Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
Место в Торе
: Дварим, гл. 33, ст. 1 - конец книги Дварим.Почему она так называется?
Первая фраза начинается так: “Вот благословение, которым благословил Моше... сынов Израиля...”.
Вот благословение на иврите - ве-зот а-браха
.Обсуждение главы
Ве-зот а-браха22.09.02
При том, что мы знаем, сколь велико значение завершения всякого действия события или явления, этой короткой недельной главе, которой заканчивается текст Торы, мы обычно не можем уделить подобающее внимание. Целую неделю мы заняты праздником Суккот, и вот, когда наступает Симхат Тора, мы прочитываем этот раздел, чтобы тут же начать новый годовой цикл чтения Торы - с главы Берешит
.Между тем, комментаторы особо выделяют эту главу. И это не удивительно. Ведь она содержит предсказание судьбы всего народа и всех его колен.
В этой главе одинаково важно все. Начиная с первой фразы - «И вот благословение...»
. После того, как в предыдущих недельных главах нам предлагался выбор: исполнять Его волю, законы Торы и, соответственно - жить, или нарушать заповеди и навлечь на себя духовную гибель, после многочисленных предупреждений о последствиях наших поступков, мы читаем, наконец, - «благословение». Текст Торы завершается благословением.И это означает, что, в конце концов, Творец мира благословит нас, все наши колена, независимо от того, что нам пришлось претерпеть по пути. О том, что пережито нами, мы знаем из предыдущих глав, в которых описана наша история.
Это - обещание, что в конце пути нас ждет милосердие Всевышнего. Надежда, что мы освободимся от власти наших дурных побуждений. И эта надежда, стремление к Милосердию - ключ к пониманию, почему, преодолевая невзгоды, выживал наш народ, сохраняя и развивая нашу традицию и культуру.
Последнее слово Торы - Израиль. Как принято говорить у евреев, ахарон ахарон хавив
: «последний - самый любимый».Тора - книга Закона. Но одновременно Тора - книга о любви Творца к Своему народу и о любви Израиля к Творцу.
И особенно ясно проявляется эта любовь в праздник Симхат Тора, когда евреи охвачены весельем, радуясь, началу нового цикла чтения Книги.
Тора - бесконечна. Комментаторы, подчеркивая непрерывность циклов ее прочтения, обращают наше внимание на то, что последняя ее глава - Вез от а-браха - заканчивается буквой ламед (в слове Израиль); начинается Тора (глава Берешит) с буквы бет (в слове берешит). Вместе эти буквы составляют слово лев, что в переводе на русский язык означает - «сердце». А сердце, как известно, - символ любви...
Важен также сам факт, кто дает нам это благословение. И мы узнаем, что дает нам его Моше, как сказано о нем в Торе - моше иш а-элоким (то есть - «человек Творца», Его посланник, выполняющий волю Всевышнего). Поэтому другой, высший титул Моше - авдо (Его слуга).
Это и есть высший идеал для еврея - выполнять Волю Всевышнего, воспринимая ее, как собственное, самое сильное желание.
Обратим внимание, что имя Моше, как разъясняет Тора, означает - «человек, вытащенный из воды», которого чудом спасли. Для чего? - Чтобы спасти, - разъясняют мудрецы. Итак, Моше был «спасен, чтобы спасать».
Задача Моше - универсальна. Это, по сути - собирательный образ, некий идеал, к которому стремится каждый человек. Ведь каждый человек рожден (спасен), чтобы спасать - исполнить полученное Свыше предназначение. И, вместе с тем, Тора навеки сохранила его имя, поведав о его уникальности.
Еврейская традиция придает огромное значение личности человека. Ради развития, совершенствования своей индивидуальности душа приходит в этот мир. Если бы уникальность не имела значения, зачем было бы Творцу создавать всех разными? Чтобы потом, в результате долгого и кропотливого труда они стали неразличимыми каплями в едином потоке?
Наша традиция подчеркивает: основная задача еврейского пророка - указать человеку его особый путь в мире, чтобы он не заблудился по дороге, чтобы успел найти себя и сделать все, что ему Свыше поручено, совершенствуя в этих делах свою душу.
Совершенствовать душу - трудная задача. Поэтому Талмуд в трактате Пиркей Авот (Поучениях мудрецов) говорит: «Выбери себе учителя». Учитель поможет сориентироваться в текстах Торы, подскажет, что и как, в первую очередь, следует учить.
Вернемся к выражению - моше иш а-элоким. Слово иш (человек) в ивритском написании состоит из трех букв: алеф, йуд, шин. Точно также пишется на иврите слово эш (огонь). Буква йуд олицетворяет мудрость Творца. По ассоциации на ум приходят слова эш дат - огонь традиции или эш а-Тора - огонь Торы.
Из нескольких слов, употребляемых Торой для обозначения человека, слово иш подразумевает его силу и значимость.
Но достоинство человека в еврейской традиции определяется не столько внешними характеристиками огня - блеском, жаром, способностью «обжигать», сколько внутренней сущностью, выраженной «бесплотной» и почти невидимой буквой йуд - его мудростью, обретенной с помощью учителей, начиная с тех, которые рядом, до Моше и самого Творца.
Что подразумевает традиция под понятием «мудрость»? - В том числе и - умение жить в ладу с собой и людьми.
Правильное поведение по отношению к людям предшествует Торе, - учит еврейский Закон. О том, что такое «правильное» отношение к окружающим, говорят наши заповеди, очерчивая границы, что надо и чего не надо делать, чтобы не навредить и принести другим пользу.
Если сама Тора учит, что правильное отношение к людям - прежде всего, этим она хочет сказать, что учение без дел мертво, а если дела, воплощение принципов Торы, противоречат ей, то никакое учение проверку временем, а тем более - тысячелетиями, не выдержит.
Задача, которую ставит перед нами Тора, сложна. Мало кому удается быть похожим на Моше - максимально развить свой уникальный потенциал, не забывая при этом и о потенциале человечности в отношениях с окружающими.
Не противоречит ли одно - другому. Нет, не противоречит. Напротив, одно связано с другим. Крен в любую сторону нарушает гармонию, искажает изначальный образ человека, не дает ему возможность полностью реализовать свой целем Элоким - заложенный в человеке образ Творца.
Рассмотрим третье слово в нашем выражении - моше иш а-элоким.
Элоким, - это Творец. И в данном случае имеется в виду, что полной реализации индивидуальности и человечности можно достичь только в том случае, если человек следует путями Творца - с Его помощью и благословением.
Тогда душа, посланная в мир, может через сто двадцать лет надеяться на радостную встречу с тем, Кто отправил ее в этот мир.
Не будем углубляться в сферу сложнейших понятий, разъясняющих смысл выражения целем Элоким (образ Творца). Скажем только, эти слова и связанные с ними идеи стали камнем преткновения для многих людей. И проблема - даже не в их понимании, а в способности принять эти идеи и желании руководствоваться ими в собственных поступках и вообще - в любых жизненных проявлениях.
Впрочем, если человек не хочет осознавать саму концепцию существования Высшей Системы Управления, он, как следствие, не признает и идею Единого Руководства вселенной, отказывается понимать, что Всевышний направляет свои творения через различные испытания - к совершенству.
Что остается? - Уповать на собственные силы, на собственно, весьма ограниченное, прямо скажем, представление о принципах развития мира. «Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой», - провозгласили в свое время люди, вознамерившиеся построить «свой, новый» мир. С тех пор прошло меньше ста лет. И сегодня мы уже хорошо знаем, к чему приводит такое «бунтарство». По правде говоря, мы знали об этом и гораздо раньше - наша история дает нам немало подобных примеров (об этом мы в течение года не раз читали в Торе; см., к примеру обзор недельной главы Корах, из книги Торы Бамидбар - первый и второй годовые циклы).
Но вернемся к началу нашей главы и зададимся вопросом: почему именно Моше получил право благословлять весь народ?
Ответ очевиден: потому что Моше обладал высочайшими человеческими качествами, и Всевышний сделал его проводником Своей Воли.
И более того. Сам факт, что Моше был выделен для этой роли среди многих других, дает нам понять, что каждый из нас, добиваясь успеха на пути указанном Всевышним, может благословлять от Его имени и получать благословение...
Это и есть суть последних слов Моше перед смертью: «Счастлив ты, Израиль! Кто подобен тебе, народ, спасаемый Творцом, щитом и помощником твоим? Он - меч величия твоего, и покорными будут тебе враги твои, а ты будешь попирать их высоты» (гл. 34, ст. 29).
Творец - щит наш и меч. И горе тем, кто берет в руки меч, думая, что может кого-то победить и без Творца. Еврейская история дает немало примеров такого падения.
Вот, скажем, Бар Кохба (в переводе на русский язык - Сын Звезды). Он был инициатором восстания, цель которого - освободить Иудею от римского владычества (2-й век). Он одержал ряд побед, прослыл героем.
Однако победы вскружили ему голову, и однажды он произнес: «Не нужна нам помощь Творца - лишь бы не мешал».
Разгром восстания Бар Кохбы стал трагедией для всего еврейского народа - началом великого изгнания, которое длилось почти две тысячи лет. На еврейские головы обрушились проклятия, о которых говорилось в предыдущих главах Торы.
Мудрецы назвали Бар Кохбу - Бар Козива (Сын Лжи), ибо к этому, к ложной ситуации, привела его гордыня, отказ от смирения и трепета перед Творцом.
Вообще, наш мир называют «миром лжи», ибо трудно увидеть в нем правду. И без Торы, без помощи Свыше, в принципе невозможно сделать это. Ибо путь в олам а-эмет, в «мир истины», открывает исполнение заповедей.
В нашей главе читаем о Моше: «...и никто не знает места его погребения до сего дня» (гл. 34, ст. 6).
Прошло три с лишним тысячи лет, и мы так и не знаем, где он похоронен. Хотя, как сказано в Торе: «...не было пророка в Израиле, подобного Моше, которого знал Творец лицом к лицу...» (гл. 34, ст. 10), и это - одна из основ нашей веры.
Традиция объясняет: нам не дано знать место погребения Моше, чтобы мы не сотворили кумира. Чтобы его дело продолжить преемник, которым был Иегошуа бин Нун, а потом - преемники Иегошуа, и так - до наших дней.
Три раза в день в молитвах мы возвращаемся к тому, что только Всевышний принесет нам спасение. Мы называем Его в молитве: мелех, озер, умошиа умаген - Царь, Помощник, Спаситель и Щит.
Казалось бы, логичнее было бы обращаться к Нему в противоположной последовательности. Ведь Царь - высшее проявление сути Всевышнего. Но смысл молитвы и наших отношений с Творцом оказывается иной.
Мы начинаем с того, что Он - Царь, мы объявляем Его Царем для себя и признаем Его власть.
Затем мы говорим, что Он - наш помощник. И это - переворот. Он - вечный Царь и Творец Вселенной, и в то же время - помощник всему народу Израиля и каждому из нас
Он - Спаситель. Он не просто помогает нам. Своей молитвой мы утверждаем, что только Он способен спасти нас.
Он - наш Щит. И в этом качестве Он к нам ближе всего. Ибо щит мы держим напротив наших сердец.
В процессе молитвы мы из бесконечной удаленности от Царя, правящего вселенной, мы приближаемся и приближаемся к Нему, обретая Его бесконечное благословение...
Автор текста Гедалия Спинадель