Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «ХУКАТ»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 19, ст. 1 — гл. 22, ст. 1.

 

Почему она так называется?

Во второй фразе главы говорится: “Вот закон Торы, о котором заповедал Всевышний…”. Закон Торы на иврите — Хукат а-Тора.

 

Обсуждение главы «Хукат»

 

1. Хотите спастись от смерти — учите Тору

 

Наша недельная глава начинается словами: «Вот закон Торы…» (Бамидбар, гл. 19, ст. 2).
А в конце предыдущей говорится об отделении десятины, и в завершении — дается наставление: «Не оскверняйте святыни сынов Израиля, чтобы вам не умереть» (Бамидбар, гл. 18, ст. 32).

Чтобы лучше понять связь между двумя этими фрагментами, заглянем в главу Беаhалотха. Там есть такая фраза — «И вот изготовление Меноры: из цельного слитка золота выкована она от ее основания и до украшения в виде цветов. По образу, который Всевышний показал Моше — так сделал он Менору» (Бамидбар, гл. 8, ст. 4).

Здесь намеком говорится о нелегкой доле мудреца Торы.

В словах «И вот изготовление Меноры» подразумевается — «путь Торы». Ведь Менора и ее свет символизируют Тору.

Написано: «Из цельного слитка золота». Слиток в оригинале этого отрывка — кша. Из тех же букв состоит и слово «каше» (тяжело, трудно).

Таким образом, сказанное можно понять и так: «Тяжело достать золото изучающим Тору — не легок их заработок, трудно им добыть пропитание».

Далее читаем — «по образу, который Всевышний показал Моше». То есть — будущие материальные проблемы мудрецов Торы Всевышний показал Моше.

Как Он это сделал?

Когда Моше получал Тору на горе Синай, он 40 дней не ел и не пил. Таков путь Торы — мудрецы, часто живут впроголодь.

Почему Всевышний пожелал, чтобы изучение Торы сопровождалось бедностью и лишениями?

Это известно только Ему. Мы можем лишь высказать предположение.

Очевидно, Творец хотел, чтобы у каждого была его личная доля в Торе. Поэтому Он устроил так, чтобы мудрецы, носители Торы, нуждались. И любой человек мог им помочь, поддержать их.

Коэны и левиты полностью посвящали себя духовной работе, служению Всевышнему.

У них не было своих земельных наделов. И сыны Израиля должны были помогать им материально, отделяя десятину и делая им подарки. И это — закон Торы.

По закону Торы, те, кто решил погрузиться в изучение Торы — не должны замыкаться в себе. Они — материально зависимы от других людей. И весь народ — зависит от них в духовном плане.

Когда рав Хаим Грейнеман был молод, он остро нуждался в деньгах. И вот, к нему обратился один состоятельный бизнесмен и предложил заключить договор «Иссахара с Зевулуном».

Речь тут о том, что мужчины колена Иссахара посвятили себя изучению Торы. В то время, как колено Зевулуна занималось торговлей. Мужчины этого колена были отличными мореходами. В дальних странствиях им было не до серьезного изучения Торы. Поэтому они заключили договор с коленом Иссахара. Купцы и мореплаватели Зевулуна взяли на себя содержание семей мудрецов Торы из колена Иссахара. За это те отдавали им половину своих заслуг.

Постепенно эта традиция распространилась на весь народ. Состоятельные меценаты брали на себя содержание мудрецов Торы и за это получали свою долю в изучении Торы.

Подобное предложение и сделал богач молодому и перспективному раввину Хаиму Грейнеману.

Рав Хаим действительно нуждался в деньгах, но никак не мог решиться на то, чтобы заключить это соглашение. Ведь по мнению многих знатоков галахи (еврейского закона), заслуги в изучении Торы делятся поровну между сторонами. А раву Хаиму не хотелось терять половину своих заслуг.

В конце концов, он обратился за советом к Хазон Ишу (рав Авраам-Йешаягу Карелиц; величайший Учитель Торы, Литва – Израиль, первая половина 20-го века).

— Отказ от половины заслуг за изучение Торы, приравнивается к самопожертвованию ради нее. — сказал ему Хазон Иш. — Поэтому тебе стоит согласиться.

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 30) говорится, что царь Давид, чувствуя серьезную опасность для жизни — садился за изучение Торы.

В другом месте Талмуда (трактат Бава Мециа, лист 59) рассказывается о Рабе бар Нахмани. Он, спасаясь от преследования властей, забрался на высокую пальму и там, на верхотуре, погрузился в учебу. И угроза смерти отступила от него.

Последние два слова предыдущей недельной главы (Беаhалотха) — «И не умрете». А первые три нашей — «Вот закон Торы».

Выходит, что изучение Торы спасает от смерти…

 

на основе комментариев рава Моше Полака

(автор книги «Ваидабер Моше», Израиль, наше время)

и раби Яакова (сын раби Йосефа Хаима, составителя краткого Кодекса законов под названием «Бен Иш Хай»; Багдад – Израиль, 20-й век)

 

 

2. Что ответить Андрюхе

 

В нашей недельной главе говорится о заповеди очищения от духовной нечистоты (тумы; о значении этого понятия — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения) с помощью пепла красной коровы. И здесь написано: «Вот закон Торы…» (Бамидбар, гл. 19, ст. 2).

Заповедь о пепле красной коровы названа «законом Торы». Причем, использовано слово — «хука» (вынесенное в название этой недельной главы).

Хок или хука — это такой закон, смысл которого до конца не известен и не может быть понят.

В своем комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) цитирует Талмуд. В частности, фрагмент, в котором сказано, что Обвинитель (Сатан — см. на сайте в ответе «Сатана и его место в иудаизме», № 1410) и народы мира подначивают евреев и насмехаются над ними, говоря: «Что это за заповедь такая у вас и в чем ее смысл?» (трактат Йома, лист 67). Поэтому она и именуется — хука. То есть — предопределение, исходящее от Всевышнего, закон, который никто не вправе обсуждать и критиковать.

Пепел красной коровы устраняет духовную нечистоту. Но тот, кто занимается приготовлением этого пепла, становится нечистым.

Почему?

Предупреждая все вопросы, Тора говорит, что перед нами — закон Учения, относящийся к категории «хуким» (мн. ч. от слова хок). И, как всякий закон Всевышнего — его надлежит выполнять, несмотря на то, что мы не можем постичь его значение.

Итак, мы не можем до конца постичь смысл заповеди о красной корове. Но постараемся понять, почему именно к ней «прицепились» и народы мира и Сатан?

О таинственной красной корове нам дано знать только то, что она призвана, среди прочего — искупить поклонение золотому тельцу. И в притче по этому поводу сказано: когда сын рабыни нагадил в царских покоях — убрать за ним позвали его мать.

Так и здесь, говорится в Мидраше Танхума — придет корова, чтобы искупить прегрешение, связанное с тельцом.

Теперь вспомним, что первое среди Десяти Речений — слова «Я — Всевышний твой» (Шемот, гл. 20, ст. 2).

Возникает вопрос: почему здесь употреблено единственное число, ведь Творец обращается ко всем евреям?

Раши дает этому такое объяснение. Чтобы оправдать сынов Израиля в этой истории с созданием золотого тельца, Моше говорит: «Ты не им повелел, но — мне одному».

Всевышний, допустим, принял довод Моше и не стал взыскивать с евреев со всей строгостью. Тем не менее, эпизод с поклонением золотому тельцу, остался лежать несмываемым пятном на репутации народа Израиля. И упоминание его не просто неприятно — оно продолжает ранить даже сейчас.

Сатан и народы мира спрашивают с ухмылкой «Что это за заповедь такая у вас?» — не ради Истины, не ради приобретения новых знаний и даже не для того, чтобы посмеяться. Их цель в данном случае — причинить боль, разбередить рану, которая еще не успела зарубцеваться. Они ожидают, что сыны Израиля сами во всеуслышание объявят о прегрешении с участием золотого тельца. Такая вот изощренная пытка.

Когда я в детстве играл во дворе с другими ребятами, к нам, бывало, присоединялся Ахдрюха — здоровенный детина, на несколько лет старше меня, гроза всей улицы. Он собирал всех вокруг себя и задавал мне вопрос:

— Кто ты по национальности?

Конечно же, он знал, кто я. Просто ему нравилось наблюдать, как я краснел и, стесняясь, выдавливал из себя еле слышно:

— Еврей...

— Евгей?! — под общий одобрительный смех громко переспрашивал он, нарочито картавя...

Всевышний скрыл от нас истинный смысл заповеди о красной корове, чтобы научить нас важному правилу: не на все вопросы нужно отвечать. Особенно — если это вопросы антисемитов, заданные для того, чтобы посмеяться над нами, чтобы унизить нас.

Тогда, в детстве, этому правилу меня научил отец. Много лет спустя, я случайно встретил Андрюху на улице Хайфы. Я узнал его по приплюснутому поросячьему носу и маленьким бегающим глазкам.

Может, пришло время спросить о национальности его? — подумал я.

Но — промолчал.

Ни от кого не секрет, что немало подобных андрюх понаехало в нашу маленькую страну по поддельным и купленным документам. Они глумятся и насмехаются над еврейскими традициями и обычаями. И тут мы уже — не вправе молчать.

 

на основе комментария рава Ицхака-Шломо Унгера

(глава йешивы «Хуг Хатам Софер», Бней-Брак, Израиль, 1921-2004 гг.)

 

3. Нарушают единицы — расплачиваются все

 

Наша недельная глава называется Хукат — по названию закона о красной корове. Как сказано: «Вот закон (хукат) Торы» (Бамидбар, гл. 19, ст. 2).

Это, пожалуй — самый таинственный и непонятный закон в Торе. Он, казалось бы, заключает в себе внутреннее противоречие. С одной стороны, пепел красной коровы устраняет ритуальную нечистоту, с другой — все, кто занимались его приготовлением, становились таме (состояние духовной нечистоты; подробнее о сути этого понятия — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения).

Это дает повод Сатану (о нем — см. на сайте в ответе «Сатана и его место в иудаизме», № 1410) и народам мира насмехаться над евреями, исполняющими заповедь. «Что это за ритуал у вас и в чем его смысл?» — издевательски вопрошают они.

В комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) на эту недельную главу приводятся слова Всевышнего:

— Это Мое постановление. И никто не вправе ставить его под сомнение.

Чтобы лучше понять комментарий Раши, заглянем в Танах (книга Коэлет, гл. 7, ст. 28). Написано там: «Человека, одного на тысячу нашел Я, а женщину среди всех этих не нашел».

Речь здесь идет о поклонении золотому тельцу. Женщины не дали свои украшения для отливки идола и не провозглашали: «Вот, твое божество, Израиль!».

Таким образом, рогатый истукан был изготовлен только золота, принадлежащего мужчинам.

Впрочем, не правильно было бы говорить, что мужчины массово участвовали в идолопоклонстве.

Сказано — «один из тысячи». А всего мужчин, как известно, было шестьсот тысяч. Значит, поклонением быку запятнали себя, только шестьсот мужчин.

Но если идолопоклонников было в тот исторический момент лишь шестьсот — почему же наказаны было три тысячи? Как сказано: «И пало из народа в тот день около трех тысяч человек» (Шемот, гл. 32, ст. 28).

По еврейскому закону, за украденного быка с вора взыскивают пятикратно (см. Шемот, гл. 21, ст. 37).

Также и здесь: за прегрешение с золотым тельцом еврейский народ заплатил тремя тысячами. Понятно, что безвинные — не погибали. Рыльце в пушку было у всех. Но надо помнить, что из трех тысяч, активистами были только шестьсот.

Следует отметить, что поклонение быку — гораздо более серьезное нарушение, нежели его кража. За то прегрешение евреи продолжают расплачиваться и поныне.

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 102) говорится, что в любом бедствии из тех, что обрушивались на еврейский народ за всю его историю, есть частица наказания за золотого тельца.

«А в день, когда буду взыскивать, — сказал об этом Всевышний, — непременно взыщу с них за это прегрешение» (Шемот, гл. 32, ст. 34).

Сатан, а вслед за ним и народы мира, с каждым новым ударом, стараются поддеть сынов Израиля. «Что это вы снова страдаете? — говорят они. — Вас ведь уже покарал Всевышний, убив триста человек, и еще взыскал пятикратно, отняв жизни, в общей сложности, у трех тысяч. Почему же счет до сих пор не закрыт? Отчего продолжаете платить?».

Дело в том, что идолопоклонство отличается от всех остальных прегрешений. Вынося приговор за любое преступление, Всевышний судит, лишь поступки еврея. Но в идолопоклонстве в вину вменяются и мысли — «Чтобы понял Дом Израиля сердцем своим» (Танах, книга пророка Йехезкеля, гл. 14, ст. 5).

Это — особое постановление Всевышнего, и никто не вправе ставить его под сомнение.

В ответ на измену Творцу (вроде поклонения золотому тельцу) — Он открывает особый счет, который очень сложно оплатить. Поэтому сыны Израиля платят за это и по сей день.

Особо обращаюсь к тем, кто решил изменить вере своих предков. Если Вы думаете, что это — Ваше личное дело, не заблуждайтесь, это не так. Расплачиваться за Ваш поступок придется всему народу.

 

на основе комментария рава Авраама-Шмуэля-Биньямина Софера (глава знаменитой  йешивы города Пресбурга; известен и как Ктав Софер — по названию написанной им  книги «Ктав Софер»; Словакия – Венгрия, 1815-1871 гг.)

 

 

 

4. Как снять обвинение

 

Написано в нашей недельной главе: «Пусть приведут к тебе красную корову без изъяна» (Бамидбар, гл. 19, ст. 2).

В Талмуде (трактат Авода Зара, лист 23) рассказывается поучительный случай, который произошел с одним неевреем по имени Дама бен Нетина.

Однажды к нему пришли старейшины, чтобы купить у него драгоценный камень. Дама бен Нетина не откликнулся на предложение старейшин, потому что его отец спал, и ключ от шкатулки с камнем был у отца под подушкой.

Старейшины решили, что Дама набивает цену и начали понемногу набавлять сумму. Но тот из почтения к отцу — не реагировал. А старейшины все поднимали и поднимали цену.

Наконец они дошли до запредельной цены — такой, что сами они засомневались, смогут ли они ее выплатить.

Для Дамы спокойный сон отца был дороже любых денег. Поэтому сделка так и не состоялась.

На Небесах решили вознаградить примерного сына, и в его стаде родилась красная телица. Красная она казалась по цвету волосяного покрова, но для Дамы телка оказалась реально золотой. Евреи ему за нее отвалили столько золота, сколько она весила.

Возникает вопрос: для чего нужно было все так усложнять? Ведь потребовалось подбирать гены, чтобы корова родилась абсолютно красной, чтобы даже двух черных волосков нигде не выросло. Затем — следить, чтобы она хорошо прибавляла в весе, и живой вес сравнялся с требуемой массой золота.

Не проще ли было, чтобы Дама бен Нетина нашел клад с заранее отмеренным золотом, в изделиях или, к примеру, в слитках?

Дело в том, что благородный поступок Дамы спровоцировал большой шум на Небе и обвинение сынов Израиля. Нееврей выше всех выгод поставил уважение к отцу. А что же — евреи?

Евреи уравновесили красную корову — золотом высочайшей пробы. И тем самым — нейтрализовали обвинение Сатана. Дама бен Нетина был готов лишиться солидного куша ради хорошо понятной заповеди. Евреи же заплатили горой золота за заповедь, смысла которой они до конца не понимали. На это Сатану нечего было возразить.

Это — далеко не единственный случай, когда выполнение заповеди неевреем провоцировало на Небесах критику и обвинение в адрес еврейского народа.

Как-то рав Леви Ицхак из Бердичева (один из самых известных Учителей Торы своего времени; Белоруссия, вторая половина 18-го века) готовился начать службу великого и грозного дня Йом Кипур молитвой Коль Нидрей. В синагогу пришло много народа. Стрелка часов прошла отметину, соответствующую времени начала молитвы и стала медленно от нее удаляться. А раби Леви Ицхак все стоял, молча, погруженный в свои мысли.

— Есть здесь кто-нибудь из такой-то деревни? — неожиданно спросил он.

— Я оттуда, - привстал со своего места рыжий еврей с хитрым прищуром белесых глаз.

— Скажи мне, чем ваш помещик кормит своего пса?

— Он его очень любит, и каждый день дает ему лучшее мясо.

Рав Леви Ицхак с облегчением вздохнул, негромко произнес, глядя в неопределенном направлении «Вы все слышали, и начал уверенным голосом с нарастающей силой произносить молитву Коль Нидрей.

На исходе Йом Кипура приближенных к раву ждала поучительная история.

Один бедняк отправился собирать деньги на приданное своей дочери-невесты. Он обошел множество деревень и поселков в округе, но в его карманах позвякивали лишь несколько жалких грошей.

Валясь с ног от усталости, разочарованный, приплелся он в одну из последних деревень, из тех, что наметил обойти. Вдруг его нагнала добротная повозка, запряженная парой статных лошадей.

— Куда путь держишь, еврей? — окликнул его седок.

— В такую-то деревню.

— Так и я туда еду. Садись, подвезу!

Это был помещик из той деревни. В дороге он расспросил бедняка о цели его путешествия. И тот поведал свою грустную историю.

Помещик был в хорошем расположении духа. Он возвращался после игры в карты у соседа, лесопромышленника, где ему несказанно повезло.

Услышав повесть, печальнее которой нет на свете, помещик, широким жестом достал из кармана увесистую пачку ассигнаций и отслюнил бедняку столько, что ему должно было хватить и на свадьбу и на приданное.

— Посмотрите, сколько дали своему соплеменнику евреи, и сколько этот нееврей! — завизжал тут же Сатан. И не так-то просто было заткнуть ему рот. Только когда ребе Леви Ицхак обратил внимание, что этот помещик кормит своих собак лучше, чем людей, что на прокорм собак он тратит гораздо больше — тяжкое обвинение против сынов Израиля было снято. Помогло и то, что деньги, которые отдал помещик еврею, достались ему без труда…

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

 

(Израиль, наше время)

 

 

5. Уловки дурного начала — до и после

 

О красной корове в нашей недельной главе сказано: «Вот закон (хукат) Торы» (Бамидбар, гл. 19, ст. 2).

В Мидраше, на который ссылается Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), комментируя эту недельную главу, приводятся слова Всевышнего:

— Это Мое постановление. И никто не вправе его обсуждать, и тем более, ставить под сомнение.

В комментарии Раши содержится важный психологический аспект.

Когда человек намеревается выполнить какую-либо заповедь, об этом тут же становится известно дурному началу (на иврите — йецер hа-ра) — у него на такие вещи прекрасный нюх. Его задача остудить человека, погасить или максимально ослабить его благородный порыв. Так, чтобы заповедь осталась невыполненной.

Он отлично рассуждает о ничтожности заповеди, о ее полной бесполезности. А значит, не стоит тратить на нее свое время и силы. Есть множество других более важных дел. Например, посмотреть телевизор или побродить по социальным сетям.

Чтобы не угодить в расставленные йецером сети — нужно четко сказать самому себе: это — повеление Всевышнего, Его Воля, которую я обязан исполнить.

И даже если человеку удается отбиться, йецер hа-ра все равно не унимается. Он наверняка попробует зайти с другой стороны. Как важна и прекрасна, исполненная тобой заповедь. Насколько велика положенная за нее награда!

Не удалось удержать от исполнения заповеди — так хотя бы раздуть огонь гордыни, чтобы в нем сгорели все заслуги.

Совет, как не попасть в приготовленную дурным началом ловушку — как можно быстрее забыть о том, что выполнил заповедь. Никто не вправе ни обсуждать ее, ни кичиться чересчур ею, ни ставить ее под сомнение.

Один из богатейших людей Лодзя разорился так, что у него даже не было денег, чтобы купить себе и своей семье хлеб.

Раввин города раби Элиягу Хаим Майзель, не откладывая, отправился обивать пороги знатных граждан, чтобы добыть средства к существованию для внезапно обедневшей семьи.

В одном из домов рав Майзель наткнулся на весьма обеспеченного человека, но ужасного скрягу. Он не хотел и гроша ломанного жертвовать, утверждая, что тот богач, ради которого и был затеян сбор средств, вовсе не разорился, но стал еще богаче. Что это — просто его хитрый маневр, призванный отвлечь внимание сборщиков налогов.

В конце концов, раввину удалось переубедить скупого, и тот внес свою лепту в общее дело.

Через некоторое время, рав узнал, что тот, кто еще совсем недавно вообще не хотел помогать, теперь бахвалится своим пожертвованием, рассказывая о нем направо и налево, ставя разорившегося в ужасно неловкое положение.

Раби Элиягу Хаим срочно пригласил к себе не в меру распоясавшегося болтуна — чтобы вправить ему мозги.

— Вначале ты утверждал, что нет никакой заповеди, предписывающей собирать деньги для твоего коллеги, поскольку он, с твоих слов — не обеднел. Теперь же ты хвастаешься, что спас его от голодной смерти. Но Тора ждет от нас, чтобы мы действовали совершенно иначе. Вначале, человек должен выполнить заповедь, поскольку она — повеление Всевышнего. Затем, выполнив ее, ему надо понять и принять, что у него нет никакого права обсуждать заповедь Творца.

 

на основе комментария раби Меира из Пермышлян

(1780-1850 гг.)Автор текста Мордехай Вейц