Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «Бехукотай»

Место в Торе: Ваикра, гл. 26, ст. 3 — конец книги Ваикра.

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: «Если по Моим законам пойдете…». Бе-Хукотай в переводе с иврита — по Моим законам.

Обсуждение главы Бехукотай

1. От «алеф до тав» или от «вав к hей»? 

Наша недельная глава начинается обращением Всевышнего к народу Израиля: «Если согласно законам Моим будете поступать, и заповеди Мои соблюдать...» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

Всевышний ставит нас перед выбором, — объясняют Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 35). — Он готов одарить нас множеством благословений «от алеф до тав» («от первой до последней буквы ивритского алфавита», что соответствует русскому выражению «от а до я», то есть — всеми благословениями, в полном объеме). Причем, в данном случае идиома «от алеф до тав» — не просто красивая метафора. Благословения, обещанные нам Творцом, если мы сделаем правильный выбор, в буквальном смысле начинаются на букву «алеф» и заканчиваются буквой «тав». 

С другой стороны, если законам Всевышнего не следовать — это навлекает в наш мир проклятья (иначе у нас не было бы выбора).

Проклятья начинаются с буквы «вав» (шестая буква алфавита) и заканчиваются буквой «hей» (пятая). То есть, если благословения обещаны нам в «полном объеме» (начиная первой буквой алфавита и заканчивая — последней), то проклятья обозначены в пределах двух букв, причем — в обратном порядке (начинаются шестой по счету буквой, а заканчиваются — пятой). И мы знаем, что обратный порядок — это возможность «перевернуть» проклятья, превратить их в благословения.

Каким же образом?

Ответ на этот вопрос находим в нашей главе: «Если согласно законам Моим будете поступать, и заповеди Мои соблюдать».

Но почему «обратный порядок» олицетворяют именно эти буквы — «вав» и «hей»?

Дело в том, что буквы «вав» и «hей», размещенные в обратном порядке — составляют вторую половину четырехбуквенного Имени Всевышнего (т.н. тетраграмматона). Имени, которое символизирует проявление Милосердия Творца в земном мире.

В этом заключен очень важный урок. Все, что исходит от Всевышнего — абсолютное Добро, поскольку в основе своей имеет Милосердие. И даже — в проклятиях. Ведь их цель в принципе — не наказать, но — пробудить человека от спячки (можно проспать всю жизнь, так и не выполнив свое предназначение), или — дать понять человеку, что он заблуждается, что движется не в том направлении. 

Когда человек, стряхнув с себя сонное оцепенение, делает шаг в правильном направлении — проклятья, благодаря заложенному в них позитивному потенциалу (буквы «вав» и «hей») могут быть перевернуты, преобразованы в благословения. 

на основе комментариев рава Ицхака Зеэва Ядлера

(автор труда «Тиферет Цион»; Россия – Израиль, 1843-1917 гг.) и

рава Моше бен Ицхака Бунима из Люблина (17-й век) 

.

2. Как совладать со стихией

В начале нашей недельной главы говорится: «Если согласно законам Моим будете поступать...» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

Далее перечисляются благословения, обещанные за это в награду. А затем — проклятия и наказания за нарушение установленных законов.

Вместе с тем, известно, что в нашем мире не может быть награды за исполнение заповедей. Ведь в материальных рамках невозможно обеспечить подобающий духовный уровень. И целого мира будет мало в качестве награды за одну лишь исполненную заповедь. 

Тогда, как следует понимать обещание Всевышнего?

Наш мир, созданный Творцом, функционирует по определенным законам, которые Он установил для этого мира. Законы эти безупречно продуманы и рассчитаны таким образом, что точное следование им, максимально благоприятствует всему творению.

Теперь написанное в нашей главе предстает совсем в ином свете.

«Если согласно законам Моим будете поступать», то — «Дам Я вам дожди вовремя, и земля даст урожай свой...» (Ваикра, гл. 26, ст. 4).

То есть, когда евреи живут по законам Творца, то, в соответствии с известным в нашей традиции принципом мида кенегед мида (мера за меру) — весь мир также функционирует, согласно Замыслу Всевышнего: дожди идут вовремя, земля дает обильный урожай, все Творение процветает. 

Иными словами, мир, Вселенная — это сложный механизм, который необходимо эксплуатировать строго по инструкции. Как сказано: «Если согласно законам Моим будете поступать…». Тогда и бесперебойная работа «механизма» будет достаточно надежно гарантирована. Но если инструкции нарушаются — «Если не послушаете Меня, и не будете исполнять все заповеди эти» (Ваикра, гл. 26, ст. 14) — механизм начнет давать сбои. Тогда на мир обрушиваются стихийные бедствия и природные катаклизмы. Засуха, голод, неурожай, начинаются эпидемии, войны, революции. 

Таким образом, в нашей недельной главе речь идет не о наградах за исполнение заповедей. Эта награда, конечно же, найдет своего «героя». Но — в лучшем (духовном) мире. А в нашей главе Тора излагает «правила игры» — законы благополучной жизни на Земле.

Наш мир можно условно разделить на три уровня: космос и атмосфера — это верхний уровень, поверхность земли — средний и земные недра — нижний уровень. 

Тело человека (физическую оболочку) тоже можно рассматривать, применив тот же принцип. Мозг — верхний уровень (в нем содержатся знания и мировоззрение человека), соответствующий космосу. Средний уровень — сердце (вместилище желаний и устремлений), которое соотносится с поверхностью земли. И, наконец, внизу — органы, отвечающие за размножение. Они связаны с тайными страстями, и их можно соотнести с земными недрами. 

Если у человека на всех трех уровнях — полный порядок, то и в мироздании царит благоденствие. Но изъяны в мировоззрении могут вызвать, к примеру, падение «тунгусского» метеорита, а запретные страсти — стать причиной землетрясения или извержения вулкана.

Поэтому истинные защитники природы — не «зеленые» и не «Гринпис». Но — те, кто живет по законам Творца, те, кто содержит в порядке свои личные «три уровня», способствуя тем самым процветанию уровней всего Творения.

на основе комментария рава Шалома-Ноаха Бразовского

(Слонимский Ребе, автор книг «Нетивот Шалом»;

1911-2000 гг., Беларусь – Израиль)

3. Если на пути — стена

Итак, в нашей недельной главе читаем: «Если по законам Моим будете поступать…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3). 

Если переводить дословно, получится: «Если по законам Моим пойдете». И это означает, как объясняют Учителя, что в духовной работе, все время нужно идти, двигаться вперед. Нельзя останавливаться. 

В процитированной фразе в оригинале на иврите употреблено слово «телеху» («пойдете») Из тех же букв состоит и слово «котель» («стена»). И в этом заложен глубокий смысл.  

Стоит человеку пойти в правильном направлении, как деструктивные силы (на иврите — ситра ахра) тут же выстраивают на его пути стену. Причем, совершенно неважно, устремился человек к покорению новых духовных высот, или же пытается удалиться от пагубного влияния. Он еще только обдумывает, где и как проложить маршрут к достижению намеченной цели, как перед ним воздвигается, казалось бы, незыблемая стена. 

Очень часто курильщик совершенно уверен, что не сумеет отказаться от этой пагубной привычки. Он считает, что не в состоянии прожить без сигарет. Вместе с тем, многие люди не переносят запах сигаретного дыма. И не могут понять, как это человек добровольно, своими руками, наносит колоссальный вред собственному здоровью, да еще отравляет существование окружающим. Так вырастает стена между людьми, стена, отделяющая курильщика от здорового образа жизни.

Комментируя рассматриваемый нами фрагмент, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что слова «если по законам Моим пойдете» подразумевают указание погрузиться в изучение Торы. 

Прочная и неприступная на вид стена, на поверку оказывается миражом — если возникает перед человеком, вооруженным знаниями Торы. Ведь фундамент этой стены составляют заблуждения и ошибочные представления о жизни и о мире. Изучение Торы — на корню разрушает этот фундамент. 

Важно отметить, что нигде больше в Торе в формулировке закона мы не находим повеления идти вперед. Везде идет речь — об охране, соблюдении. Написано, например: «Мои законы соблюдайте» (Ваикра, гл. 18, ст. 4). И, даже в продолжении рассматриваемого отрывка сказано: «... И заповеди Мои будете соблюдать» (Ваикра, гл. 26, ст. 3). 

Это объясняется тем, что исполнение заповедей не меняется с течением времени. В Рош а-Шана в синагогах трубят в шофар — точно так же, как трубили сто, двести и пятьсот лет назад. И этрог праздника Суккот остался точно таким же, как во времена царя Давида. Поэтому нам остается лишь беречь и сохранять наше наследие, полученное от предыдущих поколений.

Оденако слово «идите» (телху) намекает на обновление (на иврите — итхадшут). А обновление применимо лишь к изучению Торы, где каждый день приносит новые открытия.

Поэтому и сказано: «Если по законам Моим пойдете», то есть — погрузитесь в изучение Торы, постоянно обновляясь и делая новые и новые открытия, никакая стена, выстроенная деструктивными силами (ситра ахра), не будет вам препятствием на пути к духовным достижениям.

на основе комментариев рава Йосефа Шломо Глика

(духовный наставник йешивы «Хаей Моше», наше время, Израиль) и

рава Иехиэля-Михли Эпштейна

(автор сборника «Арух а-Шулхан»)

.

 

4. Случайность или закономерность?

 

Наша недельная глава содержит в себе особые благословения, которые начинаются словами: «Если по законам Моим будете поступать, и заповеди Мои соблюдать и исполнять их…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

Эта фраза, — разъясняют Учителя в Мидраше (Мидраш Торат Коаним) — подразумевает повеление глубоко и всерьез изучать Тору; что позволит соблюдать и исполнять заповеди.

Интересно, что в книге Дварим, в отрывке, где описывается, как Моше благословлял народ Израиля, говорится, что свою речь он начал так: «И будет, если слушая, услышишь...» (Дварим, гл. 28, ст. 1). 

Возникает вопрос: для чего здесь понадобилось удвоение: «слушая — услышишь»? 

Понятно, что можно слушать и не слышать (не вникать в суть сказанного). Но разве только об этом беспокоился Моше?

Все события, происходящие в мире, по своему характеру можно подразделить на случайные и закономерные (и хотя известно, что в мире нет ничего случайного — в данном случае, речь идет не о природе события, но лишь о его характере).

Чем же случайное, с такой точки зрения, отличается от закономерного?

Учителя выделяют три основных различия.

Во-первых, закономерному событию свойственна определенная периодичность.

Повторяясь, оно всякий раз имеет определенную продолжительность. Случайное же, как правило — краткосрочно, непродолжительно и непредсказуемо.

Во-вторых — по «масштабности».

Закономерному событию присуща массовость, изобилие. Оно обычно имеет глобальный характер. Случайное же — «точечный».

В третьих — по качеству.

Для закономерных событий характерна цельность и завершенность. О случайных событиях этого не скажешь.

Все вышесказанное применимо и к рассматриваемому нами фрагменту нашей недельной главы.

Сказано в нем: «Если по законам Моим будете вы поступать…», то есть — погрузитесь в изучение Торы,  проявляя усердие в этом усердие, постоянство и целеустремленность; если будете «заповеди Мои соблюдать» (то есть — реализовать полученные знания в жизненной практике, и тогда изучение Торы станет цельным и качественным) и исполнять заповеди не разово, от случая к случаю, но — постоянно и в полном объеме, то — «дам Я вам дожди вовремя» (Ваикра, гл. 26, ст. 4). То есть дожди станут закономерным явлением и будут идти, когда в них есть насущная потребность.

Чуть дальше (Ваикра, гл. 24, ст. 9) читаем: «И размножу вас… (соблюдение заповедей приведет к изобилию) И укреплю союз Мой с вами» — союз, от прочности которого зависит существование и благоденствие всего мира.

Теперь нам понятно, что, обращаясь к сынам Израиля, Моше хотел, чтобы они с должным вниманием, снова и снова, с особым намерением (каваной) вслушивались в наставления Торы. Тогда, согласно принципу мида кенегед мида (мера за меру), благословения Небес будут иметь не случайный, но — закономерный характер. И значит, будут отличаться продолжительностью, изобилием и совершенством.

на основе комментариев рава Азарьи Фижо

(автор труда «Бина ле-Итим»; Италия, конец 16-го – первая половина 17-го вв.) и рава Моше Иегошуа Гешеля Оренштейна

(автор труда «Ям а-Талмуд»; Галиция, 1772-1824 гг.) 

  

5. Лучшая защита

 

Написано в нашей недельной главе: «Если по законам Моим будете поступать, и заповеди Мои соблюдать... и будете жить спокойно в стране вашей... и меч не пройдет по вашей стране» (Ваикра, гл. 26, ст. 3,5-6).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 35) Учителя объясняют, что Тора и меч связаны Свыше незримыми нитями. Если евреи изучают Тору и соблюдают заповеди — Всевышний охраняет их от меча.

Выходит, каждый еврей, который хочет внести свою лепту в укрепление обороноспособности и безопасности своей страны, хочет способствовать процветанию своего народа и государства, ослабить врагов и добиться подлинного и надежного мира — он должен проявить усердие в изучении Торы и исполнении заповедей. Ибо, прилагая усилия к этому, он старается не только для себя, но — ради блага многих людей. 

В молитве мы произносим — «маген Авраам». Слово «маген» в переводе — и «защитник» и «щит». Подобно тому, как щит защищает от мечей, копий и стрел, Тора и заповеди, которым посвятил себя наш праотец Авраам, оберегают нас от напастей, бед и невзгод. И если потомки продолжают дело отца — Всевышний становится защитником и для них, как сказано: «Слово Всевышнего — надежно. Он (Творец) — щит для всех, надеющихся на Него» (Танах, вторая книга пророка Шмуэля, гл. 22, ст. 31). 

Тора дает совет тем, кто стремится избежать опасного противостояния с многочисленными врагами, кто пытается укрыться, спастись, найти убежище: «Полно вам обходить гору эту, поверните на север» (Дварим, гл. 2, ст. 3).

Что означают слова — «поверните на север»?

Повернуть на север, — объясняют Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Дварим, гл. 1), — значит, укрыться в Торе. Как сказано в Танахе: «Он укажет прямым спасение» (Мишлей — «Притчи царя Шломо», гл. 2, ст. 7). Глагол в будущем времени «укажет» на иврите происходит от того же корня, что и «север» (цафон).

Рассказывается в Талмуде, что царь Хизкия (6 век до н.э.), когда ассирийский царь Санхерив во главе самой мощной и многочисленной армии того времени осадил Иерусалим — воткнул меч у входа в бейт мидраш (дом учения) со словами: «Тот, кто не занимается Торой — падет от меча!" (трактат Сангедрин, лист 94). 

Что имел в виду царь Хизкия? Разве тому, кто не изучает Тору, полагается смертная казнь?

Этим своим действием Хизкия вскрыл истинную причину бедствия, постигшего евреев, и указал единственный путь к спасению.

Тогда евреи вняли призыву царя. И зазвучали слова Торы над городами Иудеи. И сердца были, как горящие угли. И огонь Торы пылал в них.

О событиях тех дней в Танахе (вторая книга Мелахим — Царей, гл. 19, ст. 37) читаем: «И было в ту ночь: вышел малах (в условном переводе — «ангел») Всевышнего и поразил в ассирийском стане сто восемьдесят пять тысяч».

И так будет всегда. Это о тех, кто посвящает себя изучению Торы, сказано в нашей недельной главе: «И падут враги ваши перед вами» (Ваикра, гл. 26, ст. 8).

на основе комментария рава Ицхака Кройзера

Автор текста Мордехай Вейц