Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Второй цикл обсуждения
New Page 3

ГЛАВА “Трума”

Место в Торе: книга Шемот, гл. 25, ст. 1 — гл. 27, ст. 19.

Почему глава так называется?

По слову в первой фразе: “Скажи сынам Израиля, пусть принесут Мне приношение ” (гл. 25, ст. 2).

Приношение на иврите — трума.

Обсуждение главы Трума

Тема получения Торы у горы Синай, отраженная в недельной главе Итро, и анализ законов межчеловеческих отношений – в разделе Мишпатим, развиваются теперь в нашей главе, в которой разъясняется суть специфического служения Творцу еврейского народа и его особой части — колена Леви, конкретно — потомков Аараона из колена Леви – коэнов.

Слово трума происходит от корня рам – “высокий” и глагола леарим – “поднимать”. Таким образом, получается, что трума – то, что поднимают, и тогда оно становится высоким.

В этом и заключается смысл трумы – вознести материальную действительность на духовный уровень. В этом смысл деятельности коэнов, служителей Всевышнего, возносящих, возвращающих творение к Его Творцу, и тем самым, очищающих, дематериализующих творение, что особенно явно в приношении ола – приношении всесожжения.

Такова, по сути, деятельность всего народа Израиля, о котором сказано: “и будете для Меня царством коэнов”.

В нашей главе рассказывается, что трума, которую Всевышний поручает Моше собрать у народа Израиля, предназначена для сооружения Мишкана (нечто вроде переносного Храма) — микромодели вселенной.

Слово Мишкан происходит от корня шахан, что значит “соседствовать”, “селиться”. Мишкан – это шатер, предназначенный для служения Творцу. В нем должно явно ощущаться Его Присутствие – Шхина, что и является целью существования этого сооружения.

Комментаторы Торы ставят вопрос: зачем вообще понадобилась постройка особого “дома” Творца — Мишкана, и почему о сборе трумы, материалов для него, говорится именно в этой недельной главе?

Во время дарования Торы на Синае весь народ поднялся на уровень пророков. Пророка осеняет Присутствие Всевышнего. Он находится с Ним в близком контакте, как сказано: “И построят они Мне Святилище; и Я буду пребывать среди них” (гл. 25, ст. 8).

Комментаторы поясняют – внутри вас, в ваших душах, в ваших сердцах.

Кстати в слове шаханти – Я буду пребывать (от того же слова Шхина – Присутствие) комментаторы усматривают пророчество о строительстве двух Храмом в Иерусалиме, которые сменили Мишкан – переносное Святилище в пустыне. В слове шаханти они выделяют корень шахан, а окончание ти, состоящее из букв тав, юд, имеет числовое значение 410 – столько лет стоял Первый Храм до того, как был разрушен Вавилоном. А если из слова шаханти мы выделим слово “второй” (на иврите — шени), останутся буквы тав, хаф. Их числовое значение равно 420 – это срок жизни Второго Храма, пока его не сожгли римляне.

Следует отметить, что Шхина была очевидной для всех только в Первом Храме, где постоянно происходили десять чудес, которые перечисляются в Мишне (трактат Пиркей Авот).

Но если Всевышний по замыслу должен был обитать внутри душ, если каждый в народе так ясно ощущает близость Создателя, для чего нужно было какое-то особое место?

Дело в том, что на Синае происходит катастрофа.

По значению ее сравнивают с грехом первого человека. Адам до своего своеволия был наделен бессмертием, а потом не послушался предупреждения “Если съешь от этого плода, непременно умрешь” и стал смертным.

Так и еврейский народ поднялся в чистоте у Синая на такой возвышенный уровень, над которым уже не властна смерть. А потом — упал.

Речь идет о грехе создания Золотого Тельца. Народ Израиля — в нарушение второй из Десяти Заповедей — сотворил кумира.

Благодаря молитвам Моше, Всевышний простил народ. Его смерть не наступила мгновенно. У людей родились дети... Но бессмертие они потеряли. И не только бессмертие, но и дар пророчества, дар постоянного ощущения близости к Отцу и Создателю.

Поэтому и понадобилось теперь особое место, куда люди могли бы приходить и непосредственно ощутить: да, есть Творец, и Он — с нами, среди нас.

Но это место должно было стать действительно особенным, заключая в себе символы всего мироздания. И в этом месте, должна была, благодаря особым ритуалам, происходить встреча с Небом.

Поэтому каждому еврею важно было внести в строительство сооружения свой вклад — чтобы ощущать его своим, частью себя. Отметим, однако, что в Торе о грехе Золотого Тельца рассказывается позднее. Но, как говорят наши мудрецы, в Торе вообще “нет раньше и позже”. На простом уровне понимания это значит, что Тора не излагает события в хронологическом порядке. Читателя, воспитанного на литературе 20-го века, это не должно удивлять. Почему, собственно, события должны излагаться по хронологии? Разве нет иных способов построения текста, чтобы донести мысль и чувство?

Однако в словах мудрецов есть и другой уровень понимания. Тора не только вечна, на все времена, она, как и ее Создатель – вне времени. Она — над ним. Говорится в Мидраше, что Всевышний, когда создавал мир, смотрел в Тору, как в чертеж. И лишь с сотворением мира, материи, как описывает сама Тора, появляется время.

Поэтому и человек, погруженный в Тору, выходит за рамки времени в вечность.

Посмотрим, что должны были принести евреи Творцу. В нашей главе сказано: золото, серебро, шерсть, небесно-голубого и красного цвета, лен, шкуры, дерево, оливковое масло, благовония и драгоценные камни (гл. 25, ст. 3-7).

То есть — все лучшее, что существует в природе, во всех ее трех царствах.

От царства земли – золото, серебро и драгоценные камни. От царства растений – дерево, оливковое масло, лен и благовония. От животного мира – шкуры и шерсть.

Человек — это особое творение. Он являет собой четвертое царство. Он — говорящее животное. И самое высокое, что он может принести, это — слова. Как говорит пророк Йешаягу от имени Творца: “Принесите Мне вместо быков слова” – слова ваших молитв, слова, рвущиеся из сердца.

Но, чтобы сердце раскрылось, необходимо прежде раскрыть свой карман, принести корбан – приношение.

Суть трумы и корбана – приблизить человека к Творцу, принести Ему лучший подарок из того, что Он, Творец, даровал человеку, отблагодарить Его, показать, что лучшее из материального и сам человек – ничто по сравнению с Ним.

Надо отдать евреям должное: они несли и несли свои дары, пока Моше не сказал: хватит.

Интересна психология человека. Совсем недавно люди отдавали свое золото, чтобы сделать из него Тельца, а теперь они приносили золото и шкуры — для сооружения Мишкана. Это и есть их путь исправления содеянного.

Комментаторы спрашивают, почему написано и возьмут Мне труму”? Наверное, точнее было бы сказать: “и дадут Мне труму”.

И объясняют: то, что человек отдает Творцу, и есть его истинное обретение. Это и есть то, что он получает от жизни и после нее.

Рассказывают, что к Ротшильду пришел однажды очень важный посетитель и в ходе беседы поинтересовался, может ли он задать один нескромный вопрос. Получив разрешение, посетитель спросил:

— Скажите, каковы размеры вашего имущества?”.

— Сейчас проверю, — сказал Ротшильд.

Он подошел к конторке, достал одну из бухгалтерских книг и открыл ее.

— Извините, барон, но вы взяли не ту книгу, — поспешил ему на помощь секретарь. — Это — книга регистрации цдаки (пожертвований), которую Вы даете.

— Знаю, знаю, — ответил барон. — Но вся моя недвижимость может пропасть в результате войны, мои фабрики будут разрушены, деньги потеряют цену. А эти пожертвования мое. Этого у меня никто не отнимет...

В нашей недельной главе сказано, что всего для Мишкана Творец велел принести тринадцать (числовое значение слова эхад – Один, потому что служение в Мишкане вело к Одному).

Рассмотрим символику некоторых из них.

О золоте мы уже говорили. Серебро – должно было искупить вину братьев Йосефа. Вспомним, что они продали его за двадцать шекелей серебром.

Что же с медью? Медь — искупление нечистоты сердец.

Название меди на иврите – нехошет, а нахаш на иврите — змей. В частности, здесь имеется в виду змей, который искушал Адама. Кроме того, медь считается символом наглости (на иврите нахуш — упорный, настырный, а также — наглый).

Наша традиция говорит о трех видах цдаки (пожертвований), подобных золоту, серебру и меди.

Корень слова цдака цедек (справедливость). И вот что интересно: по-еврейски, пожертвование означает, по сути, справедливость, а по-русски это – милостыня. Разве милость и справедливость — не противоположные понятия? Как это объяснить?

Давать цдаку, по крайней мере, десятую часть от дохода – это требование, которое Творец мира предъявляет каждому еврею. И это, несомненно, справедливо.

Если Он дает нам все, что необходимо, неужели мы будем такими неблагодарными, что не отдадим, по Его велению, хотя бы десятую часть нуждающимся — людям, учебным заведениям, синагогам и т.д.? Тем более, что Он обещал не только возмещать нам убытки, но и награждать нас, если мы используем то, что Он нам посылает, на помощь другим людям.

Без евреев, которые отделяют маасер – десятину (каждый — исходя из собственных доходов), без этой высшей справедливости в распределении доходов, без этого предусмотренного законом милосердия, еврейский народ не мог бы существовать.

Во всех поколениях и во всех местах существуют многочисленные благотворительные общества. Это — учебные заведения, детские дома, бесплатные больницы и множество других организаций, дающих беспроцентные ссуды и оказывающих бесплатные услуги.

Люди, которые занимаются благотворительностью, не унижают других. Чтобы такого не произошло, разработаны особые законы.

Наилучшая форма цдаки (классификацию составил Рамбам — великий учитель; 12 в.) — анонимная помощь, когда тот, кто дает, не знает, кому он дает, а берущий не знает, от кого получает. Правда, предпочтительней всех цдака, когда человеку помогают найти работу, чтобы он ни от кого не зависел.

Наши книги называют человека, созданного по образу Творца вселенной, олам катан – малой вселенной, микрокосмосом. Части человека они уподобляют разным частям мира, и видят глубокий смысл в их взаимодействии.

Еще одним отражением мира является, как мы уже говорили, и Мишкан, а потом — Храм.

Рассмотрим некоторые детали этого уподобления.

Верхняя и нижняя завесы Мишкана подобны небу и земле.

Вода киора (медного умывальника) – как вода на земле.

Менора (семисвечник), в которой горело чистейшее оливковое масло, подобна небесным светилам. А ее семь ветвей – семи планетам.

Если материалы для Мишкана символизировали дары от всего творения, всех его частей, царств, то служение в Мишкане пробуждало все чувства человека: зрение, осязание, обоняние, слух. И от многих жертв, которые человек приносил в Мишкан, он мог есть. Так, пасхальную жертву съедали целиком, со всей семьей и гостями.

А теперь сравним устройство Мишкана со строением человеческого тела.

Ковчег Союза, который стоял в Святая Святых (куда только раз в год мог зайти Первосвященник) и содержал Скрижали с Десятью Заповедями и Тору, соответствует сердцу, от деятельности которого зависит жизнь человека.

Крувим, вычеканенные из одного куска золота на крышке Ковчега, которые простирали над ним свои крылья, подобны легким.

Шулхан (золотой стол с двенадцатью хлебами лицезрения) – как желудок.

Менора – как разум.

И так далее.

Все это напоминало о том, что еврей, который посвятил себя служению Творцу, может стать местом пребывания Шхины, Присутствия Творца мира.

Автор текста Гедалия Спинадель