Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «БЕhААЛОТХА»

 

Место в Торе: Четвертая книга Торы — Бамидбар, гл. 8, ст. 1 — гл. 12, ст. 16.

 

Почему она так называется?

Вторая фраза главы начинается так: «Скажи Аарону — когда будешь разжигать огонь светильников…».

Будешь разжигать на иврите — беhаалотха.

 

Обсуждение главы «Беhаалотха»

 

1. Позаботься, чтобы не угасла твоя свеча — Я позабочусь, чтобы твоя не угасла

 

В нашей недельной главе говорится о заповеди зажигания светильников Меноры. И мы читаем: «Когда возжигаешь светильники…» (Бамидбар, гл. 8, ст. 2).

В оригинале здесь использовано выражение «беhаалотха» (когда возжигаешь). Оно и стало названием главы. Впрочем, это выражение звучит несколько вычурно, и непонятно, почему выбрано именно оно. Ведь можно было написать — «беадликеха» (когда зажигаешь), что, казалось бы, проще и понятней.

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) на основе сказанного в Талмуде (трактат Шаббат, лист 21) пишет, что было важно, чтобы пламя в светильниках Меноры стремилось ввысь, возносилось. Следовательно, светильники Меноры полагалось не просто зажечь, но зажигать до тех пор, пока огонь хорошенько не займется, и пламя не начнет возносится ввысь само по себе. Поэтому и написано в Мидраше Сифра: «Когда возжигаешь», а не «когда зажигаешь».

Отсюда следует, что, зажигая субботние свечи или свечи Хануки, нужно зажигать первую свечу до тех пор, пока ее пламя как следует не разгорится — так, что она будет гореть в полную силу — и только затем переходить к зажжению следующей свечи. Некоторые подносят горящую спичку к свече, и лишь, пламя лизнет фитиль, торопятся к следующей. Это неправильно, так поступать нехорошо.

Отсюда, — добавляет Раши, — наши мудрецы делали вывод, что перед светильником имелась ступень, стоя на которой коэн гадоль (главный служитель в Храме или Мишкане — Переносном Храме) заправлял светильники Меноры.

Высота Меноры равнялась росту среднего человека. И непонятно, для чего перед ней устроили возвышение. Ведь Аарон вполне справился бы с ее обслуживанием и, стоя на земле.

Дело в том, что голову главного коэна венчал «циц» — золотая пластина, на которой были выгравированы слова «свято для Всевышнего». И ему нельзя было поднимать руки выше цица. Возвышение перед Менарой, на которое поднимался коэн, это гарантировало.

Царь Давид о зажигании свечи или светильника говорит: «…Ибо Ты возжигаешь светильник Мой» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 18, ст. 29).

Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 31). Ведь написано: «Свеча Всевышнего — человеческая душа» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 20, ст. 27).

Коэн гадоль зажигал светильники Меноры, а Всевышний, в Свою очередь — поддерживал горение в душе человека.

«Позаботься, чтобы горела Моя свеча, и Я позабочусь, чтобы не угасла твоя» — говорит Творец мира..

Человеческая душа и Тора — уподоблены свече. О душе сказано, что «свеча Всевышнего — человеческая душа». А о Торе говорится: «заповедь — это свеча, а Тора — ее свет».

Если человек бережет свечу Творца — Тот бережет свечу этого человека.

Человеческая душа — свеча в руках Всевышнего. Ведь Он решает, когда ей спуститься в наш мир, и когда вернуться к Нему.

Тора и заповеди — свеча Всевышнего в наших руках. Если мы изучаем Тору и выполняем заповеди, заботимся о свече Творца — Творец будет заботиться о наших душах, поддерживая в них жизнь в виде горения.

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша–Германия, первая половина 18-го века)

 

 

2. Как зажечь Менору в наши дни

 

Одно из правил зажигания Меноры состоит в том, что «все семь ее светильников, — как сказано в тексте нашей недельной главы, — должны светить по направлению к средней линии Меноры» (Бамидбар, гл. 8, ст. 2)..

Теилим). Во многих сидурах (еврейских молитвенниках) этот псалом печатают в форме Меноры. И — не случайно. Ведь он состоит из семи фраз (если не считать первую, вводную, каждая из которых соответствует стволу Меноры) и 49-ти слов, соответствующих 49-ти украшениям Меноры.

Тот, кто читает этот Псалом каждый день, подобен коэну, зажигающему Менору в Храме.

Лучше всего произносить этот Псалом на рассвете, с первыми лучами солнца. С произносящим его — не должно случиться в этот день ничего дурного.

Некоторые просят софера (переписчика Свитков Торы) написать этот Псалом на особом пергаменте (клафе), вставляют его в рамку и вешают на стену. Потому что его текст содержит несколько Имен Всевышнего, позитивно влияющих на окружающую атмосферу, возвышая ее, духовно ее обогащая.

В предыдущей недельной главе (Насо) рассказывается о приношениях, совершенных главами колен в Мишкане (Переносном Храме).

Нашу недельную главу открывают законы зажжения Меноры.

Есть ли связь между этими темами?

На этот вопрос отвечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).

Когда Аарон увидел приношения глав колен, сердце его смутилось, потому что он не был с ними при этом — ни он, ни его колено.

В Мидраше Танхума говорится, что Всевышний сказал ему:

— Твой удел — больше их удела, ведь ты возжигаешь и направляешь светильники…

Из-за наших прегрешений до сих пор нет у нас Храма и нет главного коэна, который зажигал бы Менору. Да и Меноры у нас — тоже нет.

Впрочем, возможность ее зажигать — осталась. Ведь все в нашем мире имеет свои аналоги в духовных мирах. И та Небесная Менора никуда не делась. Поэтому, читая 67-й псалом, состоящий из 7-ми фраз и 49-ти слов, в соответствии с составными частями Меноры, мы тем самым зажигаем Менору в духовных мирах.

 

на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(Хида; Эрец Исраэль,18-й век)

 

 

 

 

3. Семь светильников Меноры и семь книг Торы

 

Наша недельная глава открывается правилом зажигания Меноры — «по направлению к средней линии Меноры должны светить семь ее светильников» (Бамидбар, гл. 8, ст. 2).

Многие, готовясь к утренней молитве, читают порядок служения, проходившего в Иерусалимском Храме.

В трактате Талмуда Йома (лист 33) приведены слова Абайе (один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне; первая половина 4-го века), что коэн зажигал Менору на заходе солнца. Но начинал готовиться к этому с утра.

Горевшие всю ночь светильники гасли к утру — все кроме западного, который чудесным образом продолжал гореть. И коэн гадоль (главный служитель в Храме) утром убирал сажу и копоть и приводил в порядок фитили.

Обратите внимание, что сначала он чистил и приводил в порядок пять светильников, затем переходил к приношению тамид (постоянному), а после этого снова возвращался к Меноре и завершал подготовку светильников к новому зажжению.

Возникает вопрос: чем вызван этот странный порядок? Почему бы не выполнить подготовку всех светильников Меноры от начала и до конца, а по завершению — перейти к осуществлению приношения тамид?

В книге Зогар говорится, что семь светильников Меноры соответствуют семи книгам Торы.

Семи? Но ведь их, как мы знаем — пять! Откуда взялось число семь?

Дело в том, что есть традиция, согласно которой, книга Бамидбар делится на три части, каждая из которых имеет статус отдельной книги.

Что же это за части?

В середине нашей главы есть фрагмент текста, который находится между двумя перевернутыми буквами нун — так он выделен. Это — две фразы. Одна начинается словами — «И было, когда отправлялся Ковчег в путь» (Бамидбар, гл. 10, ст. 35). Другая — «А когда останавливался…! (там же, ст. 36).

Таким образом, от начала Бамидбар и до первого нуна — это одна книга. Текст между двумя нунами— еще одна книга. И, наконец, от второго нуна до конца недельной главы Бамидбар — третья книга.

Значит, считая книги Берешит, Шемот, Ваикра и Дварим — получаем семь книг Торы, которым соответствуют семь светильников Меноры.

И все же, более распространено деление Торы на пять книг. Поэтому, приведя в порядок пять светильников Меноры, коэн прерывался и переключался на реализацию приношения тамид.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наши дни)

 

 

 

4. Человек — это Менора

 

Написано в нашей недельной главе: «По направлению к средней линии Меноры должны светить семь ее светильников» (Бамидбар, гл. 8, ст. 2).

Человек уподоблен светильнику, а светильник — человеку.

Фитиль символизирует тело, огонь — душу. Масло и воск символизируют Тору, которую человек учит в течение жизни, заповеди, что он выполняет и совершаемые им добрые дела.

Менора соответствует человеку и по своей форме.

Ее центральная линия — туловище. Три ветви со светильниками с каждой стороны, отходящие от центрального ствола, символизируют части тела, расположенные у человека по бокам. Это — уши, руки и ноги.

В Меноре те стволы, что располагаются ниже — длиннее тех, что над ними. Точно также и у человека: ноги длиннее рук, а руки, в свою очередь — длиннее ушей.

Кроме того, Менора должна быть изготовлена из одного цельного куска золота. Также и человеку, в плане духовных качеств необходимо приобрести цельность и стремиться к истинным и вечным ценностям, не размениваясь на сиюминутное.

В Будущем мире для того, кто его удостоится, приготовлены четыре предмета: стол, стул, кровать и светильник. И от человека, от его добрых дел, которые он совершал, зависит, будет ли гореть этот светильник. И если будет — то, насколько ярко.

Семь светильников Меноры дают намек на семь входов, находящихся в голове человека (глаза, уши, ноздри и рот), с помощью которых он контактирует с внешним миром.

Чтобы душа человека светила, он должен через эти врата проверять на духовную чистоту и святость все то, что в него входит, а также и то, что он посылает через них другим людям.

В Танахе есть такая фраза: «От лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих» (книга пророка Михи, гл. 7, ст. 5).

Кто лежит на лоне каждого из нас?

Душа.

С рождения человека и вплоть до ухода его из этого мира, она лежит в нем. А по истечении 120-ти лет, на Небесном Суде душа даст «»свидетельские показания» о жизни человека.

Она прекрасно помнит каждое высказывание, что вышло из уст, и каждый поступок. Поэтому нужно тщательно обдумывать свои слова и действия, и стараться избегать ошибок…

 

на основе комментария раби Иешаягу hа-Леви Горовица

(был главным раввином ашкеназских евреев в Иерусалиме, автор комментариев к Торе и Талмуду, объединенных под общим названием «Шней Лухот hа-Брит», в аббревиатуре — А-Шла; Чехия – Польша – Германия – Израиль; вторая половина 16-го – первая половина 17-го вв.)

 

 

 

5. Какая трудность была у Моше

 

Всевышний объясняет Моше, как должна выглядеть Менора, говоря: «И вот устройство Меноры…» (Бамидбар, гл. 8, ст. 4).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), ссылаясь на Талмуд (трактат Mенaxoт, лист 29), пишет, что Всевышний показал Моше, как в точности должна выглядеть Менора, потому что ее изготовление вызвало у него затруднение.

В книге Зогар говорится, что три вещи спровоцировали у Моше затруднение: Менора, половина шекеля и новомесячье (рош ходеш). Намек на это заключен в имени Моше, каждая из букв которого намекает на одну из этих трех вещей. Давая повеления о Меноре, о пожертвовании половины шекеля и о новомесячье, Всевышний, всякий раз, использует выражение «и вот». Потому что этим «и вот» сопровождалась наглядная демонстрация того, что провоцировало трудности в понимании.

О пожертвовании половины шекеля читаем: «Вот что пусть они дадут, всякий, проходящий подсчет: половину шекеля по весу шекеля священного» (Шемот, гл. 30, ст. 13). Говоря это, Всевышний сопровождал свою речь демонстрацией огненной монеты.

О новомесячье сказано: «Вот этот месяц для вас — глава месяцев» (Шемот, гл. 12, ст. 2). Говоря это, Творец продемонстрировал Моше только что народившуюся луну, и произнес: «когда увидите такое — знай, что наступил рош ходеш».

Возникает вопрос: какие сложности встали перед Моше, когда Всевышний провозгласил: «и вот устройство Меноры»?

Очевидно, камнем преткновения стало условие изготовления Меноры со всеми ее деталями и украшениями из одного цельного куска золота.

Кроме того, Моше знал, что все, что важно и имеет значение в нашем мире — отображением того, что существует в духовных мирах. Значит, Менора в Мишкане (Переносном Храме) или в Иерусалимском Храме — отображение Меноры, находящейся в более высоких мирах. И зажигая Менору в Храме, коэн также, одновременно с этим, возжигает Менору духовных миров.

Но как человек из плоти и крови способен производить действия в высших, необычайно духовных мирах?

Человек, выполняя Волю Творца, осуществляя, казалось бы, совершенно материальные действия, на самом деле вносит серьезные изменения во всю систему мироздания — так, что они ощущаются на всех «этажах», вплоть до самого верха.

Всевышний объяснил Моше одну из целей, ради которых зажигают Менору. Благодаря этому, множество сынов Израиля обрели способность воспринимать тексты Торы.

Автор текста Мордехай Вейц