Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА “БЕ-hАР”
Место в Торе:
Ваикра, гл. 25, ст. 1 — гл. 26, ст. 2.Почему она так называется?
В первой фразе сказано: «И говорил Всевышний с Моше на горе Синай…». Бе-hар в переводе с иврита — на горе.
Обсуждение главы «БЕ-hАР»
1. Словесный обман хуже мошенничества
В нашей недельной главе говорится о запрете наносить кому-либо обиду. Об этом в тексте читаем: «И не обижайте друг друга; и бойся Всевышнего» (Ваикра, гл. 25, ст. 17).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что здесь имеется в виду обида словом — обман, вредный совет, оскорбительное высказывание и т.п.
Учителя объясняют, что Обида словом, — отмечают в Талмуде Учителя (трактат Бава Меция, лист 58), — тяжелее, чем причинение материального ущерба. Поскольку вместе с запретом обманывать и оскорблять, упоминается необходимость трепета перед Творцом. А в контексте запрета на мошенничество, например, Всевышний не упоминается. Как сказано: «И когда будете продавать что-либо ближнему своему или покупать у ближнего своего, не обижайте друг друга» (Ваикра, гл. 25, ст. 14). Вместе с тем, при мошенничестве пострадавший теряет свое имущество, а при оскорблении — наносится ущерб нервной системе человека и его психике. Финансовый ущерб можно потом возместить, а вред, причиненный здоровью — едва ли.
Рав Шрира Гаон (глава йешивы в Пумбедите — крупном еврейском центре Персидской империи; 12-й век) считает, что человека, который публично унизил своего ближнего нужно отлучить от общины и бойкотировать. До тех пор, пока он не заслужит прощения.
Некоторые Учителя подчеркивают, что обида словом — тяжелее побоев. Что может быть хуже злоязычия (лашон hа-ра), поклепа и клеветы (диба)?!
Написано в Сефер hа-Хинух (ее автор — рав Пинхас hа-Леви, великий Учитель; Барселона, Испания, Средние века), что обиды, нанесенные словами ранят в самое сердце. И многие люди страдают от них больше, чем от финансовых потерь.
Рав Элиэзер Папо (жил в Османской империи; конец 18-го – начало 19-го вв.) в своей книге Пеле Йоэц советует в общении, чтобы не обидеть человека, руководствоваться правилом: не допускай по отношении к другим то, что неприятно тебе самому.
Рав Шломо Эгер из Познани (конец 18-го – начало 19-го вв.) в своем завещании, обращаясь к сыну, написал: «С людьми всегда говори спокойно. Не задевай чести и достоинства других. И никогда не смейся над человеком, даже если он сказал совершенную глупость и даже если все остальные потешаются над ним».
Раби Меир-Симха hа-Коэн из Двинска (автор книги комментариев к Кодексу еврейских практических законов — Мишне Тора Рамбама, под названием Ор Самеах; Латвия, первая половина 20-го века) с предельным вниманием следил за своей речью, стараясь никого не задеть, не обидеть и не огорчить. Евреи обращались к нему с разными вопросами. В том числе, просили определять кашерность зарезанного скота. В сомнительных случаях он осуществлял проверку с особой тщательностью, изыскивая возможность объявить мясо кошерным. И когда ему это удавалось, его лицо сияло, и он радостно провозглашал: «Кашерно! Кашерно!». Если же убеждался, что мясо не годится для употребления в пищу еврею, он находил для своего заключения наиболее мягкую форму. Благословлял того, кто к нему обратился и говорил: «Всевышний возместит тебе твои убытки». Произнести слово «некашерно» раби Меир-Симха не мог.
на основе комментария рава Ицхака Кройзера
(Бней Брак, Израиль, наше время)
2. Уверен? Тогда не спрашивай
О законах шемиты (седьмого года) в Торе сказано: «И даст земля плоды свои, и будете есть досыта... А если скажете: Что нам есть в седьмом году?.. Я пошлю Мое благословение вам в шестом году, и он принесет урожай на три года» (Ваикра, гл. 25, ст. 19-21).
Возникает вопрос: а если — промолчим, что что мы будем есть в седьмом году? Тогда, что, Всевышний не даст благословение?
Если промолчим, — объясняет Сефорно (раби Овадия Сефорно; известный комментатор Торы, Италия, 16-й век), — реализуется благословение: «и будете есть досыта». Плоды будут настолько питательными и будут так хорошо усваиваться, что даже их малого количества вполне будет достаточно, чтобы насыщать людей.
Таким образом, мы видим, что между теми, кто полагается на Всевышнего, и теми, кто все подвергает сомнению, есть существенная разница. Первые удостаиваются качества, вторые довольствуются количеством. Тот, кто всем сердцем полагается на Всевышнего — вопросов не задаёт. А ведь чем меньше веры — тем больше вопросов.
Когда евреи во время Исхода из Египта оказались между морем и армией фараона, они очень испугались и возопили к Всевышнему. Удастся ли им спастись от фараона, и если удастся — как это произойдет? — вопрошали они. Тогда Моше подсказал лучший выход из ситуации — «Всевышний будет воевать вместо вас, а вы — молчите» (Шемот, гл. 14, ст. 14). То есть, если будете молчать, если будете безоговорочно верить, без всяких вопросов — Всевышний спасет вас.
О сынах Израиля сказано: «Счастлив народ, который понимает, что все в мире принадлежит Всевышнему» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 144, ст. 15). Еврейский народ во всем видит руку Творца и с готовностью принимает Его установления.
А о народах мира говорится: «Почему? — скажут народы» (Теилим, гл. 79, ст. 10). Народы мира — маловеры и не готовы принять Волю Всевышнего. Они постоянно вопрошают: «Почему?», «За что?»...
Никто из евреев не ожидал, что во имя их спасения расступится Тростниковое (ныне — Красное) море. И когда это произошло, они поняли, что не нужно пытаться подсказывать Всевышнему выход и способ решения проблем. Он и сам с этим прекрасно справится. Нужно только полагаться на Него. Когда сыны Израиля осознали это, они тут же достигли высочайшего духовного уровня. И в Торе об этом написано: «И поверили они во Всевышнего и в (пророчество) Моше, служителя Его» (Шемот, гл. 14, ст. 31).
Сказано в Талмуде (трактат Берахот, лист 4), что тот, кто присоединяет избавление (геула) к молитве (тефила), то есть — произносит Шма и сразу же после этого читает молитву Шемона Эсре (центральная еврейская молитва) — удостоится удела в будущем мире.
Казалось бы, что в этом такого?
Рабейну Йона (один из крупнейших комментаторов Талмуда, автор многих книг; Испания, 13-й век) объясняет, что в последнем отрывке Шма упоминается Исход из Египта. И тот, кто вспоминает об освобождении из египетского изгнания, и сразу же читает молитву Шемоне Эсре — демонстрирует тем самым, что уповает на Творца, который вскоре пошлет геулу (освобождение). Такой человек достоин Будущего мира.
О мане, который служил пропитанием сынам Израиля в пустыне (подробнее — см. на сайте в ответе «Что такое ман (манна)?», № 706), в Торе сказано, что это — «хлеб с Небес» (Шемот, гл. 16, ст. 4). Аарон по приказу Всевышнего спрятал одну склянку с маном в Святая Святых (Кодеш Кодашим) Храма. Когда пророк Йермиягу хотел укорить евреев, что они значительно больше времени уделяют поиску пропитания, нежели изучению Торы, он достал эту склянку и произнес: «Вот что служило пропитанием вашим отцам в пустыне».
И все же непонятно: зачем ссылаться на ман? Ведь сейчас он уже не выпадает?
На самом же деле Всевышний продолжает посылать ман каждому еврею. Только этот ман «содержится в склянке». Разглядеть его сквозь толщу материальных стенок, понять, что все пропитание человек получает с Небес — под силу только тому, кто всем сердцем стремится уповать на Всевышнего и не задает вопросы.
на основе комментария рава Ицхака Кройзера
(Бней Брак, Израиль, наше время)
3. Насколько веришь — настолько получишь
В нашей недельной главе читаем: «Я пошлю Мое благословение вам в шестом году» (Ваикра, гл. 25, ст. 21).
Магид из Дубно (раби Яаков бар Зеев Кранц, 1741–1804 гг.) объясняет, что бераха (благословение) может быть ниспослана двумя путями. Благословленным может быть урожай — чтобы его хватило на несколько лет. А может — и сам человек, его организм — чтобы даже обычный урожай насыщал его и давал ему силы на год вперед. Причем, второе — гораздо предпочтительнее. Конечно, приятно, когда в поле зреет двойной или даже тройной урожай, но ведь и работы и затрачиваемых усилий по его сбору и переработке тогда будет в два или три раза больше.
Каждая из этих берахот зависит от духовного уровня человека. Если человек сомневается и спрашивает «Что я буду есть в седьмой год?», и не верит, пока не увидит результат собственными глазами — Всевышний покажет ему небывалый урожай, но и потрудиться ради этого урожая ему тоже придется. Тем же, кому доказательства — не требуются, не понадобятся особые усилия для утоления голода и поддержания сил. Всевышний все сделает, вместо него.
В Талмуде (трактат Кетубот, лист 67) рассказывается, что к Раве (величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век) однажды пришел бедняк и попросил, чтобы тот его накормил.
— Чем ты обычно питаешься? — поинтересовался Рава.
— Специально откормленной птицей и выдержанным вином, — ответил бедняк.
— И ты не стыдишься обременять своими требованиями общественную кассу помощи нуждающимся?! — воскликнул Рава.
— Я питаюсь не за счет общества, но — за счет Всевышнего. Ведь сказано: «Глаза всех ждут Тебя, и Ты даешь им пищу, каждому в свое время» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 145, ст. 15).
Как только он это произнес, Раве сообщили, что прибыла его родная сестра, с которой он не виделся 13 лет. И в руках у нее гостинцы — блюдо из откормленной птицы и выдержанное вино.
— Всевышний послал тебе то, что ты хотел. Иди, ешь, — сказал Рава бедняку.
Рав Моше-Йехиэль Эпштейн из Ожарова (автор книги Беэр Моше) объясняет, что бедняк был уверен, что Всевышний посылает все необходимое каждому творению в положенный срок. И Всевышний именно так с ним и поступил.
Когда жители Сдома потребовали, чтобы Лот выдать им на поругание остановившихся у него на ночлег путников, он произнес интересную фразу: «Только этим мужам ничего не делайте, потому что они вступили под сень крова моего (то есть — доверились мне)» (Берешит, гл. 19, ст. 8).
Эти слова говорят о том, что мы не вправе подводить, разочаровывать, обижать тех, кто доверился нам.
В благодарность, малахим (в условном переводе — «ангелы») — под видом путников скрывались именно они — спасли от гибели Лота и всю его семью. Но жена Лота проявила сомнение, обернулась назад, и тут же была лишена права на спасение (подробнее об этом — см. на сайте, к примеру, в ответе «Жена Лота и соляной столб», № 1658).
Как-то Стайплеру (под этим именем в еврейском мире известен раввин Яаков-Исраэль Каневский; Украина — Израиль, 1899-1985 гг.) не хватало 7.000 лир (денежная единица Израиля, предшествующая шекелю) на издание книги. К его сыну подошел незнакомец, вручил конверт и попросил передать отцу. Когда открыли конверт, там оказалось ровно 7.000 лир.
Сын обрадовался чуду. Но Стайплер сказал, что не может взять деньги, не зная, кто их передал. В ту же минуту в дверь постучали, вошел знакомый еврей и отдал Стайплеру 7.000 лир, которые он.
— Вот видишь, сын, — сказал, улыбнувшись, раввин, — если на Небе принято решение, что деньги должны прибыть, они прибудут…
На основе комментариев Хафец Хаима
(раби Исраэль а-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20 в.),
Хаима Каневского
(Израиль, наше время)
и рава Ицхака Кройзера
(Бней Брак, Израиль, наше время)
4. Земля и заповеди
Эрец Исраэль
(Земля Израиля) отличается от всех остальных земель, стран и территорий. Она — выделена, обособлена и имеет особую святость. Поэтому с ней связаны многие заповеди. Эрец Исраэль должна быть заселена и контролироваться теми, кто эти заповеди будет исполнять.Раби Дон Абарбанель (великий раввин и государственный деятель, предводитель испанского еврейства, вторая половина 15-го века) в своей книге Нахалат Авот пишет, что Земля Израиля обладает чудесной способностью — принимать искры Всевышнего. Поэтому влияние Творца на нее заметно, как ни в каком другом месте.
По природному многообразию, климату и духовной атмосфере Эрец Исраэль существенно отличается от всех прочих земель. Еврейский народ, живущий на ней, обязан соответствовать уровню святости этой территории, поддерживать и обогащать ее.
Заповедь о седьмом годе (годе шмиты), о которой говорится в нашей главе, свидетельствует о неповторимости и особой духовной возвышенности Эрец Исраэль.
Альших (один из выдающихся комментаторов Торы и Танаха; Эрец Исраэль, город Цфат, 16-й век) отмечает, что в седьмой год, год шмиты, Земля Израиля приобретает дополнительную святость — точно так же, как еврей получает дополнительную душу в седьмой день недели, в шаббат.
Подобно тому, как народ Израиля выделен Всевышним из всех народов мира, Эрец Исраэль выделена Им из всех земель. Заповедь шмиты объединяет народ Израиля с Эрец Исраэль. Выделяя шаббат и соблюдая его законы, свидетельствуют о Всевышнем — о том, что Он сотворил мир. Когда избранный народ соблюдает законы шмиты, он тем самым предоставляет и избранной земле возможность свидетельствовать о Творце.
Именно в святости Земли Израиля — причина существования большого количества связанных с ней заповедей, а не наоборот.
Рав Шломо-Йосеф Зевин (основатель и первый редактор Талмудической энциклопедии, автор многих книг; Украина – Иерусалим, 20-й век) пишет об отличии Земли Израиля от остальных земель. Все земли, — подчеркивает он, — зависят от людей, населяющих их. Если люди выполняют предписанные им заповеди, живут по справедливости и совершают добрые дела — это сообщает святость земле, стране проживания. Эрец Исраэль — исключение. О ней говорит Всевышний: «Ибо (это) Моя земля!» (Ваикра, гл. 25, ст. 23). И это — выделяет Эрец Исраэль из всех прочих земель. Ведь ни о какой другой территории Всевышний так не сказал.
И это наполняет Эрец Исраэль особой святостью. А святость — связана с заповедями, обуславливает их. Значит, потенциал шмиты и потенциал особого урожая на Земле Израиля в шестой год — изначально заложены Всевышним. И от сынов Израиля зависит, каким образом этот потенциал будет реализован.
на основе комментария рава Йоэля Шварца
(Иерусалим, наше время)
5. Продал машину. А что с навигатором?
Написано в нашей недельной главе: «И когда будете продавать что-либо ближнему своему или покупать у ближнего своего — не обижайте друг друга» (Ваикра, гл. 25, ст. 14).
Речь здесь идет и о спорных случаях, когда, чтобы ни одна сторона не осталась обиженной, нужно детально разобраться в сложившейся ситуации. К чему и призывает нас Тора.
Разберем здесь практический пример.
Реувен решил продать свою машину. На объявление откликнулся Шимон. Он придирчиво осмотрел автомобиль, тщательно его проверил и сказал, что покупает его.
Рувен, получив деньги, передал Шимону ключи. И вот, Шимон сев за руль, вдруг замечает, что Рувен забрал из машины навигатор (GPS). Шимон потребовал вернуть прибор:
— Ведь я купил автомобиль полностью, со всей начинкой, — предъявил он претензию Реувену, — включая, конечно же, и GPS.
— Но я продал тебе только машину, — возразил Реувен. — Я не продавал GPS. Навигатор не является частью машины. Поэтому сделка на него не распространяется.
Кто прав? Считается ли навигатор частью приобретения, если стороны отдельно о нем не договаривались?
Говорится в Талмуде (трактат Бава Батра, лист 73), что, продавая судно, человек автоматически продает все, что способствует его движению. Например — весла.
Подзорная труба и компас, — добавляют комментаторы, — тоже по умолчанию считаются проданными вместе с судном.
Так может и GPS, с помощью которого водитель определяет маршрут — неотъемлемая часть автомобиля и должен быть продан вместе с ним?
Но, нет. Между этими двумя случаями все же есть существенное отличие.
Корабль не может плыть в море без навигационных приборов. Автомобиль же передвигается по дорогам, на которых стоят указатели. Водитель, если не знает, как ему доехать до места назначения, может, по крайней мере, обратиться за помощью к другим водителям или пешеходам. А в море нет указателей, да и пешеходов там не встретишь.
Поэтому навигационные приборы — единственное средство, позволяющее кораблю плыть по намеченному маршруту. Следовательно, они — неотъемлемая часть корабля, и считаются проданными вместе с кораблем, даже если об этом отдельно не договаривались.
А вот без навигатора автомобилисты вполне могут обойтись. И обходились долгие годы. И далеко не все водители в наше время ими пользуются. Поэтому GPS не считается частью машины.
Значит, сделка по продаже на него не распространяется, если продавец и покупатель об этом не договаривались...
на основе комментария рава Ицхака Зильберштейна
(Израиль, наше время)
Автор текста Мордехай Вейц