Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «БЕhААЛОТХА»
Место в Торе: Четвертая книга Торы — Бамидбар, гл. 8, ст. 1 — гл. 12, ст. 16.
Почему она так называется?
Вторая фраза главы начинается так: «Скажи Аарону — когда будешь разжигать огонь светильников…».
Будешь разжигать на иврите — беhаалотха.
Обсуждение главы «Беhаалотха»
1. Сто тысяч ягнят и три коэна
В нашей недельной главе о пасхальном приношении написано: «Пусть совершат сыны Израиля пасхальное приношение в назначенное для него время» (Бамидбар, гл. 9, ст. 2).
Вообще-то, этим книга Бамидбар, как будто бы, должна была начинаться. Но это самое раннее с точки зрения хронологии повеление, оказалось «спрятанным» во второй главе, причем — даже не в ее начале.
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет это тем, что Всевышний не хотел начинать книгу Торы с неприятного для сынов Израиля факта. Ведь за все 40 лет переходов по пустыне пасхальное приношение только в тот год и было совершено. Поскольку, находясь в пути в пустыне — евреи не совершали обрезание. А необрезанным мужчинам совершать пасхальное приношение запрещено.
В Талмуде (трактат Йевамот
Ритва (раби Йом-Тов бен Авраам, один из крупнейших комментаторов Талмуда, Испания, вторая половина 13-го века) пишет, что в дороге, переходя с места на место, вообще опасно совершать обрезание. Тем более — в ситуации, когда евреи «по велению Всевышнего располагались станом, и по Его велению отправлялись в путь» (Бамидбар, гл. 9, ст. 20), и у них не было возможности остановиться в одном месте до тех пор, пока не заживет рана от обрезания.
Кроме того, одним из наказаний за прегрешение разведчиков, о котором речь пойдет дальше (см. Бамидбар, гл. 13, ст. 26) стало то, что в пустыне не дул северный ветер, способствующий заживлению ран. И это тоже послужило причиной временного отказа от обрезания.
Повелению совершать пасхальное приношение предшествует назначение левитов под начало Аарона и его сыновей для служения в Мишкане (Переносном Храме).
Изначально служение Всевышнему лежало на первенцах. Но после поклонения золотому тельцу они были лишены этой привилегии в пользу левитов, которые не участвовали в создании золотого тельца.
Сыны Израиля опасались, что пасхальное приношение отнимут у них. Ведь его запрещено есть чужаку. И тот, кто из-за своих действий сделался чужаком по отношению к Творцу (речь о тех, кто поклонялся идолу или перешел в другую веру и т.п.) — не вправе есть пасхального ягненка.
Поэтому Всевышний обновил свое повеление о приношении в Песах. Причем, это повеление последовало сразу же после придания нового статуса сынам колена Леви. Чтобы показать, что евреи наказаны далеко не по всем статьям. И хотя право служения в Храме первенцами утрачено и отдано левитам, но пасхальное приношение осталось прерогативой всех сынов Израиля.
Следует обратить внимание, что Всевышний подчеркивает необходимость совершить пасхальное приношение строго «в назначенное для него время».
Неужели кто-то мог решить устроить Песах в Шавуот или в Суккот?
Дело в том, что взрослое мужское население в ту пору составляло 600 тысяч. А обязанность совершить приношение в Песах лежала также и на женщинах. Так что, нужно было зарезать не менее 100 тысяч ягнят — из расчета на миллион двести тысяч человек. Причем, сделать это нужно было с полудня и до наступления сумерек 14-го Нисана. Потому что с наступлением предвечерних сумерек, уже нужно было садиться есть пасхальное приношение
А резать могли только три человека: Аарон и двое его сыновей — Элазар и Итамар. Ведь Надав и Авиhу на тот момент уже погибли, а Пинхас еще не получил статус коэна.
Таким образом, Тора демонстрирует нам невероятное чудо. За столь короткий отрезок времени, всего три коэна смогли зарезать ягнят для пасхальных приношений 1 миллиона 200 тысяч человек.
на основе комментариев Рамбана
(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)
рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)
и рава Меира Симхи hа-Коэна из Двинска
(известен и под именем Ор Самеах — по названию одного из его трудов; Учитель Торы, раввин города Двинска, вторая половина 19-го – начало 20-го вв.)
Чтобы совершить пасхальное приношение нужно быть в состоянии духовной чистоты (таhор). А что делать людям, которые по уважительной причине стали таме (духовно нечистыми; о терминах таhор и таме — см. на сайте в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения)? Как сказано: «Но некоторые люди были нечисты от прикосновения к мертвому, и поэтому не смогли совершить пасхальное приношение в назначенный срок. И подошли они к Моше и Аарону в тот день…» (Бамидбар, гл. 9, ст. 6).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что Моше и Аарон, когда люди пришли и спросили у них — сидели вместе в доме учения. И не может быть, что обратились сначала к одному, затем — к другому. Ведь если Моше не знал — откуда знать Аарону?
Благодаря комментарию Раши, мы выяснили, где именно происходило уточнение закона для тех, кто не смог совершить пасхальное приношение. Но кто эти люди — для нас все еще остается вопросом.
В Талмуде (трактат Сукка, лист 25) раби Йоси hа-Глили (великий Учитель Талмуда, Эрец Исраэль, 2-й век) объясняет, что речь идет о людях, которые несли останки Йосефа (поэтому они стали духовно нечистыми), чтобы захоронить их в Израиле.
Раби Акива (величайший Учитель Мишны, 2-й век) открывает здесь иную грань Истины. Он говорит, что к Моше и Аарону обратились Мишаэль и Элицафан, которые вынесли из Мишкана (Переносного Храма) тела погибших сыновей Аарона, Надава и Авиhу.
В недельной главе Пинхас описывается, как в конце периода переходов еврейского народа по пустыне, на 40-й год, с просьбой решить серьезный имущественно-правовой вопрос обратились дочери Целафхада. Обратились они к Моше и Элазару, сыну Аарона (Аарон к тому времени уже умер). Об этом читаем: «И подошли дочери Целафхада... И предстали они перед Моше и Элазаром» (Бамидбар, гл. 27, ст. 1-2).
Интересен комментарий Раши к этому фрагменту. Он задается вопросом — почему сказано, что дочери Целафхада предстали перед Моше и Элазаром? Означает ли это, что они сперва обратились к Моше, но Моше не смог им ответить, и тогда они спросили у Элазара?
Такого быть не может. Если Моше не знал, то Элазар не знал и подавно.
Для правильного понимания следует изменить здесь порядок слов и сказать — «перед Элазаром и перед Моше». То есть на самом деле дочери Целафхада сначала предстали перед Элазаром, но он не смог им помочь. И тогда они отправились к Моше.
Впрочем, Раши не забывает и о другой грани Истины и, как и в нашей недельной главе, приводит объяснение, что Моше и Элазар сидели вместе в доме учения, и дочери Целафхада предстали перед ними обоими одновременно.
Почему же в нашей недельной главе, комментируя фрагмент о людях, которые не смогли совершить пасхальное приношение, потому что находились в состоянии духовной нечистоты, Раши не предлагает изменить порядок слов и понимать так, что те люди сперва обратились к Аарону, а когда тот не ответил — прибегли к помощи Моше?
Если предположить, что в этом фрагменте идет речь о Мишаэле и Элицафане — ответ нам подскажет Талмуд. В трактате Санhедрин (лист 16) сказано, что главу рода или семейства, того, кто имеет статус наси (глава, председатель), может судить только суд, в состав которого входит не менее 71 судьи. А Элицафан был главой рода Кеhата. Значит, решение по вопросу Элицафана мог вынести только расширенный состав суда.
О Моше же говорится в Талмуде (там же), что по своей мудрости и значимости его вполне можно приравнять к семидесяти одному судье.
Теперь нам понятно, почему Раши ограничился объяснением, что Моше и Аарон вместе сидели в доме учения. Ведь Элицафан не мог со своим вопросом обратиться к Аарону. Ему нужен был суд в расширенном составе. Его он и нашел в доме учения в лице Моше.
Почему же Аарон тоже упомянут?
Он занимался изучением Торы вместе с Моше и присутствовал при обсуждении.
на основе комментария Хатам Софера
(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.)
3. Красная корова и пасхальное приношение
Когда сыны Израиля совершали пасхальное приношение в пустыне, среди них некоторые были в состоянии духовной нечистоты, то есть — в состоянии таме (об этом термине — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения).
Они не знали, как им поступить, поэтому обратились за помощью. И об этом читаем: «Но некоторые люди были нечисты от прикосновения к мертвому, и поэтому не смогли совершить пасхальное приношение в назначенный срок. И подошли они к Моше и Аарону в тот день» (Бамидбар, гл. 9, ст. 6).
Итак, люди очень хотели совершить пасхальное приношение и не могли смириться с тем, что не смогут выполнить эту важную заповедь. И вот, они предстали перед Моше и Аароном, но проблему свою, по-видимому, адресовали только Моше. Это следует из того, что ответил им Моше, причем без всякого обсуждения с Аароном («И Моше ответил им» — там же, ст. 8).
Так почему Тора упоминает Аарона, как присутствовавшего при разговоре, но рта он так и не раскрыл?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам предстоит понять, почему вообще люди, прикасавшиеся к мертвому, и от этого ставшие нечистыми, решили, что им в этом состоянии запрещено совершать пасхальное приношение?
Рассмотрим заповедь о красной корове. Ее пепел использовался как раз для очищения тех, кто находился в состоянии духовной нечистоты (таме). Процедуру очищения производил коэн. В итоге, избавляя еврея от тумы, он сам становился нечист до вечера. Потому, что красная корова, точнее — ее пепел, очищая одних, на короткое время делал нечистыми других (тех, что осуществлял очищение).
Известно, что коэну запрещено сознательно принимать туму. По этой причине коэнам не разрешается, например, посещать кладбища. И если ради очищения еврея коэну разрешено становиться таме — тем более, находящемуся в состоянии духовной нечистоты должно быть разрешено совершать пасхальное приношение. Ведь за не принесение его полагается карет (отсечение души).
Примененный здесь принцип называется каль ва-хомер (от простого — к сложному). Он базируется на логическом соображении, что в случаях, если за соблюдение легких установлений полагается награда, то за соблюдение трудных — и подавно.
Только заповедь о красной корове стоит — над логикой. Она относится к хуким, то есть — к заповедям, которые не имеют логического объяснения.
Смысл заповеди о красной корове скрыт от людского понимания. И, соответственно, не представляется возможным установить, что труднее этой заповеди, что — легче.
Все это справедливо относительно всех людей, включая, даже самых мудрых. За исключением одного — Моше.
Моше, единственному из живущих на земле, заповедь о красной корове была понятна от начала и до конца, со всеми деталями. Следовательно, Моше был единственным, кто мог построить каль ва-хомер, и с его помощью разрешить пасхальное приношение даже в состоянии тумы.
Таким образом, присутствие Аарона, с этой точки зрения, ничего не добавляло.
Но есть и другая грань Истины, согласно которой, людям, ставшим таме — нужен был не только Моше, но и Аарон, который не случайно находился рядом с Моше.
Эти люди считали, что проблема их настолько серьезна, что простого раввинского решения будет явно не достаточно. Они полагали, что получить ответ на их вопрос можно, лишь с помощью урим и тумим (элементы одеяния главного коэна, в данном случае, Аарона, используемые для того, чтобы вопрошать Всевышнего).
Ответ, транслируемый Всевышним с помощью урим ве-тумим, читал главный коэн, Аарон. А вопрос формулировал и задавал, обычно, царь.
Моше имел статус царя, а значит, имел право формулировать вопросы для урим и тумим.
Только Моше обратился к Всевышнему напрямую, без урим и тумим. И сказал им: «Подождите, а я послушаю, что повелит Всевышний» (Бамидбар, гл. 9, ст. 1). И Всевышний дал ответ, назначив дополнительную дату для Песаха — Песах шени.
на основе комментария рава Менахема Менделя из Коцка
(раби Менахем Мендель Моргенштерн; основатель одного из течений в хасидизме; известен своими острыми, мудрыми высказываниями;
Польша, первая половина 19-го века)
4. У праведника руки и ноги сами стремятся исполнить заповеди
Написано в нашей недельной главе: «Но некоторые люди были нечисты от прикосновения к мертвому, и поэтому не смогли совершить пасхальное приношение в назначенный срок... И сказали ему: Мы нечисты от прикосновения к мертвому. Почему же мы будем лишены возможности совершить приношение Всевышнему…» (Бамидбар, гл. 9, ст. 6-7).
Непонятно, что за вопрос задают эти люди. «Почему мы будем лишены возможности совершить приношение Всевышнему?». Но ведь они сами на него уже ответили, сказав — «Мы нечисты от прикосновения к мертвому».
Нечистый не может совершать приношение Всевышнему.
Чтобы разобраться, в чем тут дело, вспомним об акедат Ицхак (дословно — «связывание Ицхака; речь идет о приношении Ицхака Авраамом Всевышнему).
Напомню, что все там закончилось хорошо. Творец, лишь испытывал Авраама. В последний момент Он велел заменить Ицхака барашком. Но перед этим мы хорошо понервничали от драматического накала. Вот его самый пик: «И простер Авраам руку свою, и взял он нож, чтобы заколоть сына своего» (Берешит, гл. 22, ст. 10).
Только Тора — не шекспировская трагедия. И поэтому совершенно не понятно, для чего понадобился столь поэтический оборот — «И простер Авраам руку свою». Ведь вполне можно было ограничиться прозаически конкретным — «и взял он нож». А то, что он взял его рукой, а не ногой, мы уж как-нибудь догадались бы.
Сказано в Талмуде (трактат Йома, лист 28), что наши праотцы приняли и исполняли Тору, еще до ее дарования на горе Синай. Она хранилась в виде традиции и бережно передавалась от Шема — Эверу, от Авраама — Ицхаку, от отца — сыну.
Авраам достиг такого совершенства в исполнении заповедей, что его ноги и руки, все его части тела, сами знали, что им делать, как будто их кто-то запрограммировал.
Известно, что человеческое тело состоит из 248 органов, каждый из которых соответствует одной из 248 повелительных заповедей. И — из 365 жил и артерий, в соответствии с 365 запретительными заповедями.
Таким образом, каждая часть тела участвует в выполнении соответствующей ей заповеди — повелительной или запретительной. Праведники настолько овладели исполнением заповедей и своим телом, что могут направлять каждый свой орган на служение Всевышнему. Но Авраам в этом превзошел всех — его тело было настолько приучено к Торе, что каждый его участочек сам знал, что ему делать, и действовал в почти автономном режиме.
Когда Творец велел Аврааму принести своего единственного сына, Ицхака, в качестве всесожжения — это повеление имело статус заповеди. И Авраам ожидал, что его тело само привычно включится в работу. Но, нет!
Написано: «и простер Авраам руку свою». То есть Аврааму пришлось управлять своей рукой, ибо она не сработала автоматически.
Впрочем, если внимательно посмотрим на повеление Всевышнего — поймем, что ни о каком ноже речь не шла. Творец велел — лаакод, то есть — связать Ицхака. О том, чтобы резать его ножом, ничего не сказано. Поэтому рука не взялась сама за нож. Действие с ножом было, так сказать, самодеятельностью Авраама. Поэтому Всевышнему пришлось корректировать действия («Не простирай руки твоей к отроку, и не делай ему ничего» — Берешит, гл. 22, ст. 12). Ты не простирай, потому что рука, сама по себе — и так не прикоснется к ножу, поскольку такого повеления не было.
Теперь вернемся к нашему фрагменту.
Написано: «некоторые люди были нечисты от прикосновения к мертвому, и поэтому не смогли совершить пасхальное приношение».
Это были не простые люди. Они находились на высочайшем духовном уровне. Их тела с готовностью исполняли все заповеди. А тут они вдруг почувствовали, что не в состоянии совершить пасхальное приношение. Об этом они и справились у Моше — почему мы не в силах, почему не можем? Как будто Свыше лишили возможности исполнить заповедь, и тела не желают действовать.
На это Моше им ответил, что для них время пасхального приношения еще не наступило, их срок — через месяц, 14-го ияра — «во втором месяце, в четырнадцатый день в предвечерние сумерки» (Бамидбар, гл. 9, ст. 11).
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
5. Пригласили в гости. Можно ли взять с собой друга?
Моше приглашает своего тестя в Израиль. Об этом читаем: «И предложил Моше Ховаву, сыну Реуэля из Мидьяна, своему тестю: Мы направляемся в место, которое Всевышний обещал нам. Давай, пойдем с нами, и мы сделаем тебе добро, то, что обещано Израилю Творцом» (Бамидбар, гл. 10, ст. 29).
Ховав — это новое имя Итро. А Итро, как известно, уже посещал Моше и сынов Израиля. Только в тот раз Моше тестя своего в Израиль не приглашал, но после теплого приема отпустил его обратно. Как сказано: «И отпустил Моше своего тестя, и тот вернулся в свою страну» (Шемот, гл. 18, ст. 27).
Возникает вопрос — что изменилось с тех пор?
Поясню это притчей.
Богач прибыл в большой город. Там он познакомился с местным жителем, подвизающимся по коммерческой части. Коммерсант решил, что с таким состоятельным человеком неплохо бы завязать дружеские отношения. Как знать, может, он пожелает вложиться в его предприятие. И он пригласил нового знакомого к себе домой отобедать.
— А, что у тебя сегодня на обед? — поинтересовался богач.
— Не переживай, голодным не останешься.
В назначенный час богач прибыл вместе со своим слугой.
— А слугу-то я не приглашал, — заметил хозяин, пропуская гостей в дом.
Впрочем, обед прошел весьма сносно. И на следующий день, торговец снова пригласил богача на обед.
— Чем будешь потчевать?
— Сперва аперитив, как раз откроем бутылку, затем — шесть видов холодных закусок, на первое у нас будет луковый суп в хлебе, потом жареная скумбрия, сегодня был хороший улов. А еще мы зарезали барана, так что главным блюдом будет его нога, запеченная в пряной зелени, кстати у него их четыре. Ну, и на десерт — кофе по-турецки и шоколадный мусс.
К обеду богач пришел один.
— А где же твой слуга?
— Вчера же ты был недоволен, что я его взял с собой…
— Так вчера я сказал, что ты не останешься голодным. Ты, но не кто-то еще. Поэтому взять с собой слугу, было необдуманным поступком. Ведь, еды могло и не хватить на вас двоих. Но сегодня, я тебе перечислил все меню. И ты точно знал, что еды достаточно, чтобы объестся не только нам…
Всевышний обещал народу Израиля землю, но в каком размере — не было известно. Поэтому Моше в первый приход Итро — не мог предложить ему присоединиться. Ведь для него земли могло и не хватить. Но когда стали известны границы Израиля, Моше увидел, что и для его тестя там найдется кусок земли.
И действительно, сыновья Итро получили надел в лучшей части Йерихо (см. Шофтим, гл. 1, ст. 16).
на основе комментария Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
Автор текста Мордехай Вейц