Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «ЭКЕВ»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 7, ст. 12 — гл. 11, ст. 25.

 

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: «И будет следствием принятия этих заповедей... Творец будет хранить брит (договор)... о котором поклялся отцам вашим».

Следствием (вследствие) на иврите — экев.

 

Обсуждение главы Экев

 

1. Любовь к Торе и заповедям проявляется в мелочах

 

Нашу недельную главу открывает обещание — «И будет: за то, что станете выполнять законы эти и соблюдать, и исполнять их…» (Дварим, гл. 7, ст. 12).

Выражение «экев», вынесенное в название этой недельной главы, мы перевели словосочетанием — «за то, что». Но экев употребляется и в значении — «пятка».

Таким образом, в нашей фразе содержится намек на заповеди и обычаи, которые человек считает незначительными и поэтому может ими пренебречь, то есть — «попирает пятками».

Выходит, в Торе наше внимание акцентируется на соблюдении «легких» заповедей, на мелких деталях их выполнения.

Учителя цитируют — «Чего бояться мне в дни бедствия? Нечестие стоп моих окружает меня» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 49, ст. 6). И объясняют, что Давид опасается мелких прегрешений, совершенных по невнимательности или по легкомыслию. Ведь к тем заповедям, которые обычно человек считает серьезными, он и относится по-другому.

Если у кого-то падает крупная купюра, он ее поднимет даже из грязи. Но за упавшей мелкой монетой, он точно не полезет в грязь. «Не страшно, не обеднею», — думает он. Поэтому и текст Торы, а вслед и, Давид — предупреждают нас о «мелких монетах», о пустяках, на которые мы не задумываясь «наступаем пятками». Чтобы, как отмечается в Мидраше Танхума, «в дни бедствия» не поскользнуться и не упасть.

В Псалмах царя Давида встречается и такая фраза: «Склонил я сердце мое к исполнению законов Твоих навек, до конца (в оригинале — экев)» (Теилим, гл. 119, ст. 112).

Здесь снова используется выражение «экев» (до конца).

Как можно склонить свое сердце и приучить себя к исполнению законов Торы?

Уделяя внимание «мелочам», деталям, на которые не все смотрят, которыми пренебрегают, «попирают пятками».

Как узнать, насколько тщательно человек выполняет заповеди? Ведь наличие бороды и традиционных атрибутов ничего не гарантирует. Человек может рядиться в раввина и знатока Торы, но за закрытыми дверями вести себя совершенно неподобающе. И наоборот, он может выглядеть совершенно обычно и при этом быть скрытым праведником — из тех, на которых держится мироздание.

В Талмуде (трактат Таанит, лист 22) рассказывается, как одному раввину, когда он делал покупки на рынке, открылся пророк Элиягу.

— Кто из всех этих людей удостоится Будущего мира? — спросил раввин.

— Из этих — никто, — ответил пророк. — Впрочем, вон тот, удостоится, — добавил Элиягу, указал на человека, слезающего с осла.

Раввин с интересом начал присматриваться к тому человеку. Одет по местной моде, не как еврей, даже цицит на краях одежды у него не было. Неужели это скрытый праведник?!

Раввин учтиво поздоровался с незнакомцем и справился о роде его деятельности. В разговоре выяснилось, что тот служит охранником в царской тюрьме.

— Если в тюрьму попадает еврейка, и местные солдаты или офицеры хотят воспользоваться ее бесправным положением, я бескомпромиссно встаю на ее защиту. Порой, рискуя собственной жизнью... 

Человек, даже внешне не выглядел как еврей, но сам пророк Элиягу засвидетельствовал, что у него есть удел в Будущем мире.

В Талмуде описывается и такой случай.

В одной йешиве пропал дорогой серебряный кубок.

— В полдень узнаем, кто вор, — сказал рав Каhана.

Все очень удивились такому заявлению. Что произойдет в полдень? Низойдет пророчество? Раздастся Глас с Небес?

Рав Каhана лишь загадочно улыбался.

— Сами увидите!

В полдень подали обед, и ученики стали омывать руки перед трапезой.

— Вон тот украл! — указал рав Каhана на парня, который омыв руки, вытер их о чужую одежду. — Тот, кто без спроса пользуется чужим, вполне может совершить и реальную кражу.

Парня обыскали, и среди его вещей обнаружили пропавший кубок.

Умный человек всегда придает значение мелочам в поведении других. Ведь с их помощью можно определить, действительно ли Тора и заповеди ему так важны, или же он только делает вид...

 

на основе комментария рабейну Бехае

(раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век)

 

 

 

2. Радость в понимании

 

Наша недельная глава начинается с выражения — «ве-hайя» (и будет). И мы читаем: «И будет: за то, что станете выполнять законы эти и соблюдать и исполнять их…» (Дварим, гл. 7, ст. 12).

Если в Торе использовано выражение «вэ-hайя», это означает, как сказано в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 42), что речь пойдет о чем-то радостном.

Но какая радость подразумевается в нашей фразе?

Сразу за «вэ-hайя» идет слово «экев», вынесенное в название главы. Мы перевели его — «за то, что». Но у него есть и другие значения.

Слово «экев» можно перевести и как — «пятка», «след», «окончание» какого-то периода или эпохи, «конечная цель».

Например, выражение «иквета ди-мешиха» означает — последний период времени накануне прихода Машиаха. Тогда человеку очень трудно будет прожить без радости. Поэтому важно, чтобы он вошел в эпоху, предваряющую окончательное освобождение (геулу), научившись радоваться.

Нужно испытывать чувство радости при изучении Торы. И заповеди нужно выполнять с чувством радости, а не облегчения («наконец-то освободился»).

В книге Маавар Ябок рассказывается о разнице между заповедью, выполненной в страхе и трепете, и той, что осуществлена в радости и любви.

Когда человек выполняет заповедь из страха перед наказанием, или делает доброе дело, чтобы хорошо выглядеть в чьих-то глазах — награду за это Всевышний передает ему через малаха (малах в условном переводе — «ангел»). А тот, если связан с мерой суда, может быть довольно придирчивым и педантичным. И он сначала хорошенько проверит, соответствует ли человек награде, и в каком объеме она ему полагается.

Но если, творя добро, человек, что называется «приплясывал» от радости — награду ему вручит сам Всевышний, а Он отмеряет щедрой мерой.

Написано: «Повеления Всевышнего справедливы, веселят сердце» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 19, ст. 9).

В нашей недельной главе обещана радость «за то, что станете выполнять законы эти».

Известное правило — выполнение заповеди влечет за собой новую заповедь. А заповеди или повеления Всевышнего, как мы выяснили — «веселят сердце».

Таким образом, наградой за осуществление заповеди будет радость.

Если внимательно прочтем оригинал фразы со словосочетанием «станете выполнять» — увидим, что дословный перевод будет: «станете слушать». А «слушать» необходимо так, чтобы понимать.

Об этом говорится и в одной из центральных наших молитв Шма, Исраэль (слушай и понимай, Израиль).

Когда человек слушает — он учит. Когда слушает и понимает услышанное — он радуется.

Об этом и говорится в нашей фразе — о радости постижения….

 

на основе комментария Ор hа-Хаим

(раби Хаим бен Атар, один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века)

 

 

3. В радости и скромности

 

Написано в нашей недельной главе: «И будет: за то, что станете выполнять законы эти и соблюдать, и исполнять их…» (Дварим, гл. 7, ст. 12).

Выражение «ве-hайя» (и будет) намекает на что-то радостное. Как сказано в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 42): везде, где в Торе встречается «ве-hайя» — речь о радостных событиях.

Но что может быть радостного в соблюдении законов? Обычно человек радуется, если ему удалось удачно нарушить закон. Конечно, при условии, что его не поймали.

Выражение «тишмеун» означает — «выполнять», «слушаться», а также и «слушать». Слушать же означает — понимать. Иначе — зачем слушать? Ведь не зря нас наставляют Учителя о пользе чтения Теилим (Псалмов царя Давида). Особенно — когда чтение сопровождается пониманием прочитанного. Поэтому Теилим рекомендуется читать с объяснениями и смысловыми комментариями.

Раби Авраам Адес возглавлял группу изучающих Сокровенную Тору в синагоге «Иссахароф» в Бухарском квартале Иерусалима. Он жил в бедности. При этом все знали, что его молитвы приносят плоды и не остаются без ответа.

Со всего Израиля и даже из-за границы приезжали к нему с просьбами помолиться за больных, бездетных, или просто невезучих.

Перед молитвой он в течение часа читал Теилим. За это ему платили символическую сумму.

Раби Авраам всегда предупреждал, что заранее не знает, сколько глав сумеет прочесть за час. Может быть, десять, может — только одну или половину. Все зависело от понимания.

Если он встречал непонятное слово или фразу, выбивающуюся из общего смыслового контекста, он погружался в комментарии, пока не прояснял для себя всю суть написанного. А затем обращался с молитвой к Всевышнему. И молитвы, шедшие вслед за радостью понимания, принимались Творцом.

В книге раби Аарона Азриэля (Израиль, 1818-1879 гг.) Озен Аарон рассматривается темя изучения Талмуда. И подчеркивается, что Всевышний — не считает пройденные листы. Его гораздо больше интересует уровень понимания, затраченное на изучение время и приложенные усилия. И очень важный фактор, чтобы учеба не давила на плечи неподъемным грузом, но — приносила радость и доставляла удовольствие.

Слово «экев» (за то, что), вынесенное в название нашей недельной главы, имеет и другие значения — «пятка», «след».

Походка, при которой человек, делая шаг, ставит пятку одной ноги прямо впереди носка другой, свидетельствует о внутренней скромности идущего. Он ставит перед собой реальные цели и стремится к ним шаг за шагом. Причем шаги его не слишком широки — чтобы не споткнуться и не упасть.

Некоторые люди преуспели на торговле акциями, тогда как большинство прогорело.

Основу состояния барона Ротшильда заложила как раз удачная торговля акциями. Он поделился с нами своим секретом.

Обычно, если человек владеет акциями, которые начали расти в цене, он их не продает, а ждет, чтобы они еще выросли. И радуется каждому скачку, подсчитывая в уме свою прибыль от продажи.

Но вот, после очередного подъема цена акций начинает падать. Человек решает, что сейчас не имеет смысла их продавать, но нужно дождаться очередного роста. Только акции никак не выходят из пике, и порой человек теряет все, что у него было.

Барон Ротшильд никогда не ждал слишком долго. Он продавал акции в середине их роста и покупал другие. Не ждал большого прыжка цен, довольствовался мелкими стабильными шажками. Поэтому и не прогорал.

Точно так же и в процессе духовного роста — не следует ставить перед собой слишком уж грандиозные цели, пытаясь допрыгнуть до них. Слишком велика вероятность падения. Нужно двигаться вперед небольшими шажками: пятка, носок, пятка носок. И — радоваться даже скромным достижениям...

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)  

 

 

Автор текста Мордехай Вейц