Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «БАМИДБАР»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 1, ст. 1 — гл. 4, ст. 20.

 

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: “И Творец говорил с Моше в пустыне Синай…”.

В пустыне на иврите — бамидбар.

 

Обсуждение главы «Бамидбар»

 

1. Происхождение определяет наклонности

 

Нашу недельную главу открывает повеление Всевышнего о всеобщей переписи мужчин. Написано: «Определите число всей общины сынов Израиля по их семействам, по отчим домам, по числу имен, всех мужского пола поголовно» (Бамидбар, гл. 1, ст. 2).

В Мидраше Ялкут Шимони говорится, что народы мира позавидовали, что не они, но — сыны Израиля получили Тору.

— Почему их Всевышний приблизил, а нас нет? — недоумевали они.

— Тоже хотите Тору? — был им ответ. — Тогда принесите ваши родословные и докажите, что и у вас происхождение не хуже.

Но разве происхождение влияет на соблюдение заповедей Торы? Ведь перед ее законами — все равны. Как сказано: «Все вы стоите сегодня перед Всевышним: главы родов, старейшины, геры, дровосеки и водоносы» (Дварим, гл. 29, ст. 9-10).

А пишет, что Венец коэнов (коэны — служители в Храме) дан Аарону и его потомкам, — пишет Рамбам (раби Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век). —  Царская корона завещана Давиду и его потомкам (через сына Давида, царя Шломо). Но венец Торы не отдан никому, он лежит и пылится в дальнем углу, и любой может овладеть им.

Выходит, что для изучения Торы — не требуется какое-то особое происхождение. Почему же Всевышний велел народам мира предъявить родословные?

Учителя обсуждают в Талмуде (трактат Эрувин, лист 13) вопрос: стоит ли душе человека приходить в наш мир, или, может, лучше оставаться рядом со своим источником, рядом с Творцом?

В итоге, они приходят к выводу, что раз уж ты родился, то анализируй свои поступки и контролируй свои действия.

Маѓарша (великий комментатор Талмуда, Польша, 16-й век) разъясняет логику сказанного в Талмуде.

Как известно, в Торе — 613 заповедей. Из них 248 повелительных и 365 запретительных. Если исходить из того, что человек рождается для действия (для бездействия не нужно и рождаться), то выходит, что действием, поскольку запретов больше, он скорее нарушит запрет, чем выполнит повелительную заповедь.

Но каким образом анализ и контроль, предложенные Учителями, способны исправить ситуацию?

В другом трактате Талмуда (трактат Кидушин, лист 40) сказано, что хорошую, позитивную мысль Всевышний присоединяет к действию, а дурную — нет.

То есть, если благородному поступку предшествовала соответствующая мысль, то человек получит награду и за нее тоже, а не только за поступок. Но когда злодей замышляет очередные козни — после их реализации, он будет наказан не только за них, но и за свои преступные мысли.

Теперь нам легче понять вывод Учителей. Когда душа приходит в этот мир, у нее больше шансов провалиться, нежели с честью выдержать испытание. Поэтому человеку надлежит анализировать и проверять, какую еще заповедь он может выполнить.

Но и этого недостаточно. Его мысли постоянно должны крутиться вокруг исполнения заповедей. Тогда это будут хорошие, добрые мысли. А их, как известно, Всевышний добавляет к заповедям. И, значит, шансы на победу удвоятся. А с такими шансами не грех посетить наш бренный мир.

В Иерусалимском Талмуде (трактат Пеа, гл. 1) отмечается одна важная подробность: Всевышний не оценивает добрые намерения народов мира, а вот злые — очень даже оценивает. Он присоединяет их к преступлениям и в полной мере взыскивает и за злодеяние и за мысль о нем.

Например, написано: «Арамеец хотел погубить моего отца» (Дварим, гл. 26, ст. 5).

Здесь идет речь о Лаване, который погнался за Яаковом, чтобы расправиться с ним. Точнее — не только с ним, но и с его потомством. Всевышний, в последний момент удержал Лавана. А когда пришло время выбирать наказание — приговор был вынесен такой, будто Лаван осуществил задуманное.

Возникает вопрос: откуда такое неравенство? Почему сыны Израиля, вдобавок к награде за добрые дела, бонусом получают награду за позитивные мысли, в то время как представители народов мира, в нагрузку к наказанию за свои преступления, должны получать наказание и за злодейские замыслы?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять один важный принцип.

Есть заповеди, которые человек должен исполнять только по доброй воле, по собственному желанию. К таким заповедям относится разводное письмо. (в нашей традиции — гет). Его, гет, муж при разводе дает жене. Не получив гет — женщина не может повторно выйти замуж.

Бывает, муж уходит от жены и отказывается дать ей гет. В этой ситуации женщина лишена прежней семейной жизни, а новую создать — не вправе.

Рамбам пишет, что к несговорчивому мужу разрешено применять различные средства воздействия, включая физическое, пока он не согласится дать гет.

Но разве можно к этому принуждать? Ведь гет дается по собственному желанию?

Рамбам объясняет, что любой еврей, конечно же, хочет исполнять Волю Всевышнего, соблюдать Его заповеди и установления Мудрецов. Только его дурное начало, йецер hа-ра, мешает ему это делать. Йецер путает человека, сбивает его с дороги. И физическое воздействие применяется только для того, чтобы нейтрализовать дурное влияние, чтобы у человека открылись глаза. Чтобы его изначально добрая сущность вышла на первый план.

Итак, мы видим, что сыны Израиля, в силу своего происхождения от Авраама, Ицхака и Яакова, а также — от больших раввинов и Мудрецов Торы, которые, несомненно, есть в роду, практически каждого еврея, по своей природе — добрые, порядочные и достойные люди, любящие Творца и Его творения, почитающие Его Тору и заповеди. И только, тяжесть галута (изгнания), ненависть и зависть народов мира накладывают свой отпечаток. Но все же не преступления, но — добрые дела характерны для потомков Моше и Аарона, царя Давида и раби Акивы (величайший Учитель Мишны, 2-й век). Поэтому хорошие, позитивные мысли записываются им в актив, наряду с заповедями и благородными поступками.

От кого же происходят народы мира?

От тех, кто отверг Тору, от жестоких язычников, приносивших человеческие жертвы своим идолам.

Что за плоды спеют на дереве, корни которого пропитаны ядом? Не удивительно, что даже если по какой-то причине они не смогли довести до конца свои злые замыслы — Всевышний спросит с них сполна.

Теперь понятно, почему на претензии со стороны народов мира Творец велел им предъявить родовые книги. Ведь, почти у всех в роду гонители евреев, отрицатели Торы, злодеи, захватчики, разрушители.

Но если кому-то из них удается преодолеть свое естество и удержаться от разрушения мира, а, вдобавок — поддерживать сынов Израиля и оказывать помощь в их служении и побуждать их к выполнению заповедей — такой человек, безусловно, удостоится награды.

 

на основе комментария рава Шалома Бергера из Мишкольц

(глава хасидской общины Мишкольц, Петах-Тиква, Израиль, наше время)

 

 

2. Родословие против жалобной книги

 

Написано в недельной нашей главе: «Определите число всей общины сынов Израиля по их семействам, по отчим домам, по числу имен, всех мужского пола поголовно» (Бамидбар, гл. 1, ст. 2).

Согласно повелению Всевышнего, подсчитывалась численность всего народа и каждого рода в отдельности, и также — фиксировалось происхождение каждого еврея и принадлежность его к тому или иному колену отцов.

В Мидраше Ялкут Шимони говорится, что когда сыны Израиля получили Тору, это вызвало зависть у народов мира. И они начали жаловаться и предъявлять претензии.

— Почему их Всевышний приблизил, а нас нет? — вопрошали они.

— Тоже хотите Тору? Тогда принесите ваши родословные и докажите, что и у вас происхождение не хуже.

Мы видим, что на требование — дайте жалобную книгу — Всевышний ответил требованием предъявить книгу родовую.

Но что в этом такого? Народы мира тоже строили свои родовые деревья. Подтверждения этому имеются в Торе. Написано, например: «И вот родословие Ишмаэля» (Берешит, гл. 25, ст. 12). Или — «А вот происхождение Эсава» (там же, гл. 36, ст. 1).

Известны королевские династии. Да, что там короли — сейчас породистых собак продают с полной родословной.

Тогда в чем же ее ценность, и как она может повлиять на право обладания Торой?

У сынов Израиля отношение к своему происхождению отличается от общепринятого. В мире каждое новое поколение считает себя более продвинутым, более знающим, более развитым, чем все предыдущие. Молодой парень в наушниках, уткнувшийся в экран сотового телефона, думает, что ушел далеко вперед от своего отца, и тем более — деда.

У сынов Израиля принято уважать предыдущие поколения, восхвалять их и восхищаться ими, считать их более праведными, более духовными. Мы не стыдимся своего местечкового дедушки, мы стыдимся перед ним.

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 112) сказано: если мы знаем, что наши предки подобны малахим (мн. ч. от слова малах — в условном переводе «ангел»), тогда мы — люди. Но если мы думаем, что они — простые люди, тогда мы подобны ослам. Причем, даже не дотягиваем до умных и благочестивых осликов раби Ханины бен Досы (великий ученый Торы, 1-й век) и раби Пинхаса бен Яира (2-й век).

Всевышний даровал Тору сынам Израиля потому, что они почитают своих предков, с благоговением примут от них Тору в наследие и передадут ее своим детям и внукам, как величайший дар, как истинную ценность.

Народы мира, если бы и получили Тору, то в более поздних поколениях сочли бы необходимым сделать ее более толерантной, более прогрессивной и либеральной. Словом — не оставили бы от нее камня на камне.

Поэтому Всевышний потребовал от них предъявить родословие, то есть — продемонстрировать свое отношение к предкам, к истории, вспомнить сколько раз ее переписывали, сколько раз отрекались от своего прошлого.

Все это недостойно Торы. Поэтому народам мира, вместо нее — досталась жалобная книга. Они в нее записывают свои претензии к прошлому.

 

на основе комментария Хатам Софера

(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

3. Победил сам и обеспечил победу потомкам

 

Написано в нашей недельной главе: «Определите число всей общины сынов Израиля по их семействам, по отчим домам, по числу имен, всех мужского пола поголовно» (Бамидбар, гл. 1, ст. 2).

Мы видим, что происхождению человека, его родословию Всевышний отводит важную роль. И не случайно. Ведь если бы сыны Израиля не обладали требуемой родословной, дарование им Торы не состоялось бы.

В Мидраше Ялкут Реувени говорится, что, когда Всевышний собирался даровать Тору сынам Израиля, этому попытались воспрепятствовать малахим (мн. ч. от слова малах — в условном переводе «ангел»).

— Неужели Ты решил лишить нас этого сокровища? — спросили они.

— В Торе сказано: «Не вари козленка в молоке матери его» (Шемот, гл. 23, ст. 19). Вы же, когда спускались на землю и посещали Авраама, ели мясное вместе с молочным. Вот, как это было — «И взял он сливок и молока, и тельца, которого приготовил, и поставил пред ними» (Берешит, гл. 18, ст. 8).

Получается, что малахим, спустившись в наш мир, пренебрегли запретом Торы смешивать мясное с молочным. И за это, спустя столетия, когда пришло время, Тора была дарована сынам Израиля, обитающим, как известно, отнюдь, не на Небесах и не в тех мирах, где обычно пребывают малахим.

Но как Авраам, о котором сказано в Талмуде (трактат Кидушин, лист 82), что он соблюдал всю Тору, мог потчевать своих гостей молочным вместе с мясным?

Рамбан (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.) пишет, что наши праотцы готовили почву для своих потомков, для их успеха. Это и произошло на трапезе у Авраама. Поставив перед малахим молочные блюда вместе с мясным, он тем самым бросил им вызов. А они съели.

Авраам это сделал ради грядущих поколений своих потомков. Он дал им козырь и возможность одолеть малахим в споре за получение Торы.

Теперь продолжим рассматривать фрагмент, описывающий те события.

Итак, Авраам поставил перед гостями блюда из молока и мясное блюдо. А далее написано: «И он стоит над ними под деревом, а они ели» (Берешит, гл. 18, ст. 8).

«Стоит над ними» — означает, что одолел их. Так победитель стоит над поверженным соперником.

«Под деревом» — намек на достижение цели. Здесь имеется в виду Тора, которую еще называют «Деревом жизни». Победа Авраама открыла путь его потомкам к получению Торы.

«А они ели» — признание поражения.

Но не только малахим претендовали на Тору.

В Мидраше Ялкут Шимони говорится, что в то время, когда сыны Израиля получили Тору, народы мира позавидовали им и начали жаловаться и предъявлять претензии.

— Почему сынов Израиля Всевышний приблизил, а нас нет? — недоумевали они.

— Тоже хотите Тору? Тогда принесите ваши родословные и докажите, что и у вас происхождение не хуже.

«Причем здесь происхождение?» — спросите вы.

Дело в том, что Авраам, прародитель сынов Израиля, победил малахим. В то время, как праотцы народов мира — не позаботились о будущем своих потомков.

Вот Всевышний и объявил: если вы происходите от Авраама — можете получить Тору. Если среди ваших праотцов он не числится — у вас нет никакого преимущества перед ангелами. И Тора вам — не полагается.

Но ведь Ишмаэль — сын Авраама?

Однако Творец постановил — «Только в Ицхаке наречется тебе потомство» (Берешит, гл. 21, ст. 12).

А у Ицхака был сын Эсав.

Об этом Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии к книге Берешит (гл. 28, ст. 15) пишет: то, что Всевышний обещал Аврааму о его потомстве, Он обещал Яакову, но — не Эсаву. Он не сказал ему: «Ицхаком наречется потомство твое», но — «в Ицхаке…». То есть — подразумеваются не не все потомки Ицхака, но только Яаков.

Таким образом, Тора преподносит нам важный урок: совершая тот или иной поступок — необходимо думать не только о сиюминутных последствиях, но и о том, как он повлияет на судьбу наших потомков в грядущих поколениях.

 

на основе комментария рава Шалома Бергера из Мишкольц

(глава хасидской общины Мишкольц, Петах-Тиква, Израиль, наше время)

  

 

 

Автор текста Мордехай Вейц