Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
Глава “Тазриа”
Место в Торе:
книга Ваикра, гл. 12, ст. 1 — гл. 13, ст. 59.Почему глава так называется?
По первым словам фразы: “Если женщина зачнет
(тазриа) и родит сына...” (Ваикра, гл. 12, ст. 2).И зачнет на иврите — тазриа.
Обсуждение главы Тазриа
07.04.02
В Торе читаем: “И говорил Творец, обращаясь к Моше: Скажи сынам Израиля: Женщина, когда зачнет и родит сына, нечиста семь дней, как нечиста в дни ее ежемесячного отстранения, а на восьмой день пусть обрежет его крайнюю плоть. И тридцать три дня пусть пребывает в чистоте от крови своей, и не прикасается ни к чему святому, и не приходит в Святилище, пока не завершатся дни ее очищения. А если она родит девочку, будет нечиста две недели, как во время своего отстранения, и шестьдесят шесть дней должна
очищаться от крови своей. И когда завершатся дни ее очищения после сына или дочери, она должна принести к входу в Шатер Откровения, коэну годовалого барана во всесожжение и молодого голубя и горлицу — как приношение за грех” (Ваикра, гл. 13, ст. 1-6).Казалось бы, обычное дело: женщина забеременела и родила. Что может быть естественнее? И вдруг такие сложности, запреты и предписания. Почему?
Для того, чтобы это понять, рассмотрим “ключевое” слово, которое дает название нашему недельному разделу.
В переводе на русский язык слово тазриа означает — зачала, понесла, забеременела
. Его корень состоит из букв – зайн, рейш, айн, что составляет слово зера (семя). Числовое значение первой буквы корня — зайн — равно семи, и мы встречаем его в постановлениях нашего недельного раздела.И это не случайно. Семь – цикл земли. Но Тора, данная для хранения и соблюдения еврейскому народу, раскрывает нам, что за обычным ходом событий, за явлениями природы скрывается Творец. Он сотворил мир за шесть дней и выделил шаббат, вложив в Творение понятие “неделя” как естественный временной цикл.
Кроме того, буква зайн связана со словом “оружие” и корнем зан – “питать”. А семь – число нижних семи (из десяти) сфирот — качеств, ступеней раскрытия творящего Начала, которые имеют отношение к земле.
Теперь перейдем к букве рейш, которая связана со словом рош – “голова” и рейшит — “начало”, поскольку все начинается с головы, с мысли.
Числовое значение двух первых букв, образующих корень зар (чужой, чуждый)
— 207, как и у слова ор (алеф, вав, рейш) — свет. Эта связь отмечается в одном из высказываний книги Зоѓар (“Сияние”).Второй срок, о котором говорит Тора, – восьмой день. Мы много говорили об этом числе на прошлой неделе, в обзоре недельной главы Шмини (см. на сайте — второй годовой цикл). На восьмой день жизнь, данная Всевышним, должна получить предназначение. Это день обрезания мальчика, вступления в союз с Творцом, который первый заключил наш праотец Авраам (подробнее об этом см. на сайте — обзор Пасхальной Афтары
).Далее в нашей главе говорится о временной нечистоте женщины. В Торе сказано: “в крови – душа”. Жизненная сила человека связана с кровью. Потеря крови – символ смерти и, соответственно, ритуальной нечистоты.
Царь Давид не удостоился чести построить Храм, потому что проливал кровь врагов Творца. И так же — соединение супругов, несущее жизнь, не должно смешиваться со смертью, и поэтому до полного очищения от крови интимные отношения в этот период запрещены. Женщина в состоянии нечистота не должна была входить в Храм.
Аналогично, Тора повелевает разделять молочную и мясную пищу. Мясо – красного цвета, это символ суда, а молоко – белого цвета, который символизирует милосердие. Жизнь и смерть, суд и милосердие смешивать нельзя. Задача евреев – разделять, очищать и освящать.
Итак, по окончании установленного срока мать приходила к Мишкану (впоследствии — к Храму) с приношениями. Одно из них – годовалый баран (если она была бедная – голубь или горлица). Это — выражение радости и благодарности Творцу за великий дар, ребенка.
Однако далее сказано об обязательном приношении за грех – голубе или горлице. Какой же грех совершила мать, у которой родился ребенок?
Тора, и в этом ее особенность, ведет человека к чистоте и правде в делах, словах и даже мыслях..
Откуда такая тотальная самоцензура? Во-первых, сам человек, его совесть, его душа стремятся к совершенству. А во-вторых, мысли совсем не безобидны, они ведут к слову и действию, они склонны закрепляться и воплощаться.
Итак, этого голубя – самое дешевое из приношений животных – женщина приносила за мысль, которая нередко возникает во время родов.
Всевышний наказал Хаву за то, что она отведала запретный плод, уговорила мужа его попробовать и вместо раскаяния свалила вину на змея. Тогда Творец сказал: “Со скорбью рожать будешь детей” (Берешит, гл. 3, ст. 16).
И вот, в период схваток от боли многим женщинам приходит в голову мысль: “Больше никогда!”... За этот бунт, который у каждой матери после родов обычно сменяется радостью, и просит прощения женщина. Она хочет, чтобы слова ее не исполнились и не были приняты всерьез...
От акта рождения человека Тора переходит, вроде бы, к совсем другой теме – болезни. Однако связь между этими явлениями есть, и она — в ритуальной нечистоте.
В Торе читаем: “Человек, на коже тела (беор бсаро) которого появится опухоль, или лишай, или пятно...” (гл. 13, ст. 2).
Зачем в Торе употреблено как будто бы лишнее тут слово — “тела”? А мы уже знаем, что в Торе каждое слово — значимо, и “лишних” просто не может быть.
Отметим, что и сегодня происхождение многих кожных заболеваний — загадка. Дерматология — одна из самых таинственных областей медицины. Кожа – граница, отделяющая человека от внешнего мира. Она отражает вовне то, что происходит внутри. В частности — в психике, в душе человека.
В рассказе Торы о наказании Адама и Хавы за нарушение запрета Творца, возвышенные пророчества вдруг кончаются странной, как будто бы “технической” фразой: “И сделал Творец Милосердный человеку и его жене одежду из кожи и одел их” (Берешит, гл. 3, ст. 21).
О чем идет речь?
До нарушения запрета Адам и Хава ходили нагими и не испытывали стыда. В наших первоисточниках написано, что прежде их тела окружало сияние — они “носили” одеяние из света (ор). В результате проступка и последовавшего за ним наказания у них появилось ощущение нечистоты и стыда. Ибо свет покинул тела первых людей. Тогда Всевышний пожалел их и дал им одежды из кожи (кожа на иврите тоже – ор, с той лишь разницей, что это слово начинается не с буквы алеф, сущностно связанной с Творцом, а с буквы айн, в данном случае выражающей материальность).
Эта материальность подчеркивается в нашей главе словом басар – “плоть”, конец которой – разложение. На это намекает и ее малая гематрия (числовое значение), которую приводит по другому поводу Гаон из Вильно: числовое значение этого слова 502, если сложить эти цифры, получается 7 (цикл природы).
Итак, выражение “кожа тела” отмечает внутреннюю проблему, прямо связанную с дурным поступком, с несовершенством, которое человеку необходимо преодолеть и исправить. Ради этого душа человека и приходит в этот мир.
В псалмах царя Давида сказано: “Свет посеян для праведника, и для прямодушных – радость” (Теилим, 97:11). Речь здесь идет о Будущем Мире, но его вкус, как говорит наша традиция, могут и в этом мире почувствовать те, кто идет к Творцу Его путями...
Текст составил Гедалия Спинадель