Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
Место в Торе:
книга Шемот, гл. 35, ст. 1 — гл. 38, ст. 20.Почему глава так называется?
По первым словам фразы: “И собрал Моше всю общину Сынов Израиля” (Шемот, гл. 35, ст. 1).
И собрал на иврите — ваякель
.Обсуждение главы Ваякель
23.02.03
Итак, наша недельная глава начинается такими словами: “И собрал Моше всю общину Сынов Израиля, и сказал им — “Вот, что повелел делать Творец: шесть дней делай работу, а седьмой день будет для вас святым, днем полного покоя, посвященным Творцу. Всякий, кто работает в этот день, умрет. Не зажигайте огня во всяком жилище вашем в шаббат...
” (гл. 35, ст. 1-3).При прочтении цитаты сразу же возникает вопрос:
почему заповедь о субботе должна была услышать вся община?..Наши Учителя отвечают на него так: потому что шаббат — свидетельство существования Творца и Его власти над всем Творением.
Впрочем, мы говорили об этом прошлом году (см. на сайте обзор недельной главы Ваякель, второй годовой цикл). Теперь же углубимся в иные аспекты.
Среди множества полученных еврейским народом заповедей есть такие, которые обязаны исполнять только мужчины (к примеру, заповедь надевать тфилин), другие предназначенные лишь коэнам, третьи адресованы женщинам. Отдельные заповеди исполняются раз в году, по праздникам (скажем, заповеди праздника Пурим)... Заповедь соблюдать шаббат — тотальна. Она выполняется круглый год и относится не только ко всему народу, но даже — к имуществу евреев. Например, к животным, принадлежащим евреям. Они тоже должны отдыхать в шаббат. Не разрешается также работать по субботам рабам и слугам.
Но не только поэтому для оглашения условий соблюдения этой заповеди собирает Моше всю общину Израиля. Дело еще и в том, что “тотальность” шаббата объединяет всех евреев. На всех уровнях. Начиная с семьи. Ибо шаббат, прежде всего — семейный праздник.
На субботних трапезах за общий стол садится вся семья — от мала до велика. Глава семьи произносит кидуш над виноградным вином, затем подается праздничная еда. Во время трапезы принято петь субботние песни, вести разговоры на темы, которые обсуждаются в текущей недельной главе Торы...
Но самое, пожалуй, главное, что в шаббат в каждой семье царит атмосфера любви, праздника, общей радости.
Во многих еврейских семьях принято приглашать на субботние трапезы соседей, друзей, знакомых. Совсем необязательно — религиозных. И порой случается так, что именно с шаббата, проведенного в такой семье, человек начинает возвращаться на путь Всевышнего.
Автор текста Гедалия Спинадель
24.02.03
“
Вкус” субботы оставляет незабываемое ни с чем не сравнимое впечатление. Мидраш (Устная Тора) рассказывает такую историю.Однажды в шаббат император Антонин пришел к раби Иегуде а-Наси (редактор текста Мишны, начало 3-го века), с которым поддерживал приятельские отношения. И раби Иегуда угостил его хамим
(у ашкеназских евреев это блюдо называется чолнт — тушеное мясо с овощами; варится на медленном огне с вечера до утра).Чолнт очень понравился императору, и на следующий день он послал своего повара к раби Иегуде — за рецептом. А когда тот вернулся, приказал ему, не откладывая, приготовить это блюдо.
И вот повар подает чолнт императору. Антонин попробовал его и почувствовал, что в нем недостает чего-то очень важного — чолнт, приготовленный императорским поваром, заметно отличался от того, который император ел у раби Иегуды.
Антонин решил, что раби назвал его повару не все ингредиенты.
Он послал за раби, а когда того привели, император сказал ему с обидой в голосе:
— Мы же друзья! Как ты мог утаить от меня важный ингредиент своего блюда?!
Раби попросил позвать повара. А когда повар появился, велел ему прочесть все, что тот записал.
— Все правильно... — отметил раби. — Но, может, ты что-то не так сделал?
— Я следовал рецепту в точности, — заверил повар.
— Но я же почувствовал разницу! — вконец рассердился император.
Раби немного подумал и сказал:
— Пожалуй, ты прав. В том чолнте, который тебе приготовили, отсутствовал главный ингредиент — шаббат
...Суть этого Мидраша в том, что человеку, так или иначе, можно объяснить все, кроме атмосферы шаббата, которая накладывает свой отпечаток даже на вкус еды. Ведь в этой непередаваемой атмосфере, как говорят еврейские мудрецы — шестидесятая часть Будущего мира.
Но вернемся к приведенной в начале обзора цитате, в которой подчеркивается, что соблюдение субботы — чрезвычайная важная составляющая еврейской жизни. Настолько, что это становится вопросом жизни и смерти, как сказано — “Каждый, кто будет работать в субботу, умрет”. И это — не пустая угроза, это — закон Всевышнего. Но как же он реализуется на практике?
Во времена Храма нарушителей субботних законов судил Санѓедрин (Верховный суд), члены которого скрупулезно разбирали все обстоятельства дела, рассматривая его не только с практической стороны, но и — с психологической. Судьи подразделяли запреты по категориям. Определялись мотивы нарушения. Решающую роль в вынесении приговора играл “психологический” момент. Если запрет нарушался по ошибке, рассеянности, недоразумению, суд его не наказывал. Тому, кто нарушал запрет намеренно, по злому умыслу грозила смертная казнь (об
этом см. на сайте — трактат Санѓедрин, обзор листа 66 ).После разрушения Храма судьбы нарушителей субботних запретов решает Суд Небесный.
Автор текста Гедалия Спинадель
Посвященный субботе отрывок нашей недельной главы заканчивается такими словами: “Не разжигайте в шаббат огонь во всяком вашем жилище...” (гл. 35, ст. 3).
Почему из десятков типов запрещенных в шаббат работ выделен один — разжигание огня? Почему именно это правило дается в заключение общего указания о соблюдении субботы?
Это — чрезвычайно сложный
вопрос, обсуждение которого лежит в сфере взаимодействия духовного и материального.Прежде всего, важно понять, что такое огонь
. Выделим главный, “духовный” аспект явления и дадим такое определение: огонь — это свет, который раздвигает границы тьмы, превращая “ночь” в “день” (не только в прямом смысле, но и в переносном).Теперь приведем одно из соображений. В первый день творения Всевышний создал свет. Свет — первое и самое нематериальное из Его творений, которое больше всего напоминает о Нем, за исключением, конечно, Его последнего творения — человека. Однако и в человеке, точнее — в его нематериальной душе, скрыт этот первозданный свет.
С духовными свойствами света связана заповедь, повелевающая зажигать свечи перед шаббатом.
Эта почетная обязанность возложена на женщину — хозяйку дома Комментаторы поясняют: зажигание субботних свечей — искупление проступка первой женщины — Хавы. Ведь это по ее вине на шестой день творения “человечество” (на тот момент — в лице Адама и Хавы) было изгнано из Ган Эдена (Райского Сада). Наши Учителя говорят, что галут (изгнание) подобен ночи — по сравнению со светом близости к Творцу.В шаббат, если бы Хава не нарушила запрета, вместе с Адамом она удостоилась бы особой близости к Нему, а вместе с тем, они получили бы и разрешение есть плоды Дерева Познания добра и зла.
Еще до изгнания они испытали на себе последствия своего проступка: они утратили сияние (одеяния света), которое до этого постоянно окружало их. И вот они увидели, что на них ничего нет (они лишены духовных заслуг) и устыдились своей наготы.
Свет шаббатних свечей преобразует и улучшает мир, увеличивая в нем количество добра, приближает его к Творцу.
Иными словами, разжигая огонь, человек преобразует вселенную, внося в нее существенные изменения. А в шаббат делать это запрещается.
Духовная идея света, кстати, присутствует и в заключительной части шаббата, который заканчивают ѓавдалой (отделением святой субботы от будней). Во время этого красивого обряда над зажженным огнем читают: “Благословен Ты, Творец, Царь вселенной, творящий свет огня”.
..Суммируя сказанное мы можем сделать вывод: запрет на разжигание огня в шаббат — самый “глобальный” из всех субботних запретов. Поэтому, вероятно, именно он и упомянут в Торе “прямым текстом”.
Однако, повторю, это лишь один из аспектов обсуждаемой нами проблемы. Существуют, разумеется, и иные грани Истины.
Автор текста Гедалия Спинадель
Итак, Всевышний запретил евреям работать в субботу и разжигать в этот день огонь. Причем, не только разжигать, но и — тушить.
Какие выводы делаем из этого мы в наше дни
?Ну, костер разводить в субботу нельзя, это — ясно. А что с электричеством? Ведь в древности, когда евреи получали Тору, электричества и в помине не было. К тому же, нажать на кнопку выключателя — какая же тут работа?..
Однако соблюдающие правила еврейской традиции люди знают: ни электрические лампочки ни какие бы то ни было электрические приборы
, включать и выключать в шаббат не разрешается. Нельзя пользоваться и телефоном. Почему?Можно попытаться следовать такой логике: электрическая лампочка дает свет, а о свойстве света — “раздвигать тьму” и тем самым преобразовывать мир, как мы только что говорили. Но тогда все равно непонятно, при чем тут электрические приборы или телефон, которые не дают
света.Можно объяснить этот запрет общим правилом: в субботу нельзя производить те виды работ (на иврите — мелахот
), которые имеют отношение к изменению мира (см. на сайте обзор недельной главы Ваякель, первый годовой цикл). Ибо Творец создавал мир шесть дней, а в субботу не создавал ничего нового — отдыхал.Такое толкование в гораздо большей степени приближает нас к современному пониманию сути проблемы. Основу ее обсуждения Учителями эпохи развитой цивилизации составляет рассуждение о том, что “разжигание огня” — необычайно емкое понятие, включающее в себя не только образование пламени (в костре или на газовой плите), но и другие сознательно инициированные человеком физические процессы, связанные с воздействием энергии (в данном случае электрической) на “пассивный”, находящийся в состоянии покоя материал (подробнее см. на сайте
ответ на вопрос “Можно ли поднимать телефонную трубку в субботу?” в разделе “Спроси у раввина”).Конечно же, это — далеко не исчерпывающее объяснение. Здесь немало нюансов и тонкостей, вдаваться в которые, по вполне понятным причинам мы не имеем возможности. Скажу лишь, что этой темой занимались многие выдающиеся раввины нового времени, а ѓалахические подробности этого закона описаны в объемных томах.
Автор текста Гедалия Спинадель
Сразу же вслед за законом о субботе Тора переходит к другой теме.
В тексте читаем: “Сказал Моше всему обществу сынов Израиля — Вот, что повелел Творец: возьмите у себя приношение...” (гл. 35 ст. 4, 5).
Далее перечисляются материалы, необходимые для постройки Мишкана, а затем Моше обращается к народу и просит, чтобы все, кто имеет способности к ремеслу, помогли ему выполнить эту ответственную работу.
Комментаторы отмечают, что в самой последовательности отрывков: сначала — о субботе, потом — о строительстве Мишкана (переносного Храма), заключен глубокий смысл.
Разумеется, строительство Мишкана, места пребывания Шехины (ощутимого присутствия Творца) — задача весьма возвышенная. Но соблюдение субботы, отстранение от деятельности в день, когда сам Всевышний отстранился от работы — вещь еще более значительная
.И чтобы человек не ошибся, не подумал, что может быть что-то важнее непосредственно выраженной воли Творца и соблюдения субботы, Моше вначале излагает закон о шаббате, а потом переходит к проблемам, связанным со строительством Мишкана
. Большое ѓалахическое значение имеет и близость фрагментов о субботе и строительстве Мишкана.Вначале, как мы говорили, дается общее указание: не производить в субботу никаких работ. Однако при этом нет определений, что традиция называет запрещенной работой. Откуда же тогда наши Учителя выводят конкретные правила?
Основанием конкретных определений и служит как раз перечисление материалов и видов работ, которые производились при строительства Мишкана
.Тут естественным образом возникает вопрос: как связан Мишкан с запретом работать в субботу?
Дело в том, что Мишкан — модель всей вселенной. Поэтому работы по его созданию — модель всякой созидательной деятельности.
Относительно работ по строительству Мишкана — более или менее понятно. Но что дает в этой связи перечисление материалов, которые нужны для его создания?
Вот, например, в Торе указано — люди должны принести голубую шерстяную ткань (гл. 35 ст.6). Чтобы ее изготовить, нужно вырастить овцу, постричь ее, шерсть вычесать, постирать и просушить, приготовить краситель и покрасить, а потом — спрясть нитки и соткать из них то, что требуется...
Все это — виды работ, запрещенные в шаббат.
Также и с металлами. Руду нужно выкопать, привезти, переплавить и так далее...
Отметим, что выведенные из текста Торы запреты далеко не всегда очевидны, а порой могут и вовсе показаться парадоксальными. Допустим, переставлять тяжелый стол в доме, чтобы принять гостей, в шаббат разрешено. Но давать, к примеру, карандаши соседскому ребенку по субботам запрещается. Этому, конечно же, есть свое объяснение: перемещение стола имеет непосредственное отношение к шаббату, что же касается карандашей, здесь надо сказать, что в субботу вообще нельзя пользоваться карандашами, нельзя даже брать их в руки.
Подчеркну, что в данном случае привожу весьма поверхностное объяснение и делать из него далеко идущие выводы (тем более — переносить на аналогичные ситуации) не стоит. Законы шаббата — сложны и требуют углубленного изучения.
..Автор текста Гедалия Спинадель