Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «Хаей Сара»

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 23, ст. 1 — гл. 25, ст. 18.

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: “И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет — годы жизни Сары...”.

Жизнь Сары на иврите — хаей Сара.

Обсуждение главы Хаей Сара

1. Откуда пришел Авраам?

В нашей недельной главе говорится о смерти Сары и трауре Авраама по ней. Здесь мы читаем: «И умерла Сара в Кирьят-Арбе, он же Хеврон, на земле Кенаана. И пришел Авраам скорбеть о Саре и оплакивать ее» (Берешит, гл. 23, ст. 2).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 58) Учителя задаются вопросом: а откуда, собственно, пришел Авраам?

Раби Леви (один из крупнейших Учителей Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век) пишет, что Авраам начал оплакивать свою жену, вернувшись с похорон своего отца, Тераха.

Но раби Йоси (великий Учитель Мишны; 2-й век) отмечает, что Терах умер за два года до смерти Сары. Поэтому, утверждение, что Авраам пришел оплакивать свою жену, вернувшись с похорон Тераха, выглядит весьма странным и нуждается в объяснении.

Авраам, — говорит раби Йоси, — вернулся с горы Мория, на которой он, выполняя указание Всевышнего, должен был принести в жертву своего сына Ицхака (на иврите это событие имеет название акедат Ицхак, что в переводе означает — «связывание и возложение на мизбеах, то есть условно — жертвенник»; подробнее — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Вайера, четвертый годовой цикл обсуждения). 

Авраама Тора называет «иври», то есть — тот, кто перешел на другую сторону (см. на сайте, к примеру, ответ «Авраам — первый еврей. Кем был Адам?», № 2366). Весь мир в те времена погряз в идолопоклонстве, и только Авраам посвятил себя служению Всевышнему. Поэтому мы, его потомки, и зовемся евреями.

Но разве человек в одиночку способен противостоять целому миру?

Действительно, такое трудно себе представить. Героя-одиночку можно увидеть разве что в низкопробных голливудских боевиках, но — не в реальной жизни.

Впрочем, Авраам не был одинок. Ведь у него была Сара — жена и верный помощник, опора ему во всем.

Терах, который торговал идолами, символизирует в Торе — идолопоклонство. Погребение Тераха в контексте Торы можно понять, как похороны идолопоклонства. И в том, что Аврааму удалось лишить идолопоклонство монопольного влияния на души людей, была немалая заслуга его жены Сары. Именно это и имел в виду раби Леви.

На чем построил свое прощальное слово Авраам на похоронах Сары? Он рассказал, что своим успехам на поприще распространения знаний о Творце, он во многом обязан своей жене Саре.

Тогда, о чем говорил раби Йоси, упомянув, что Авраам вернулся с акедат Ицхак?

Авраам и Ицхак посвятили себя борьбе с идолопоклонством и, в том числе — с приношением в жертву людей. Тем не менее, услышав повеление Творца о приношении Ицхака, которое, казалось бы, противоречило всему их мировоззрению, Авраам и Ицхак вдвоем, отправились на гору Мория.

Авраам шел, чтобы принести в жертву своего единственного сына, о появлении которого на свет он многие годы молился. Ицхак тоже без колебаний был готов выполнить Волю Творца — распрощаться с жизнью.

Откуда у них взялись силы для столь непростого и трагического решения?

Эти силы они получили от Сары. Так она воспитала Ицхака. Так она строила семью с Авраамом. И об этом пришел рассказать скорбящий Авраам в своей траурной речи.

Раби Леви и раби Йоси, как видим, вовсе не спорят друг с другом. Они, говоря об одном и том же — открывают в данной теме разные грани Истины.

на основе комментария рава Элазара-Менахема Шаха

(глава йешивы «Поневеж» в Бней Браке, один из религиозных лидеров Израиля;

Литва – Эрец Исраэль, 20-й век)

 

2. Не открывайте рот Сатану

 

Авраам, обратившись к хеттам с просьбой выделить ему место для могилы, чтобы похоронить Сару, сказал им: «Дайте мне место при вас... для погребения умершей моей» (Берешит, гл. 23, ст. 4). 

«В лучших усыпальницах наших похорони твою умершую» (там же, ст. 6), — ответили ему хетты.

Бросается в глаза некое несоответствие.

Авраам просит у хеттов место для одной могилы, но те предлагают ему семейные склепы.

Казалось бы, хетты правы. Раз уж Авраам приобретает место для захоронения Сары, логично было бы, заодно приобрести и места для себя и своего сына Ицхака. Позаботиться о будущем, так сказать.

Но Авраам, по-видимому, пользуется иной логикой. А может, он просто не задумывается о завтрашнем дне?

Попытаемся разобраться, в чем тут дело.

В Талмуде (трактат Кетубот, лист 8) рассказывается такая история.

Когда умер сын раби Хии бар Абы (великий Учитель Талмуда, родился в Вавилоне, затем жил в Эрец Исраэль; начало 4-го века), великий Учитель раби Шимон бен Лакиш (Реш Лакиш — Эрец Исраэль, 3-й век) велел своему секретарю передать скорбящим слова утешения. Всем, кто пришел проводить в последний путь сына раби Хии бар Абы, секретарь пересказал траурную речь Реш Лакиша.

Вот его слова: «Пусть ваши сердца поймут, что все рано или поздно умирают. Поэтому не надо печалиться сверх меры. Так устроена жизнь еще со времен Сотворения мира. Многие уже испили эту горькую чашу (имеется в виду смерть), а остальным еще предстоит. И последним не удастся избежать участи первых». 

Слова о том, что многим еще предстоит испить чашу смерти и т.д., — отметил Абайе (один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне; первая половина 4-го века), — никак не мог сказать Реш Лакиш. Наверняка его секретарь добавил это от себя.

Но откуда Абайе мог знать, что Реш Лакиш велел говорить своему секретарю, и что нет?

Исходя из принятой в еврейской традиции позиции, что «не открывают рот Сатану» (о том, что такое Сатан — см. на сайте, к примеру, в ответе «Сатана и его место в иудаизме», № 1410). То есть — никогда не надо произносить то, что Сатан сможет использовать против вас. Например, услышав фразу, что еще многие умрут — он, Сатан, засвидетельствует перед Всевышним, что люди сами призывают на себя смерть, и попросит удовлетворить это желание.

Отсюда и другое наше правило: смотри на мир позитивно, и тебе будет хорошо.

Теперь, полагаю, понятно, почему Авраам вопреки, казалось бы, логике, намеревался приобрести место лишь для одной могилы. И как будто бы и вовсе не заботился о собственных похоронах и похоронах своего сына.

Наоборот, он как раз, очень даже хорошо о них (похоронах) позаботился. Позаботился о том, чтобы это случилось как можно позже. Ведь он не позволил Сатану открыть рот. 

на основе комментария рава Яакова Этлингера

(автор книги «Арух ле-Нер»; Германия, 1798-1871 гг.)

 

3. Заришься на чужое — теряешь свое

В нашей недельной главе говорится о сделке, которую Авраам заключил с Эфроном-хитийцем, который продал ему пещеру Маарат hа-Махпела. В тексте Торы об этом читаем: «И сказал Эфрон Аврааму: Земля на четыреста шекелей серебра, между мной и тобой... И услышал Авраам Эфрона, и отвесил Авраам Эфрону серебро... четыреста шекелей» (Берешит, гл. 23, ст. 14-16).

Четыреста шекелей серебра в те времена считались невероятно большой суммой, во много раз превышающей рыночную стоимость пещеры и участка земли, проданных хитрым Эфроном. 

Но как ему удалось выманить у Авраама столько денег? Почему Авраам даже не попытался сбить цену, хотя бы немного приблизить ее к реальной?

В Мидраше рассказывается об уловке Эфрона. Средняя буква его имени, буква реш, имеет гематрию (числовое значение) 200. Точно также — и в имени Авраама. «Четыреста шекелей серебра, между мной и тобой», которые Эфрон затребовал с Авраама — гематрия двух средних букв их имен. Поэтому Эфрон и говорит: «между мной и тобой».

Интересен и ответ Авраама: «Я дал тебе серебро за поле, возьми у меня» (Берешит, гл. 23, ст. 13).

Почему Авраам сказал это в прошедшем времени?

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), комментируя этот фрагмент, добавляет к реплике Авраама несколько слов. В его интерпретации восклицание Авраама звучит так: «Ах, если бы я уже отдал тебе серебро за поле!». То есть — Авраам сожалеет, что не расплатился с Эфроном раньше.

Когда это, раньше? Что здесь имеется в виду?

Подразумевается период, когда Авраама еще звали — Аврамом (без добавленной Всевышним в его имя буквы hей). Ведь тогда буква реш в его имени не была бы посередине, поскольку количество букв было четным. А значит, уловка Эфрона не сработала бы. 

В Танахе (книга Мишлей — «Притчи царя Шломо, гл. 28, ст. 22) написано: «Падок на богатство человек скаредный, и не ведает он, что ущерб настигнет его».

Речь здесь идет об Эфроне, — отмечают наши Учителя.

Эфрон, заключая торговые сделки, постоянно хитрил и применял различные уловки. Хитрость в сделке с Авраамом принесла Эфрону самое большое богатство. Но он тут же был наказан за свою «изворотливость». 

Во фразе Торы — «И услышал Авраам Эфрона», имя «Эфрон» имеет полное написание (с буквой «вав»). А далее, там где сказано — «И отвесил Авраам Эфрону», его имя уже сокращено, оно утратило букву «вав».

Эфрон лукавил в торговых делах, не гнушался и махинациями. Но после той хитрости, которую он продемонстрировал при продаже Маарат hа-Махпела Аврааму, он в наказание — был лишен одной из букв своего имени. А вскоре лишился и всего состояния…

на основе комментария рава Исраэля Дандровича

(Израиль, наше время)

Автор текста Мордехай Вейц