Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА “Вайеце”
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 28, ст. 10 — гл. 32, ст. 3.Почему она так называется?
Первая фраз главы сообщает: “И вышел Яаков из Беэр Шевы, и пошел в Харан...”.
И вышел на иврите — вайеце
.Обсуждение главы
Вайеце18.11.2001
В Устной Торе, в трактате Мишны под названием Пиркей Авот говорится: “Знай (и помни) три вещи — и ты реализуешь свой потенциал (и предназначение): откуда ты пришел, куда ты идешь и Кому в будущем ты дашь отчет”.
Начало нашей главы раскрывает смысл этих трех вещей в жизни Яакова. Мы будем об этом говорить. Но прежде задумаемся — имеет ли это значение для нас. И, если — да, то какое?
Яаков — не просто наш третий по счету праотец. Он вообще — воплощение, если можно так выразиться, всего нашего народа. Его 12 сыновей (о рождении одиннадцати
из них рассказывает наша глава) не только родились евреями, но — остались евреями, соблюдая законы еврейской жизни.Судьба Яакова — как земная, так и духовная, это судьба нашего народа. Лишь о нем сказано в Талмуде: “Яаков не умер”. Так говорится в Талмуде, несмотря на то, что в Торе достаточно подробно описаны последние дни его жизни и его смерть.
“Не умер”...Пока жив еврейский народ, жив и Яаков. В смысле физическом он умер вне пределов Израиля — в Египте. Но в духовной плоскости (под именем Исраэль — Израиль) он живет с нами, в нас, на Земле Израиля.
Поэтому все вопросы: “откуда ты пришел, куда идешь и Кому в будущем дашь отчет”, имеют самое прямое к нам отношение.
Откуда ты пришел. Глава начинается как будто бы малозначительными словами: “И вышел Яаков из Беэр Шевы...”.
Может быть, мы и не обратили бы внимания на эту деталь, если бы в Торе до нее не упоминалось бы несколько раз название этого города. В Беэр Шеве жили Авраам и Ицхак.
Есть очень важный принцип в понимании Торы: каждое слово в ней несет информацию. Что же хотела сказать Тора в первой фразе главы? Мы ведь и так знали бы что Яаков вышел из Беэр Шевы.
Слово беэр в дословном переводе означает — колодец. Однако суть этого слова — разъяснение, толкование.
Слово шева — это число семь. Суть числа семь — цель. Шесть дней Всевышний творил мир ради Седьмого дня (субботы).
Итак, получается, что Беэр Шева — это разъяснение Цели.
Тора сообщает нам, что Яаков находился в атмосфере дома Авраама (Авраам умер, когда Яакову было 15 лет) и Ицхака. Там разъясняли цель существования Мира. Теперь ему предстояло, не забывая о том, что он узнал от Авраама и Ицхака, выработать свое постижение целей Бытия.
И куда ты идешь (сказано в Пиркей Авот
).Тора сообщает: “...и пошел в Харан”.
Харан — территория в Междуречье. Оттуда в будущем придут войска, которые сыграют роль “инструмента” наказания евреев (война; сначала — с Ассирией, потом — с Вавилоном). Этимологически слово харан восходит к слову хори — гнев.
То есть Яаков идет в такое место, где концентрируется потенциал гнева, который может обрушиться на народ Израиля — потомков Яакова.
Напрашивается вопрос: почему это место имело такой потенциал? Ведь, казалось бы, оттуда вышли и Авраам, и Сара, Ривка (мать Яакова).
Но именно это и открыло возможности для скопления ненависти к евреям. Нет, не породило ненависть, ибо хорошие поступки сеют только добро, но — открыло живущим там людям возможность в рамках свободы выбора избрать ненависть.
Почему это так?
Потому что именно они, люди Харана, понимали, что их земля взрастила служение Всевышнему. И только Ему. Авраам ушел из цивилизации, где “все годилось” и постановил: “Нет, не все — есть только Он”.
Это объясняет и загадочную
фразу в Пасхальной Агаде...
В Пасхальной Агаде говорится: «Лаван (брат Ривки, в последствии - тесть Яакова) хуже египетского фараона. Ведь фараон отдал приказ уничтожить только мальчиков, а Лаван хотел уничтожить все».
Трудно сразу принять мысль, что Лаван - хуже фараона. Вдумаемся в эти слова...
Лаван в переводе с иврита - белый. Белый цвет содержит в себе все цвета радуги. «Все годилось» в тех краях, любой «изм», любая придуманная человеком теория. Против этого и выступил Авраам, а за ним - и его потомки.
Битва была за определение самых коренных основ бытия. В этом и заключен смысл фразы - «Лаван хотел уничтожить все».
И действительно, именно из этих мест пришло войско, которое разрушило Иерусалим и Храм.
Разрушить они сумели, но победить - нет. Ибо основы нашей победы заложил Яаков, когда пошел в Харан. На примере собственной трудно сложившейся жизни в Харане, где пробыл он 22 года, он показал, как еврей может выстоять в доме Лавана. Яаков дал нам урок на все времена.
Он был у Лавана, но жил отдельно. Добросовестно работал в его хозяйстве, но растил свое стадо овец, что символизирует «души будущих евреев».
В каких условиях он жил:
Тора рассказывает: «Так было со мной: днем жег меня зной, а ледяной холод (обжигал) ночью» (гл. 31, ст. 40).
Зной на иврите - хорев. Тот же корень, что и у слова хурбан - разрушение Храма. Слово ночь при этом, как мы говорили, символизирует изгнание, галут.
Ночью - ледяной холод. Это - состояние
космического одиночества
человека. Когда был разрушен
Храм (почти 2500 лет назад)
исчезло ощущение Присутствия
Всевышнего. И наступил -
ледяной холод..
Продолжим изучение связи Мишны в Пиркей Авот с нашей главой.
...И Кому ты в будущем дашь отчет. В главе говорится: «И ощутил он (Яаков) Творца. И сказал ему Творец: Я - Всевышний, правивший судьбой Авраама и Ицхака. И вот Я - с тобой...» (гл. 28, ст. 13 и 15; дана с сокращениями).
А потом читаем: «И потрясен был Яаков (до глубины души) и сказал: как потрясает это место! Не иначе как Дом Всевышнего здесь и ворота в Небо» (гл. 28, ст. 17).
В тексте Торы для того, чтобы сказать «Дом Всевышнего» используется выражение Бейт Элоким, что в ином контексте означает Помещение (дом) Суда. Вот что потрясло Яакова. У него появилось ощущение, будто он - на Суде. Он - давал отчет.
Отметим, что между начальным предложением главы («И вышел Яаков из Беэр Шевы, и пошел в Харан») и фразой, в которой рассказывается, как Всевышний дал ощутить Себя, есть еще две. О них мы сейчас и будем говорить.
Попробуем догадаться об их содержании. В первой фразе главы - расшифровка: «откуда пришел и куда идешь». Фраза о Суде конкретизирует - «Кому давать отчет». Чему же посвящены две связующих фразы? Конечно же, они должны научить, как надо жить, чтобы отчет был хорошим.
Прочтем их: «И оказался в одном месте и заночевал там, ибо солнце зашло; и взял камни с того места и положил их себе в изголовье; и лег в том месте. И приснилось ему: вот лестница поставлена на земле, а верх ее доходит до Неба; и вот посланники Всевышнего восходят и нисходят по ней» (гл. 28, ст. 11-12).
Как жить, когда солнце зашло, и наступила ночь?
И взял камни из того места. Камни в Торе - намек на «строительные» элементы Мира. На буквы еврейского алфавита, которыми написана Тора.
В Талмуде (трактат Шаббат), в главе, посвященной одному из видов запрещенных в субботу работ - строительству, анализируется и другой вид запрещенной работы - письмо, точнее - написание букв.
При помощи букв строится текст, а, значит, - идеи.
Их взял Яаков и положил в изголовье. На них будет покоиться голова его ночью (в галуте). Сколько же всего таких букв?
В Торе, в этой фразе, говорится: «И лег (в том месте)». И лег на иврите - ваишкав. Это слово как будто бы состоит из двух слов: ваиш (и есть) и кав. Слово кав состоит из букв каф (числовое значение - 20) и бет (числовое значение - 2). То есть числовое значение слова кав - 22.
Теперь прочтем все вместе и
получится: «...и есть 22 (буквы
алфавита)». Это - основа. Голова,
которая опирается на мудрость
22-х букв, будет думать в
правильном направлении.
Вот лестница поставлена на земле.
Этой лестнице Устная Тора уделяет огромное внимание. Попробуем и мы разобраться, что это такое?
Она поставлена на земле, но достигает Неба. По ней спускаются вниз и поднимаются вверх посланники Всевышнего. На иврите эти посланники называются малахим (мн. ч.). Малах (ед. ч.) - это образ, модель, позволяющая на уровне человеческого сознания представить, каким инструментом пользуется Всевышний, чтобы управлять миром и реализовывать Свою Волю. Когда мы говорим, что Творец сделал что-либо конкретное, подразумевается, что из Центра Управления (кисэ а-кавод) спускается некая цепочка, звенья которой расположены на духовных «этажах» духовного мира (по одному - на каждом «этаже»). Последнее звено, «касающееся» материального мира производит действие: подталкивает, отвлекает, вносит или забирает энергию в тонких околоматериальных структурах, которые, в свою очередь, окончательно «материализуют» то или иное действие.
«Действие» в данном контексте обозначает любые изменения в мире.
Вся эта цепочка - осуществление действий малаха. И каждое звено в ней - тоже малах. Существует целая система малахим - со своей иерархией и структурой. Эта система - бесконечна.
Есть главные, объединяющие малахим. К примеру, Михаэль. Через него Творец управляет судьбой еврейского народа. Это означает, что из кисэ а-кавод через веер цепочек до каждого еврея доходит управление (влияние-интеракция) «центральными элементами» его души, выраженное именем Михаэль (в переводе - кто подобен Всевышнему?). Иначе говоря, Михаэль непрерывно «подкачивает» нам соответствующим образом направленную энергию. И тогда еврейский народ поднимается на еще более высокий духовный уровень, а также и - каждый еврей. Или, наоборот, если в душе человека возникают сомнения или отрицание. Скажем, человек не думает о том насколько важно или вообще отвергает представление об основных принципах устройства мира, не ощущает, что есть только Он Один - Всевышний, и нет подобного Ему. В этом случае по цепочке вверх передается «сообщение» о «не принятой» энергии. Баланс на разных «этажах» духовных миров (вспомним, что на каждом этаже - по одному звену) нарушается. И, как следствие, вниз спускается влияние других малахим - наказание, исправление, помощь... Под это влияние попадает не только конкретный человек, нуждающийся в подобном воздействии, но и его окружение. Этот процесс объясняет «внезапные», якобы, перемены в человеческой судьбе, когда исчезают вдруг препятствия или происходят «непредвиденные» события.
Теперь нам легче понять глубокую мысль, высказанную в Талмуде: «Все в руках Неба, кроме веры человека в Небеса (в Творца)».
Человек управляет по своему выбору рычагом, с помощью которого он открывает и закрывает некий клапан: если он открывает его (стремится к Творцу), цепочка малахим добавляет ему духовной энергии, если же он закрывает его, по цепочке вверх идет сигнал - энергия не принята. И тогда все, что произойдет и в первом и во втором случае, будет в руках Неба. Малахим сделают свою работу. Но рычагом управляет человек. Так он реализует данную ему Всевышним свободу выбора.
Процессы взаимодействия духовных миров с земным миром и были показаны Яакову. Более того, ему было дано увидеть историю мира, историю еврейского народа - в частности. И то, на чем основана наша жизнь, и наши трагические ошибки, и способы достижения окончательной цели Творения.
И все это заключено в Торе в одной фразе. Подробнее разберем ее, взяв за основу систематизированное и сжатое изложение соответствующих фрагментов Устной Торы, сделанное равом Яаковом бен Ашером (14 век - автор многотомного труда Бааль а-Турим).
И увидел (Яаков) сон. Сон на иврите - халом. Общее числовое значение букв этого слова (гематрия) равно гематрии выражения «это было пророчество».
И вот, лестница. Лестница на иврите - сулам. Гематрия этого слова равна гематрии выражения «это - кисэ а-кавод».
Теперь Яакову покажут фундамент еврейской жизни.
Вернемся опять к слову лестница (сулам). Та же гематрия и у слова Синай. На горе Синай Творец дал нам Тору. В чем идея Торы, ее «концентрат»? - В служении Творцу. Собственно, для этого мы и существуем.
Та же гематрия у слова - коль (голос). Голос молитвы, голос служителей в Храме. Храм - символ реального служения Творцу. Если в слове сулам поменять местами буквы корня, получится слово семель - символ.
И вот лестница поставлена. Гематрия этих слов равна гематрии слова кевеш - пандус (наклонная плоскость), по которому поднимались служители в Храме (коэны), чтобы совершить предписанные Торой действия с приношениями (корбанот) на специальном сооружении (мизбеахе).
Поставлена на земле. Кевеш упирался в землю.
Но достигает Неба. Огонь и дым мизбеаха поднимаются вертикально вверх. По свидетельству Устной Торы, в Первом Иерусалимском Храме дым и огонь не отклонялись в стороны, даже если дул ветер. Это наглядно демонстрирует духовную истину: молитвы (голос - коль), действия евреев и коэнов, в частности, поднимаются к кисэ а-кавод.
Показали Яакову и коэнов.
И вот посланники. Переставив буквы этой фразы на иврите, получаем выражение «это - коэны».
Однако каждый еврей и весь народ совершают ошибки, в их судьбе бывают подъемы и падения.
Посланники поднимаются и опускаются.
В чем коренятся ошибки?
Переставив местами буквы в корне слова сулам (лестница) мы получили слово семель (символ). В нем содержится намек на служение чужому мировоззрению (всяческим «измам»). А это ведет к трагедиям, к галуту - изгнанию.
В нашей истории - четыре галута,. Их именуют по названиям четырех Империй, которые (на земном уровне) управляли жизнью сыновей Яакова: Вавилон, Мидия (Персия), Греция и Рим.
Поднимаются и опускаются. Гематрия этих слов равна общей гематрии названий: Вавилон, Мидия (Персия), Греция и Рим.
Последний галут продолжается 1900 лет. Закончится ли он когда-нибудь? И вообще - известно ли нам, что План будет реализован?
И вот лестница. Гематрия этих слов равна гематрии выражения «и завершено». Яакову показали завершение мировой истории - в соответствии с Планом Творения.
Но завершению непременно
должно предшествовать Начало.
Основы этого начала -
еврейского народа - предстоит
заложить Яакову.
У Авраама было два сына. Один выбрал дорогу еврейской жизни. Два сына - у Ицхака. Один выбрал дорогу еврейской жизни. Яаков - не просто отец 12-ти сыновей. Он произвел их на свет и воспитал так, что каждый из них остался евреем и олицетворял какую-либо из граней Истины. Эти двенадцать необходимых составляющих -
достаточный «набор» основ для развития еврейского народа.Пройдет около 300-т лет, и Моше Рабейну в последний день своей жизни, в своем духовном завещании сформулирует суть двенадцати граней, составляющих целостность бриллианта - еврейского народа (подробнее об этом см. на сайте - недельная глава Ве зот а-браха).
А в нашей главе мы читаем о том, как Яаков оставил Эрец
Исраэль и отправился в ту землю, откуда вышли Авраам, Сара и его мать - Ривка.В главе описывается, как он встретил Рахель (тут каждое слово имеет глубочайший смысл - об этом когда-нибудь в других материалах). И вышло так, что он женился на Лее. Сначала на Лее, потом - на Рахель.
Душа Леи имела потенциал выстраивать будущее. В этом смысл соединения Леи и Яакова. В Яакове - цельность, гармония, Истина (см. на сайте предыдущую недельную главу - Толдот). К этому необходимо было добавить потенциал, способный выстраивать будущее. Гармонию и Истину Яакова следовало передать будущим поколениям - навсегда. Поэтому сначала Яаков женился на Лее. Потом - на Рахели.
Душа Рахели имела потенциал завершения. Будущее, выстроенное Яаковом совместно с Леей, нужно было реализовать и завершить (вспомним отдельные моменты раскрытия понятия, выраженного словами «лестница Яакова»). Поэтому у Рахели родился сын Биньямин. На территории, которой владели его потомки (колено Биньямина) находился Храм, а точнее - его Святая Святых. Как символ завершения цели Творения - объединение духовного и материального, когда в мире будет Всевышний - Один (это и так ясно) и Имя (суть) Его - будет Едина (это можно будет почувствовать только в конце мировой истории - в седьмом тысячелетии).
Автор текста Элиягу Эссас