Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «ДВАРИМ»
Место в Торе: Пятая, последняя книга Торы — Дварим, гл. 1, ст. 1 — гл. 3, ст. 22.
Почему она так называется?
По первой фразе: «Вот слова, которые говорил Моше всем сынам Израиля...» (гл. 33, ст. 1).
На иврите «слова» — дварим
Обсуждение главы «Дварим»
У пятой книги Торы, которую мы начинаем изучать — два названия: Дварим (речения) и Мишне Тора (повторение Торы).
Эти названия говорят о двух основных направлениях этой книги.
Дварим, как пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии к книге Бамидбар (гл. 12, ст. 1 — это строгий разговор, морально-этические наставления (на иврите — мусар).
Мишне Тора — повторение заповедей, о которых уже говорилось ранее и открытие дополнительных деталей, связанных с ними.
Первая фраха книги содержат намек на оба названия.
Слова — «Вот речения (дварим)» (Дварим, гл. 1, ст. 1) дали название Дварим.
Далее — «Вот речения, которые произнес…» (там же) имеет ту же гематрию (числовое значение), что и название Мишне Тора.
Намек на эти названия находим и на стыке четвертой и пятой книг Торы.
Книга Бамидбар завершается фразой — «Вот заповеди и законы…» (Бамидбар, гл. 36, ст. 13).
Это — намек на Мишне Тора.
В свою очередь, книга Дварим, как уже было сказано, открывается словами — «Вот речения (дварим)».
Здесь подразумеваются наставления и мусар, чему соответствует название Дварим.
Сказано, что наставления и нравоучения Моше говорил «всему Израилю» (Дварим, гл. 1, ст. 1).
Почему в Торе это подчеркивается?
Потому что Моше, как подобает истинному лидеру своего народа, мог очень даже нелицеприятно наставлять евреев. Но когда он беседовал с Всевышним — говорил о сынах Израиля только хорошее, всеми силами защищал их и старался найти им оправдание. Даже — самым тяжким их проступкам.
И еще слова «всему Израилю» означают, что обращался Моше не только к поколению пустыни, но — ко всем поколениям Израиля, во все времена.
Слова Моше обращены к каждому еврею. Поэтому книгу Дварим полезно изучать, как учат книги мусара.
Важно быть услышанным, важно встретить понимание.
Поэтому если человек совершил нарушение — не всегда следует прямо об этом ему говорить. Нехорошо, если он почувствует себя обвиняемым.
Займись с ним изучением заповеди (той, которую он нарушил) или соответствующего закона Торы, повтори отдельные детали. Тогда он поймет свою ошибку и не догадается, что ты о ней знаешь.
Так повторение заповедей и законов Торы (Мишне Тора) способно послужить на благо мусару (Дварим).
на основе комментария раби Хаима бен Атара
(известен и как Ор hа-Хаим; один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века)
В нашей недельной главе есть наставление для судей. Написано здесь: «Не лицеприятствуйте в суде, не давайте никому предпочтения: как малого, так и великого выслушайте» (Дварим, гл. 1, ст. 17).
Выражение «не лицеприятствуйте» в дословном переводе означает — «не узнавайте лиц».
В книге Сефер Хасидим («Книга праведников»; ее автор — рав Иегуда hа-Хасид; Германия, 12-й век) сказано, что судья не должен видеть лиц истца и ответчика, когда те излагают ему свои претензии (отвечают на претензии).
Там же указывается и причина такого нелицеприятного ведения дел в суде. Так следует поступать, потому что, как говорится в Талмуде (трактат Мегила, лист 28) — запрещено всматриваться в лицо злодея.
Но ведь, не обязательно все приходящие в суд — злодеи?
Пока ведущие тяжбу стоят перед тобой, — наставляют наши Учителя, — смотри на них как на преступников (трактат Авот, гл. 1, мишна 8).
Судья должен тщательно проверять сказанное обеими сторонами, чтобы ни одна из сторон не ввела судью в заблуждение.
Теперь мы можем лучше понять наставление судьям — не узнавайте лиц. Не всматривайтесь в лица тех, кто пришел к вам на суд. Скользнуть взглядом по лицам — не запрещено. Но всматриваться так, чтобы запомнить — нельзя. Чтобы не нарушить запрет на то, чтобы видеть лицо злодея.
В некоторых комментариях подчеркивается, что наш праотец Ицхак ослабел глазами, потому что смотрел на своего сына Эсава, который выбрал в жизни неправедный путь.
В Танахе (книги Шофтим — книга Судей, гл. 4, ст. 5) рассказывается о Дворе, которая сидела под пальмой, а сыны Израиля приходили к ней на суд.
Возникает вопрос: далась ей эта пальма, почему бы не зайти в помещение?
Дело здесь не только в свежем воздухе (который в горах Эфраима особенно чист и свеж). Но — в том, что Двора опасалась йихуда (уединения с мужчиной).
По этой причине она сидела именно под пальмой, а не, скажем, под липой. Ведь пальма дерево высокое, тень практически не отбрасывающее. Под пальмой, в отличие от развесистой липы — невозможно уединиться.
Позвольте, но уединение с двумя приличными людьми — не запрещено. Запрещено с одним, независимо от того, что он собой представляет. А в суд обычно, по одиночке — не ходят. Судятся истец с ответчиком.
Так почему Двора опасалась йихуда?
Потому что не опасаются уединения с двумя приличными людьми (каждый из них будет следить, чтобы другой не нарушил запреты). Но с «неприличными» — очень даже опасаются. А в глазах Дворы, и истец и ответчик были злодеями. Не потому что она судила предвзято, но потому что строго исполняла предписание Учителей.
на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая
(Хида; Эрец Исраэль,18-й век)
3. Принцип вентиля
Книга Дварим — это собрание упреков, увещеваний и наставлений, произнесенных Моше незадолго до его смерти.
Моше анализирует проступки евреев, указывает на ошибки. Из его наставлений можно понять многие принципы, согласно которым Всевышний управляет миром.
Рассмотрим и мы один из таких принципов.
Написано в нашей недельной главе: «И подошли ко мне все вы и сказали» (Дварим, гл. 1, ст. 22).
Чтобы лучше понять, о чем идет речь, расскажу притчу.
У графа был слуга. Этот слуга испортил какую-то графскую вещь, и граф вынес ему приговор — сто ударов плетью.
Услышав об этом, слуга очень удивился. Вещь-то была — копеечная, и наказание явно не соответствовало преступлению.
Слуга обратился к своему хозяину с вопросом:
— Почему за столь незначительный ущерб, ты определил такое суровое наказание?
— Ты же знаешь мою щедрость, — начал свое объяснение граф. — Порой нищему, которому красная цена — грош в базарный день, я вдруг даю золотой. Также и с тобой, вместо того, чтобы отвесить тебе оплеуху-другую, я распорядился отмерить тебе целых сто плетей.
— Если мой хозяин так щедр, — продолжил расспрашивать слуга, — почему же он тогда урезал мне жалование?
— А это — другая грань моей натуры, — отвечал граф. — Иногда я бываю экономным. Двадцать процентов от твоей зарплаты, согласись — неплохая экономия.
— Все же неясно мне, — в задумчивости почесал затылок слуга, — если мой господин одновременно и щедр и бережлив, то почему бы ему не уменьшить мне наказание и не поднять жалование. Тогда я выиграл бы дважды!..
Это — притча. Что следует из ее содержания?
Мир — это Всевышний. Справа находятся наши защитники и заступники, они тяготеют к хеседу (милосердию). Слева — обвинители, обличители и ограничители. Их конек — гевура (мера суда, олицетворяющая закон и ограничения). Одни приносят изобилие, другие стремятся перекрыть вентиль.
Порой люди удивляются — почему беды и напасти сыплются на них со всех сторон? И охнуть не успевают. А вот мазаль (счастье, удача) и берахот (множественное число от слова бераха — «благословение») едва капают.
Нельзя ли наоборот — сэкономить на несчастьях, а благословения и удачу выдать щедрой рукой?
Вопрос — серьезный, требующий ответа.
У вас, людей, — ответят Свыше, — тоже есть эти качества: широта, щедрость, бережливость… И как вы ими пользуетесь?
Понравилась шмотка — беру! Дорого стоит? Ничего, можно разбить на платежи, ведь это для себя любимой. Свежие овощи, пита и минеральная вода — вы что, смеетесь? Настоящие мужчины едят стейк и пьют виски! Ну и что, что это стоит намного дороже! На еде не экономят! Отдых за городом, на природе? Это же — отстой! Сейчас отдыхают в Таиланде. Что значит — не по карману? Возьмем кредит — живем-то один раз!
Это — ваша щедрость.
Теперь о бережливости.
Решили строить микву, собирают средства. А я тут причем? Бедная девушка выходит замуж, нужно ей помочь со свадьбой. Когда я выходила замуж, мне никто не помогал. Если на всех бедных невест давать — самой на хлеб не останется. Цедака (пожертвование на высокие, благородные цели)? У меня лишних денег нет! Да я уже давал не так давно — и года еще не прошло...
Знакомая картина? Она стара, как мир. О подобном подходе к жизни рассказывается в Иерусалимском Талмуде (трактат Шкалим, гл. 1).
Сказано: «И вывел Моше народ навстречу Всевышнему» (Шемот, гл. 19, ст. 17). Это — когда нужно было принимать Тору.
А когда вернулись разведчики и разыграли трагедию — об этом в нашей недельной главе написано: «И подошли ко мне все вы и сказали…». Сами подошли.
В Торе читаем, что после рассечения моря и чудесного спасения от настигавших евреев египтян — «воспел Моше» (Шемот, гл. 15, ст. 1).
Моше начал петь, и евреи стали ему подпевать.
Но вот, выслушав навет разведчиков — «зарыдало все общество, и плакал народ в ту ночь» (Бамидбар, гл. 14, ст. 1).
Без напоминаний — народ начал рыдать и плакать...
Когда потакаешь своим дурным наклонностям, а в хороших делах ограничиваешь — нечего удивляться, что Свыше по отношению к тебе будут поступать точно так же.
на основе комментария раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; вторая половина 19-го века – первая половина 20-го, Багдад, Ирак)
3. В Израиль по лестнице
В нашей недельной главе читаем, что Моше напоминает евреям, как те боялись входить в страну Кенаан, потому что там — «города большие и укрепленные до небес» (Дварим, гл. 1, ст. 28).
Понятно, что словосочетание «города, укрепленные до небес» — гипербола. Чтобы увидеть нечто высокое или находящееся высоко, нужно хорошенько задрать голову, поднять глаза ввысь — настолько, насколько можешь, а лучше — еще выше.
Так нужно смотреть на Эрец Исраэль (Землю Израиля). Так на нее и смотрел Калев (один из разведчиков). Услышав, что разведчики отговаривают народ, заявив, что Кенаан им не по зубам, он бросился вперед, и пламенный призыв вырвался из его уст — «Поднимемся и взойдем!» (Бамидбар, гл. 13, ст. 30).
Даже если нам понадобится подняться до неба, чтобы попасть в Израиль, — разъясняет слова Калева Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — мы сделаем лестницы и поднимемся по ним.
Разведчики намеренно преувеличили трудности и опасности, связанные с покорением Кенаанской земли. В ответ Калев использовал гиперболу — чтобы убедить сынов Израиля не отрекаться от Земли, дарованной им самим Всевышним.
Разведчики сконцентрировали внимание на вещах сугубо материальных — сильный враг, укрепленные города...
Гипербола Калева должна была сместить акценты. На Эрец Исраэль, — подчеркнул он, — не смотрят с материалистической точки зрения, глазами, «полными кузнечиков». Чтобы увидеть все в правильном свете — нужно поднять глаза к Небесам. Ведь недаром написано в Танахе, что «из Циона выйдет Тора» (книга пророка Йешайягу, гл. 2, ст. 3). И сам воздух, сама атмосфера Израиля насыщает мудростью. И еще много прекрасных заповедей и сгулот (мн. ч. от слова сгула — чудесное свойство, особенность) связаны с Землей, обещанной Творцом народу Израиля. Ради них, ради обладания ими — стоит потрудиться. И если понадобиться — «сделать лестницы, чтобы подняться».
Калев попытался объяснить, что Эрец Исраэль — не просто земля, текущая молоком и медом, не только земные богатства и прочие материальные ценности. Это еще — и лестница в мир Добра и Света, в мир, где царит духовность и гармония.
Упомянутые Моше «города большие и укрепленные до небес» — оставили свой след на Небесах и в еврейской истории. В них и по сей день празднуют Пурим и читают Мегилат Эстер (Свиток Эстер) не 14-го, как во всех остальных городах, но — 15-го Адара.
на основе комментария рава Авраама-Хаима Шора
(автор книги «Торат Хаим», Галиция, первая половина 17-го века)
4. Идем на север
В нашей недельной главе читаем о переходах евреев на пути в Израиль. Написано здесь: «И обходили мы гору Сеир многие дни» (Дварим, гл. 2, ст. 1).
На горе Сеир в стране Эдом жили потомки Эсава. О них известно (и об этом говорится в Мидраше Сифра), что они ненавидят потомков Яакова.
Евреи послали к ним делегацию со словами мира. И вот, что ответил Эдом: «Не пройдешь через меня, иначе с мечом выйду тебе навстречу» (Бамидбар, гл. 20, ст. 18). И чтобы продемонстрировать, что его слова не расходятся с делом — «вышел Эдом навстречу ему с народом многочисленным и с рукою крепкою» (там же, ст. 20).
С тяжелым сердцем обходили сыны Израиля гору Сеир. Тогда-то и пришло к ним повеление Всевышнего: «Довольно вам обходить эту гору, оборотитесь к северу» (Дварим, гл. 2, ст. 3).
Исходя из этого, Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Дварим, гл. 1) выводят правило: если Эсав начнет задирать евреев — не нужно ему отвечать, но следует спрятаться.
Слово «спрятаться» на иврите имеет тот же корень, что и слово цафон (север). Фразу «оборотитесь к северу» можно понять и как — «спрячьтесь».
Второй Храм был разрушен, потому что евреи гневили римские власти, вместо того, чтобы спрятаться от них.
Но вернемся к Мидрашу.
Евреи там задают Всевышнему резонный вопрос:
— Хозяин мира, но ведь наш отец (имеется в виду Ицхак) благословил Эсава (и его потомков), сказав: «Мечом своим будешь жить» (Берешит, гл. 27, ст. 40). И Ты согласился с этим. А сейчас говоришь нам: «Прячьтесь от него!». Только куда нам бежать? У него же меч!
Ответил им Всевышний, — продолжает Мидраш, — Если увидите, что затевается большая распря, спрячьтесь в Тору. И там где дается направление «к северу», тоже имеется в виду, что спасение — в Торе.
После разрушения Храма в Явне был организован центр изучения Торы. Там собрались лучшие умы еврейского народа. Явне стал не просто спасением Торы и ее носителей от римского меча. Явне стал олицетворением победы Израиля над Римом и над Эсавом, олицетворением победы Торы над их оружием. Как сказано: «Эти полагаются на колесницы, а те — на коней, мы же Имя Всевышнего нашего славим. Те склонились и пали, а мы возобладали и пересилили их» (Танах, Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 20, ст. 8-9).
Где филистимляне и ассирийцы, где персы, греки и римляне, где их былая слава и мощь? Кто о них помнит? Горстка узких специалистов, перебирающих истлевшие страницы ветхих фолиантов. Группка археологов, роющихся в окаменелостях.
А дворцы Торы — процветают. Там звонкие молодые голоса нараспев изучают Талмуд. Там настоящая жизнь, там живая учеба, там живая Тора вечного народа.
на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
Автор текста Мордехай Вейц