Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «БАЛАК»
Место в Торе:
Бамидбар, гл. 22, ст. 2 — гл. 25, ст. 9.Почему она так называется?
Название дано по имени, которое употреблено в первой фразе главы: «И увидел Балак, сын Ципора, все, что совершил Израиль с эмореями».
Обсуждение главы «Балак»
1. Балак и Карнеги
В нашей недельной главе рассказывается о том, как Балак, который «был царем Моава в ту пору» (Бамидбар, гл. 22, ст. 4), отправил гонцов к Биламу, известному злодею. Они должны были передать Биламу послание, которое содержало такой текст: «Вот народ вышел из Египта, и покрыл он всю землю, и расположился он против меня. Пойди же, прокляни для меня этот народ, ибо он сильнее меня» (Бамидбар, гл. 22, ст. 5-6).
Возникает вопрос: зачем Балак сообщает Биламу, что евреи вышли из Египта? Разве для царя Моава это новость?
Это событие уже успело понаделать шуму в мире. В Торе об этом читаем: «Услышали народы (об исходе из Египта) и содрогаются, трепет объял жителей Плешета…» (Шемот, гл. 15, ст. 14).
Зачем сообщать искушенному в региональной политике Биламу то, что известно любому ребенку?
В Талмуде (трактат Сота, лист 11) сказано, что Билам был советником фараона. Из книги Зогар (о ней — см. на сайте ответ «Зоѓар — кем и когда написан?», № 1449) узнаем, что Билам колдовством и заклятиями закрыл границы страны. Так, что ни один раб, как подчеркивают Учителя в Мидраше (Мехильта, на недельную главу Итро), не мог покинуть Египет.
Кроме того, чтобы извести еврейский народ или, по крайней мере — значительно сократить его численность, Билам подал фараону идею возложить на сынов Израиля каторжные работы, поработить их, подвергнуть тяжелым испытаниям и издевательствам, сделать их жизнь невыносимой. Все советы и рацпредложения Билама были приняты на вооружение и реализованы.
Такие люди, как Балак и Билам, в общении друг с другом не тратят время на пустые фразы, не содержащие никакой новой информации. Они знают: время слишком дорого, чтобы тратить его на обмен банальностями. В их словах, не представляющих интереса для постороннего уха, есть скрытый смысл. Именно в нем, в скрытом смысле, содержащемся в письме Балака Биламу — ключ к пониманию нашей недельной главы.
Балак укоряет Билама, что тот зря проедал фараонову зарплату. Обещал новейшие достижения в колдовстве, обещал, что даже муха не пролетит через египетскую границу. И вот — целый народ покинул пределы египетской империи. Сколько труда было вложено в организацию каторги для евреев в Египте! Сколько государственных средств истрачено на то, чтобы их жизнь стала невыносимой! Какая изобретательность проявлена в пытках и изощренных издевательствах! Каков же результат? Извели народ? Истребили? Хотя бы уменьшили его численность и ослабили?
То есть во фразе «Вот народ вышел из Египта» Билам должен был прочесть упрек: не должны были выйти, но — вышли.
«Покрыл он всю землю и расположился он против меня, — с горечью констатирует в своем письме Балак, — да и сильнее меня он».
— Но я считаю, что этот орешек тебе по зубам, — не теряет надежды Балак. — Пойди же, прокляни для меня этот народ.
Политтехнологам, социологам, психологам — всем этим авторам пособий «Как влиять на людей и обводить друзей вокруг пальца» есть, чему поучиться у Балака.
Балак обращается к профессиональной гордости Билама.
— В Египте ты конечно «накосячил», — отмечает он. — Но я в тебя верю. Ведь, как сказано в тексте нашей недельной главы, «кого ты благословляешь — благословен, а кого проклянешь — будет проклят» (Бамидбар, гл. 22, ст. 6). И тогда — «быть может, я одолею его, и мы нанесем ему удар, и изгоню я его с земли» (там же).
Главное — не жалеть красок при описании светлого будущего, ради которого мы хотим кого-то заставить вкалывать. Знакомо, не правда ли?
По умению находить нужную мотивацию Балак — ну, просто «Дейл Карнеги» (один из создателей теории общения) своего времени. Если бы он, Балак, надумал открыть курс или провести специальный тренинг — многие из сегодняшних «властителей дум» с удовольствием, думается, записались бы к нему в ученики.
на основе комментария раби Хаима бен Атара
(Ор hа-Хаим — один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль,
первая половина 18-го века)
2. Билам и презрительная интонация
И вот к Биламу приходят люди Балака с посланием. В Торе об этом читаем: «И пошли старейшины Моава и старейшины Мидьяна, и ворожба у них в руках, и пришли они к Биламу, и говорили ему речи Балака» (Бамидбар, гл. 22, ст. 7).
Билам оставляет их на ночлег. А ночью ему является Всевышний и задает вопрос: «Кто эти люди?» (Бамидбар, гл. 22, ст.9).
Вопрос, конечно же, звучит, по меньшей мере, странно. Неужели Всевышний не знает, что за люди и с какой целью заявились к Биламу? Ведь Всевышнему все известно. Значит, выражение «кто эти люди» — это вовсе не вопрос.
В Танахе (первая книга пророка Шмуэля, гл. 25) рассказывается, как Давид отправил отроков к Навалу и попросил у него немного продовольствия — в оплату за то, что он со своими людьми охранял от разбойников стада Навала.
И вот что неблагодарный Навал отвечает на скромную просьбу Давида: «Кто такой Давид, и кто сын Ишая?! Ныне много беглых рабов развелось...» (первая книга пророка Шмуэля, гл. 25, ст. 10).
Навал прекрасно осведомлен, кто такой Давид, если ему даже известно, что отца Давида зовут Ишай. Выражение «кто такой Давид» — не вопрос вовсе, но — демонстрация презрительного отношения. Давид? Да, кто он вообще такой?! Генерал ватаги беглых рабов...
Такой же смысл имеет и обращение Всевышнего к Биламу: «Что это за людишки к тебе пришли? Да им вообще здесь не место…
Билам понял укор Всевышнего. Поэтому ответил: «Балак, сын Ципора, царь Моава, послал их ко мне» (Бамидбар, гл. 22, ст. 10). Все же царь отправил их сюда. А посланник царя, как сам царь.
Поняв, что командировка в Моав не состоится, Билам, уловивший презрительную интонацию в словах Всевышнего, использует ее для отказа посланникам Балака. «Ступайте отсюда на вашу землю, — говорит он им, — ибо нет на то соизволения Всевышнего, чтобы я пошел с вами" (Бамидбар, гл. 22, ст. 13).
В этой фразе слышится высокомерие и презрение.
Всевышний говорил с Биламом ночью, а уже рано утром, тот отправил своих гостей восвояси.
К чему такая спешка?
Чтобы не кормить их завтраком. Людишки-то — ничтожные. Стало быть, нечего с ними церемониться.
Авраам, будучи в летах и испытывая боль после обрезания, в жару поджидал гостей, и, завидя путников издали, бросился им навстречу, чтобы случайно не прошли мимо.
Гости Авраама выглядели простыми кочевниками, но он распорядился накрыть для них стол, подать лучшие блюда и лично обслуживал их, когда они ели.
Билам же постарался поскорее отделаться от своих гостей, пока не наступило время завтрака.
на основе комментариев рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
и
раби Хаима бен Атара(Ор hа-Хаим — один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль,
первая половина 18-го века)
3. Благословение из проклинающих уст
Отправляя посланцев к Биламу, царь Моава Балак наказывает им, среди прочего, передать интересную фразу: «Я знаю, что кого ты благословляешь — благословлен, а кого проклянешь — будет проклят» (Бамидбар, гл. 22, ст. 6).
Эта фраза воспринимается констатацией факта. Осталось только выяснить, какого именно?
Действительно, конструкция этой фразы выглядит несколько странноватой: тот, кого ты благословляешь — уже благословлен, а кого проклинаешь — будет (в будущем) проклят.
Что быстрее действует, чем проклятие? И вообще, как-то трудно представить человека, в равной степени владеющего искусством проклинать и благословлять.
Тот, кто хоть мало-мальски знаком с историей Билама, понимает, что от такого человека меньше всего следует ожидать благословений. Ведь его «конек» — проклятия.
У Билама был, что называется — «недобрый глаз» (на иврите — аин hа-ра). Он мог сглазить любого (подробнее о сглазе — см. на сайте, к примеру, в ответе «Мою дочь сглазили. Что делать?», № 1914). Кроме того, он знал точное время Гнева Всевышнего, когда вступала в действие мера суда. К этому часу он и подгадывал свои проклятия — чтобы многократно увеличить силу проклятий, чтобы они подействовали наверняка.
Разве от такого злодея можно ожидать благословений?!
Всевышний наделил Билама пророческим даром высокого уровня.
В Торе читаем: «И не было в Израиле пророка подобного Моше» (Дварим, гл. 34, ст. 10).
В Израиле — не было. А у народов мира, как отмечают Учителя в Мидраше Сифри (в комментарии на книгу Дварим) — был. И это — Билам.
Этот чудесный дар Всевышнего злодей Билам использовал в корыстных целях, для личного обогащения. Если на Небесах решали, что кому-то должна улыбнуться удача, и он разбогатеет или, например, сделает политическую карьеру, удачно женится, родит ребенка после долгих лет бесплодия и т.п. — Билам шел к этому человеку и якобы благословлял его. Когда же Небесный приговор вступал в действие и получал свою реализацию на земле, Билам представлял это как собственную заслугу и требовал плату за это.
В наше время есть «чудотворцы», которые по предоплате готовы благословить доверчивого клиента на все, что тот пожелает. Любая бераха (благословение) — в соответствии с прейскурантом. Но, ведь Билам обладал пророческими способностями. На что же рассчитывают современные «благодетели»?
Отсутствие пророческого дара их не останавливает. Они обладают другими ценными качествами: способностью втираться в доверие, умением пускать пыль в глаза и искусством выманивать деньги.
Балак, кстати, неспроста посылает гонцов именно к Биламу. Однажды он уже был его клиентом. Царский титул достался Балаку — не по наследству. Он хоть и был знатного рода, но не из Моава. Билам, увидев, что звезда Балака восходит, поспешил «благословить» того на царство.
Балак — удивлен. Разве может быть такое? Ведь он — из Мидьяна. Наверное, злодей Билам просто решил посмеяться над ним…
Но нет, Билам не смеялся. Точнее, может и смеялся, но — потом, пересчитывая серебро и золото, полученное от Балака в награду за «благословение».
Выражаясь современным языком — Билам использовал инсайдерскую информацию.
В Мидраше Танхума рассказывается, что Билам знал, что на Небесах решение о Балаке уже принято. Осталось лишь дождаться реализации его здесь, на земле. И вот, погибает царь Сихон, и старейшины Моава, посовещавшись, объявляют Балака царем над собой.
Таким образом, Билам реально никого не благословлял. Точнее — как бы благословлял того, кого уже и так благословили Свыше. Поэтому и написано в Торе: «кого ты благословляешь — благословлен» (уже благословлен на Небесах).
Что же касается дурного глаза и проклятий — здесь Билам и сам с удовольствием проявлял инициативу. Поэтому и сказано: «кого ты проклинаешь — будет проклят». Ведь на то, чтобы проклятие подействовало — требуется время.
на основе комментария
раби Хаима бен Атара(Ор hа-Хаим — один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль,
первая половина 18-го века)
4. Палка вместо посоха
И вот Билам садится верхом на ослицу отправляется проклинать сынов Израиля. Но ослица, как рассказывается в Торе, трижды выказывает непослушание. И Билам, как написано в нашей недельной главе, трижды «бил ослицу палкой» (Бамидбар, гл. 22, ст. 27).
Но почему палкой? Ведь в те времена, отправляясь в дорогу, уважаемые люди брали с собой посох.
Билам очень хотел проклясть евреев. Но те были под защитой заслуг их праотцов — Авраама, Ицхака и Яакова.
Билам старательно проклинает, но его проклятия, отражаясь от прочной защиты, надежно окутавшей еврейский народ — переворачиваются в благословения.
Билам — пророк, он видит причину неудачи всех своих потуг. Он даже называет эту причину — в своем стиле, конечно, не прямо, а используя метафоры. «Ибо с вершины скал вижу его, — говорит он, — и с высот на него взираю» (Бамидбар, гл. 23, ст. 9).
Речь — о народе, упорно противостоящем биламовым проклятьям.
Но о каких «скалах» и каких «высотах» говорит в процитированном выше тексте Билам? Что означают эти его метафоры?
Сколько бы ни всматривался Билам в исторические истоки возникновения еврейского народа, — объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — как бы ни разглядывал их корни — он видел одно. Что они, евреи — незыблемы, как «скалы» и «высоты», и прочно стоят под защитой своих праотцов и праматерей.
Итак, скалы, притупившие зубы Биламу — это праотцы еврейского народа: Авраам, Ицхак и Яаков. С ними Биламу никак не совладать.
Но он не желает отступать. Вот Билам встает утром и сам, без помощи своих слуг, седлает ослицу…
Только до Авраама ему все равно — не дотянуться.
Об Аврааме в Торе написано: «И поднялся Авраам рано утром, и оседлал своего осла» (Берешит, гл. 22, ст. 3).
Тут следует подчеркнуть, что Авраам спешил исполнить Волю Творца. Билам же намеревался ее обойти.
Обратим внимание и на такую деталь. Авраам в своем высоко духовном порыве — опережает злодея. Ведь он встал, как отмечено в Торе — «рано утром». Во фразе, описывающей порядок действий Билама, слово «рано» — не употребляется.
Билам знает, что еврейский народ — под покровительством Всевышнего, видит заслуги праотцов, защищающие сынов Израиля. Но его желание проклясть евреев столь велико, что он пытается найти лазейку, чтобы обойти защиту, пытается нащупать ее слабые, наиболее уязвимые места.
Всевышний предупреждает Билама: даже и не думай. Расплата будет по принципу мида кенегед мида (мера за меру). Но Билам ничего не желает слышать. Он ослеплен ненавистью к евреям и жаждой получать награду, обещанную Балаком.
«Заслуги Авраама, конечно велики, — думает Билам. — Но ведь его сыном был и далекий от праведности Ишмаэль. Разве это не умаляет его заслуги?».
Как только эта мысль проскользнула в голове Билама, тут же ослица, на которой он едет — сворачивает с дороги и идет по полю. Это — ответ Всевышнего.
«Ицхак, конечно же — праведник, — продолжает рассуждать Билам. — Но ведь Эсав, сын его — злодей, злодеем, пятно на семейной биографии и брешь в системе защиты».
В ответ, ослица прижимается к стене, так что Билам больно обдирает себе ногу.
К Яакову — не подкопаешься. Он — цельная натура. К тому же, большую часть времени проводит в шатрах, шатрах учения (изучает Тору).
Нечего сказать Биламу о Яакове. И ослица, в знак его полного поражения — ложится под ним.
Каждый раз, когда ослица не слушается и своевольничает, Билам, в порыве бессильной злобы, колотит ее палкой. И произошло это, как видим — трижды. Столько же, трое, у нас праотцов.
Теперь пришло время обратить внимание на саму палку, на ту, которой Билам пытался вразумить свою ослицу.
Слово «палка» на иврите — макель. И состоит из трех букв: мем, куф и ламед.
«Мем» — последняя буква в имени Авраам, «куф» — в имени Ицхак и «ламед», соответственно — во втором имени Яакова, Исраэль.
Выходит, неспроста у Билама не было посоха. Это наши праотцы отняли его, подменив на бесполезную палку.
на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
5. Посмотри на учеников — поймешь, кто раввин
Во второй половине 18-го века в среде евреев, которые жили в Европе, возникло движение, которое получило названия «Гаскала» (правильное произношение — hаскала, что в переводе на русский язык означает — «просвещение»).
Его последователи способствовали отдалению от Торы и заповедей множества евреев во всем мире. Поэтому трудно переоценить вред, который нанесли приверженцы «Гаскалы» еврейскому народу.
Первые «просвещенцы» мало чем отличались от своих собратьев, продолжающих идти дорогой Торы. Хотя их мировоззрение уже было в значимой степени — отравлено.
Одну из общин возглавил молодой раввин, славящийся своими интеллектуальными способностями. Его красноречие и новизна идей быстро снискали ему уважение и почет в среде еврейской молодежи. Ученики и последователи жадно ловили каждое его слово. Но эти слова очень скоро стали уводить слушателей все дальше и дальше от Торы.
Да, молодой раввин увлекся идеями «гаскалы» и стал их активным пропагандистом. Под его влиянием, один за другим, молодые члены общины порывали с традиционным еврейским образом жизни, перенимая чуждые им обычаи и манеры.
К счастью, образовалась и инициативная группа, поставившая перед собой цель — избавить общину от этой напасти. Евреи, верные Торе, возвысили свой голос против раввина-отступника и потребовали его увольнения. Но раввин, а точнее — «просвещенец», занявший пост раввина ( ведь понятия раввин и «гаскала» — несовместимы), не собирался отказываться от столь хлебного места.
— Посмотрите, моя борода ничем не уступает бородам других раввинов, — нагло заявил он, — одеваюсь я также, как и они, да и знаю не меньше ихнего. Так какое право вы имеете лишать меня заработка?!
Но противники «гаскалы» не растерялись и не спасовали перед его напором.
— В трактате Авот (гл. 5, мишна 19), — взял слово один из них, — задается вопрос: в чем разница между учениками Авраама и учениками Билама?
Обратите внимание — речь идет именно об учениках. Почему?
Порой, маскиль (приверженец «гаскалы») рядится в одежды раввина. Так, что сразу и не распознаешь его. Но правда всегда всплывает в учениках. И если первые маскилим (множественное число от маскиль), вставшие на скользкую дорожку, уводящую от еврейства и Торы, еще выглядели как добропорядочные евреи, то их ученики уже вовсю барахтались в болоте чуждых традиций и верований. Большинство потомков и учеников первых маскилим порвали с еврейством и пере
Автор текста Мордехай Вейц