Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА “Ваелех”
Место в Торе:
Дварим, гл. 31, ст. 1 — гл. 31, ст. 30.Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: “И пошел Моше и сказал эти слова всему народу Израиля...”.
И пошел на иврите — ваелех
.Обсуждение главы Ваелех
Остановимся на первом слове главы — ваелех (и пошел). На первый взгляд, кажется, что оно не несет дополнительной информации и только повторяет то, что мы уже знаем из предыдущих глав. Эти несколько глав представляют собой, по сути, прямую речь — обращение Моше ко всему народу Израиля. Почему же здесь, в самом начале, Тора вновь говорит — ваелех (пошел, чтобы сказать, начал говорить).
Мидраш (составная часть Устной Торы, раскрывающая мировоззренческие пласты) сообщает: в этой главе говорится о том, что Моше обратился (пошел
) к душам Авраама, Ицхака и Яакова, чтобы доложить — он, их посланник, “успешно выполнил свою миссию”.Почему об этом надо было докладывать? Почему — им? Почему — именно в тот момент?
По еврейскому закону, если тебя послали куда-то с конкретным заданием, ты обязан вернуться к пославшему тебя и отчитаться (как минимум, сделать это по телефону). Передавать свой отчет через кого-то не полагается. Дело в том, что посланник — глаза, уста и руки того, кто дал ему задание. Только он может ответить на все вопросы и, тем самым, помочь пославшему его продолжить начатое дело. Неважно, кому это будет поручено — ему же или другому человеку.
Чьим же посланником был Моше?
Мидраш открывает нам, что Моше послали с определенной миссией праотцы еврейского народа — Авраам, Ицхак и Яаков. И вот почему.
Авраам был не просто “первым евреем”. Он был отцом нации. От него пошел весь еврейский народ. Он установил Брит (Союз) между Всевышним и своими потомками, то есть — нами (о Брите см. на сайте в обзоре прошлой недельной главы Нецавим
).Нет смысла в этом Союзе, если одна из сторон его нарушает. Моше всю свою жизнь стремился к тому, чтобы евреи были участниками этого Союза. И обеспечил его сохранность. В этом смысле он — посланник Авраама.
Ицхак подтвердил перед Творцом свою готовность хранить верность Союзу. Более того, он сумел выстоять, не нарушить завет, в самых тяжелых условиях. Даже во время страшной засухи, когда пришлось голодать, он не покинул Страну Израиля. Он продемонстрировал потомкам, что такое прочная связь
с Эрец Исраэль. Но чего она стоила бы, если бы во времена Моше евреи отказались бы от завещанной им Всевышним земли?40 лет шли евреи по пустыне. И вот теперь они стояли у границ Израиля. Моше привел их сюда.
В этом смысле он — посланник Ицхака.
Яаков взял на себя выполнение наиважнейшей задачи. Он показал всему дому своему (12 сыновей, дочери, огромное хозяйство), что значит жить по-еврейски
.А теперь Моше продемонстрировал это всему народу, потомкам Яакова. Он передал им Тору (Письменную и Устную) и, тем самым, утвердил еврейский образ жизни на все времена. В этом он был посланником Яакова и выполнил “задание”.
Почему же Моше “доложил” о выполнении задания именно в тот момент, который описывается в нашей главе?
В Торе написано: “И сказал им — сегодня мне исполняется 120 лет, не смогу больше входить в Мишкан (походный Храм) и выходить оттуда (чтобы сообщать вам законы Торы)...”.
То есть, Моше знал, что миссия его на земле закончилась в тот день, и поэтому он должен был пойти и отчитаться перед теми, кто послал его.
Но откуда он знал это?
Мидраш сообщает: Моше в тот момент почувствовал, что каналы его восприятия Мудрости Всевышнего перекрыты. Конечно, имеются в виду каналы его уровня.
Ощущение, что миссия на земле завершена, — продолжает свои пояснения Мидраш, — великая милость Небес. Тогда человек входит в иной (будущий) мир в умиротворенном состоянии.
Моше заслужил эту милость Небес.
Тут возникает еще один вопрос: как вообще мог Моше отчитаться перд Авраамом, Ицхаком и Яаковом?
Не было пророка, подобного Моше, определяет Тора: “И не появлялся больше пророк (такого уровня), как Моше...” (гл. 34, ст. 10).
Обычный человек не “ощущает” на себе влияние высших духовных миров. У пророка верхние этажи души (в духовных мирах) активно соединены с низшими, управляющими судьбой человека в нашем мире. Время от времени, находясь в нашем мире, он входит в состояние, которое позволяет ему осознавать различные этажи собственной души. В том числе — верхние.
Моше отличался от всех пророков тем, что мог входить в это состояние в любой момент. Поэтому у него была возможность пойти
(ваелех) к Аврааму, Ицхаку и Яакову и отчитаться перед ними. Его душа в высоких духовных слоях была в контакте с их душами, и он осознавал это.Важно отметить, что в нашей, главе (Ваелех), вслед за которой идет еще одна глава, приводятся две последние (из 613) заповеди Торы. Постараемся понять, почему они даны именно здесь...
В Торе читаем: “...По истечении семи лет, а именно — в год шмиты, в праздник Суккот. Когда весь Израиль приходит предстать (дословно по тексту — показать себя) перед Всевышним, в месте, которое Он изберет — там прочтешь эту Тору перед всем Израилем” (гл. 31, ст. 10-11).
Если рассматривать нашу главу как подведение итогов жизни еврея — земного представителя и посланника Авраама, Ицхака и Яакова, а точнее — самого Всевышнего, каждое слово цитаты становится понятным.
По истечении семи лет. Число семь — всегда означает “цель”. Шесть дней Творения — ради Седьмого дня и т.п. Здесь выражение “По истечении семи лет” означает — в конце жизни, подводя итоги стремления к цели.
В год шмиты. Каждый седьмой год на Земле Израиля запрещено сеять и собирать урожай. Такой год становится годом веры в Творца, в то, что, если Он обещал — будет хорошо и в седьмом году, и в восьмом, несмотря на то, что в седьмом не сеяли. Итоги жизни проверяются на уровне веры в Творца.
В праздник Суккот. Находясь в сукке, шалаше (специальной временной постройке) с крышей из веток, как того требует закон этого праздника, человек укрепляется в понимании, что спасает его не “крыша” над головой, но только — Воля Творца.
Весь Израиль. Речь идет о каждом из нас, каждом еврее.
Приходит предстать
(показать себя). Здесь речь о том, что, подводя итоги, следует быть честными перед собой.Там прочтешь эту Тору. То есть по ней будешь сверять успех свой миссии.
Но Тора идет дальше и уточняет сказанное: “...чтобы дошли до них (дословно: услышали), и чтобы постигли (дословно: научились), и прониклись потрясающим душу трепетом перед Всевышним, и удержались в выполнении всей Торы” (гл. 31, ст. 12).
Обратите внимание на последовательность итогового, финального выстраивания человеческой души: сердцем услышать, потом — постичь, научиться, а в результате — ощутить, проникнуться охватывающим всю душу трепетом (в этом — понимание своего места перед Творцом) и остаться с Ним навеки.
Именно такая последовательность дает пищу для размышлений.
А Тора не останавливается и дает ответ на возникающий вопрос: мы говорим об итогах жизни человека, но ведь на этом жизнь народа не заканчивается?
“А дети их, — читаем в Торе, — которые (ничего этого) не знали (еще), — они услышат и научатся трепету перед Всевышним...” (гл. 31, ст. 13).
Тонкий нюанс: не говорится “чтобы услышали и научились”, но утвердительно констатируется: так будет. Если ты успешно выполнил свою миссию.
И еще: услышат и научатся трепету. Так просто и четко определена задача образования, воспитания нового поколения. И состоит она в том, чтобы помочь ребенку ощутить трепет перед Всевышним. Остальное — приложится.
Теперь нам понятен смысл последней (итоговой) 613-й заповеди: “А теперь (вот она): напишите себе слова Песни этой...” (гл. 31, ст. 19).
Каждый еврей должен стремиться написать Свиток Торы. И это — еще одна грань Итогов его жизни.
Здесь следует сразу отметить, что заповедь эта обращена к каждому. Но конкретный метод ее исполнения не обязательно в том, что еврей сам напишет Свиток. Хорошо, конечно, если он в состоянии это сделать. Но ведь для этого надо специально учиться несколько лет. Поэтому можно заказать Свиток у профессионального писца, чтобы он сделал это для тебя. Он становится твоим посланником. И это означает, что ты выполнил заповедь, выполнил задание.
Об этом и была наша глава.
Автор
текста Элиягу Эссас