Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «Берешит»
Место в Торе: Первая книга Торы — Берешит, от начала и до гл. 6, ст. 8.
Почему она так называется?
Первая фраза Торы начинается со слов: «Вначале сотворил Всевышний...» (дана в принятом, но не совсем точном переводе).
Вначале на иврите - берешит.
Обсуждение главы Берешит
Наша недельная глава и вся Тора начинается описанием процесса сотворения мира — «Вначале сотворил Всевышний небо и землю…» (Берешит, гл. 1, ст. 1).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что Тору надлежало бы начать повелением — «Этот месяц для вас — Глава месяцев» (Шемот, гл. 12, ст. 2). Ведь это — первая заповедь, данная сынам Израиля.
Почему же сначала идет Сотворение мира?
Потому что «силу дел своих явил Он народу своему, чтобы дать им владение племен» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 111, ст. 6). И если скажут народы мира Израилю: «Разбойники вы, захватившие земли семи народов» — сыны Израиля ответят им: «Вся земля принадлежит Творцу. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден. По воле своей Он дал ее им во временное владение, по воле своей Он отнял у них и дал ее нам».
Если Тора — это учение о заповедях, то ее действительно стоило начать с первой из них («этот месяц для вас — глава месяцев»). И вообще — всю целиком посвятить только правилам выполнения заповедей.
Сотворение мира — это конечно тоже важная тема, но ей Моше мог посвятить другую книгу. Ведь, в конце концов, он написал о страдающем праведнике и преуспевающем злодее в отдельной книге, книге Иова (Танах).
Раши объясняет объединение Учения о Сотворении мира с Учением о заповедях в одну общую книгу, необходимостью дать ответ на претензию народов мира о «захвате» Эрец Исраэль. Мол, ничего мы не захватывали, но Всевышний — Хозяин всех земель, и Израиль мы получили с Его согласия.
Если мы углубимся в историю вопроса, то обнаружим весьма интересные факты.
В главе Лех леха написано: «И прошел Авраам по стране до Шехема, до Элон Морэ, а кенаанцы были тогда в стране» (Берешит, гл. 12, ст. 6).
Раши отмечает, что Ноах после Потопа разделил всю землю между своими потомками. И место, где сейчас расположен Израиль, получил Шем и его наследники. Как сказано: «И Малки-Цедек, царь Шалема» (Малки-Цедек — это Шем, а Шалем — это Йерушалаим).
Войной отнимали Землю Израиля у потомков Шема, ибо она досталась Шему, когда Hoax разделил земли между своими сыновьями. Как сказано: «И Малки-Цедек, царь Шалема» (Берешит, гл. 14, ст. 18).
Поэтому Всевышний сказал Авраму: «Твоему потомству дам эту землю» — в будущем Я возвращу ее твоим сыновьям, потомкам Шема.
Сказанное о том, что «кенаанцы были тогда в стране» — косвенно подтверждает приведенный здесь исторический экскурс. Кенаанцы были тогда в стране, а до них там были потомки Шема. И значит, кенаанцы завоевали их землю. Выражаясь современным языком — оккупировали. Несмотря на это, оккупантами народы мира называют израильтян.
Испокон веков повелось, что могучие державы покоряют слабых соседей и захватывают их территории. Все империи зарождались на поле брани, благодаря блестящим победам своих полководцев, а, ослабев, уходили в небытие, под ударами набирающих силу новых героев.
Современная политическая карта мира обусловлена победами одних стран и поражениями других. Она сформировалась благодаря аннексии территорий, захвату, оккупации, присоединению, расчленению, благодаря ультиматумам и пактам, нотам протеста и закулисным договоренностям.
Таким образом, практически любую страну можно, не покривив душой, назвать агрессором и оккупантом. Но называют почему-то только Израиль. Хотя Израиль — одно из немногих государств, которое не захватывало чужое, но, лишь, вернуло часть своего.
Ненавистников евреев называют антисемитами, а евреев, соответственно — семитами. Семиты — это потомки Шема.
Значит, сыны Израиля не захватили чужую территорию, но вернули ту, что некогда принадлежала их предкам.
На это народы мира могут сказать: «Позвольте! Но вы же приняли Тору, и значит должны быть образцом добропорядочности и морали. Мы Тору отвергли, поэтому для нас право сильного — это решающий аргумент в споре».
Когда испанцы, уничтожая индейцев, отобрали их земли и создали на них Мексику — это было их право, весь мир аплодировал стоя. Затем США оттяпали часть Мексики и присоединили к себе в виде штата Техас. И это, под бурные аплодисменты мировой общественности, считалось торжеством справедливости.
Да и кенаанцы совершенно справедливо вздули потомков Шема — так и надо этим слабакам.
Но когда сыны Израиля заняли свою исконную землю, страну их предков, тут возмущению мировых лидеров нет предела. Не имеете права! Вам по Торе — нельзя.
Именно поэтому Всевышний и начал Тору с того, что нам по ней — можно и нужно. Ведь всемирная ассамблея, на фасаде здания которой начертаны слова еврейского пророка Йешаягу — не может не признавать слов Творца, от Имени которого Йешаягу пророчествовал.
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
Тора открывается описанием процесса Сотворения мира. И мы читаем: «Вначале сотворил Всевышний небо и землю. А земля была пустынна и хаотична, но начала обретать форму, и тьма покрывала бездну, а дух Всевышнего парил над поверхностью воды» (Берешит, гл. 1, ст. 1-2).
В Мидраше Танхума Учителя задаются вопросом — почему Тора начинается буквой бет (первое слово Торы — берешит, начинается с бет)? Ведь алеф — первая буква алфавита.
И находят такой ответ. С буквы алеф начинается слово «арур» (проклятый), а с бет — «барух» (благословенный). Поэтому Всевышний и решил начать создавать мир с буквы бет, чтобы он стал благословением.
Мы видим, что хотя в основе нашего мира и лежит бераха (благословение), несмотря на это, люди умудряются в немалой степени гневить Творца и нарушать Его Волю. Можно себе только представить, что было бы, если бы Сотворение мира опиралось на проклятье.
В Иерусалимском Талмуде (трактат Хагига, гл. 2) приведено рассуждение Всевышнего. Если начать Тору с буквы алеф, мир едва ли устоит, ведь с алефа начинается «арира» (проклятье). Поэтому лучше начну Тору с бет — ведь она первая в слове «бераха» (благословение).
Но тогда возникает вопрос: почему знаменитые Десять Речений начинаются с алеф?
В Вавилонском Талмуде (трактат Песахим, лист 54) говорится, что Тора предшествовала Сотворению мира. Тем не менее, она была дарована сынам Израиля, и значит, начала реализовываться лишь спустя почти две с половиной тысячи лет. А все то время, что Тора не соблюдается — у мира нет надежной защиты и противодействия проклятию и силам зла. Поэтому творение мира начиналось с буквы бет и благословения, связанного с ней, а не с буквы алеф.
Десять Речений звучали, когда у сынов Израиля уже была Тора, и они находились под ее защитой. И даже если начинала действовать мера суда — с помощью Торы ее можно переформатировать в меру милосердия. Поэтому в Десяти Речениях буква алеф, по праву, заняла место во главе, то есть — в самом начале.
А при сотворении мира, когда преобладала тьма, раскинувшись над бездной, и Свет Торы еще не действовал явно, Всевышний выдвинул на первый план букву бет, а алеф попридержал.
на основе комментария рава Гершона Штерна
(автор книги «Ялкут Гершуни», Австро-Венгрия, Румыния, 1861-1936 гг.)
.
Написано в нашей недельной главе: «Вначале сотворил Всевышний небо и землю. А земля была пустынна и хаотична, но начала обретать форму, и тьма покрывала бездну, а дух Всевышнего парил над поверхностью воды» (Берешит, гл. 1, ст. 1-2).
Первое слово в Торе, берешит (вначале), начинается буквой бет. Но первая буква в алфавите — алеф. Почему же Тора не начинается с нее?
Если бы Тора начиналась так же, как алфавит, то, приступив к чтению, человек мог бы подумать, что уже начал постигать Тору и продвигается в этом, по мере чтения.
Но Всевышний начал Тору буквой бет, и теперь, сколько ни читай — ты даже до алефа еще не дошел, даже не начал постигать текст. Ведь Тора — бесконечна. Поэтому, сколько бы ты ни выучил, по отношению к бесконечности это — ничто.
Кроме того, алеф намекает на процесс учебы. Как сказано: «Я наставлю тебя (аалефха) на ум» (Танах, книга Иова, гл. 33, ст. 33).
В Талмуде (трактат Шаббат, лист 104) Учителя открывают сокровенный смысл букв. Так алеф намекает на обучение Мудрости. Тот, кто обучает другого, называется «алуф». Царь Давид, сказал о человеке, у которого он чему-то научился: «алуфи» — мой наставник» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 55, ст. 14).
Буква бет ассоциируется с домом (байт).
Наш мир — временное жилище, времянка. Это — прихожая перед главным залом. В прихожей следует привести себя в порядок, чтобы войти в главный зал (Будущий мир) в приличном виде.
Всевышний неспроста начал описание Сотворения мира буквой бет. Благодаря этому, понятно, что наш мир походит на дом. И цель Сотворения мира и человека в нем изложены в Торе, начинающейся с буквы бет. Поэтому главные силы и основное время нужно тратить на Тору, на ее изучение и на обучение заключенной в ней Мудрости других. Ведь именно она поможет попасть в главный зал. И ни в коем случае не следует уподобляться недалеким глупцам, считающим, что наш мир — это и есть главное помещение, и значит, нужно именно здесь пускать корни и обживаться.
В книге Зогар, являющейся основой сокровенной Торы, говорится, что буква бет указывает на то, что находится внутри. А внутри бет — дегеш, точка — начало Мудрости. И это, как известно — «трепет перед Творцом» (Теилим, гл. 111, ст. 10).
Богобоязненность — основа всего, с формирования этого чувства в себе нужно начинать. Без богобоязненности Тора превращается в заурядную науку (прах на наши уста!). И перед началом изучения Торы, необходимо взрастить в себе трепетное отношение к Всевышнему. Ибо в Талмуде (трактат Шаббат, лист 31) свидетельствуют Учителя, что знаток Торы, необремененный богобоязненностью, подобен казначею, у которого есть ключи от сейфа, но ключей от помещения, где находятся сейфы, ему не дали.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
4. Буквы раби Акивы
Написано в нашей недельной главе: «Вначале сотворил Всевышний небо и землю. А земля была пустынна и хаотична, но начала обретать форму, и тьма покрывала бездну, а дух Всевышнего парил над поверхностью воды» (Берешит, гл. 1, ст. 1-2).
Раби Акива (величайший Учитель Мишны, 2-й век) изучал форму и строение букв и особые короны, венчающие некоторые из них (на иврите они называются — тагим).
Ему удалось открыть много сокровенных знаний, относящихся к внутренней Торе (пнимиют hа-Тора). О своих открытиях он поведал ученикам, а те передали их по цепочке дальше. Так эти сокровенные знания дошли до нас.
Приведу здесь одну из историй, отвечающую на вопрос: почему Сотворение мира началось с буквы бет, а не с алеф?
Вначале перед Творцом предстала последняя буква алфавита, тав, и попросила, чтобы Тот с нее начал Сотворение мира. Но Всевышний отказал ей, сославшись на то, что она — основа слова мита (смерть).
Затем решила попытать счастье предпоследняя буква адфавита, шин. Но и ее Всевышний отверг, поскольку с нее начинается слово шекер (ложь).
И так буквы, одна за другой, в порядке, обратном алфавитному, представали перед Творцом в надежде, что с них начнется Сотворение мира.
Но Всевышний всех отвергал, пока не дошла очередь до буквы бет. Та стояла молча в сторонке и ничего не просила.
— Почему ты не просишь, чтобы тобой открылось Сотворение мира?
— Двадцать других букв — отвергнуты, — ответила она. — Очевидно и меня ожидает та же участь.
— Но с тебя начинается слово «барух» (благословенный). И это — достаточная причина, чтобы и Тору, и соответственно, Сотворение мира начать именно с тебя...
Сказано — сделано. Всевышний всегда исполняет обещанное. В свидетельство того, что мир создавался с буквы бет, ее в начале Торы, в слове берешит принято писать большего размера.
Между тем, не нужно забывать, что еще осталась буква алеф. И она тоже скромно стояла в сторонке, не решаясь подойти.
— Почему ты ничего не просишь? — обратился к ней Творец.
— По двум причинам. Во-первых, с бет начинается барух, а с меня — арур (проклятый). Во-вторых, Ты уже выбрал бет. Так какой мне смысл просить?
— Есть смысл! Я начну тобой Десять Речений.
Сейчас, когда все довольны, можно задать вопрос: почему буквы приходили к Творцу в обратном порядке? Почему не в обычном, алфавитном?
Дело в том, что прямой порядок символизирует меру милосердия, а обратный — меру суда. Поэтому месяц, в который вершится Суд называется Тишрей — все буквы стоят в обратном порядке.
Всевышний решил создать мир на основе меры суда, чтобы все было по-честному, без всяких поблажек. Но затем Он понял, что так миру не устоять. Тогда Он упредил развал, вызвал меру милосердия и присоединил ее к мере суда.
Мы видим, что при описании Сотворения упоминается только имя Элоким (Всевышний), символизирующее меру суда. Но при подведении итогов творения, на первое место становится Четырехбуквенное Имя, связанное с милосердием. Здесь мы читаем: «Вот родословие неба и земли, когда они были сотворены, в день, когда Творец (Четырехбуквенное Имя), Всевышний (Элоким) завершил создавать землю и небо» (Берешит, гл. 2, ст. 4).
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
Автор текста Мордехай Вейц