Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА “БЕ-hАР”

Место в Торе: Ваикра, гл. 25, ст. 1 — гл. 26, ст. 2.

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: «И говорил Всевышний с Моше на горе Синай…». Бе-hар в переводе с иврита — на горе.

 

Обсуждение главы «БЕ-hАР»

1. Кто главный по урожаю

В нашей недельной главе говорится о законах шмиты — субботнего года.

Сразу отметим, что распространяются они только на территорию Эрец Исраэль (Земли Израиля). И мы узнаем, что землю разрешается обрабатывать шесть лет, «а в седьмом году, — как написано в Торе, — суббота прекращения трудов будет для земли» (Ваикра, гл. 25, ст. 4). 

Возникает вопрос: чем же питаться на протяжении целого года?

Ответ на него получаем в следующем фрагменте. Сказано в нем: «И будет суббота земли вам в пищу» (там же, ст.6).

Но разве можно питаться субботой?

Попытаемся в этом разобраться.

В Торе о субботе написано: «И благословил Всевышний седьмой день» (Берешит, гл. 2, ст. 3).

В чем же это благословение?

Благословил маном, — говорят Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 11). Ведь, накануне шаббата выпадала двойная порция мана, а в сам шаббат ман было уже не отыскать (см. на сайте ответ «Что такое «ман» (манна)?», № 706 — с материалами, обозначенными в нем линками).

Позвольте, но разве тот факт, что в шаббат не выпадал ман, можно назвать благословением? Скорее — наоборот…

Но не будем спешить с выводами. Постараемся понять позицию Учителей.

Итак, ман выпадал во все дни недели, кроме субботы. Причем, в пятницу выпадала двойная порция — так, чтобы и на субботу хватило.

Выходит, суббота распределяла ман по дням недели, играя в этом главную роль.

Поясню это с помощью притчи.

В одной стране (мифической, конечно) царь кормил свой народ (обычно, как вы знаете, бывает наоборот — народ кормит царя). Царю, конечно же, не пристало стоять с половником и разливать суп в протянутые миски или выдавать мешки с сухарями. Поэтому он возложил эти функции на своих слуг.

И вот, выстроились очереди к слуге, разливающему суп, и к слуге, выдающему сухари...

К самому царю никакой очереди нет. Да и не видно, чтобы он, что-то раздавал. Но только глупец может решить, что слуга с половником — важней царя. Ведь, все, что выливается из половника — осуществление царского приказа. Именно он, царь, стоит за распределением и раздачей еды. Благодаря царю, слуги получают то, что могут раздать. Все, что они раздают — из царских рук.

Так же обстояло дело и с маном.

В субботу не было видно мана. Но именно благодаря благословенной субботе, ман выпадал в будние дни, а в пятницу — в двойном объеме.

Год шмиты не зря назван — «субботним». Ведь именно он стоит за урожаями последующих шести лет и за тройным урожаем шестого года.

Написано в Торе: «Суббота земли будет вам в пищу». То есть — благодаря тому, что земля останется в покое, что у нее будет суббота, а, значит — и благословение Всевышнего, у жителей Эрец Исраэль будет пища.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

2. Шмита, банкрот и пророк Йермиягу

Никто не застрахован от бедности. Попасть в стесненные финансовые обстоятельства может даже успешный в делах человек. Если это происходит — ему нужно помочь, нужно его поддержать. Об этом в нашей недельной главе сказано: «Если оскудеет твой брат и продаст от владения своего, то придет его родич, самый близкий ему, и выкупит проданное братом его» (Ваикра, гл. 25, ст. 25).

Но в чем причина финансовых неурядиц? Откуда они берутся? 

В Талмуде (трактат Кидушин, лист 20) говорится, что пренебрежение законами шмиты (субботнего года) может привести к серьезным экономическим проблемам — вплоть до полного разорения и финансового краха.

Так, человек, торгующий урожаем седьмого года (и тем самым нарушающий запрет) — ставит под удар свое финансовое благополучие. Как следствие — он будет вынужден распродать свое движимое имущество. И, если это его не остановит, если он продолжит нарушать законы шмиты — ему придется распрощаться со своим полем. Особые упрямцы — могут лишиться и родного дома.

Обратите внимание, что, анализируя наш фрагмент, Учителя в Талмуде подчеркивают: «Если оскудеет твой брат» — будет торговать плодами, выросшими в субботний год — то обеднеет. Продолжит нарушать законы шмиты — «и продаст от владения своего».

Человек вправе продать свое поле, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — только если окажется в нищете. И чем больше он будет упорствовать в своих злодеяниях — тем сильнее будет давить на него нищета, тем больше бед и несчастий обрушится на его голову.

В дни пророка Йермиягу евреи проиграли войну вавилонскому царю Навуходнецару, лишились всего своего имущества и были проданы в рабство — потому что пренебрегали законами шмиты. Об этом в Танахе рассказывается: «И изгнал он уцелевших от меча в Вавилон. И были они рабами его и сыновей его, во исполнение слова Всевышнего, сказанного устами Йермиягу: пока земля не искупила суббот своих, будет запустение. Все дни запустения отдыхала земля, пока не минуло семьдесят лет» (вторая книга Диврей а-Ямим — «Хроники дней», гл. 36, ст. 20-21).

Но пришло время вспомнить о второй части нашего фрагмента, где сказано: «Придет его родич, самый близкий ему. И выкупит проданное братом его».

Кто же для нас ближе Всевышнего?

Вот и в Торе находим свидетельство этому. Как написано: «Кто близок нам, как Творец, когда бы мы ни воззвали к Нему?!» (Дварим, гл. 4, ст. 7). "" - так завершается наш отрывок. И Ирмиягу просит Всевышнего исполнить это обещание.

— Выкупи, освободи братьев, проданных в рабство, — просит пророк Йермиягу Творца мира. — Ведь Ты сам назвал их братьями.

Об этом в Теилим (Псалмы царя Давида) читаем: «Ради братьев Моих и ближних Моих скажу: мир тебе!» (гл. 122, ст. 8).

Не соблюдавшие законы шмиты — лишились всего и были проданы в рабство. Но Всевышний, на правах близкого, на правах родича — выкупил нас и освободил. 

Сейчас, после тысячелетних скитаний, мы снова вернулись на свою землю. И стараясь соблюдать законы седьмого года, надеемся, что слова Торы снова исполнятся.

Мы верим, что Тот, Кто ближе нам всего и всех на свете — выкупит нас и дарует нам окончательное освобождение.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

3. Брату — и еду и одежду, геру — только еду

Когда человек попадает в трудное положение, ему надо помочь. И в Торе, в тексте нашей недельной главы об этом сказано: «И если оскудеет твой брат и в упадок придет у тебя, то поддержи его, также — пришельца (гера) и поселенца, и будет жить с тобою» (Ваикра, гл. 25, ст. 35).

Создается впечатление, что в Торе гер и «поселенец» как будто бы отодвигаются куда-то на второй план. Наш фрагмент сфокусирован на брате, а о гере и поселенце сказано мимоходом, как бы заодно.

Чем вызвано такое «неравенство»?

В Талмуде (трактат Бава Батра, лист 9) говорится, что в тех случаях, когда бедняк просит одежду или деньги, чтоб ее купить — прежде, чем давать, следует проверить, действительно ли он нуждается. Но когда нищий просит еду — пищу ему следует дать незамедлительно, без всяких проверок. 

Это различие объясняется тем, что человек, которому не хватает одежды, может подождать, без особого ущерба для себя. Голодный же ждать не может. Ведь от голода можно и умереть.

И еще о ситуации с бедняком, который нуждается в еде, сказано: «Отрежь от своего хлеба голодному» (Танах, книга пророка Йешаягу, гл. 58, ст. 7). Отрежь — без промедления.

О подаянии тому, кто не одет, там же, в Танахе, говорится: «Когда увидишь нагого — одень его». Одень его, когда увидишь (когда убедишься), что ему действительности нечего надеть.

Теперь вновь обратимся к нашему фрагменту — «И если оскудеет твой брат, и в упадок придет у тебя, то поддержи его».

Это — о брате, о ближнем, которого ты знаешь. И тебе точно известно, что он — не обманывает, что оказался в бедственном положении.

«Поддержи его всем», — наставляет Тора, — и едой и одеждой. Но гер и поселенец — пусть живет с тобой.

Если к тебе обратились за помощью гер или поселенец — пришельцы из других мест, с которыми ты не знаком — не дай им умереть с голоду пусть живут с тобой»). Но снабжать их одеждой ты — не обязан.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

4. Опасный вирус

 

В нашей недельной главе о запрете ссужать деньгами в рост и брать проценты по ссуде написано: «Не бери у него процентов и не давай в долг под процент... и будет жить твой брат с тобою» (Ваикра, гл. 25, ст. 36).

Фразы «Не бери у него процентов и не давай в долг под процент», как будто бы — одно и то же. И действительно, в Талмуде (трактат Бава Мециа, лист 60) оба эти выражения рассматриваются как одно понятие. Так почему же в Торе об одном и том же сказано дважды?

Это сделано для того, — поясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — чтобы было понятно, что нарушителя закона надо наказать за нарушение двух запретительных заповедей.

Интересно, что ссуда под проценты в оригинале текста Торы обозначена словом «нешех», что в переводе означает — «укус». Тут мы видим определенную аналогию. Ссуда под проценты, — как отмечают Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемoт, гл. 31), — подобна змеиному укусу, от которого на ноге остается небольшая ранка, которая вначале человека не сильно беспокоит. Но потом вдруг пораженное место — опухает, и отравление распространяется по всему телу. Так и эта ссуда: вначале человек не чувствует, не замечает ее. До тех пор, пока процент не разрастется и не отнимет у него много денег, разоряя его.

Если представить себе, что запрет ссужать деньги под процент — некий вирус, это был бы очень приставучий, очень заразный и опасный вирус, поражающий каждого, хоть как-то контактирующего с очагом инфекции.

В случаях с самой банальной ссудой под проценты, нарушителем считается не только тот, кто дает взаймы и взимает за это проценты, но и — одалживающий, и его гарант, а также — свидетели, подписавшие вексель. И — даже писарь, который этот вексель составил.

В общем, все заражаются этим «вирусом» и тяжело заболевают. Обычно — с осложнениями.

Кроме двух упомянутых запретов — «не бери у него процентов» и «не давай в долг под процент» — у всех упомянутых выше участников сделки будет диагностировано нарушение заповеди — «не притесняй должника» (Шемот, гл. 22, ст. 24). А также — «не возлагай на него процентов» (там же). И еще одно нарушение. Нарушение заповеди — «не ставь препятствия перед слепым» (Ваикра, гл. 19, ст. 14).

Теперь выясним, есть ли связь между первой и второй частями нашего фрагмента? И если есть — в чем она заключается?

Не ссужай в рост под проценты, — наставляет Тора. И заверяет — тогда будет жить твой брат с тобой.

Но каким образом нарушение этого запрета может помешать брату жить со своим братом? И где в противном случае он будет жить?

Попытаемся в этом разобраться.

Сказано в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 31), что нарушающий заповедь о ссуде под проценты — не восстанет из мертвых, когда наступит время всеобщей геулы (освобождения) и будут возрождаться умершие. Не забудем, что запрет давать в долг под проценты распространяется и на ссужающего деньгами и на одалживающего. Значит, и сказанное в Мидраше относится и к заимодавцу и к должнику. 

Теперь мы понимаем, какая связь существует между запретом взимать (выплачивать) проценты по ссуде и фразой — «и будет жить твой брат с тобою». То есть тут подразумевается, что в случае, если человек не будет нарушать заповедь о процентах — и тогда и он и его брат восстанут из мертвых, когда придет время геулы. Иначе — оба не восстанут.

Такой «вирус2 поражает человека не только при жизни, но остается с ним и после смерти.

на основе комментариев раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под «псевдонимом», образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

  

5. Время дождя

 

Наша недельная глава завершается словами: «Субботы Мои соблюдайте и перед Святыней Моей трепещите» (Ваикра, гл. 26, ст. 2).

А следующая за ней недельная глава (Бехукотай) открывается фразой: «Если законам Моим следовать будете и заповеди Мои соблюдать и исполнять их — Я дам ваши дожди в свое время» (Ваикра, ст. 3-4). 

Эти главы часто, как, кстати, и в текущем году — читают вместе. Очевидно, между ними существует некая связь. Постараемся выяснить, в чем она заключается?

О Земле Израиля написано, что «глаза Всевышнего непрестанно на ней — от начала года и до конца года» (Дварим, гл. 11, ст. 12).

В Талмуде (трактат Рош hа-Шана, лист 17) объясняется, что результатом такого неусыпного надзора может быть поощрение или — к наказанию.

Так, например, если евреи вели себя, как последние злодеи — на суде в Рош hа-Шана их приговорили к голодному, засушливому году. Но затем они — раскаялись и сделали тешуву (вернулись на пути, указанные Творцом).

Как поступить с ними теперь? С одной стороны, приговор был вынесен им — окончательный, и отмене не подлежит. Но ведь и голода они уже не заслуживают.

Какой безнадежной эта ситуация ни казалась бы — решение существует. Даже в самый засушливый год, хоть сколько-то осадков все же — выпадает. И пусть это — ничтожно малое количество. Но если дождь пойдет в подходящее для урожая время — даже этого может хватить для того, чтобы растения не засохли.

Таким образом, если Всевышний вынес приговор, что дождей в этом году должно пролиться минимально, а потом увидел, что евреи сделали тешуву — Он позаботится о том, чтобы эта малость влаги пролилась на землю в самые оптимальные для урожая сроки.

Кстати, аналогичное решение может быть применено и к обратной ситуации. Всевышний вынес постановление, что в течение года на землю дожди прольются в необходимом изобилии. Но евреи после этого взяли, да и «наломали дров». Теперь им уже не светит богатый урожай. Но ведь и дожди нельзя отменять. Отменить — нельзя, но можно сделать так, чтобы они пролились в самое неподходящее время.

Теперь вернемся к концу нашей недельной главы.

Рав Авраам ибн Эзра (великий комментатор Торы; Испания; конец 11-го — начало 12-го вв.) пишет, что во фразе «Субботы Мои соблюдайте и перед Святыней Моей трепещите» под «субботами» следует понимать субботний год, то есть — шмиту. А «Святыня Всевышнего» — это йовель, пятидесятый год.

Такой же комментарий к данному фрагменту находим и у рава Авраама Хизкуни (автор труда Штей Ядот; 17-й век, Италия).

Да и в нашей недельной главе, чуть выше, написано: «Ведь юбилей (йовель) это, святыней будет он для вас» (Ваикра, гл. 25, ст. 12).

Ни в шмиту, ни в йовель, как известно — не обрабатывают землю и не собирают урожай. Но, чем же в таком случае питаться?

«Если законам Моим следовать будете и заповеди Мои соблюдать и исполнять их, — объясняет нам Всевышний, — Я дам вам дожди в свое время». То есть — в период, самый подходящий для того, чтобы вырос обильный урожай. Такой, что его с лихвой хватит на ближайшие несколько лет.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь —

Автор текста Мордехай Вейц