Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА “БЕ-hАР”
Место в Торе: Ваикра, гл. 25, ст. 1 — гл. 26, ст. 2.
Почему она так называется?
В первой фразе сказано: «И говорил Всевышний с Моше на горе Синай…». Бе-hар в переводе с иврита — на горе.
Обсуждение главы «БЕ-hАР»
Слова, которые стали названием нашей недельной главы (Бе-hар — на горе), находим в самой первой фразе, открывающей эту главу. Написано: «И говорил Всевышний с Моше на горе Синай так…» (Ваикра, гл. 25, ст. 1).
«На горе» — это не просто определение места. Там во время Синайского Откровения окончательно сформировалась и окрепла эмуна — вера сынов Израиля во Всевышнего и упование на Него.
После чудесного спасения Израиля на берегу моря Суф, когда египетская гвардия, оснащенная лучшими колесницами — танками и бронетранспортерами того времени — пошла ко дну. И евреи увидели на берегу, выброшенные волнами бездыханные тела своих угнетателей и преследователей. Тогда — «поверили они во Всевышнего и в пророчество Моше, служителя Его» (Шемот, гл. 14, ст. 31).
Казалось, сейчас Творец может даровать им Свою Тору. Но этого не произошло — эмуна сынов Израиля еще не достигла своего максимума. И Творец захотел укрепить ее и закалить.
Лучше всего это получается в процессе преодоления испытаний. Поэтому Всевышний не даровал Тору сразу и не повел евреев в Израиль кратчайшим путем, но направил их на землю, незасеянную и незаселенную — в безводную пустыню, в царство скорпионов и змей.
Сыны Израиля выступили в дорогу без лишних слов. За это Создатель поил их ключевой водой из странствующего источника, кормил маном, падающим с Небес (о нем — см. на сайте в ответе «Что такое «ман» (манна)?», № 706), укрывал облаками от зноя и защищал от пустынных гадов. И все — ради того, чтобы сыны Израиля поняли: Всевышний может все.
Это был путь к полной вере и осознанию, что «Творец на Небесах, вверху, и на земле, внизу, и нет никого, кроме Него» (Дварим, гл. 4, ст. 39). Путь, который привел на Синай.
Таким образом, Синайское Откровение ознаменовало вступление еврейского народа в духовную зрелость.
Порой мы встречаем старичка или бабушку, не умеющих ни читать, ни писать, однако обладающих эмуной небывалой силы. Их простая вера, до того цельная и прочная, что, если понадобится отдать жизнь за Творца, они сделают это, не раздумывая.
На протяжении истории множество раз простые, малограмотные евреи погибали, освящая Имя Всевышнего, совершая кидуш hа-Шем. Во имя Творца они отдавали самое дорогое, свою жизнь.
Откуда у этих самых обычных, на первый взгляд, ничем не выдающихся людей, столь сильная эмуна?
С горы Синай, от Синайского Откровения. Ведь души всех сынов Израиля были там, пройдя путь из Египта, через море Суф. И вера, зародившаяся во время египетских казней, укрепившаяся на морском берегу, окончательно, на все поколения вперед, укоренилась в сердцах во время дарования Торы.
на основе комментария рабейну рабейну Бехае
(раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов
по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век)
Автор текста Мордехай Вейц