Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения
ГЛАВА

ГЛАВА «Ваелех»

Место в Торе: Дварим, гл. 31, ст. 1 — гл. 31, ст. 30.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “И пошел Моше и сказал эти слова всему народу Израиля...”.

И пошел на иврите — ваелех.

Обсуждение главы Ваелех

1. Стоим или идем?

Недельная глава Ваелех, как мы знаем, следует в Торе за главой Ницавим. Более того, их нередко, как, к примеру, в этом году, читают вместе, на одной неделе.

Это может означать, что между этими двумя недельными главами есть определенная связь. И здесь, в нашем обзоре, мы попытаемся ее раскрыть.

Нетрудно заметить, что названия этих глав как бы вступают друг с другом в некое противоречие.

В самом деле. Вынесенное в название предыдущей главы слово «нецавим» в переводе означает — «стоите перед». С этой фразы и начинается глава Нецавим — «Все вы стоите сегодня перед Всевышним» (Дварим, гл. 29, ст. 9).

Слово в названии нашей недельной главы — Ваелех, в переводе — «и пошел». Как сказано: «И пошел Моше…» (Дварим, гл.31, ст. 1).

Известно, что вся книга Дварим — это наставления Моше еврейскому народу. 

В предыдущей недельной главе (Нецавим) Моше, обращаясь к евреям, говорит: «Вы все стоите сегодня…». И в обзоре этой главы вы, надеюсь, прочли, сколь значимо и емко каждое слово процитированной фразы (см. на сайте обзор недельной главы Нецавим, четырнадцатый годовой цикл обсуждения).

Какое же наставление содержат слова «И пошел Моше»?

Если соединить первые фразы предыдущей и нашей недельных глав, получится, что Моше как бы говорит народу: «Вот вы сегодня остановились (стоите) в своем духовном развитии, а я продолжаю двигаться вперед».

В Мидраше Танхума Учителя отмечают, что употребление в Торе выражения ваелех (и пошел) свидетельствует, что здесь сокрыто некое назидание. Как например, в Танахе, где сказано: «Идите (на иврите — леху, тот же корень, что и в слове ваелех), зрите деяния Всевышнего, который произвел опустошение на земле» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 46, ст. 9).

Так какое же назидание заключено в нашем фрагменте?

В другом Мидраше Учителя объясняют, что здесь в Торе для назидания используется пример самого Моше. Как написано: «Еще вчера он поднимался в Поднебесье, подобно орлу, а сегодня он просит (разрешения) перейти Иордан, и не дано ему» (Мидраш Раба на книгу Дварим, гл. 9). 

Но почему с Моше произошло такое?

Этому дается несколько объяснений. Но главное из них, пожалуй, состоит в том, что таково было решение Всевышнего, который сказал: «Не перейдешь ты этот Иордан» (Дварим, гл. 31, ст. 2).

Из этого нам следует понять, что достижения человека — это проявление Милосердия Всевышнего.

В Танахе есть такие слова: «Ашур (Ассирия) не спасет нас» (Невиим — «Пророки», книга пророка Ошеа, гл. 14, ст. 4).

Слово ашур созвучно слову ошер, что в переводе с иврита — «счастье». Даже то, что кажется счастьем, — разъясняют Учителя, — не осчастливит, если исходит не от Творца...

Недельная глава Ваелех начинается словами: «И пошел Моше и говорил эти речи всему Израилю» (Дварим, гл. 31, ст. 1).

А куда именно он пошел — не сказано.

Впрочем, далее Моше говорит, что не может более выходить и входить (там же, ст. 2).

Слова, выражающие отсутствие возможности, имеют двоякий подтекст: не может, потому что — не в состоянии; или не может, потому что — запрещено.

Очевидно, что в рассматриваемом нами отрывке, выражение «не может» употреблено в значении — «запрещено». И действительно, на тот момент Моше уже не мог вести за собой народ, ибо передал свои функции своему ученику и преемнику Иегошуа бин-Нуну. 

Но евреи могли подумать, что Моше сложил с себя полномочия лидера общины по состоянию здоровья. И, чтобы этого не произошло, Моше начал быстро ходить перед народом — туда-сюда. Всем своим видом демонстрируя, что его здоровье в полном порядке. 

Теперь нам понятно, почему в Торе не сказано, куда именно пошел Моше.

Моше говорит, что ему исполнилось сто двадцать лет (Дварим, гл. 31, ст. 2). Но, несмотря на преклонный возраст — силы не покинули его. Он полностью сохранил работоспособность. 

Тогда почему, он не продолжил руководить народом?

Только потому, что Всевышний не дал ему на это разрешение. А все достижения человека — Милосердие Всевышнего.

на основе комментариев рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)

и рава Мордехая Илана

(глава раввинского суда Тель-Авива, наше время)

2. На плечах или на повозке?

Моше хотел объяснить своему народу значение тешувы (раскаяние, возвращение на пути Всевышнего).

Раскаяние, как известно, не должно ограничиваться лишь сферой чувств. Необходимо, чтобы оно было выражено словами. В Танахе об этом прямо сказано: «Возьмите с собою слова и возвратитесь к Всевышнему» (книга пророка Ошеа, гл. 13, ст. 3).

Поэтому написано: «И пошел Моше и говорил» — говорил о тешуве.

Моше также наставлял сынов Израиля о мире (шаломе). Как написано: «Ищи мира и стремись к нему» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 34, ст. 15).

Заповедь о мире отличается от остальных заповедей. 

Если человек строит дом, то на входе он должен прикрепить мезузу. Если он печет хлеб — от теста следует отделить халу (об отделении халы — см. на сайте, к примеру, в ответе «Какую бераху произносить, если сам печешь халы на шаббат, № 2613). Но никто не требует от человека строить дом ради мезузы и печь хлеб — ради исполнения заповеди об отделении халы. Дом строят, чтобы в нем жить. Хлеб пекут, чтобы насытиться.

Но о мире (шаломе) сказано: «стремись к нему» (в буквальном переводе — «преследуй»). Это и хотела показать Тора словами: «И пошел Моше и говорил».

И все же, какое наставление дает Моше в рассматриваемой нами фразе — о тешуве или о мире?

И о том и о другом. Ибо здесь нет противоречия. Мир с Творцом достигается через тешуву, через раскаяние и возвращение к Нему.

Далее в нашей недельной главе читаем: «И записал Моше эту Тору, и передал ее коэнам, сынам Леви, несущим Ковчег Завета» (Дварим, гл. 31, ст. 9).

Возникает вопрос: почему Моше передал Тору коэнам? Чему он хотел нас тем самым научить?

Чтобы дать на это ответ, нам надо рассмотреть фразу из Теилим: «Песнями были мне законы Твои» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 119, ст. 54).

Из Мидраша Ялкут Шимони известно, что за это высказывание Давид понес наказание, которое заключалось в том, что Всевышний не позволил, чтобы ковчег завета переносили на плечах, но велел погрузить его на повозку. Хотя, изначально, Ковчег Завета переносили вручную. Как сказано: «На плечах нести будут» (Бамидбар, гл. 7, ст. 9).

Но что это было за наказание? И вообще — какая связь между транспортировкой Ковчега Завета на повозке и словами Давида: «Песнями были мне законы Твои»?

Изучение Торы, — объясняют Учителя, — только тогда приносит плоды, когда на ее постижение затрачиваются усилия.

Написано в Талмуде (трактат Мегила, лист 6): «Трудился и нашел — верь. Не трудился и нашел — не верь».

Давид сказал: «Песнями были мне законы Твои». То есть изучение Торы для него было подобно пению — не требующему особых усилий.

Поэтому Всевышний, в назидание ему — запретил нести Ковчег Завета, и велел положить его на повозку. Ведь указание — «На плечах нести будут» предполагает необходимость трудиться «в поте лица», приложить усилия ради приобретения Торы. По-настоящему постичь Тору — невозможно, везя ее на повозке. Нужны плечи, и, разумеется — голова на плечах.

Мы видим, что в наказании, которое Творец определил Давиду, реализуется один из фундаментальных принципов Устройства мира — мида кенегед мида, что в переводе означает — «мера за меру».

Всевышний, как бы говорит ему: «Ты считаешь, что изучение Торы подобно пению и может даваться легко, без особых усилий? Тогда положи ковчег завета на повозку. И глубины Торы не откроются тебе».

Теперь нам понятно, почему Моше передал Тору именно коэнам, сынам Леви, которые несли Ковчег Завета. Он тем самым дал нам, всему еврейскому народу, важнейшее наставление, суть которого состоит в том, что только ценой упорного труда можно добиться успеха в столь непростом деле — постижении Торы…

на основе комментариев рава Моше-Якова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую; уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

и рава Йоннатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша-Германия, первая половина 18-го века)

.