Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Второй цикл обсуждения
New Page 3

ГЛАВА ”Вайешев”

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 37, ст. 1 — гл. 40, ст. 23.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “И поселился Яаков в стране проживания своего отца, в стране Кенаан...”

И поселился на иврите — вайешев.

Обсуждение главы Вайешев

24.11.02

Прежде чем приступить к обсуждению нашей недельной главы, вернемся к заключительной части предыдущей — Ваишлах, где, в частности, сказано: “Это вожди родов Эдома по селениям их, в стране владения их. Это – Эсав, родоначальник Эдома” (гл. 36, ст. 43).

Обратим внимание: здесь, как и в названии нашей недельной главы, употреблено слово с корнем шев — “сесть”, “осесть”; в данном контексте — “поселиться”. Тогда первую фразу главы Вайешев, которая продолжает повествование предыдущей, лучше было бы перевести так: “А Яаков поселился в стране проживания своего отца, в стране Кенаан”.

Что нам это дает?

Мы открываем для себя дополнительную возможность: сравнить поведение братьев-близнецов — Яакова и Эсава.

Эсав – родоначальник Эдома, народа, ориентированного на этот, земной мир, на полноту власти в нем, на свободу от всех ограничений и обязательств. А у Яакова — совсем другая задача.

Анализируя предыдущую главу Ваишлах, комментаторы, подсчитав количество фраз в ней, находят симан (знак) слово с соответствующим числовым значением, которое выделяет важный аспект содержания. Здесь это — клита, что означает — “поглощение”, “абсорбция”, “ассимиляция”. Оно и выражает общий смысл главы.

Эсав селится на определенной территории, и эта земля “поглощает” его. Так же, как Каина, который становится, как сказано в Торе, овед адама (в переводе на русский язык — “обрабатывающий землю” и одновременно — “раб земли”).

Итак, Эсав становится “рабом земли”, что в Торе подтверждено целым рядом обстоятельств. Рамки данного обзора не позволяют нам на этом останавливаться. Здесь мы вспомним лишь, что сказали разведчики (недельный раздел Шелах книги Бемидбар), вернувшись с “задания” — осмотреть землю, завещанную евреям Творцом. Отговаривая народ от завоевания земли Кенаан, они утверждают, что это — “земля, поглощающая свое население” (Бамидбар, гл. 13, ст. 32). В этих словах выражено опасение, что земные заботы полностью “поглотят” людей, и они не смогут служить Всевышнему.

Годится ли это для Яакова?..

 



25.11.02

И поселился (вайешев) Яаков...

Обратим внимание на использованное здесь слово — вайешев. Для того, чтобы передать значение “поселился”, в иврите существует и другой глагол — ваишкон. Его корень — шхн означает “присутствовать”, как в слове Шехина (присутствие Всевышнего). Или “соседствовать”, как в словах шахен (сосед) и шхуна (район, поселение).

В чем разница между этими двумя глаголами? Почему Тора использует здесь именно этот?

Разъяснение находим в комментариях рава Шимшона Рефаэля Гирша к Торе (выдающийся Учитель, Германия, 19-й век), в том фрагменте, где он анализирует ситуацию Лота. Лот, по словам рава Гирша, поселившись (вайешев) в Сдоме, оценивает лишь материальную сторону проблем — удобство, плодородие земли. И не принимает в расчет окружение, соседей, которые живут рядом. А в результате пренебрежения этими факторами он теряет все, что имел — и имущество, и детей, и жену.

Эта идея — принципиальное значение окружения — рассматривается во многих еврейских книгах. В частности, в Талмуде, в трактате Пиркей Авот, приводится текст, в котором один из мудрецов, на вопрос, что хуже всего, отвечает — “плохой сосед”, а самое лучшее – “хороший сосед” (трактат Пиркей Авот, гл. 2, лист 10).

Чем же не годилась Яакову завещанная ему страна, где жил его отец?

Спор между близнецами за благословение Творца Аврааму и Ицхаку, включающее и владение этой землей, в ходе которого Эсав решил убить Яакова, вроде бы, спустя десятки лет благополучно завершился. Эсав ушел жить на свои земли, а Яаков – на землю обетованную.

Яаков разбогател, женился, у него родились двенадцать сыновей – отцов будущего народа Израиля. Чего еще желать? Теперь-то, наконец, можно, как будто бы, и успокоиться.

Но, говорят комментаторы, этого как раз он и не должен был делать: истинный праведник никогда не успокаивается. Ему всегда следует быть готовым к любым переменам, к исполнению новых “поручений” Свыше. И как только успокаивается, его ждут новые испытания, ибо такова его роль в этом мире.

Вспомним, во время заключения союза с Авраамом Творец говорит нашему праотцу, что его потомство уйдет в чужую страну, но потом вернется, чтобы жить в стране Кенаан.

Яаков должен был в любой момент ожидать приказа об этом переселении. Именно способность спокойно и с достоинством ждать того, что должно исполниться, но — в назначенное Творцом время и на законных основаниях, говорят мудрецы, и отличает настоящего праведника от человека, лишенного праведности, который стремится осуществить свои желания немедленно, за что, как правило, бывает наказан.

Впрочем, и праведники иногда ошибаются. Например, Адам или — царь Давид, который поторопился соединиться с Бат Шевой (см. на сайте ответ на вопрос “Что же произошло между царем Давидом и Бат Шевой”). И тогда полагающаяся им награда в Будущем мире отодвигается, порой — очень надолго.

Землю Кенаан Творец передал народу Израиля только через сотни лет (после описанных в нашей главе событий), когда еврейский народ, возглавляемый Йегошуа бин Нуном, вышел из пустыни, когда “чаша грехов” народов, населявших землю Кенаан и не использовавших данное им Всевышним время для своего исправления, переполнилась.

Во времена Яакова развращенный Кенаан, населенный идолопоклонниками, еще не был готов принять — ни Яакова, ни его народ, ни его детей...

 

26.11.02

На самом деле, конфликт братьев не завершился. Временно они разошлись в разные стороны, но борьба их не прошла бесследно.

Тора рассказывает, что в ночной схватке (см. на сайте обзор недельной главы Ваишлах, первый годовой цикл) сар Эсава (его малах — некая духовная субстанция, осуществляющая связь Небес с землей, его покровитель), видя, что не в силах победить Яакова, дотронулся до его гид анаше, и Яаков стал хромать.

Гид анаше обычно переводят как — “жила” или — “седалищный нерв”. Возникает вопрос: почему он повредил именно это место?

Если анализировать только последствие — Яаков стал хромать — следует отметить, что в еврейской традиции “ноги” (насколько твердо они стоят на земле) символизируют материальный успех, власть человека. Здесь Эсав временно оказался сильнее Яакова.

Однако повредить ногу можно разными способами. Почему малах Эсава выбрал именно это место — седалищный нерв?

Слово гид имеет и другое значение, а именно – “мужской орган”. Слово анаше корнем связано с глаголами “забывать” и “успокаиваться”. Тогда получается, что все выражение говорит о попытке что-то повредить в деторождении, в потомстве.

Это и понятно. Если не удается справиться с человеком, злодей старается нанести вред его потомству.

В самом деле. Подтверждение этому находим уже во второй фразе нашей главы: “Вот потомство Яакова: Йосеф, семнадцати лет, пас со своими братьями скот и играл с сыновьями Бильги и сыновьями Зильпы, жен отца его, и передавал Йосеф отцу о них дурные известия”. Обращает на себя внимание факт, что, говоря о потомстве Яакова, Тора называет лишь Йосефа. А ведь нам известно, что было у него двенадцать сыновей.

Далее очерчивается очевидный конфликт между детьми от разных матерей, жен Яакова.

Мидраш рассказывает, что Яаков, направляясь к Лавану, чтобы найти жену и создать семью, устраиваясь по пути на ночлег, подложил под голову двенадцать камней. А утром они слились, образовав один камень, что символизировало будущее единство его семьи и народа.

Но в Кенаане это еще не произошло. В семье был раскол...


27.11.02

Комментаторы отмечают, что раскол в семье Яакова был следствием борьбы между братьями — Яаковом и Эсавом.

Эсав продал первенство за чечевичную похлебку, а Яаков это первенство получил. Благодаря этому, вместе с правом на приношения Творцу, на благословение отца и владение страной Кенаан, он, еще не зная об этом, получает и Лею, свою первую жену, которая была предназначена первенцу Ицхака — его брату.

Яаков как бы обманул отца и брата, а Лаван как будто обманул его, выдав Лею за Рахель. В результате, Яаков стал двоеженцем, а потом обрел еще две жены — служанок сестер. Ревность между братьями, привела к ревности между сестрами, а затем втянутыми в конфликт оказались и дети.

Это — наследие, которое получил Яаков по возвращению от Лавана. О нем и говорится во второй фразе нашей главы.

Из всех двенадцати сыновей по-настоящему его истинным продолжением был в то время только Йосеф.

Сам Яаков, как мы видим из этой главы, не мог объединить свое потомство. Впрочем, до него конфликт в семье пережили и дед Яакова, и отец. У них, как и у Яакова в данный момент (согласно фразе, которую мы разбираем), оставался только один верный сын, но основы для создания народа не было.

Йосефу, как говорится в тексте нашей главы, было семнадцать лет. Семнадцать — числовое значение слова тов (хороший). Иначе говоря, Йосеф был праведником (на иврите — цадик). И только к его имени, как принято в нашей традиции, присоединяется это слово. Его так и называют — Йосеф а-цадик.

На долю Йосефа выпадают тяжелейшие испытания, которые он преодолевает, становясь лучше и сильнее. И именно он создает основу народа. Ведь не случайно говорят о праведнике, что он — основа мира. Из семи качеств, раскрывающих влияние Творца, Йосефу соответствует йесод, что в переводе на русский язык означает — “основа”.

Йосефа называют праведником, в первую очередь, потому, что в юности он устоял против соблазна, не польстился на жену Потифара, под началом которого служил во дворце фараона. Несмотря на то, что она сама, очарованная красотой юноши, всеми способами, включая угрозы, старалась склонить Йосефа к связи с ней.

Йосеф становится главным противником Эсава. О нем сказано, что он, “как искра, спалит солому (пустые оболочки) Эдома”. Поэтому, как только Рахель производит Йосефа на свет, Яаков сразу же собирается уходить от Лавана. Теперь Эсав ему не страшен.

Сар Эсава поразил гид анаше Яакова, но Йосеф сохранил чистоту основы и создал предпосылки для формирования Дома Яакова.




28.11.02

Однако и Йосеф поначалу был несовершенен. В нашей главе сказано о нем — “И доносил о них Йосеф дурные вести своему отцу”.

Почему он ябедничал на братьев? Ведь он был уже не так мал – ему к тому времени исполнилось семнадцать лет. К этому возрасту Йосеф мог бы уже понять, что его доносы — злословие, что, согласно еврейской традиции, причисляется к разряду самых плохих человеческих качеств.

И действительно. “Ябедничество” чуть было не привело Йосефа к гибели — братья уже собирались убить его и стали бы тогда братоубийцами. Что может быть хуже этого? Как велика была бы тогда трагедия отца...

Здесь, вероятно, уместно вспомнить, как Ривка, жена Ицхака, отсылая Яакова из дома от угроз Эсава, говорит: “Зачем мне терять обоих в один день” (Берешит, гл. 27, ст. 45)? Комментаторы спрашивают: почему она говорит “обоих в один день”? Вполне вероятно — один убьет другого. Но второй-то останется жив...

Однако для Ривки это было бы потерей обоих. Один был бы мертв, а второй стал бы убийцей. А в нашей традиции говорится, что злодей и при жизни — мертв.

Прежде Эсав хотел убить Яакова. Теперь ситуация повторяется: братья хотят убить его любимого сына Йосефа.

Страшно злословие, страшна даже преступная мысль — это оставляет следы и может воплотиться в реальность. Почему же Йосефа называют праведником, если он злословил о братьях?

Обсудим ситуацию с иной точки зрения.

Кому Йосеф передавал дурные вести о них? Своему отцу. Матери у них были разные, а отец — общий.

Йосеф рассказывал Яакову о том, что, на его взгляд, имело принципиальное значение для исправления братьев. И делал это, чтобы отец мог повлиять на них, помочь им в дальнейшем избегать ошибок.

По еврейскому закону, это злословием не считается, если информация передается для блага того, о ком говорят.

Братья же воспринимали поведение Йосефа враждебно. Им (как в свое время Эсаву) казалось, что Йосеф таким способом пытается обрести власть в семье.

Но, если в действительности это было не так, и Йосеф поступал по закону, а братья расценивали его побуждения неправильно, почему на его долю выпадают страдания?

Важно отметить, что избранную Йосефом линию поведения все же нельзя считать верной. По двум причинам.

Во-первых, потому, что он передавал информацию отцу в своей “трактовке”, как бы примеряя человеческие проявления братьев на себя. Категория цедек — праведность, по высшей мере применима лишь по отношению к себе. Так следует оценивать собственные поступки. Но, анализируя поведение других людей, необходим рахманут — милосердие, и судить их следует по их заслугам. А Йосеф и его братья судили друг друга не так.

Вторая причина заключается в самом результате, к которому приводит передача информации. Прежде чем что-то говорить, человек должен подумать о возможных последствиях его слов. И, если он не имеет представления о том, что будет, лучше промолчать. Иначе может случиться так, что придется держать ответ перед Небесами — ему или его детям. Здесь надо признать, что Яаков благодаря стараниям Йосефа не получил больше возможностей для воспитания детей, напротив — братья отдалились от отца. Это означает, что добрые намерения Йосефа обернулись в итоге злословием и причинили вред.

Но не будем забывать, что Йосеф был цадик. А праведников Творец наказывает при жизни, предоставляя шанс на исправление в этом мире, чтобы потом их души в чистоте поднялась к вечному свету и радости...

Автор текста Гедалия Спинадель