Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «КЕДОШИМ»
Место в Торе:
Ваикра, гл. 19, ст. 1 — гл. 20, ст. 27Почему глава так называется:
По значимому слову первой фразы главы, в которой сказано: «И говорил Всевышний Моше: «Обратись ко всей общине Израиля и скажи им — возвышенными (кедошим) будьте, ибо возвышен Я — Всевышний...» (Ваикра, гл. 19, ст. 1).
Слово кедошим — множественное число от ивритского слова кадош, что в большинстве переводов Торы означает — «святой». Однако у слова кадош есть и другое значение — возвышенный, стремящийся вверх, духовный.
Обсуждение главы
Кедошим1. Чьим рабом стать?
В начале нашей недельной главы написано: «Будьте кедошим (святы — отделены от других), потому что Я — кадош (свят, выделен, отделен)…» (Ваикра, гл. 19, ст. 2).
В Мидраше (Мидраш Танхума на главу Кедошим, гл. 2) об этом сказано: «Во Имя Меня освящены вы. Еще до Сотворения мира выделил Я вас».
Возникает закономерный вопрос: если все будут святы, отделены от «мирских» дел и перестанут заниматься материальными проблемами, не придет ли мир в упадок? Кто будет проектировать и строить дома, кто исследует тайны природы, кто придумает и создаст чудесные, «умные» машины, облегчающие нам жизнь?
Известно, что в обязанностях слуги и господина существуют различия. У слуги перед хозяином — свои обязанности, у хозяина перед слугой — свои.
Слуга должен выполнять любую работу и любое, которую ему поручит хозяин. И обязан вкладывать в это сердце и душу.
Вместе с тем, хозяин заботится лишь о самых насущных потребностях раба — о его пропитании, одежде и т.п.
Так же и у всех сотворенных есть определенные обязанности перед миром.
Изучать природу, населять землю и, способствуя ее улучшению и развитию — обрабатывать ее, собирать урожай, совершенствовать жизнь на ней. Строить города, сажать сады и взращивать их, возводить мосты… Все это входит в обязанности людей, сотворенных, чтобы поддерживать мир в порядке и сохранности. Поэтому говорится в Талмуде (трактат Санhедрин, лист 58): «Человек, не живущий трудом — достоин смерти (гой ше шават — хаяв мита)».
Но есть и исключение из этого правила. Те, кто посвящают себя служению самому Творцу, не должны обслуживать мир. Наоборот, весь мир создан ради них. Как сказано: «Ради Израиля, который наречен начатком плодов Его, — пишет Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии на первую фразу в Торе, в недельной главе Берешит, — сотворен мир».Поэтому еврей, живущий по Торе и заповедям, и этим прославляющий Творца освобождается от рабской повинности перед миром. Ведь он — раб Всевышнего. И теперь уже мир стремится угодить ему. Так об этом сказал бен Зома: «Благословен тот, — говорил Бен Зома (
раби Шимон бен Зома, великий Учитель Мишны, 2-й век), — кто сотворил всех тех, что так замечательно удовлетворяют все мои потребности!» (трактат Берахот, лист 58).Таким образом, каждый человек делает свой выбор, кому и во имя чего служить — у всех есть свобода выбора. Каждый делает свой выбор — быть ему рабом материи и, не покладая рук, трудиться, улучшая и совершенствуя мир. Тем самым — участвуя в бесконечной гонке по замкнутому кругу, помня, что «гой ше шават — хаяв мита». Или — пойти в услужение к Творцу и пользоваться плодами трудов тех, кто работает, создавая материальные ценности. Ведь, только, если материальное использовано для духовного служения — оно приобретает смысл и оправдание своему существованию.
Вознести материальное, используя его для служения Творцу — в этом и состоит предназначение Израиля.
на основе комментария рава Рафаэля Исраэля-Исера Шапиро
(глава раввинского суда Межрича,
автор сборника вопросов и ответов «Эзрат Исраэль»,
зять Нецива, тесть рава Хаима Соловейчика;
Польша, вторая половина 19-го века)
Автор текста Мордехай Вейц