Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА “Ваэра”
Место в Торе:
вторая книга Торы — Шемот, гл. 6, ст. 2 — гл. 9, ст. 35Почему глава так называется?
В первых двух фразах главы сказано: “И говорил Всевышний с Моше и сказал ему: Я — а-Шем (Господин мира, вечный). Но открывался Аврааму, Ицхаку и Яакову именем Эль Шадай (сверхъестественная сила), имя же мое — а-Шем не раскрыл им”.
Открываться на иврите — ваэра
.Обсуждение главы Ваэра
06.01.02
На обычном уровне прочтения первых двух фраз текста в переводе мы видим, что они сообщают об открытии нового, прежде неизвестного имени Творца.
Что означают приведенные здесь имена, мы уже знаем (см. обозрение недельной главы Ваера в прошлогоднем цикле обозрений, а также обзор предыдущей недельной главы
).Но что вообще означает имя, в особенности — по отношению к Создателю мира, который бесплотен и “абсолютно прост”, и который — все?
Имя
– это зов, избрание, возможность установления связи. Нечто безымянное, без роду и племени, для нас как бы и не существует. Так Яаков спрашивает малаха (что такое малах см. обзор недельного раздела Вайеце), с которым боролся всю ночь, его имя. А малах, не отвечая не его вопрос, дает ему новое имя — Исраэль, полное скрытых значений новых сил и возможностей (подробней см. обзор недельного раздела Ваишлах).Вступая диалог с Моше, Всевышний открывает ему свое особое, сокровенное Имя и многие аспекты Своего Плана.
Так, первая фраза нашей главы “И говорил Творец (Элоким) с Моше и сказал ему: Я – а-Шем” на более глубоком уровне понимания текста открывает суть взаимосвязи первого имени Творца (Элоким), которым он сотворил мир, как сказано: “в начале Творец (Элоким) создал” (Берешит, гл. 2, ст. 1) и этим новым именем (а-Шем
).Элоким – имя Творца, который дает жизнь и вершит суд над своим творением.
Имя а-Шем, выражающее атрибут милосердия,
появляется в Торе только при сотворении человека.Как объясняют мудрецы, человека нельзя было сотворить без милосердия. Наделенный свободой воли, он не может избежать ошибок и поэтому его невозможно судить слишком строгим судом. Но, сотворив человека обоими именами — атрибутами Суда и Милосердия — Творец до Моше хранил это в тайне.
Говорит раби Акива: “Любим человек, сотворенный по Его Образу. Но еще большая любовь проявилась в том, что дано ему знать – он сотворен по Образу, как написано: ибо по образу Элоким сотворен человек” (Пиркей авот
, 3:18).Творец мира, создавший законы и по закону осуществляющий суд, открывается Моше в своей вечной сущности, в своем Милосердии: Элоким
сказал Моше – Я а-Шем.На исходе Йом Кипура, после 26-ти часового поста закутанные в белые талиты, евреи произносят во весь голос:
а-Шем ѓу а-Элоким! (Милосердный и есть Судья!) И так семь раз.Аналогичную фразу, наше свидетельство веры, мы произносим ежедневно утром и вечером:
Шма, Исраэль, а-Шем Элокейну, а-Шем эхад!Каждая из трех наших молитвенных служб заканчивается фрагментом Алейну лешабеах – “На нас возложена обязанность прославлять Всевышнего”, который завершается словами: “В этот день будет а-Шем Один, и Имя Его Одно!”.
Наступит День (в конце времен), когда наш народ обретет полную ясность, когда обретут смысл все жизненные превратности, все беды этого мира и самый строгий суд окажется милосердием.
Это начинает открываться Моше в Египте.
Как рассказывала Тора в конце предыдущей недельной главы, сердце Моше не могло выдержать страданий его народа. Сделав попытку выполнить возложенную на него Всевышним миссию, он как будто только ухудшил ситуацию. Фараон ужесточил условия труда и жизни евреев.
Моше обуревают сомнения, и он вновь обращается к Творцу.
Всевышний приоткрывает ему будущее и напутствует: надо продолжать попытки. Моше должен добиться, чтобы фараон отпустил еврейский народ в Землю Израиля.
Возникает естественный вопрос, трудно разрешимый даже для Моше: если Всевышний жалеет евреев, почему же Он не спасет их сразу?
Наши мудрецы формулируют его таким образом: “Почему
праведник – и плохо ему, злодей – и хорошо ему”?Ясный ответ на этот вопрос мы получим в конце человеческой истории. Однако в общих чертах мы можем понимать ситуацию так: Творец все время занимается нашим спасением, и если происходит что-то, что мы не в состоянии понять, нам следует верить, что иного пути спасения у человечества, нет.
Так, скажем, больной, у которого болит рука, надеется, что ему поможет компресс. И только врач в состоянии определить, что на самом деле причина боли в руке — болезнь сердца, и больной нуждается в серьезной операции.
Но вернемся к Моше. Он сомневается в своих возможностях и не уверен, способен ли он возглавить еврейский народ.
Мы знаем, что одна из основных черт, определяющих характер Моше — скромность. В значительной степени именно благодаря этой черте Всевышний избрал Моше для выполнения важной миссии, доверил ему получить Тору и вести к ней народ.
Если в сердце человека поселяется
гордость, его душа — полный сосуд, куда ничего больше уже не вмешается.Если человек скромен, он — открыт для учения и проявляет к другому уважение. Если он не занят собой, он сочувствует людям, понимает каждого, с каждым может найти общий язык.
Это — образ руководителя в еврейской традиции. Таким был Моше.
Обращаясь к Творцу, Моше выражает свои сомнения словами: “Ведь я араль сфатаим (так в оригинале текста Торы), как же послушает меня фараон?”.
Выражение араль сфатаим обычно переводят — “косноязычный”. И это для нас звучит, по меньшей мере, странно. Ведь именно из уст Моше мы получили Тору и Устное Учение. Он сорок лет учил народ законам, сообщал вопросы людей Творцу, разрешал споры и как священник семь дней служил в Храме...
Для того, чтобы понять, что имел в виду Моше, приведем буквальный перевод каждого из этих слов в отдельности.
Сфатаим означает — “губы”, араль – “необрезанный”, “неподходящий”, “грубый”. Но что такое в данном случае “необрезанные” (неподходящие, грубые) губы (уста)?
Слово араль состоит из букв айн, рейш, ламед. Те же буквы (айн, рейш, ламед) составляют слово орла
. Так называются фрукты первых трех лет после посадки дерева, которые нельзя есть. Другое значение этого слова — “крайняя плоть”, которую нужно обрезать мальчику на восьмой день после рождения в знак Союза с Творцом.В книге пророков встречается выражение “человек с необрезанным сердцем”, и это означает, что скорлупа материальности мира не дает ему воспринимать и исполнять волю Создателя.
Наверное, читатель обратил внимание на то, что весь спектр значений этого слова (араль) имеет негативный оттенок. Так оценивает себя Моше, так говорит о своих недостатках, аргументируя свою неспособность выполнить столь ответственную задачу.
Однако человек в оценках характеров, как правило, субъективен, особенно — если речь идет о нем самом. Нередко черты, которые он считает недостатками, на деле оборачиваются достоинствами. Такое случается, конечно, с людьми скромными, склонными преуменьшать свои способности.
Посмотрим, как трактует приведенную выше фразу из Торы Устная традиция.
Мидраш рассказывает такую историю. Однажды, когда Моше было три года, он, сидя на коленях у фараона, снял с его головы золотую корону и надел ее на свою.
Присутствующий при этом нееврейский пророк Билам заподозрил в поведении ребенка недобрый знак и сказал фараону, что Моше в будущем, наверное, захочет захватить и царство, и нужно убить его, пока не поздно.
Тогда Творец послал во дворец фараона малаха
(о малахе см. на сайте обзор недельной главы Ваишлах), который внушил одному из министров мудрую мысль — испытать Моше.На том и порешили. Ведь Моше был еще совсем маленьким, и, может быть, его поступок — обычная детская шалость.
Перед Моше положили бриллиант и горящий уголек — что он выберет? Если алмаз — значит короной он завладел неспроста...
Но почему для испытания выбрали именно эти предметы?
И алмаза и уголь — это углерод. Но алмаз формирует свою структуру
под очень большим давлением. Потом искусный мастер обрабатывает и отшлифовывает его. И тогда он становится бриллиантом, который под воздействием световых лучей сверкает скрытым многоцветным великолепием.Так и еврейский народ. Формируясь под внешним давлением, он может стать драгоценным бриллиантом, если евреи будут совершенствовать себя на путях Торы. Иначе — может бесславно сгореть как кусочек угля.
Поэтому в Судные дни мы называем Творца “Мастером” (Оманом
) — мы вручаем в его руки свои судьбы, чтобы Он сделал из нас совершенные изделия. Кстати, это стремление мы ежедневно подтверждаем, произнося слово амен (на иврите звуки “о” и “а” часто обозначаются той же буквой — алеф).Рассказывает мидраш, что
Моше потянулся, было, к бриллианту. Но малах подтолкнул его руку к угольку. Почувствовав сильную боль, он инстинктивно сунул руку в рот, и приставший к пальцам уголек обжег ему язык.Во дворце фараона решили, что корону он взял просто из баловства. Но с тех пор Моше стали называть — араль сфатаим.
Устная традиция дает этим словам такое объяснение.
Детское сознание устремлено к короне и богатству (алмазу
). Зрелый человек выбирает горение, возможность светить другим людям, согревать их, передавая вложенный в него Свыше и переданный традицией свет. Такого человека Устная традиция называет “огнем”.Образ горящего угля, вложенного в уста пророка, использует Пушкин в одном из лучших своих стихотворений.
У Моше не было физического дефекта речи, но уста его были обожжены для Пророчества. Он потерял “грешный язык” общения с фараоном.
В ответ на сетования Моше Всевышний открывает перед ним дополнительные возможности.
В Торе читаем: “И Творец сказал Моше и Аарону. Когда станет говорить вам фараон: Дайте о себе доказательство — чудо, ты скажи Аарону: возьми твой посох и брось перед фараоном, и он превратится в крокодила... И позвал фараон мудрецов и чародеев, и сделали маги египетские своими чарами то же. Каждый бросил свой посох, и стали посохи крокодилами, и проглотил посох Аарона их посохи. Но укрепилось сердце фараона, и он не послушал их, как и предсказывал Творец” (гл. 7, ст. 8-13).
Здесь возникает вопрос: почему Творец повелел Моше и Аарону продемонстрировать “волшебство”, которое могли повторить придворные маги фараона? Разве это могло фараона в чем-то убедить? И почему посох
должен был превратиться именно в крокодила?Фараон требовал доказательств, что Моше и его брат Аарон — посланники Всевышнего. И он их получил. Он просил чуда, и получил много чудес — больше, чем ему хотелось бы.
Сила Создателя, прежде всего, в Его терпении, говорят мудрецы. Он медлит и откладывает наказание, ожидая, когда грешники раскаются, но испытывать Его терпение не следует.
Превращение посоха в крокодила показалось просто магией. Но в стране магов это означало, что Творец предоставлял фараону и его народу свободу выбора — давал шанс поверить в Творца по первому же знаку, до настоящих чудес и кар, давал возможность обрести заслугу в глазах Создателя и упростить дорогу Исхода из страны физического и духовного рабства.
Этот знак и магам давал возможность попробовать свои силы. С другой
стороны, Моше и Аарон продемонстрировали чудо “профессионалам” — единственным, кто мог по достоинству его оценить.Когда, объясняет мидраш, появились иллюзорные, символические образы крокодилов, здесь все были равны в своем искусстве. Но потом эти образы
уступили место реальности, когда крокодилы снова превратились в посохи. И именно тут произошло настоящее чудо: “... и проглотил посох Аарона их посохи”.Фараон должен был понять: перед ним — реальность, не иллюзорный мир. И против этой Реальности ему не устоять.
Мудрецы, кстати сказать, называли фараона “крокодилом Нила”. Как сказано у пророка Йехезкеля: “Смотри, Я буду против тебя, фараон, царь Египта, большой крокодил, лежащий посреди Нила и говорящий: “Мой Нил и я его сделал для себя” (Йехезкель
, 29:3).Фараон говорил своему народу, что он — божество, что он создал Нил и управляет им, по своему желанию. Что ему, якобы, не нужно просить дождя у Небес. Нил приносил урожай и богатство. Фараон, как “морское чудовище”, полагал, что Нил — его вечная защита, и поэтому никто не в состоянии справиться с ним.
Но фараон просчитался...
Именно Нил стал объектом первого удара, нанесенного Творцом Египту. Вода в нем стала кровью. Это был явный намек, показывающий фараону, что ждет его самого.
А потом из Нила вышли жабы. Они проникали во дворец, прыгали к фараону в постель, попадали в квашни. Их кваканье раздавалось повсюду как смех, в котором слышалось издевательство над фараоном (лягушка на иврите — цфар деа; эти слова звучат также как фраза — “куриная ты голова”). А когда лягушки дохли, пространство наполнялось смрадом.
А потом появились вши. В огромном, неисчислимом количестве. Они кусали фараона и египтян, но не трогали евреев.
Теперь, на третий раз, египетские маги уже поняли, откуда берутся эти напасти. И сказали об этом фараону: “Это перст Божий”.
Если повторение это — усиление, то три раза повторяющееся событие создает хазаку
, “закрепление”, постоянство какого-то качества.Потом на скот фараона напали дикие звери. По всему Египту скот пал от мора. Страшные нарывы вконец замучили египтян. А тут — новая напасть — град чудовищной силы побил поля, где рос хлеб.
И что самое удивительное — казни предназначались только египтянам. Евреям они вреда не причиняли.
Снова и снова фараон призывал Моше, чтобы он молился об отмене кары. Но, тем не менее, упорствовал, не желая отпускать евреев, не желая признавать над собой высшую власть.
Это Всевышний укрепил сердце фараона, чтобы страх не сломил его злую волю. Творцу было важно показать евреям, египтянам и всему миру, Кто управляет вселенной.
Перед первой египетской казнью Моше с Аароном приходили к фараону и говорили ему: “Так сказал Творец, Всемогущий Израиля: отпусти народ, чтобы они совершили Мне праздник в пустыне”.
Во второй раз Моше говорит фараону: “Так Создатель сказал: Отпусти народ Мой, чтобы они Мне служили”.
Эти мощные слова на тысячи лет стали призывом к свободе угнетенных. Они звучали в негритянских спиричуэлс — “Отпусти нас фараон”, на нелегальных встречах сионистов в Советском Союзе. Однако те, кто использовал их, не всегда понимали подлинный смысл этих слов. Они относятся не только к фараону и его духовным преемникам в разные времена и во всех странах, но и к тем, кто их произносил, бросая вызов властям.
Проблема в том, что их всегда следует произносить полностью — всю фразу целиком. И именно во второй ее части заключено то, что Творец ожидает от нас. То, ради чего Он дает нам силы, успех и радость свободы.
“Отпусти народ Мой” – только условие. Главное здесь — “чтобы они Мне служили”...
(продолжение завтра)
Автор текста Гедалия Спинадель