Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «ЭМОР»
Место в Торе:
Ваикра, гл. 21, ст. 1 — гл. 24, ст. 21Почему глава так называется?
По первой фразе, в которой говорится: “И Творец сказал Моше: скажи коэнам (служителям Храма), сынам Аарона…”.
Эмор в переводе с иврита — скажи.
Обсуждение главы Эмор
1. Моше, Шауль и коэны
Наша недельная глава начинается обращением Всевышнего к Моше. И здесь мы читаем: «Скажи коэнам, сынам Аарона, и скажи им…» (Ваикра, гл. 21, ст. 1).
И сразу возникает вопрос: для чего понадобилось повторение — «скажи коэнам» и «скажи им»?
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 26) говорится, что этот фрагмент имеет отношение к царю Шаулю. О нем в Танахе написано: «И переоделся Шауль, надев иное платье, и пошел сам и два человека с ним, и пришли они к той женщине ночью» (Первая книга пророка Шмуэля, гл. 28, ст. 8).
Для чего нам, спрашивается, знать, что визит к женщине (а эта женщина умела вопрошать мертвых) состоялся именно ночью?
Речь идет не о времени суток, — отмечают Учителя в Мидраше, — но о душевном состоянии Шауля и его спутников. На душе у них была ночь. Мрачные предчувствия одолевали Шауля. И действительно, на следующий день он и его сыновья погибли в бою с плиштим (филистимлянами).
Всевышний, как сообщает Мидраш, показал это Моше Рабейну.
— Первый царь, что встанет над сыновьями Твоими, будет пронзен мечом?! - воскликнул Моше.
— Не спрашивай об этом у Меня, — ответил Всевышний, — спроси лучше у коэнов.
Дело в том, что по приказу царя Шауля был уничтожен мечом целый город коэнов, под названием Нов. Кровь коэнов взывала к отмщению. Поэтому Шауль тоже пал от меча.
Но что заставило Шауля проявить подобную жестокость?
В городе Нов принимали Давида с царскими почестями. Шауль воспринял это как бунт и велел предать бунтовщиков смерти. Выходит, коэны взбунтовались против царя?
Пророк Шмуэль накануне помазал Давида на царство. Значит, Давид тогда был царем, и коэны вполне заслужено оказали ему царский прием.
Но не так-то все просто. В Талмуде (трактат Мегила, лист 14) рассказывается, что человек по имени Наваль отплатил Давиду злом за добро. И Давид решил его наказать. Тогда Авигайль, жена Наваля, показала Давиду ткань с пятном крови и спросила: чистая ли это кровь или месячные выделения?
— Не выносят решения по законам семейной чистоты ночью, — резонно сказал ей Давид.
— А смертные приговоры ночью выносят? — возразила ему Авигайль.
— Здесь все ясно как день, твой муж виновен в преступлении против царя.
— Но Шауль пока еще жив, — произнесла Авигайль, — а известие о твоем воцарении еще не распространилось в народе.
И Давид принял ее доводы. Он не только согласился с ней, не только признал ее правоту, но и поблагодарил за разумный совет. «И благословен разум твой, — сказал он женщине. — И благословенна ты, что не допустила меня ныне идти на кровопролитие и совершить расправу рукою моею» (Первая книга пророка Шмуэля, гл. 25, ст. 33).
Возвращаясь к Навалю, заметим: хоть и спасла его от меча Давида мудрая жена — недолго ему оставалось ходить по земле. Через десять дней после описанных здесь событий, Всевышний взял его душу на Небо. Таким образом, Наваль оправдал свое имя не только жизнью (наваль в переводе с иврита — «подлец»), но — и своей смертью (слово «наваль» — производное от того же корня, что и слово «невела», что в переводе означает — «падаль»).
Отметим, что «падалью» называют существо, которое умерло своей смертью, чаще всего — от болезни (как и было в случае с Навалем). Если же оно погибло от нападения хищника или от раны, нанесенной мечом, это уже — «трефа».
Выходит, если бы Давид убил Наваля мечом, это было бы неправильно. Ведь в имени Наваля — другой корень. Корень, созвучный со словом «невела», то есть — падаль.
Но вернемся к вопросу Моше: «Первый царь, что встанет над сыновьями Твоими, будет пронзен мечом?».
Моше не случайно подчеркивает, что Шауль — царь. Так он намекает на довод, который привела Давиду Авигайль.
Трагедия города Нов, города коэнов, произошла, когда Давид, хоть уже и был помазан на царство, но фактическая власть еще оставалась в руках Шауля.
Моше неспроста упоминает и меч. Даже, если Шауль заслуживает смерти, почему он погиб от меча? Почему его смерть сопровождалась тяжелым поражением еврейской армии, гибелью его сыновей, в том числе, Йонатана — близкого друга Давида? Почему нельзя было прибрать его также тихо, как Наваля?
— Не спрашивай об этом у Меня, — ответил Всевышний. — Спроси лучше у коэнов. Кровь убитых коэнов взывает к отмщению.
Давид собирался поразить мечом не только Наваля, но и всех мужчин в его доме. Потом, как мы видели, Давид простил Навалю его прегрешение. Но пренебрежительное отношение к царю, неуважение к нему не может быть прощено, даже, если и царь простит. Поэтому Всевышний взыскал с Наваля. Но только с него.
Коэны не простили Шаулю, учиненную бойню. Поэтому и цена столь высока.
Теперь мы можем понять почему во фрагменте, с обсуждения которого мы начали этот обзор, Всевышний дважды говорит Моше: «скажи коэнам».
Первый раз — это ответ, почему за прегрешение Шауля расплата столь высока. Спроси об этом у коэнов, — говорит Всевышний, — скажи им, не Мне.
— Но ведь цена могла быть и не столь высока, — продолжает вопрошать Моше. — Как, например, в случае с Навалем: изначально, уничтожению подлежали все мужчины в его доме, но в итоге, умер только он сам.
И снова Всевышний отсылает Моше к коэнам. Коэны не простили Шауля.
Скажи коэнам, проси их, их увещевай. И если они примирятся с Шаулем — цена будет иной.
на основе комментариев раби Авраама-Мордехая Алтера
(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под “псевдонимом”, образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)
и
рава Моше-Яакова Равикова(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
2. Прививка от гордыни
Наша глава начинается с повеления Всевышнего: «Скажи коэнам, сынам Аарона…» (Ваикра, гл. 21, ст. 1).
Далее приведены законы, относящиеся только к коэнам. Законы, которые выделяют коэнов из среды остальных евреев.
Коэны избраны, чтобы осуществлять служение в Храме и благословлять народ. В Храме они могли находиться в таких местах, куда всем остальным евреям вход был воспрещен. Коэны ели части приношений, на которые, кроме них, больше никто не смел покуситься. Словом, коэны были особо отмечены Всевышним и выделены из всего еврейского народа.
Такое положение вещей легко могло заронить в сердце того или иного коэна семена гордыни. А гордыня, как известно — мощнейшее препятствие для установления связи с Творцом. Коэн-гордец зря ест коэнский хлеб. Его служение не дает никаких результатов, кроме — негативных.
Чем отличается гордыня от гордости? Человек по праву может гордиться только тем, чего сам добился. Добился самостоятельно — благодаря своему труду, способностям и талантам.
Если же на человека что-то, как говорится, «свалилось с Неба», и он кичится этим, речь уже идет о гордыне. Поэтому глупо выглядит тот, кто задирать нос из-за своего, скажем, происхождения. Хорошая родословная поднимает в цене лошадей и собак, но человеку не пристало кичится тем, что он по счастливому стечению обстоятельств он родился, к примеру, у знатных родителей.
Тора обращается к адекватным людям. Поэтому, перед тем как излагать законы, подчеркивающие особый статус коэнов, в ней дается небольшая оговорка: «Скажи коэнам, сынам Аарона». То есть — скажи коэнам, что Всевышний выделил их не за личные доблести, но лишь потому что они — сыны Аарона. Таким образом, прежде, чем сообщить об избранности коэнов, Тора делает им прививку от гордыни.
Наши Учителя, зная о губительных последствиях гордыни, всячески старались не дать ей пустить корни в своем сердце и помогали избавиться от нее ученикам и всем в их окружении.
Как-то люди, пришедшие на урок к раву Йосефу Хаиму (один из крупнейших Учителей Торы, как открытой ее части, так и закрытой — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; вторая половина 19-го века – первая половина 20-го, Багдад, Ирак) накануне шаббата, застали его в слезах.
— Кто посмел обидеть раввина? Или, может, рабби заболел? — вопрошали люди, теряясь в догадках.
— Все обиды обходят меня стороной, не задевая, — поспешил успокоить их рав Йосеф Хаим. — Да и от болезней хранит меня Всевышний. Дело в том, сейчас у меня в доме был еврей, который вывозит мусор. Я предложил ему попробовать субботние блюда. Но он ответил мне, что в жизни никогда не ел чужого, и всегда питается только тем, что сам купил и сам приготовил — то есть тем, что ему принадлежит.
— Я столько времени посвящаю изучению Торы и совершенствованию мидот (качеств характера), но даже не приблизился к уровню этого простого еврея, — сокрушался рав Йосеф Хаим. Ведь сказано в Талмуде (трактат Берахот, лист 8): тот, кто живет плодами своих рук предпочтительней обладающего богобоязненностью.
на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
3. Коэны
: простой и главныйНачало нашей недельной главы, как очевидно, требует объяснения. Почему написано: «Скажи коэнам, сынам Аарона, и скажи им» (Ваикра, гл. 21, ст. 1)? Для чего понадобилось удвоение: скажи, да скажи? И почему — «скажи им»? Ведь после того, что написано — «скажи коэнам, сынам Аарона», уже понятно, к кому обращены слова Всевышнего. И второй раз достаточно было бы написать просто — «скажи».
В Талмуде (трактат Кидушин, лист 39) Учителя сформулировали важное правило: награда за исполнение заповедей дожидается человека в Будущем мире, а в нашем мире награды нет.
Хида (раби Хаим-Йосеф-Давид бар Ицхак-Зрахья Азулай, Эрец Исраэль, 1724–1806 гг.) в своей книге Дваш ле-фи пишет, что за то, что человек слушает слова Торы — дают ему награду еще при жизни.
В нашем фрагменте первое «скажи» выражает саму заповедь, второе — связанные с ней законы. Таким образом, Всевышний говорит Моше, чтобы он сообщил коэнам, сынам Аарона, повеление об исполнении заповеди, а за это им обещана награда в будущем. И также — передать им слова Торы, выслушав которые, они получат награду еще при жизни. Поэтому и сказано «им» — им на пользу.
В Торе сказано, что коэнам запрещено оскверняться прикосновением к мертвому. Ведь такое прикосновение делает человека духовно нечистым (таме; подробнее о значении термина — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Тазрия, первый годовой цикл обсуждения). Но ситуация в корне меняется, если умирает кто-то из близких. Конечно же, даже самый родной и близкий человек, умирая, превращается в источник тумы (духовной нечистоты). И коэн воспринимает ее точно так же, как любой другой еврей. Только в Торе не запрещается коэнам принимать нечистоту смерти, если она исходит от близкого родственника.
«Скажи коэнам, сынам Аарона», что им нельзя прикасаться к мертвому. «Скажи им» (второй раз), что в случаях, когда умирает ближайший родственник, коэны — могут участвовать в похоронах. В Торе дважды повторяется слово «скажи», потому что здесь говорится о двух разных законах.
Интересно, что на Аарона второе правило — не распространяется. Ему запрещено самому хоронить даже ближайшего родственника.
Как это объясняется?
Аарон был избран Всевышним благодаря своим личным качествам. Благодаря тем качествам, которые он взрастил в себе и воспитал. В этом не было заслуги его родных и близких. Поэтому Творец и не разрешил ему оскверняться ими.
Стремление к миру, любовь к Торе и к другим евреям настолько были сильны в Аароне, что он смог передать эти качества своим потомкам. Поскольку любой простой коэн получает такой статус исключительно благодаря своему происхождению, благодаря тому, что он — сын Аарона, а за личные достоинства — ему запрещается оскверняться мертвым, делая исключение для самых близких родственников, символизирующих прямую и непрерывную связь — основную причину его избранности, его коэнства.
Это — о простом коэне. Но главный коэн (на иврите — коэн гадоль) — олицетворение Аарона. Коэн гадоль подобен Аарону во всем. В том числе — и в запрете оскверняться умершими даже в том случае, если они — самые близкие родственники.
О главном коэне сказано, что и в то время, когда хороняи его отца или мать — он не вправе покинуть Храм и обязан продолжать служение, потому что «венец масла помазания от Всевышнего его на нем» (Ваикра, гл. 21, ст. 12). Масло помазания от Всевышнего, которое стало ему венцом — не позволяет главному коэну оскверниться даже самым родным и близким умершим человеком.
на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
4. Учиться воспитанию у коэнов
В нашей недельной главе читаем: «Скажи коэнам, сынам Аарона, и скажи им: из-за мертвого не лишит себя духовной чистоты в народе своем» (Ваикра, гл. 21, ст. 1).
Речь здесь идет речь о воспитании, — поясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).
Говорится в Талмуде (трактат Йевамот, лист 114), что повеление Торы — «скажи коэнам», а затем еще раз — «и скажи», дается, чтобы предостеречь взрослых, воспитывающих детей (т. е. взрослые обязаны заботиться о том, чтобы дети не нарушили запрет).
Возникает вопрос: почему о воспитании детей говорится именно здесь? Ведь любая заповедь Торы содержит в себе воспитательный смысл. А наиболее известная книга, в которой разъясняются все 613 заповедей, называется — Сефер hа-Хинух (
«Книга о воспитании еврея»; имя автора — неизвестно, мы знаем лишь, что он жил в 14-м веке, в Испании, в Барселоне, и принадлежал роду Леви).Так почему же именно этот фрагмент, по мнению Учителей — наиболее ярко раскрывает тему воспитания?
В этом отрывке мы получаем наставление, согласно которому каждому еврею нужно воспитывать детей так, как воспитывает сыновей коэн.
Коэн, например, говорит своему сыну:
— И я, и мой отец, и отец моего отца — мы всегда избегали осквернения мертвым. Мы не ходили на кладбище, мы не приближались к могилам, не участвовали в похоронах, не притрагивались к телу умершего и даже не находились под одной крышей с ним. И ты, сын, всегда должен поступать также.
— Но я видел, что сосед наш, Рувен, прекрасно живет, не выполняя ничего из сказанного тобой, отец, — возражает сын.
— Рувен — не коэн, поэтому он живет иначе. И в этом нет ничего плохого. Но я и ты, нас выделил Всевышний, мы несем в себе особую святость, которая не позволяет нам многое из того, что дозволено Рувену.
Это и есть правильный подход к воспитанию. Если вам не нравится поведение кого-то из приятелей вашего сына, не спешите объявлять того бандитом и разгильдяем. Лучше попробуйте убедить сына, что ему не пристало вести себя так. Объясните ему, что он — другой. Что он избран для важной цели, такой — что только ему по плечу.
Когда я был маленьким, мой отец часто играл со мной в игру, в которой я был принцем. И я четко усвоил, что царские дети в своем поведении отличаются от остальных. Благодаря этой игре, очень быстро вошедшей в жизнь — а у детей именно так и бывает — я, хоть и вырос, но до сих пор соблюдаю усвоенные с детства правила. И до сих пор никто не жалуется на мое поведение.
Теперь у меня самого растут дети — принцы и принцессы. Избранные, уникальные и неповторимые, которые просто не могут совершить поступок недостойный их семьи, их рода. Придет время, и, глядя уже на их «маленьких принцев», каждый будет понимать: эти — точно царского рода.
Как-то к раву Цви-Песаху Франку (главный раввин Иерусалима; Литва – Эрец Исраэль, первая половина 20-го века), пришел юноша, учащийся йешивы. И задал вопрос из области «запрещено или разрешено». Рав сначала дал разрешение, но какое-то сомнение все же беспокоило его. И он послал за юношей, который уже ушел.
— Из какой ты семьи? — задумчиво спросил рав вернувшегося и в недоумении переминавшегося с ноги на ногу парня.
Услышав уважаемую фамилию, которая принадлежала одному из основателей еврейской общины в Эрец Исраэль, рав Франк изменил свое прежнее решение.
— Тебе подобает устрожить в этом вопросе, — произнес он. — На продолжателе этого славного рода лежит большая ответственность…
на основе комментария рава Моше Гефена
(глава йешивы «Кнесет Ицхак», город Хадера, Израиль, наше время)
5. В чем Аарон превосходит римского полководца
Наша недельная глава посвящена законам, относящимся к Аарону и его сыновьям. Здесь мы читаем: «Скажи коэнам, сынам Аарона, и скажи им: из-за мертвого не лишит себя чистоты в народе своем» (Ваикра, гл. 21, ст. 1).
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл.26) сказано, что Аарон удостоился этой главы, благодаря своей богобоязненности.
В связи с этим, было бы интересно узнать, какая связь существует между богобоязненностью и духовной нечистотой (тумой; подробнее о терминах тума и таме — см. на сайте, например, в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения) умершего. Ведь именно этим законам посвящена наша недельная глава.
И еще хотелось бы узнать, почему коэнам запрещено принимать участие в похоронах и прикасаться к покойному? Ведь последние почести, которые оказывают умершему, содействие его погребению — это самое истинное милосердие, поскольку оно совершается не ради выгоды. Покойный уже не оплатит потраченное на него время и силы.
Участие в похоронах относится к тем заповедям, плоды исполнения которых человек пожинает в этом мире, а награда за исполнение — сохраняется для него в мире Грядущем.
Так почему же коэны лишены возможности исполнить такую важную заповедь?
В Талмуде (трактат Берахот, лист 5) говорится о противостоянии дурному началу и способах борьбы с ним: вначале, пусть человек постарается использовать ресурсы своего доброго начала, а если это не поможет — пусть углубится в изучение Торы. Если же и это не принесет плоды — пусть прочтет молитву Шма.
В качестве крайнего средства — Учителя рекомендуют вспомнить о смерти. Понимание, что человек — смертен и что, в конце концов, придется на Небе держать ответ за свои поступки, способно удержать любого от ошибки.
Итак, все зависит от уровня человека. Кому-то достаточно сил его доброго начала, кто-то нуждается в более сильнодействующих средствах — изучении Торы или молитве Шма. Помнить о смерти — самый низший уровень. Именно его мог достичь лучший римский полководец, которому во время триумфального шествия твердил находящийся сзади раб: «помни, что ты смертен».
Аарон, безусловно, духовно превосходил римского полководца. Он не нуждался в напоминании о смерти.
Аарон обладал богобоязненностью, поэтому и удостоился недельной главы, в которой сказано: «Из-за мертвого не лишит себя духовной чистоты в народе своем».
И не только он, но — и все его потомки, коэны, не нуждаются в напоминании о смерти, чтобы справиться с дурным началом, поскольку богобоязненность передалась и им.
на основе комментария рава Авраама Нешера-Адлера
(автор труда «Пирхей Шошаним», Иерусалим, 1894-1969 гг.)
Автор текста Мордехай Вейц