Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четвертый цикл обсуждения
Толдот/ 4 цикл

ГЛАВА “Толдот”

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 25, ст. 19 - гл. 28, ст. 9.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “Вот история происхождения Ицхака, сына Авраама...”.

История происхождения на иврите - толдот.

Обсуждение главы Толдот

07.11.04

Одна из основных тем нашей недельной главы - конфликт между Яаковом и Эсавом. Нам важно понять, что за этим конфликтом стоит, ибо возникшая у Эсава ненависть к Яакову, которая описана в недельной главе Толдот, прослеживается в течение всей еврейской истории. Именно эта ненависть, из столетия в столетие, становится главной причиной тяжелейших страданий еврейского народа.

Какие беды навлекли на евреев потомки Эсава?

Перечислим «опорные вехи» длинной цепи трагических событий еврейской истории.

Амалек. Народ Амалека ведет свой род от брака Эсава с одной из дочерей Ишмаэля. Этот народ первым напал на евреев, когда они вышли из Египта (Шемот, гл. 17, ст. 8). Раши (раби Шломо бен Ицхак - величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), анализируя эту ситуацию, цитирует Устную Тору - Мидраш, где Амалек сравнивается с душевно больным человеком, который, не думая о последствиях, с налету погружается в ванну с очень горячей водой. Он получает многочисленные ожоги, но температура воды от соприкосновения с его телом, немного снижается. Тогда и другие могут погрузиться в эту воду, и ничего плохого с ним не произойдет (комментарий Раши к книге Дварим - гл. 25, ст. 18).

Амалеку настолько важно было доказать, что народ Израиля можно победить, что он, ради того, чтобы напасть на евреев, проделал трудный путь с горы Сеир в пустыню - без каких-либо «обозримых» надежд, без какой бы то ни было причины для враждебности.

Аман из истории праздника Пурим (см. на сайте материалы, посвященные этому празднику) был потомком Амалека. Задолго до Гитлера он попытался «кардинально решить еврейский вопрос», мечтая о полном уничтожении еврейского народа.

Эдом. Эдом - это царство, основанное Эсавом. Мидраш (Ваикра Раба, гл. 13) сообщает, что оно явилось прообразом Римской империи.

Сейчас евреи - в своем последнем изгнании, которое называется - «диаспора Эдома». Это изгнание началось в период разрушения римлянами Второго Храма, когда евреям пришлось покинуть Эрец Исраэль. Вся западная цивилизация произошла от Римской империи, христианство в которой появилось в 4-м веке нашей эры.

Германия. Талмуд связывает Эсава с Германией. «Сказано в псалме - «Не дай, Всевышний, (сбыться) желаниям нечестивого, - цитирует раби Ицхак (великий Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, конец 3-го века) строки из Теилим (Псалмы царя Давида), - не дай осуществиться злым замыслам его, дабы не заносились они. Сэла!» (пс. 140). И это соотносится с молитвой Яакова, взывающего к Творцу: «Всевышний, не дай сбыться желаниям сердца Эсава и не дай осуществиться злым замыслам его». В этих словах подразумевается Германия. Если эти злые силы когда-нибудь будут выпущены, они могут разрушить весь мир» (Талмуд, трактат Мегила, лист 6).

В Торе читаем: «И побежал Эсав к нему (к Яакову) навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал...» (Берешит, гл. 33, ст. 4). В этом фрагменте описана встреча Эсава и Яакова, когда Яаков вернулся в Эрец Исраэль.

Ненависть Эсава к Яаакову - непреходяща, постоянна, - пишет раби Шимон (раби Шимон бар Йохай - великий Учитель Мишны, составитель книги Зоѓар; 2-й век), комментируя приведенный отрывок. - И, тем не менее, в момент встречи Эсав был охвачен внезапным чувством братской любви, и он поцеловал Яакова от чистого сердца…

08.11.04

Ненависть Эсава - не просто обида или горечь от потери благословений. Чтобы понять мотивы его поведения, нам следует вернуться к рассказу о праотце Ицхаке. Ведь это он, Ицхак, конечно же, не желая того, оказался источником огромной негативной духовной силы Эсава.

Ежедневно мы начинаем молитву Шемоне эсрэ (восемнадцать благословений) с того, что обращаемся к Творцу, называя Его «Всевышним Авраама, Ицхака и Яакова», а себя причисляем к их потомкам. Мы говорим, что Всевышний - «велик, могуч и грозен». Это описание Всевышнего, - наставляет традиция, - соотносится с нашими праотцами. Мы говорим о величии Всевышнего, называя его Всевышним Авраама, ибо Он велик в своем Милосердии, а это - основная черта характера Авраама. Мы говорим о могуществе Творца, называя его Всевышним Ицхака, потому что могущество связано со справедливостью, а это - свойство, определяющее личность Ицхака. И, наконец, мы говорим о том, что Творец грозен, называя его Всевышним Яакова, ибо трепет и благоговение связаны с поиском Истины, а это - основная характеристика устремленности Яакова.

Такое соотнесение проявлений различных «атрибутов» Творца с чертами, характеризующими праотцев, основано на раскрытии главной идеи того или иного Его атрибута. Обращенное к человеку милосердие вызывает у него, чувство признательности, благодарности. Человек, находящийся под судом, жаждет справедливости и испытывает ужас и благоговейный страх перед тем, кто вершит суд. Человек, которого окружает красота реального мира, созданная Всевышним, ощущает трепет и благоговение перед Творцом, обладающим безграничными возможностями в создании красоты… Таким образом, наделяя Творца определенными свойствами - «великий, могучий и грозный» - мы как бы принимаем позицию «наблюдателя» или - «получателя», на себе испытавшего проявление данных атрибутов Всевышнего.

И до появления наших праотцев эти атрибуты Творца ощущались в мире, но - в самых общих чертах. Всевышний использовал их для создания мира природы, но ни один человек не вступал в контакты с Творцом, перенимая Его свойства. Иначе говоря, в том, как Всевышний управлял миром, не было ничего личного. Отношения между Ним и человеком были лишь «деловыми», а эмоции в них полностью отсутствовали. Еврейские праотцы - Авраам, Ицхак и Яаков - первыми сумели выстроить отношения с Творцом на «личностном» уровне, когда в стремлении приблизиться к Нему куда больше чувств, нежели ожидания взаимовыгодных контактов.

Чтобы наш разговор стал конкретнее, рассмотрим одно из качеств Авраама. Это, прежде всего - хесед (милосердие) - черта, присущая Аврааму. Она противоположна качеству, которое на иврите называется - гвура (сдержанность, сила). Это - отличительная черта Ицхака. Приведем практический пример, чтобы увидеть, как могут проявляться оба эти качества.

Всем известно, что курение вредит здоровью. Существуют два способа борьбы с этой пустой и неприятной привычкой.

Мы можем финансировать научные изыскания, в результате которых будут разработаны препараты для борьбы с раком и эмфиземой легких (болезни, которые чаще всего подстерегают курильщиков). Мы можем построить больницы для тех, у кого поражены органы дыхания. Мы можем создать систему социальных страховок, которая позволит курильщикам лечиться, не опасаясь, что такое лечение их разорит. Главное направление такой деятельности, несомненно - проявление милосердия (хесед).

Существует, однако, и другой способ борьбы: мы можем принять меры, которые заставили бы курильщиков отказаться от этой пагубной привычки. Мы можем поднять цены на сигареты - человек среднего достатка не сможет их покупать. Мы можем ввести закон, по которому курящих не будут повышать в должности. Мы можем отказать курильщикам в общении. Иначе говоря, мы поставим их в такие условия, что они будут вынуждены сделать все, чтобы бросить курить. Этот метод решения проблемы - использование качества силы (гевура).

Когда люди сталкиваются с той или иной проблемой, они не всегда имеют возможность выбрать, какой метод ее решения предпочесть. Взять тот же пример с курильщиками. Современная медицина еще не умеет эффективно лечить рак или эмфизему легких. Общество - ограничено в средствах, а потому не в состоянии финансировать лечение курильщиков, страдающих от собственной вредной привычки.

Но у Всевышнего нет ограничений. Ему при решении любой проблемы одинаково доступны оба метода.

Авраам распространял в мире знание о Всевышнем, особо выделяя проявление Его атрибута Милосердия. Людям он говорил: «Просите Всевышнего, взывайте к Его Милосердию, и Он поможет вам». Так он учил людей любить Творца. Если некто любит Всевышнего, он автоматически начнет работать над своим характером. Испытав душевный подъем и радость близости к Всевышнему, человек постарается быть достойным Его любви и будет бояться эту любовь потерять. Таким образом, любовь учит его бояться Творца…

 

09.11.04

Ицхаку, в силу его характера, был ближе другой метод. Ицхак, следуя по стопам отца, распространял в мире знание о Всевышнем, но - подчеркивая проявление Его атрибута Силы. Он говорил людям: «Всевышний - добр, Он готов помогать людям, но - не приемлет зло. Контролируйте себя, свои порочные наклонности, и увидите - Всевышний ответит на ваши молитвы. Он поможет вам, как только убедится, что вы стараетесь измениться. Откройте свои сердца Всевышнему, и обнаружите, что на вас направлен мощный поток Его помощи».

Метод Ицхака отличается тем, что человек прежде испытывает страх перед Всевышним, и только потом богобоязненность трансформируется в любовь к Нему.

Следует отметить, что каждый из описанных методов таит в себе определенные опасности. Слушая Авраама, человек может подумать, что день расплаты никогда не наступит, что Всевышний всегда будет помогать ему во всех его делах, потому что Он - бесконечно милосерден. Поэтому нет необходимости усердно трудиться, меняя и совершенствуя свой характер. Если же необходимость ограничивать себя - отпадает, обычное потворство собственным прихотям может развиться в невоздержанность и грубость. Именно это и случилось с Ишмаэлем, сыном Авраама, который унаследовал от Авраама черту милосердия, но - в более жесткой форме.

Вспомним эпизод, описанный в Торе. Творец посылает малаха, чтобы спасти заблудившуюся в пустыне Агарь. Малах говорит ей: «И будет он (Ишмаэль) дикарем; рука его - на всех, и руки всех - на него, и пред лицом всех братьев своих жить будет он» (Берешит, гл. 16, ст. 12).

По первоначальному замыслу Ишмаэль должен был любить Всевышнего, но его любви оказалось недостаточно для самоконтроля. Он ни в чем не ограничивал себя, ибо так и не научился бояться Творца. Отсюда - необузданность и воинственность Ишмаэля.

Еще более очевидна опасность, подстерегающая человека при осуществлении метода Ицхака. Бесконтрольное стремление к самосовершенствованию способно развить в человеке высокомерие, чрезмерную жестокость и склонность к насилию. Ибо на этом пути легко забыть о поставленной перед собой цели - заслужить любовь Творца. Ведь стремление к совершенству требует внутренней организованности и самодисциплины. Человек должен подавлять в себе проявления слабости, но невзначай «объектами» этой борьбы могут стать мягкость и нежность. Если некто, вместо того, чтобы временно ослабить эти качества, постоянно сдерживает их, он рискует превратиться в фанатика. Известно, что гипертрофированное стремление к совершенству в отдельных случаях формирует личность нациста.

В нашей главе читаем: «…И толкались сыновья в утробе ее, и она (Ривка) сказала - если так, то зачем же я? И пошла спросить (обо всем этом) Всевышнего» (Берешит, гл. 25, ст. 22). Речь здесь как будто бы идет о периоде внутриутробного развития Эсава и Яакова. Однако, если осмыслить этот отрывок на более глубоком уровне, мы узнаем, что в нем говорится о формировании духовных устремлений сыновей Ицхака и Ривки.

Яаков и Эсав, находясь в материнском чреве, уже определились в своих пристрастиях, - объясняет Раши, комментируя этот фрагмент, ссылается на Устную Тору - Мидраш (Берешит Раба, гл. 63). В нем рассказывается, что Ривка в момент, описанный в цитате, отправилась в Школу Шема (сын Ноаха), где преподавали учение о Всевышнем. Когда она приблизилась к месту, где проводились ритуалы идолопоклонников, Эсав буквально «выскакивал» из ее утробы, чтобы «побежать» туда. Когда она подошла к дверям Школы Шема, нетерпение проявил Яаков…

Это открытие основано на глубоком анализе текста Торы в оригинале (на иврите). В цитате, в описании поведения близнецов, употреблено слово ваитроцацу (в данном переводе - «толкались»), образованное от корня рац (бежать).

 

10.11.04

Когда Яаков и Эсав появились на свет, а потом выросли, их пристрастия, проявленные еще в материнском чреве, не изменились. Яаков с самого рождения стремился к знаниям о Всевышнем, а со временем стал выдающимся ученым. Эсав же был идолопоклонником.

Тут возникает вполне закономерный вопрос: можно ли осуждать Эсава за его безнравственные поступки или - превозносить Яакова за его рвение в учебе и добрые дела? Ведь такими их (Яакова - праведником, Эсава - порочным) изначально создал Творец. И нет, казалось бы, в этом ни личной заслуги, ни личной вины.

Но если предположить, что они изначально не были такими и развили в себе эти качества в период взросления, как тогда объяснить их поведение в материнской утробе?

Перед каждым из нас поставлены определенные цели. Мы рождаемся, чтобы реализовать свое предназначение, - объясняет рав Элиягу Десслер (один из крупнейших Учителей прошлого поколения; Литва - Англия - Израиль, первая половина 20-го века). - В утробе матери Эсав проявил побуждение «бежать» к идолопоклонникам, а Яаков - порыв постигать знания о Творце. В дальнейшем каждому из них предстояло делать свою работу.

Так же, как Ишмаэль унаследовал основные черты характера Авраама, но - в доведенной «до абсурда» форме, Эсав унаследовал черты Ицхака, но в нем они тоже приобрели форму «крайностей». Эсаву было предначертано продолжать дело отца - бороться со злом в мире, раскрывать ошибочность убеждений людей, избравших неправильную дорогу, и возвращать их к Творцу...

Корни зла и коррупции в мире сосредоточены в местах, где проводят свои ритуалы идолопоклонники. Именно потому и рвался туда Эсав - чтобы начать осуществление миссии, которую возложил на него Всевышний. Однако все вышло иначе - он сам попал под влияние идолопоклонников.

Далее в нашей главе читаем: «И Ицхак любил Эсава, потому что дичь его была ему по вкусу» (Берешит, гл. 25, ст. 28)

Неверно было бы думать, что Ицхак ошибся в оценке своих сыновей и имел неправильное представление об Эсаве. Нет, он хорошо понимал, что Эсав - его естественный преемник, вполне осознавая обратную сторону своего метода служения Всевышнему и таящиеся в нем опасности. Поэтому-то Ицхак старался окружить своего сына атмосферой душевного тепла и любви, прикладывал усилия к тому, чтобы развить в нем привязанность к Творцу - делал все, чтобы Эсав не оказался жертвой подводных камней своего характера.

Возможно, мы сможем понять, в какой момент Эсав сбился с пути, вспомнив его разговор с Яаковом, описанный в книге Берешит (гл. 25, ст. 29-34).

В день, когда умер Авраам, Яаков приготовил для Ицхака чечевичную похлебку (традиционная еда для тех, кто - в трауре). Зерна чечевицы имеют круглую форму, они - ровные и гладкие и по внешнему виду напоминают человеческий рот. В духовном плане в них заложена двойная символика.

1. Чечевица напоминает, что жизнь человека - круг, что все мы на каком-то жизненном этапе переживаем скорбь по умершему, потому что это - неизбежный «элемент» нашего земного существования.

2. Чечевица напоминает нам также, что наше пребывание на земле - не вечно, и наши души стремятся в иной мир. Не забывая об этом, мы должны «держать рот на замке» и стараться воздерживаться жалоб и сетований.

Что же произошло потом?..

 

11.11.04

Тора разворачивает перед нами такую картину. Приходит Эсав с охоты домой. И хочет съесть чечевичную похлебку, приготовленную Яаковом для отца…

Чтобы правильно оценить ситуацию, необходимо учесть отношение Эсава к жизни. Его цель - сделать мир лучше, и он уверен, что справится с этой задачей. Если бы мир был совершенным, люди вообще не должны были умирать. В конце концов, смерть пришла в этот мир как наказание за то, что Адам ослушался Всевышнего.

Итак, Эсав хочет съесть чечевичную похлебку - символ скорби. Он не собирается сдаваться смерти и не видит смысла в том, чтобы менять этот мир на мир Грядущий.

В отличие от него, Яаков мечтает о служении Всевышнему в Храме. Яаков понимает, что, оставаясь в замкнутом пространстве, невозможно усовершенствовать мир. Он выстраивает отношения с Творцом, чтобы потом учить этому людей. Он убежден, что только вдохновленные таким контактом люди могут стремиться к совершенству, которое после падения Адама уже недостижимо в этом мире. Люди, считает Яаков, должны знать о существовании иного мира и хочет привить им желание удостоиться места в нем.

С точки зрения Яакова, право служения в Храме должно принадлежать первенцу. А поскольку служение Всевышнему и установление связи с Ним имеет самый высокий приоритет, Яакову ясно, что первенец должен посвятить всю свою жизнь этой деятельности.

У Эсава, однако, нет на это терпения. Для достижения своих целей он использует силу убеждения, а, если этого недостаточно - силу оружия. В конце концов, полагает он, цель оправдывает средства: если он приведет мир к совершенству и уничтожит в нем зло, любые его действия, вплоть до убийства - оправданы.

Эсав говорит Яакову, что готов продать свое первородство, потому что служение в Храме не имеет для него особой ценности. Гораздо важнее, на его взгляд, учить людей сдержанности, умеренности и самоконтролю. Обязанность первенца - заниматься делами этого мира, а не проводить свои дни в мечтах о мире Грядущем.

Проявления отцовской любви Эсав расценил как одобрение его жизненной позиции. Когда же он понял, что предназначенное ему благословение получил Яаков, он воспринял это не как потерю чего-то ценного, но - как предательство основной идеи его (Эсава) существования и цели жизни отца. Он чувствовал, что Яаков - в сговоре с матерью, что они заранее задумали обмануть Ицхака, чтобы навязать ему «неверное» представление о глобальной миссии еврейского народа. Поэтому получить отцовское благословение должен был не Эсав, а Яаков. Эсав считал, что жизненная позиция Яакова - ошибочна. Но теперь, став лидером, Яаков возглавит народ Израиля и поставит перед ним неправильные цели.

Внук Эсава, Амалек атаковал еврейский народ на пути к горе Синай, где евреи должны были получить Тору. Дарование Торы явилось высшим актом подтверждения идеи, ярыми противниками которой были Эсав и потомки его во всех поколениях.

Амалек, абсолютно уверенный в том, что нападение на евреев - «акт справедливости», был готов на все - вплоть до самопожертвования, лишь бы досадить народу Израиля. И если ему не дано победить евреев, то уж, по крайней мере, он приложит усилия к тому, чтобы хоть как-то дискредитировать идеи Яакова перед всем остальным миром. Даже если для этого ему придется «прыгнуть в горячую воду». Пусть сам он обожжется, но зато другие вслед за ним пойдут воевать против евреев.

В рамках нашего обзора мы не анализируем акты геноцида против еврейского народа (это - тема отдельного разговора). Здесь скажем лишь, что в результате такого анализа обнаруживается, что все они имеют один и тот же посыл. Всякий раз, когда эти акты осуществлялись, их исполнители свято верили, что сами евреи и идеалы, к которым они стремятся - препятствие на пути достижения человечеством истинного совершенства, препятствие на пути построения идеального общества.

Человечество и сегодня не избавилось от мировоззрения Эсава. Оно все еще надеется, что проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться, имеют земные решения…

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим