Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «ИТРО»
Место в Торе:
вторая книга Торы — Шемот, гл. 18, ст. 1 — гл. 20, ст. 23.Почему глава так называется?
По имени в первой фразе: «И услышал Итро, жрец Мидьяна...».
Обсуждение главы Итро
1. Откуда взялись антисемиты и ненавистники Израиля
В нашей недельной главе говорится о присоединении Итро к народу Израиля. И здесь мы читаем: «И услышал Итро... тесть Моше, обо всем, что совершил Всевышний для Моше и для Израиля, народа Своего, когда вывел Творец сынов Израиля из Египта... И пришел Итро... к Моше в пустыню» (Шемот, гл. 18, ст. 1, 5).
О чем же услышал Итро, что побудило его бросить все дела, сняться с обжитого места и отправиться в пустыню?
Он услышал о двух событиях, — пишет Раши, ссылаясь на Мидраш Mexuльтa — о рассечении моря Суф и о войне с Амалеком.
О чудесном рассечении моря Суф, когда сыны Израиля прошли сквозь его воды, а преследующие их египтяне были утоплены - стало известно во многих странах региона. Но вылазка отряда амалекитян в пустыню проводилась скрытно, и о ней мало кто знал. Каким же образом это известие дошло до Итро?
Чтобы лучше разобраться в этом вопросе рассмотрим историю происхождения народа амалекитян.
Написано: "А Тимна стала наложницей Элифаза, сына Эсава, и родила она Элифаэу Амалека" (Берешит, гл. 36, ст. 12).
В Талмуде (трактат Санhедрин, лист 99) разъясняется, что Тимна была царского рода. Она добралась до Кенаана и хотела пройти гиюр. С этим она обратилась в семью Ицхака и Яакова, но получила отказ. Тимна была упорна в своем намерении, так что первая неудача ее не остановила. К Эсаву он не рискнула обратиться, ведь за ним закрепилась слава человека агрессивного и неуравновешенного, да и жен у него было уже предостаточно. Тимна пошла к его сыну, Элифазу. Тот в свое время учился у Яакова, слыл мудрецом и пророком, водил дружбу с Ийовом и Итро. Тимна предложила Элифазу себя в жены, только он не соблазнился. И желание хоть как-то породниться с отпрыском благородного семейства толкнуло Тимну принять незавидную роль наложницы. У Элифаза и Тимны родился Амалек, от которого произошел Аман, Хмельницкий и Гитлер, и все те, кто из поколения в поколение мечтали уничтожить еврейский народ. На примере Тимны становится ясно, что не стоит отталкивать того, кто всем сердцем желает пройти гиюр и присоединиться к сынам Израиля. Ведь, многие гонители евреев вышли из тех, кому было отказано в гиюре. Впрочем, каждого соискателя гиюра необходимо проверять до тех пор, пока не станет очевидной чистота его намерений и полное отсутствие корысти в них.
В Талмуде (трактат Йевамот, лист 47) собраны вопросы, помогающие выявить побудительные мотивы кандидата в геры. Приведу их здесь, дополнив современными реалиями.
Почему ты решил присоединиться к этой нации? Разве ты не знаешь, что евреи часто бывают гонимы и презираемы народами мира? Ты осознаешь всю тяжесть жизни согласно Торе? Готов ли ты к тому, что множество заповедей и законов будут влиять на твою жизнь? Они определят, что тебе есть, и от чего воздержаться, чем заняться в шаббат, и чем заниматься категорически запрещено. А может ты просто увлекся еврейкой, и поэтому тебе нужен гиюр? Или тебе нужно попасть в еврейскую компанию, получить должность в еврейской организации, стать гражданином Израиля?
Итро дружил с Элифазом и вся история, от неприятия Тимны семьей Ицхака и Яакова до появления Амалека, произошла у него на глазах. Он понял, что сейчас, его шансы на гиюр резко возросли.
«Теперь, после боя с амалекитянами, они меня точно не оттолкнут, они меня примут и сделают мне гиюр», - решил Итро и отправился в пустыню.
Можно добавить, что после гибели отборного отряда египтян в водах моря Суф, все народы охватили страх и трепет перед евреями. Этот народ боялись и уважали. Но Амалек, своим вероломным нападением, охладил восторг, созданный чудесным рассечением моря. У людей стал пропадать интерес, на сынов Израиля начали смотреть, как на обычное кочевое племя.
Тогда Итро понял, что пришло время действовать.
«Амалек охладил, а я снова подогрею!», - сказал Итро и отправился к евреям в пустыню проходить гиюр.
на основе комментария Хида
2. Возвращение Ципоры
Итро приходит в пустыню к сынам Израиля, чтобы пройти гиюр и присоединиться к еврейскому народу. Он приходит не один. Об этом читаем: "И взял Итро, тесть Моше, Ципору, жену Моше, после того как она была отослана. И двух ее сыновей" (Шемот, гл. 18, ст. 2-3).
Моше родился и вырос в Египте. Но затем был вынужден бежать в Мидьян. Там он обзавелся семьей, у него родились дети. Всевышний избрал Моше возглавить исход евреев из Египта. Возвращаясь, Моше отсылает Ципору в дом тестя.
Миссия Моше
была сопряжена с опасностью высокой степени и риском для жизни. Он не единожды
отправлялся во дворец фараона, в это логово врага. По приказу фараона его могли
в любой момент убить, да так, что потом концов не сыщешь. В этом случае, Ципора
бы стала агуной (соломенной вдовой, женщиной, чье вдовство точно не установлено
и поэтому ей запрещено выходить замуж). Во избежание этого, Моше дал Ципоре гет
(разводное письмо). Намек на это мы находим в словах: «после того, как она была
отослана» - отослана в дом отца.
Целый год Ципора была формально свободна. Она могла выйти замуж на вполне
законных основаниях. Но она этого не сделала.
После чуда с рассечением вод моря Суф, Итро услышал "обо всем, что совершил Всевышний для Моше и для Израиля, народа Своего" (там же, ст. 1). Он отправился в пустыню к Моше, прихватив с собой Ципору и двух ее сыновей. В день встречи, Моше устроил свадебную трапезу, по случаю возвращения своей жены. Об этом читаем: "И совершил Итро, тесть Моше, приношение Всевышнему. И пришел Аарон и все старейшины Израиля вкушать хлеб с тестем Моше перед Всевышним" (там же, ст. 12).
После того, как египтяне потерпели тяжелейшие поражения в Египте и на берегу моря Суф, Моше понял, что опасность миновала. И сразу в день прибытия Итро, он устроил большое празднество, чтобы все узнали, что он возвращает Ципору, и та снова становится его законной супругой.
Когда пара впервые сочетается браком, им семь дней устраивают пышные пиршества. Но если они возвращаются после развода, то это празднуется, лишь один день. О таком праздновании и идет речь в нашей главе. Ведь сказано, что Аарон и старейшины ели хлеб вместе с Итро «перед Всевышним». А о свадебной трапезе для жениха и невесты говорится: «радость в обители» - в обители Всевышнего.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
3. Сыновья Моше
В нашей главе объясняется какой смысл Моше вкладывал в имена своих сыновей. И мы читаем: "Имя одного было Гершом, что значит: Пришелец (гер) я там (шам), в чужой стране. А еще одного Моше назвал Элиэзер, потому что: Всевышний помогает мне, Он спас меня от меча фараона" (Шемот, гл. 18, ст. 3-4).
Моше назвал своего первенца Гершомом, чтобы постоянно напоминать себе и окружающим: мы здесь не дома, мы тут временно. И как бы сытно ни кормили, мы не вправе здесь осесть, обосноваться и пустить корни - ведь, это галут, изгнание. Нельзя привыкать, нельзя успокаиваться пока не окажешься в стране, которую Всевышний обещал дать во владение. Чтобы напоминание было действенным, Моше интегрировал его в самое дорогое и приятное.
Своего второго сына Моше назвал Элиэзер. Интересно, что Элиэзер не был ни вторым, ни другим, он наряду с Гершомом являлся «еще одним». В оригинале - эхад. А в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 10) сказано, везде, где в Торе упоминается «эхад» имеется в виду некто значимый и особенный - меухад.
О Всевышнем известно, что Он один не только потому, что Ему нет подобного и Он в Своем роде единственный, но и потому что - единый, цельный и однородный, не имеющий составных частей, выделенный и отделенный от всех. И еще Он неизменный, как сказано: "Ведь Я, Всевышний, не изменился" (Малахи, гл. 3, ст. 6).
А вот слова другого пророка: "До Меня не существовало Творца, и после Меня – не будет" (Йешаягу, гл. 43, ст. 10).
Но, если уникальность и значимость Всевышнего не вызывают сомнения, нам все же еще придется разобраться в уникальности Элиэзера. И понять в чем она состоит.
В Мидраше (Псикта де-рав Каhана) сказано, что, когда Моше взошел на гору Синай получать Тору, он услышал голос Всевышнего, который повторял открытие в области галахи, сделанное рабби Элиэзером. Это произвело на Моше сильнейшее впечатление. Так, что он не удержался и воскликнул:
- Владыка мира! Тебе подвластно все сущее! А Ты сидишь и повторяешь слова человека из плоти и крови?!
- Я обязан отдать должное великому раби Элиэзеру, этому мудрецу и праведнику, который в будущем совершит прекрасное открытие в Торе. Любой, кто способен оценить всю простоту и элегантность установления раби Элиэзера, придет в восхищение.
- Как бы я
хотел удостоится, чтобы он был из моих потомков! - взмолился Моше.
Мы видим, что Моше назвал Элиэзером не своего второго сына и не другого сына, а
«еще одного». В этом заключен намек на совершенно уникального, великого раби
Элиэзера, произошедшего от Моше.
Еще можно добавить, что раби Элиэзер был перевоплощением (гилгулем) Реувена сына Яакова. Намек на это находим в словах его матери Леи: "И нарекла ему имя Реувен, сказав: Теперь увидел Всевышний бедность мою" (Берешит, гл. 29, ст. 32).
Слово «раа» (увидел) является аббревиатурой выражения: раби Элиэзер, великий.
Под бедностью Лея конечно же не имеет в виду отсутствие дорогих украшений и нарядов. Материальное богатство ее мало привлекает. Речь идет о чертах характера, о качествах души, которые кажутся Лее, в виду ее скромности, недостаточно развитыми, бедными. Своей скромностью Лея напоминает Моше. Таким образом, мы видим, что раби Элиэзер, прозванный Великим, был из потомков Моше с душой Реувена, первенца Леи.
на основе комментария Бен Иш Хай
Автор текста Мордехай Вейц