Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «БЕhААЛОТХА»
Место в Торе: Четвертая книга Торы — Бамидбар, гл. 8, ст. 1 — гл. 12, ст. 16.
Почему она так называется?
Вторая фраза главы начинается так: «Скажи Аарону — когда будешь разжигать огонь светильников…».
Будешь разжигать на иврите — беhаалотха.
Обсуждение главы «Беhаалотха»
1. Позаботься, чтобы не угасла твоя свеча — Я позабочусь, чтобы твоя не угасла
В нашей недельной главе говорится о заповеди зажигания светильников Меноры. И мы читаем: «Когда возжигаешь светильники…» (Бамидбар, гл. 8, ст. 2).
В оригинале здесь использовано выражение «беhаалотха» (когда возжигаешь). Оно и стало названием главы. Впрочем, это выражение звучит несколько вычурно, и непонятно, почему выбрано именно оно. Ведь можно было написать — «беадликеха» (когда зажигаешь), что, казалось бы, проще и понятней.
В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) на основе сказанного в Талмуде (трактат Шаббат, лист 21) пишет, что было важно, чтобы пламя в светильниках Меноры стремилось ввысь, возносилось. Следовательно, светильники Меноры полагалось не просто зажечь, но зажигать до тех пор, пока огонь хорошенько не займется, и пламя не начнет возносится ввысь само по себе. Поэтому и написано в Мидраше Сифра: «Когда возжигаешь», а не «когда зажигаешь».
Отсюда следует, что, зажигая субботние свечи или свечи Хануки, нужно зажигать первую свечу до тех пор, пока ее пламя как следует не разгорится — так, что она будет гореть в полную силу — и только затем переходить к зажжению следующей свечи. Некоторые подносят горящую спичку к свече, и лишь, пламя лизнет фитиль, торопятся к следующей. Это неправильно, так поступать нехорошо.
Отсюда, — добавляет Раши, — наши мудрецы делали вывод, что перед светильником имелась ступень, стоя на которой коэн гадоль (главный служитель в Храме или Мишкане — Переносном Храме) заправлял светильники Меноры.
Высота Меноры равнялась росту среднего человека. И непонятно, для чего перед ней устроили возвышение. Ведь Аарон вполне справился бы с ее обслуживанием и, стоя на земле.
Дело в том, что голову главного коэна венчал «циц» — золотая пластина, на которой были выгравированы слова «свято для Всевышнего». И ему нельзя было поднимать руки выше цица. Возвышение перед Менарой, на которое поднимался коэн, это гарантировало.
Царь Давид о зажигании свечи или светильника говорит: «…Ибо Ты возжигаешь светильник Мой» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 18, ст. 29).
Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 31). Ведь написано: «Свеча Всевышнего — человеческая душа» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 20, ст. 27).
Коэн гадоль зажигал светильники Меноры, а Всевышний, в Свою очередь — поддерживал горение в душе человека.
«Позаботься, чтобы горела Моя свеча, и Я позабочусь, чтобы не угасла твоя» — говорит Творец мира..
Человеческая душа и Тора — уподоблены свече. О душе сказано, что «свеча Всевышнего — человеческая душа». А о Торе говорится: «заповедь — это свеча, а Тора — ее свет».
Если человек бережет свечу Творца — Тот бережет свечу этого человека.
Человеческая душа — свеча в руках Всевышнего. Ведь Он решает, когда ей спуститься в наш мир, и когда вернуться к Нему.
Тора и заповеди — свеча Всевышнего в наших руках. Если мы изучаем Тору и выполняем заповеди, заботимся о свече Творца — Творец будет заботиться о наших душах, поддерживая в них жизнь в виде горения.
на основе комментария рава Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша–Германия, первая половина 18-го века)
Одно из правил зажигания Меноры состоит в том, что «все семь ее светильников, — как сказано в тексте нашей недельной главы, — должны светить по направлению к средней линии Меноры» (Бамидбар, гл. 8, ст. 2)..
Теилим). Во многих сидурах (еврейских молитвенниках) этот псалом печатают в форме Меноры. И — не случайно. Ведь он состоит из семи фраз (если не считать первую, вводную, каждая из которых соответствует стволу Меноры) и 49-ти слов, соответствующих 49-ти украшениям Меноры.
Тот, кто читает этот Псалом каждый день, подобен коэну, зажигающему Менору в Храме.
Лучше всего произносить этот Псалом на рассвете, с первыми лучами солнца. С произносящим его — не должно случиться в этот день ничего дурного.
Некоторые просят софера (переписчика Свитков Торы) написать этот Псалом на особом пергаменте (клафе), вставляют его в рамку и вешают на стену. Потому что его текст содержит несколько Имен Всевышнего, позитивно влияющих на окружающую атмосферу, возвышая ее, духовно ее обогащая.
В предыдущей недельной главе (Насо) рассказывается о приношениях, совершенных главами колен в Мишкане (Переносном Храме).
Нашу недельную главу открывают законы зажжения Меноры.
Есть ли связь между этими темами?
На этот вопрос отвечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).
Когда Аарон увидел приношения глав колен, сердце его смутилось, потому что он не был с ними при этом — ни он, ни его колено.
В Мидраше Танхума говорится, что Всевышний сказал ему:
— Твой удел — больше их удела, ведь ты возжигаешь и направляешь светильники…
Из-за наших прегрешений до сих пор нет у нас Храма и нет главного коэна, который зажигал бы Менору. Да и Меноры у нас — тоже нет.
Впрочем, возможность ее зажигать — осталась. Ведь все в нашем мире имеет свои аналоги в духовных мирах. И та Небесная Менора никуда не делась. Поэтому, читая 67-й псалом, состоящий из 7-ми фраз и 49-ти слов, в соответствии с составными частями Меноры, мы тем самым зажигаем Менору в духовных мирах.
на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая
(Хида; Эрец Исраэль,18-й век)
3. Семь светильников Меноры и семь книг Торы
Наша недельная глава открывается правилом зажигания Меноры — «по направлению к средней линии Меноры должны светить семь ее светильников» (Бамидбар, гл. 8, ст. 2).
Многие, готовясь к утренней молитве, читают порядок служения, проходившего в Иерусалимском Храме.
В трактате Талмуда Йома (лист 33) приведены слова Абайе (один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне; первая половина 4-го века), что коэн зажигал Менору на заходе солнца. Но начинал готовиться к этому с утра.
Горевшие всю ночь светильники гасли к утру — все кроме западного, который чудесным образом продолжал гореть. И коэн гадоль (главный служитель в Храме) утром убирал сажу и копоть и приводил в порядок фитили.
Обратите внимание, что сначала он чистил и приводил в порядок пять светильников, затем переходил к приношению тамид (постоянному), а после этого снова возвращался к Меноре и завершал подготовку светильников к новому зажжению.
Возникает вопрос: чем вызван этот странный порядок? Почему бы не выполнить подготовку всех светильников Меноры от начала и до конца, а по завершению — перейти к осуществлению приношения тамид?
В книге Зогар говорится, что семь светильников Меноры соответствуют семи книгам Торы.
Семи? Но ведь их, как мы знаем — пять! Откуда взялось число семь?
Дело в том, что есть традиция, согласно которой, книга Бамидбар делится на три части, каждая из которых имеет статус отдельной книги.
Что же это за части?
В середине нашей главы есть фрагмент текста, который находится между двумя перевернутыми буквами нун — так он выделен. Это — две фразы. Одна начинается словами — «И было, когда отправлялся Ковчег в путь» (Бамидбар, гл. 10, ст. 35). Другая — «А когда останавливался…! (там же, ст. 36).
Таким образом, от начала Бамидбар и до первого нуна — это одна книга. Текст между двумя нунами— еще одна книга. И, наконец, от второго нуна до конца недельной главы Бамидбар — третья книга.
Значит, считая книги Берешит, Шемот, Ваикра и Дварим — получаем семь книг Торы, которым соответствуют семь светильников Меноры.
И все же, более распространено деление Торы на пять книг. Поэтому, приведя в порядок пять светильников Меноры, коэн прерывался и переключался на реализацию приношения тамид.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наши дни)
4. Человек — это Менора
Написано в нашей недельной главе: «По направлению к средней линии Меноры должны светить семь ее светильников» (Бамидбар, гл. 8, ст. 2).
Человек уподоблен светильнику, а светильник — человеку.
Фитиль символизирует тело, огонь — душу. Масло и воск символизируют Тору, которую человек учит в течение жизни, заповеди, что он выполняет и совершаемые им добрые дела.
Менора соответствует человеку и по своей форме.
Ее центральная линия — туловище. Три ветви со светильниками с каждой стороны, отходящие от центрального ствола, символизируют части тела, расположенные у человека по бокам. Это — уши, руки и ноги.
В Меноре те стволы, что располагаются ниже — длиннее тех, что над ними. Точно также и у человека: ноги длиннее рук, а руки, в свою очередь — длиннее ушей.
Кроме того, Менора должна быть изготовлена из одного цельного куска золота. Также и человеку, в плане духовных качеств необходимо приобрести цельность и стремиться к истинным и вечным ценностям, не размениваясь на сиюминутное.
В Будущем мире для того, кто его удостоится, приготовлены четыре предмета: стол, стул, кровать и светильник. И от человека, от его добрых дел, которые он совершал, зависит, будет ли гореть этот светильник. И если будет — то, насколько ярко.
Семь светильников Меноры дают намек на семь входов, находящихся в голове человека (глаза, уши, ноздри и рот), с помощью которых он контактирует с внешним миром.
Чтобы душа человека светила, он должен через эти врата проверять на духовную чистоту и святость все то, что в него входит, а также и то, что он посылает через них другим людям.
В Танахе есть такая фраза: «От лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих» (книга пророка Михи, гл. 7, ст. 5).
Кто лежит на лоне каждого из нас?
Душа.
С рождения человека и вплоть до ухода его из этого мира, она лежит в нем. А по истечении 120-ти лет, на Небесном Суде душа даст «»свидетельские показания» о жизни человека.
Она прекрасно помнит каждое высказывание, что вышло из уст, и каждый поступок. Поэтому нужно тщательно обдумывать свои слова и действия, и стараться избегать ошибок…
на основе комментария раби Иешаягу hа-Леви Горовица
(был главным раввином ашкеназских евреев в Иерусалиме, автор комментариев к Торе и Талмуду, объединенных под общим названием «Шней Лухот hа-Брит», в аббревиатуре — А-Шла; Чехия – Польша – Германия – Израиль; вторая половина 16-го – первая половина 17-го вв.)
Автор текста Мордехай Вейц