Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «ТАЗРИА»
Место в Торе:
книга Ваикра, гл. 12, ст. 1 — гл. 13, ст. 59.Почему глава так называется?
По первым словам фразы: “Если женщина зачнет (тазриа) и родит сына...” (Ваикра, гл. 12, ст. 2).
И зачнет на иврите — тазриа.
Обсуждение главы Тазриа
03.04.05
В книге Ваикра, как мы знаем, Тора дает нам различные законы, по которым нам следует строить свою жизнь. Некоторые из них — чрезвычайно сложны для восприятия современного человека. К ним надо, видимо, отнести и законы ниды. Эти законы требуют, чтобы женщина ежемесячно, по истечению срока «духовной нечистоты» (на иврите — таме), окуналась в микву (специальный бассейн для духовного очищения), восстанавливая, таким образом, состояние таѓор (подробнее о понятиях таме и таѓор — духовная чистота см. на сайте обзор недельной главы Тазриа, первый годовой цикл).
В самом начале нашей недельной главы читаем такой текст: «И говорил Всевышний Моше — скажи сынам Израиля: если женщина зачнет и родит мальчика, то таме она будет семь дней, как в дни отлучения ее по обычной болезненности ее будет она нечиста…» (Ваикра, гл. 12, ст. 1-2).
Как это может быть, чтобы физически здоровая женщина в определенные периоды совершенно естественного цикла, становится духовно нечистой? Более того — как будто бы «инфицированной», ибо все, к чему она в этот период прикасается, тоже получает «нечистоту». Поэтому, в частности, ей в эти дни строго запрещено вступать с мужем в интимные отношения.
В наше время, когда очень многие евреи хотят вернуться к своим корням, необходимость постичь рациональное обоснование законов ниды приобретает еще большее значение.
Читая Тору, мы видим, что эти законы не придуманы раввинами. И поэтому никто не может сказать, что они — «результат шовинисткой позиции раввинов по отношению к женщине».
Законы ниды ясно изложены в Торе, в нашей недельной главе. Но что это меняет?
Современному человеку такие правила все равно могут казаться явной «дискриминацией по половому признаку».
Поэтому попытаемся разобраться, куда, к каким более «глобальным» концепциям ведут законы ниды. И начнем свое исследование с повторения основополагающих положений еврейского мировоззрения.
Во-первых, мы принимаем, что мир создан Единым Творцом.
Во-вторых — идею, что именно Он открыл нам свое Мудрость в Торе, которую даровал еврейскому народу на горе Синай.
В третьих, мы признаем, что Тора — это инструкция, руководствуюсь которой, мы можем правильно строить жизнь.
Эти принципы со всей очевидностью показывают, что любые предположения о «шовинизме» или «дискриминации по половому признаку», которые якобы присутствуют в еврейской традиции — абсурдны.
Отметим тут, прежде всего, что Всевышний — безграничная духовность. Он — нематериален. В общепринятом человеческом понимании, понятие «пола» к Нему — не применимо. И точно так же не применимы к Нему критерии взаимоотношений объектов материального мира. С Его позиций мужчины и женщины — равны. И имеют физиологические различия, обусловленные той ролью, которую представители противоположных полов исполняют в системе мироустройства. Поэтому существуют и особенности в законах, регламентирующих их бытие.
Следовательно, пускаясь на поиск рационального объяснения законов ниды, мы для начала должны признать, что какие бы то ни было предубеждения по поводу «дискриминации» — не состоятельны в принципе.
Вернемся к первой фразе Торы. В ней сказано: «В начале сотворил Всевышний Небо и землю» (Берешит, гл.1, ст. 1).
Для того, чтобы глубже проникать в смысл текста, посмотрим, какими понятиями оперирует здесь Тора в оригинале, то есть — на иврите.
Небо на иврите — «шамаим», земля — «арец». Эти два слова — необычны и требуют разъяснения.
Слово арец образовано от ивритского корня рац, что в буквальном переводе означает — «бежать». Куда же «бежит» земля?
Ответ на этот вопрос скрыт в слове шамаим. Оно как бы составлено из двух слов: шам («там») и маим (вода). Таким образом, получается, что слово шамаим можно перевести словосочетанием — «там вода». Что добавляет нам это новое представление о слове?..
Надо сказать, что, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), анализируя первую фразу Торы и проведя ее детальное исследование, делает вывод, что слово шамаим своим происхождением обязано выражению эш у-маим, что в переводе означает — «смешивание воды и огня».
Если соединить обе эти идеи, то Тора, выходит, на концептуальном уровне указывает нам, что земля «бежит к Небу», потому что Небо — источник воды и энергии. Без воды и энергии земля не может порождать жизнь.
Иными словами, самая первая фраза в Торе раскрывает идею, заключающуюся в том, что вселенная состоит из двух компонентов: Неба — шамаим, которое дает энергию, и Земли — арец, которая нуждается в этой энергии и порождает жизнь.
Обращение к оригиналу текста на иврите помогает нам раскрыть здесь еще одну идею, разъясняющую взаимодействие происходящих в нашем мире жизненных процессов.
Черта человеческого характера, ассоциирующаяся с понятием «дарить» (давать) и связанная с концепцией, заключенной в слове шамаим, на иврите называется хесед, то есть — «милость», «милосердие». Другая человеческая черта, ассоциирующаяся с «получением» (отсюда ее связь с идей, заключенной в слове арец) называется гевура, то есть — «сила». Как будто бы получается, что язык Торы наделяет «получателя» большей силой, чем — «дающего» и что арец обладает реальной мощью. Но давайте рассмотрим эти процессы на более глубоком уровне.
Что представляет собой акт «дарения»? Описывая самую его суть, мы скажем, что в нем участвуют две стороны. Дающая сторона играет в этом действе активную роль, изливая энергию — без ограничений. Другой стороне отводится пассивная роль. Получатель энергии терпеливо, без беспокойства и суеты, ждет момента, когда он начнет принимать изливающийся «энергетический поток».
Впрочем, «получатель», для того, чтобы обрести необходимую ему «энергию», все же может проявить некоторую активность. Скажем, в случае, если «конкретный даритель» медлит — пуститься на поиск другого. Или, в нарушение законов бытия — принять решение и вовсе обойтись без притока «энергии». При этом он может рассуждать так: «зачем порождать новую жизнь, кому нужны связанные с ней осложнения?».
Но нам важно вычленить здесь главную мысль: для того, чтобы терпеливо ждать притока «энергии», «получателю »надо запастись терпением и научиться себя контролировать. А это в свою очередь, требует наличия качества гвура (сила).
Теперь, снабженные необходимой информацией, мы готовы воспринять концепцию Торы, раскрывающую сущность связи между мужчиной и женщиной. И тут нам тоже не обойтись без разбора понятий, которые даны в оригинале Торы на иврите.
Мужчина, на иврите — захар. Гематрия (числовое значение) этого слова — 227. Ту же гематрию имеет и слово бераха (в переводе — «благословение»). Мужчине отводится роль «дающего». Он — источник воспроизводства семени (хесед), зарождающего новую жизнь.
Женщина (на иврите — некева, что в переводе — «отверстие») исполняет роль «получателя» хеседа. Ее задача — трансформировать хесед в новую жизнь.
В языке иврит из тех же букв, что и слово захар, состоит слово захор, что в переводе означает — «помнить». И получается, что роль мужчины в зарождении новой жизни — «помнить». То есть в нем как бы заложена определенная «информация», которую он должен передать женщине. Она же несет ответственность за формирование и появление на свет новой жизни. И это — долгий период. От момента зачатия до рождения ребенка проходит немало времени.
Интересно, что связь между мужчиной и женщиной в Торе представлена словом даат, что в буквальном переводе означает — «знание». В Торе есть, к примеру, такая фраза «И Адам познал Хаву (нередко в текстах на русском языке — Ева), жену свою» (Берешит, гл. 4, ст. 1).
Словом даат еврейская традиция называет особую часть знания. Это — знание о том, как в правильных пропорциях соединить хесед с гвурой. Основной принцип этой концепции заключается в том, что жизнь порождается комбинацией хеседа и гвуры, но это должно тщательно планироваться. Жизнь — это взрыв, вспышка созидательной энергии, и если ее появление не было тщательно спланировано, это может привести к хаосу. Чтобы сделать союз мужского и женского начал по-настоящему продуктивным, соединение усилий «дающего» и «получателя» должно быть осознанным и основанным на понимании, как сбалансировать потенциалы противоположностей…
Чтобы это яснее понять суть данной концепции, рассмотрим ее на практическом примере. Мы можем, скажем, использовать огромную разрушительную силу энергии, содержащуюся в атомах, создав водородную бомбу и поместив ее в обычный снаряд, имеющий размер (грубо говоря) небольшого чемодана. Но чтобы направить эту энергию на созидательные цели, надо построить атомные реакторы — сложнейшие сооружения, занимающие большую территорию и оборудованные сложнейшей техникой, функционирование которой обеспечивает многочисленный технически подготовленный персонал. Контроль над разрушительной энергией требует знаний, планирования и четкой организации процесса.
В союзе мужчины и женщины заложен огромный энергетический потенциал. Каждый рожденный в их союзе индивидуум способен изменить мир. Без новых знаний мир как бы — статичен. Любой прогресс и рост, включая чисто физические изменения — всегда результат приобретения новых знаний, возникновения нового понимания. Так духовная энергия воздействует на процессы, протекающие в материальном мире.
Сегодня в мире производится гораздо больше продуктов питания, чем, положим, сто лет назад. При этом площадь земли и объем природных ресурсов не увеличились. Прогресс стал возможен, благодаря знаниям, накопленным за минувшие сто лет, которые, свою очередь послужили базой для разработки новых, более совершенных технологий, являющихся продуктом человеческого интеллекта.
Правильное сочетание гевуры и хеседа — продукт развития человеческой духовности. А новое тело — это просто «конверт», «обертка», внутри которой содержится новый потенциал. Рождение духовного — плод духовного союза. Наиболее важный и существенный аспект в союзе мужчины и женщины — не физическая близость, но — «слияние духовностей». Чтобы привести душу в этот мир — душу, которая способна в будущем дать миру новые идеи и свежую энергию новых знаний, необходимо, чтобы союз индивидуумов противоположного пола был, прежде всего, духовным.
Об этом пишет, комментируя нашу недельную главу Ор а-Хаим (раби Хаим бен Атар, один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века). Свою мысль он иллюстрирует на примере брака Авраама и Сары. В Торе об этом написано: «И взял Авраам Сарай, жену свою, и Лота, сына брата своего, и все достояние, которое они приобрели, и души, которые они приобрели в Харане; и вышли, чтобы идти в землю Кенаанскую» (Берешит, гл. 12, ст. 5).
Что имеет в виду Тора, говоря — «души, которые они приобрели в Харане»? Ведь в то время у Авраама и Сары еще не было детей.
Действительно, детей они тогда не имели, но и нельзя сказать, что их союз был союзом без потомства. С тех пор, как они узнали друг друга, до рождения Ицхака, они приводили в этот мир души. Однако им, этим душам, не хватало физической оболочки. Поэтому они не могли что-либо менять в этом мире. Души, с которыми Авраам и Сара вышли из Харана, были частью основанной на духовном слиянии еврейской семьи.
Авраам и Сара были духовными гигантами. Поэтому им удалось убедить души оставить Небо и спуститься на землю. А оболочку, необходимую для их существования в этом мире, им могли предоставить люди и менее духовные.
Но у всего, что здесь сказано, есть еще один, более глубокий аспект. Способность создавать новые души в духовном союзе мужчины и женщины, проистекает из того, что этот союз — вместилище Шехины, то есть Присутствия Всевышнего на земле (подробнее о Шехине — см. на сайте ответ «Шехина — святой дух христиан?»).
На иврите мужчина — иш, женщина — иша. В написании эти два слова различаются одной буквой. Слово иш содержит букву йуд, а слово иша — букву hей. Составленные вместе эти буквы (йуд и hей) представляют Имя Всевышнего. Если убрать их из слов иш и иша, получится слово эш, что в переводе означает — «огонь». Чтобы «ограничить» огонь, сделать так, чтобы он, горя, распространял в мире духовную энергию, в союзе мужчины и женщины должно быть Присутствие Творца (Шехина).
Теперь, осознав, что союз между мужчиной и женщиной — духовная основа мироздания, мы готовы воспринять концепцию, согласно которой жизнь и мужчины и женщины складывается в максимальном соответствии с их предназначением.
Мужчина, носитель хеседа, в глобальном смысле представляет Небо. Его духовная жизнь сконцентрирована на усилиях по созданию контакта с Творцом мира. Чтобы осуществить этот контакт, он проводит свою жизнь, изучая Тору и соблюдая мицвот. Чтобы научиться делать это правильно, мужчина должен развить в себе умение контролировать себя и быть дисциплинированным. А это, в свою очередь, предполагает работу над качеством гевура.
Мудростью Творца предусмотрено, чтобы мужчина, носитель качества хесед, концентрировался на приобретении и совершенствовании качества гевура. Интересно, что в иврите мужчина обозначается и словом — гевер, то есть — производным от того же корня, что и слово гевура.
Женщина же, выступающая в роли «получателя», если воспользоваться той же метафорой — олицетворяет Землю. В ней заключена духовная сила, и ее жизнь должна быть посвящена совершенствованию качества хесед. Именно она, женщина, заботится, растит, воспитывает и кормит. Поэтому еврейская традиция освобождает женщину от обязанности изучать Тору и от соблюдения мицвот (заповедей), связанных с временными ограничениями. Чтобы она могла беспрепятственно обеспечивать домочадцев всем необходимым и предоставлять мужу возможность изучать Тору.
Благодаря тому, что Тора четко распределила обязанности мужчины и женщины, объединившись, они становятся обладателями сочетания хеседа и гвуры, а потому — заведомо готовы к созданию еврейской семьи.
В Торе читаем: «И нарек Адам имя жене своей Хава, ибо она была матерью всех живущих» (Берешит гл,. 3, ст. 20).
Имя Хава, — объясняет Раши, — восходит к слову хая, что в переводе с иврита означает — «давать жизнь». При трансформации глагола в существительное, буква йуд в нем преобразуется в букву вав. И получается — Хава.
Теперь мы, наконец, готовы понять значение законов ниды.
Рождается ребенок, и новая жизнь появляется на свет. Женщина дает жизнь, но тратит на это жизненные силы. Первая попытка противостоять дурным наклонностям мужчины, которые олицетворяет Змей, сделана Хавой. Но именно она стала инициатором роковой ошибки, совершенной Адамом. Это она сама ела и дала ему попробовать плод от Древа Познания Добра, вопреки запрету Всевышнего. В результате этого проступка Адама в наш мир пришла смерть.
Само имя Хава ассоциируется со Змеем, — подчеркивает Ор а-Хаим.
В самом деле, одно из названий Змея на иврите — хивийа. И это слово почти не отличается по написанию от имени Хава.
Жизнь любого человека — циклична. Бывают подъемы, бывают спады. И наиболее ярко это проявляется в жизни женщины. Это обусловлено не только ее ролью в нашем мире (давать жизнь), но и физиологическими особенностями. Менструальный цикл — выражение ее способности к деторождению. Во время месячных, если ее яйцеклетка не оплодотворена, она выбрасывается из организма, как ненужная, не отвечающая своему прямому назначению.
Ивритское слово тума (см. на сайте обзор недельной главы Тазриа, первый годовой цикл), — подчеркивает Талмуд, — обозначающее «духовную нечистоту», ассоциируется со смертью. Это — отток жизненных сил, которые поддерживаются энергией Творца, постоянно поступающей от Него к человеку. И объясняет, что данный процесс связан с сатаном (условно говоря — некий канал, по которому к Центру Управления миром — Кисэ а-Кавод или «Трон Всевышнего) поступает негативная информация о поведении человека. Ибо сатан может провоцировать неправильные поступки и зарождать в людских душах склонность к злу. И эта предрасположенность к дурному (на иврите — йецер а-ра) отнимает часть жизненной энергии, идущей от Всевышнего (см. на сайте обзор листа 16 трактата Бава Кама).
Поскольку еврейская женщина рождает новую жизнь, негативные силы в мире активизируются и пытаются, с большим «энтузиазмом» воздействовать на женщину. Мужчина, если его семя становится бесполезным, считается таме лишь до захода солнца. Но женщина, когда ее яйцеклетка погибла, сохраняет духовную нечистоту семи дней.
Змей, символ негативных сил во вселенной, непроницаем для Света Всевышнего. Он, как источник тумы, проявил интерес именно к Хаве, а не к Адаму, потому что знал, что она — более уязвима.
Именно еврейская мать, согласно нашей традиции, приводит в наш физический мир, который считается миром тумы, еврейские души (см. на сайте ответ «Бабушка — еврейка. Являюсь ли я евреем?», а также — обзор недельной главы Ки Теце, четвертый годовой цикл, где эта тема раскрыта достаточно подробно) реально воплощающие приток свежей духовной энергии. Ибо только женщина — носительница гевуры, особой духовной силы…
Теперь поговорим о позитивной стороне законов ниды.
В Торе читаем: «…И ввел ее (Ривку) Ицхак в шатер Сары, матери своей; и взял Ривку, и она стала ему женою, и он возлюбил ее. И утешился Ицхак…» (Берешит, гл. 24, ст. 67).
Пока Сара была жива, — разъясняет этот отрывок Раши, — свеча, которую она зажигала перед наступлением шаббата, горела в ее шатре до следующей субботы, благословение всегда было на ее тесте, и облако Шехины (Присутствия Всевышнего) всегда висело над ее шатром. Когда Сара умерла, все необычные духовные явления исчезли. И вернулись, когда в доме появилась Ривка.
Это свидетельствует о том, — пишет Маѓараль (раби Иегуда Лива; один из величайших комментаторов Торы и Талмуда, автор многих основополагающих мировоззренческих книг, главный раввин Праги — Чехия; 16-й век), — что духовные явления, описанные Раши, всегда — ответ Всевышнего на соблюдение трех заповедей, которые даны именно женщине (и только ей). Речь идет об отделении халы, зажигании субботних свечей и законах ниды.
Рассмотрим эти, «чисто женские» заповеди.
На женщине лежит обязанность зажигать свечи перед самым началом шаббата (см. на сайте ответы «Как правильно зажечь свечи?» и «Мужчины зажигают свечи?»). Эта заповедь связана с духовными свойствами света. И дана — женщине, хозяйке дома, в искупление проступка Хавы (см. выше). Комментаторы отмечают: если бы Хава не нарушила запрет на плоды Дерева познания Добра и Зла, она и Адам в шаббат удостоились бы особой близости к Творцу (оказались бы в мире Грядущем). Всевышний создал свет в первый день Сотворении мира. Свет — не только самое первое, но и самое нематериальное из всех Его творений. Зажигая субботние свечи, женщина вносит духовный огонь в наш физический мир, увеличивая в нем «объем» Добра. Этот свет духовности, счастья и гармонии озаряет еврейский дом в течение всей следующей недели.
Когда женщина замесила тесто, она должна отделить часть от него в пользу коэна (служителя Храма). И Всевышний награждает ее усердие благословением. Выпеченный ею хлеб не только осуществляет роль материального «объекта», который служит для насыщения, но и привносит в процесс его изготовления духовность (подробнее об отделении халы — см. на сайте, к примеру, обзоры листов 66 и 67 трактата Менахот).
И, наконец, третья заповедь, которую выполняет только женщина — создание чистоты еврейского дома, что достигается соблюдением законов ниды. Это в определенном смысле — акт самопожертвования. Благодаря усилиям еврейской женщины по выполнению этих законов, Шехина осеняет еврейский дом.
Цель еврейского брака — наполнить союз мужчины и женщины духовностью высокого уровня. И тут достижение цели напрямую зависит от духовной чистоты интимных супружеских отношений, которые призваны выразить духовное единение партнеров по браку и стать «квинтэссенцией» их взаимной любви. Это возможно, когда любовь супругов основана на взаимном уважении восхищении духовными качествами друг друга, взаимопонимании. Если не оберегать любовь, она может превратиться в средство удовлетворения романтических фантазий или физических потребностей.
Осуществление непростой задачи — сделать возвысить интимную близость в браке до духовного уровня — Всевышний доверил женщине. И эта задача реализуется в процессе соблюдения законов ниды. Они, эти законы — регулярное напоминание о том, что в интимных отношениях потенциально присутствует духовная нечистота (тума). И в случае, если женщина нарушает законы ниды, она рискует утратить даат (истинную мудрость) и стать для мужчины объектом низменного вожделения.
Центральный момент в законах ниды — духовное очищение женщины водами миквы (после истечения срока ее духовной нечистоты и перед тем, как возобновить интимные контакты с супругом). Соблюдение этой мицвы заменяет потенциальную снисходительность по отношению к себе и потворство своим желаниям — поиском истинной духовности.
Современное так называемое «светское» общество рассматривает сексуальность как силу, «разделяющую» мужчин и женщин. Ведь во всех жизненных сферах они как будто бы равны, и лишь «распределение ролей» в интимной жизни заставляет их конкурировать друг с другом. Как утверждают нерелигиозные психологи, каждый человек «запрограммирован» на достижение собственных эгоистических целей, даже если для этого необходимо подчинить себе других людей. Отсюда и поиски справедливых правовых норм, регулирующих отношения между полами.
Тора выдвигает перед людьми иные задачи. Всевышний способен контактировать с нами только через нашу духовность, которую, объединяясь в гармоничный союз, создают мужчина и женщина. Каждый из них в отдельности не может достичь духовной завершенности. Поэтому еврейский образ жизни обуславливает партнерство в отношениях полов, исключая какое бы то ни было соперничество.
Еврейская пара, образно говоря — ворота, через которые Шехина входит в наш мир. Женщина, основной носитель качества гевуры в мире, избрана Творцом на роль «хранительницы» чистоты этого ценного ресурса. Законы ниды возложены на нее вовсе не для того, чтобы утяжелить ее и без того ее нелегкую ношу. Напротив — чтобы помочь ей выполнить свою миссию на земле.
Еврейская женщина создает основу для духовной чистоты и распространения света в мире. Земля стремится достичь Небес, вдохновленная силой ее энергии…
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим