Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «ХУКАТ»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 19, ст. 1 — гл. 22, ст. 1.

 

Почему она так называется?

Во второй фразе главы говорится: “Вот закон Торы, о котором заповедал Всевышний…”. Закон Торы на иврите — Хукат а-Тора.

 

Обсуждение главы «Хукат»

 

1. Раби Элиэзер оправдывает евреев с помощью красной коровы

 

В нашей недельной главе говорится о красной корове. И мы читаем: «Вот закон Торы, который заповедал Всевышний: Говори сынам Израиля — пусть приведут тебе красную корову, без изъяна, на которой никогда не было возложено ярмо» (Бамидбар, гл. 19, ст. 2).

Сказано в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 19), что Моше когда поднялся на гору Синай, услышал голос Всевышнего, сообщающий от имени раби Элиэзера (Учитель Мишны, 1-й век), что телица искупления (эгла аруфа — телица, которой проламывали затылок, если находили труп убитого человека в поле; см. Дварим, гл. 21, ст. 1-9) должна быть годовалой, а красная корова — двухлетней.

— Вот бы раби Элиэзер был из моих потомков! — взмолился Моше.

— Он действительно твой потомок, — ответил Всевышний.

Возникает вопрос: что такого особенно важного усмотрел Моше в словах раби Элиэзера, отчего ему захотелось, чтобы тот был его потомком?

В Талмуде (трактат Авода Зара, лист 4) говорится, что идея создания золотого тельца не должна была пленить сынов Израиля. Ее внедрили в еврейские головы эрев рав — египетские диссиденты, бежавшие от фараона вместе с евреями.

Понятно, что за этим стоял Сатан (о нем см. на сайте, к примеру, в ответе «Сатана и его место в иудаизме», № 1410) — великий провокатор и обвинитель в одном лице, средоточие деструктивных сил. Но только система эта не сработала бы. Сыны Израиля пребывали на довольно высоком духовном уровне — свалить их было, ой, как не просто, и уж точно не такой дурацкой идеей о золотом тельце. Они вполне могли устоять и устояли бы. Но Всевышний решил, что тут йецер hа-ра (дурное начало) должно возобладать. Для того, чтобы дать надежду оступившимся.

Люди, совершившие ту или иную ошибку — не должны отчаиваться и думать, что путь назад закрыт. Пусть сделают тешуву (раскаются в содеянном и вернутся к Творцу), и их проступок будет искуплен, подобно тому, как было искуплено прегрешение с золотым тельцом. А для его искупления и потребовалась красная корова. Как сказано в Талмуде (там же): если сын служанки напачкал в парадном зале дворца, зовут мать, чтобы прибрала за ним, так же и красная корова призвана искупить и очистить то, что натворил золотой теленок.

В Талмуде (трактат Бехорот, лист 19) говорится, что в том случае, если кто-то купил трехлетнюю корову (телку) и она родила теленка, этот теленок наверняка — первенец, и его следует отдать коэну. Ведь написано в Торе: «Всякий первенец будет тебе» (Бамидбар, гл. 18, ст. 15).

Но вдруг, корова рожала еще до того, как ее купили — просто новый хозяин об этом не знает?

Нет, до трехлетнего возраста она не может родить, — заверяют нас Учителя в Талмуде.

Раби Элиэзер говорит, что красная корова должна быть двухлетней, то есть еще не рожавшая.

Но ведь Учителя сказали, что должно быть искупление, подобно тому, как мать прибирает за напачкавшим сыном?

Но какой сын — у двухлетней телки?

Используя этот образ, раби Элиэзер разъясняет, что вина сынов Израиля — не стопроцентная. И поэтому, для искупления не требуется корова-мать, достаточно никогда не рожавшей телки.

— Вот, было бы здорово, если бы этот защитник еврейского народа был из моих потомков! — воскликнул Моше.

— Он действительно из них, — подтвердил Всевышний….

 

на основе комментария рава Баруха Шимона Шнейерсона

(автор книги «Биркат Шимон», Польша – Израиль, 1913-2001 гг.)

 

 

2. Издевки народов мира

 

Всевышний дает сынам Израиля заповедь о красной корове. В тексте нашей недельной главы об этом написано: «Вот закон Торы, который заповедал Всевышний: Говори сынам Израиля — пусть приведут тебе красную корову, без изъяна, на которой никогда не было возложено ярмо» (Бамидбар, гл. 19, ст. 2).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что эта заповедь привлекает повышенное внимание народов мира. Они насмешливо говорят сынам Израиля: «Что это за заповедь и в чем ее смысл?».

Поэтому в Торе эта заповедь определена как хука, то есть — предопределение, исходящий от Всевышнего неподдающийся объяснению (трактат Йома, лист 67) закон, который никто не вправе критиковать.

Тут возникает ряд вопросов. С каких пор народы мира стали интересоваться смыслом наших заповедей? Что такого интересного и важного они увидели в этой — о красной корове? Почему именно она привлекла их внимание?

Дело, очевидно, в том, что отдельные представители народов мира прознали, что с помощью красной коровы евреи очищаются от прегрешения, связанного с созданием золотого тельца. И в соответствии с принципами собственной морали, предписывающей подставлять другую щеку, они, конечно же, не могли пройти мимо такого шикарного развлечения, как подтрунить над евреем, смутить его, сполна насладиться, поставив его в неловкое положение и заставив оправдываться.

— Скажи-ка, братец, а что это у вас за заповедь такая о красной корове? Говорят, она с золотым тельцом как-то связана? А ты знаешь, как именно? Можешь рассказать? А еще? А по подробнее? У, братец, выходит, вы не такие уж и праведные. У вас, значит, тоже рыльце в пушку…

Какая прекрасная забава — высмеять и унизить еврея. Только когда вспоминают о былых прегрешениях — это пробуждает меру суда, и побуждает главного обвинителя взяться за свой меч.

Поэтому сынам Израиля настоятельно рекомендуется изучать комментарий Раши, из которого они узнают, что заповедь о красной корове — не поддается логическому объяснению, что это — установленный Всевышним незыблемый закон. И когда над ними попытаются подтрунить представители народов мира, именно так и нужно им ответить.

Метод, подсказанный комментарием Раши, может пригодиться не только для того, чтобы отшить не в меру зарвавшегося нееврея. Он может быть весьма эффективным и в противостоянии с дурным началом (на иврите — йецер hа-ра).

Задача дурного начала — помешать еврею выполнять заповеди. Когда тот намеревается приступить к какой-либо заповеди, йецер обращается к нему якобы внутренним голосом, при этом вкрадчиво говорит:

— Что это ты собираешься сейчас делать? Выполнить заповедь? А знаешь ли ты, в чем ее смысл? Ты уверен, что это именно то, чем тебе следует сейчас заниматься? Поверь, существуют гораздо более важные и полезные дела.

И если человек все равно исполнил, что полагалось — дурное начало не унимается, но наоборот, подступает с новыми силами:

— Ну, и чего ты добился этой заповедью? Что изменилось в мире? Только время зря потратил…

Тому, кто изучал Тору с комментарием Раши, есть, что ответить.

— Эта заповедь, — скажет он, — окончательное установление Всевышнего и обжалованию не подлежит…

 

на основе комментария рава Пинхаса Горовица

(автор книги "Паним Яфот», Украина, Германия, 1731-1805 гг.)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц