главы — «Не крадите!» (Ваикра, гл. 19, ст. 11). Похожий запрет — «не укради» встречаем в составе Десяти заповедей (Шемот, гл. 20, ст. 13).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что в Десяти речениях говорится о похищении человека, которое наказывается смертной казнью. В нашей же главе речь идет о хищении имущества.

Как-то у приезжего украли в синагоге сидур (еврейский молитвенник). Он заподозрил крутившегося поблизости маленького мальчика. Но за мальчика вступился раввин.

— Я хорошо знаю этого ребенка, — сказал раввин. — Он добился больших высот в изучении Торы, тщательно исполняет заповеди и обладает прекрасными чертами характера. Он не мог преступить запрет «не кради».

— Даже если бы я украл сидур, я все равно не нарушил бы эту заповедь, запрещающую воровство — вступил в разговор «подозреваемый».

— Вот видите, это он украл! — возмутился приезжий. — А еще и увиливает... 

— Запрет «не воруй» распространяется только на похищение людей, — пояснил мальчик. — Тогда как кража имущества относится к запрещающей заповеди «не крадите». 

Возникает вопрос: почему запрет на кражу чужого имущества, о котором идет речь в нашей недельной главе, дан во множественном числе?

Множественное число в данном случае обусловлено тем, — отмечают Учителя, — что эта заповедь подразумевает ответственность за кражу, которую несет не только человек, который непосредственно совершает акт воровства, но и лица, тем или иным образом причастные к этому. А также — виды воровства, которые многие не считают кражей.

В связи с этим Учителя отмечают несколько аспектов причастности к краже имущества. Приведем здесь некоторые из них.

Ответственность с вором делит человек, — пишет раби Авраам бен Эзра (Испания, 12-й век), — который наблюдал, как совершалась кража, и не помешал этому.

Крадущий у вора, — подчеркивает рав Йонатан Эйбшиц (великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века), — приучает себя к воровству.

Приобретающий ворованное также считается вором, — говорится в Кли Якар (в дословном переводе — «драгоценный сосуд»; так называется один из наиболее известных комментариев к Торе, составитель которого — рав Эфраим-Шломо Лунчиц; Польша, вторая половина 16-го — начало 17-го вв.), — поскольку он поощряет воровство.

Скупщику краденного, — добавляет Меири (один из крупнейших комментаторов Талмуда; Франция, 13-й век), намного труднее совершить тешуву (раскаяться и вернуться к соблюдению законов Торы). Ведь он ни у кого ничего не отнимает, но приобретает украденные вещи за деньги.

Существуют и другие нарушения, которые наши Учителя приравнивают к краже. Это — вводить в заблуждение; одалживать что-то и не возвращать; задерживать зарплату наемному работнику; зимой оставлять дверь открытой; не отдавать должные почести; не отвечать на приветствие; получать удовольствие, не произнеся благословение и т.п.

Рассказывают, как однажды техник, ремонтирующий компьютеры, обратился к раву Йосефу-Шалому Эльяшиву (один из крупнейших каббалистов нашего времени; Литва – Израиль, Иерусалим, середина 19-го — первая четверть 20-го вв.) с вопросом.

— В ходе ремонта, — объяснил техник, — компьютер «стирает» программы, хранящиеся на его жестком диске, а затем их надо восстановить. Проблема заключается в том, что подавляющее большинство программ — «пиратские». Можно ли после ремонта компьютера возвращать на него нелицензионное программное обеспечение? 

— Установить такую программу на компьютер — воровство, ответил рав Эльяшив. — А воровать, как известно — нельзя.

— Но если я не буду после ремонта возвращать в компьютер прежние программы, я потеряю всех клиентов! — воскликнул техник.

— Значит, тебе придется сменить профессию, — заключил рав Эльяшив.

на основе комментария рава Ицхака Кройзера

(Бней Брак, Израиль, наше время)

 

Автор текста Мордехай Вейц