Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
Место в Торе:
книга Шемот, гл. 1, ст. 1 - гл. 6, ст. 1.Почему глава так называется?
По первой фразе главы: “И вот имена…”.
Имена
на иврите - шемот.Обсуждение главы
Шемот22.12.02
Эта глава, как и вся вторая книга, называется Шемот - «Имена». В ее начале перечисляются имена родоначальников еврейского народа.
Но ведь они только что были названы в предыдущем недельном разделе первой книги Торы, когда Яаков перед кончиной давал своим сыновьям благословения. Многие комментаторы задаются вопросом: зачем нужен этот повтор? Ведь в Торе, как нам известно, нет ни одного лишнего слова.
Важно, вероятно, не только само повторение, но и его местонахождение - на стыке недельных глав и книг Торы.
Итак, что хочет сказать Тора этим повторением?
Это - выражение любви, - комментирует Раши (комментатор Талмуда; Франция, 11 век).
Каждому приятно повторять имя любимого человека. Так и Творец возвращается к именам основателей избранного Им, любимого Им народа Израиля. Его любовью пронизана вся Тора, все Творение.
Но попробуем разобраться, что такое любовь - в самом высоком, глобальном смысле этого слова.
Прежде всего, необходимо сказать, что это - неизмеримо глубокое и многосложное понятие. В процессе изучения этой темы открывается неисчислимое количество аспектов. Поэтому мы можем говорить о такой любви лишь в общих чертах, анализировать лишь ее отдельные элементы.
Многое об этом мы узнаем, внимательно читая текст Торы. В частности, книга Шемот, как и Шир а-Ширим (Песнь песней) в Танахе, говорит о любви между Ним и Его народом.
«
Сыны Израиля (все евреи) обязаны знать, что Творец любит их, - пишет Гурский Ребе в своей книге Сфат эмет (Польша, начало 20-го века). - Он создал звезды, чтобы светили во мраке ночи, так же Он создал и их (евреев), чтобы они распространяли Свет Всевышнего и несли его в самые темные и низкие места».Обратим внимание на выражение - «Сыны Израиля обязаны знать, что Творец любит их». Конечно, важно и приятно осознавать, что тебя любят. Но - «обязаны»... Выбор слова кажется, по меньшей мере, странным. Потому, наверное, что любовь, по привычным для многих из нас понятиям,
«не терпит обязательств».Однако употребление этого глагола становится более или менее объяснимым, если мы прочтем еще раз перечисленные Рамбамом принципы нашей веры. Прямым текстом в них не говорится о любви. Но именно этим чувством пронизан каждый из них. Возьмем, например - «Он - Творец и Избавитель, Опора судьбы моей в час беды».
Нужно отметить: в приведенной цитате из книги Сфат эмет не говорится, что каждый еврей обязан верить
, а сказано, что он обязан знать. И это важный момент в еврейской традиции, которая опирается не на веру, но - на знание. Знание, изучение Торы приводит человека к вере в Творца и в то, о чем он еще не успел узнать...23.12.02
Именно этой теме - «обязанности знать, что Творец любит тебя» - посвятил один из своих психотерапевтических трудов американский раввин, практикующий врач-психиатр, автор более двадцати книг по еврейской традиции и психологии, Авраам Тверский, происходящий из известной раввинской династии.
Он рассказывает о многих психологических проблемах, возникающих из-за того, что человек не умеет любить себя, нарушая тем самым главный принцип Торы - «Люби ближнего как самого себя». Ведь без любви к себе, невозможно любить никого. А если нет любви, ее место занимает ненависть, разрушающая не только самого человека, но и весь мир.
Но, чтобы научиться любить себя, нужно, прежде всего, знать, что тебя любят - это дает ощущение, что ты достоин любви. Однако нередко бывает и так: человек просто не замечает, что его любят. И тогда он впадает в депрессию, которая становится причиной возникновения неврозов, тяжелых психосоматических заболеваний.
Чувство психологической уверенности в себе, - объясняет Тверский, - зависит еще и от того, кто тебя любит. Любовь возвышает, если ее проявляет по отношению к тебе человек, снискавший уважение окружающих...
И вот теперь представим себе: человек постоянно ощущает, что его любит Само Совершенство. Поэтому и он стремится быть совершенным, чтобы стать достойным этой любви.
Следует отметить, что в приведенной выше цитате из книги Сфат эмет для религиозного еврея нет ничего нового, кроме предельно ясного выражения того, что составляет его повседневную жизнь.
С самых малых лет детей учат произносить по утрам, сразу же после пробуждения: модэ ани лефанеха мелех... - «...благодарю Тебя, Царь живой и вечный за то, что вернул мне мою душу, по Своему великому милосердию»
.А потом, утром, после того, как человек привел себя в порядок, произносят: Элокай нешама... - «Всевышний, душа, которую Ты мне дал, чиста. Ты ее сотворил, Ты ее сформировал, Ты ее в меня вдохнул, Ты ее во мне сохраняешь, и Ты в будущем заберешь ее у меня и навеки вернешь мне. Все время, что во мне душа, я благодарю тебя...».
Это, согласно еврейской традиции - не только фундамент веры, но и основа личного благополучия человека, который строит свои жизнь так, чтобы выполнить свою миссию в этом мире.
В чем заключается эта миссия? Об этом тоже говорится в цитате из Сфат Эмет: «...чтобы распространяли они Свет Всевышнего и несли его в самые темные и низкие места».
Ради этого и были сыны Израиля «спущены» в это самое «темное и низкое место» - Египет.
24.12.02
В нашей главе читаем: «Вот имена сынов Израиля, которые идут в Египет...» (гл. 1, ст. 1). Почему, спрашивают комментаторы, написано «идут»? Вроде бы, логичнее было бы сказать - «которые пришли».
И находят такой ответ: потому что они идут всегда, постоянно.
Уточняя фразу, скажем, что речь - об именах наших праотцев и родоначальников, праведников, за заслуги которых еврейский народ всегда получает возможность противостоять невзгодам. В периоды изгнания, бед и несчастий одно упоминание этих имен приходит на помощь сынам Израиля.
«Заслуги отцов» - одно из самых важных понятий в еврейской традиции. Наш мир устроен так, что «дела отцов прокладывают путь детям». А заслуги отцов - наше богатство и надежда. Поэтому, начиная молитву, мы обращаемся к Творцу с такими словами: «Всевышний Авраама, Ицхака и Яакова...». И знаем, что ради них Творец с большим вниманием отнесется к нам и нашим просьбам.
Заступником в поколении Исхода стал, как мы знаем, Моше Рабейну. Из его рук еврейский народ принял Тору, чтобы передать обретенное знание своим потомкам, а они в свою очередь - своим... Сыны Израиля стали народом «учителей».
Воспринимая знания от учителя, ученик сам превращался в учителя для других... Эта непрерывная цепь учителей и учеников по сей день обеспечивает жизнеспособность евреев.
И, если она прерывается, под смертельной угрозой оказывается судьба отдельных евреев и жизнь всего народа.
Временами наши враги понимали это лучше нас и, пытаясь уничтожить евреев, прежде всего, старались разорвать именно эту цепь преемственности еврейской традиции. Так было в период греческого господства. Тот же «метод» использовали власти в период существования СССР.
О том, к каким последствиям приводят попытки искоренения преемственности еврейской традиции, красноречиво свидетельствует статистика, ведущая подсчет численности еврейского населения.
В 60-х годах 20-го века в мире было 16 миллионов евреев. Сейчас, в начале 21-го - меньше 13. Причем, только за последний год численность евреев уменьшилась на 3 процента. И никто не знает, как остановить этот процесс.
Однако лучший урок всегда преподносит история.
Нашей недельной главой начинается для еврейского народа страшный период, когда над разросшейся до миллионов людей семьей Яакова нависла (в результате духовной ассимиляции) смертельная опасность. И Творец посылает народу Израиля Моше, из рук которого евреи получили целительное лекарство - Тору.
Но спасение придет позднее. А пока...
25.12.02
Мидраш (Устная Тора) объясняет, что беды настигают евреев, когда народы, живущие рядом, начинают им завидовать. Мы могли убедиться в этом, изучая книгу Берешит. Достаточно вспомнить, какие чувства испытывал руководитель города Грара (в Газе) Авимелех к Ицхаку, стада которого множились и он рыл новые и новые колодцы (см. на сайте обзор недельной главы Толдот, первый годовой цикл). Или - Лаван к разбогатевшему Яакову (см. на сайте обзор недельной главы Вайеце, первый годовой цикл).
Подобные ситуации повторялись потом еще много раз в еврейской истории.
Англия в 13-м веке, предварительно ограбив, изгнала еврейское население. Под предлогом, что евреи, якобы, паразитируя на ее почве, нажили свое имущество. А ведь практически то же самое говорил Лаван Яакову.
Многие страны, оказываясь в финансовой яме, звали евреев, чтобы исправить свое экономическое положение. Евреям сулили награды и льготы. А когда ситуация исправлялась, их снова грабили и прогоняли прочь. Так Англия делала в те времена не один раз.
Мощным звеном в этой мрачной цепи, когда помощь евреев оборачивалась для них трагедией, был Египет. Недаром эту державу называют «матерью» всех еврейских изгнаний.
В нашей главе сказано: «И восстал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа (как говорит мидраш, это мог быть и тот же самый фараон, который просто не хотел помнить о заслугах Йосефа, спасшего Египет от голодной смерти). И сказал он народу (после того, как египтяне сказали ему: или ты их ликвидируешь, или мы тебя уберем): Вот народ Израиля многочисленнее и сильнее нас (рав веацум мимену), давайте перемудрим его, а не то он умножится и, случись война, присоединится к нашим неприятелям, и будет воевать против нас, и уйдет из страны» (гл. 1, ст. 8-10).
Фараон, безусловно, лукавил, не был искренен со своим народом. И, говоря о евреях - «многочисленнее и сильнее нас», явно преувеличивал. Но, возможно, как это часто случается с антисемитами, он действительно испытывал перед евреями иррациональный, мистический страх и намеренно искажал факты, чтобы дать себе и другим логическое обоснование этому страху.
Впрочем, слова оригинала - рав веацум мимену, которые мы перевели здесь - «многочисленнее и сильнее нас», могут прозвучать по-русски и по-другому: «он (еврейский народ) - велик и наделен (глубокой духовной) сущностью». Тогда слова фараона отражают истину, в которой он боялся признаться даже себе. А народ воспринял его высказывание буквально, то есть - поверхностно. Как будто бы, уменьшив численность евреев, они могли решить собственные проблемы. Ведь в них не было ни истинного величия, ни духовной глубины.
Есть и третий вариант перевода выражения рав веацум мимену. Если выделить последнее слово из трех, его можно понимать и так: «вот, он (еврейский народ) стал многочисленным и сильным - за наш счет». Это уже, в определенном смысле - провокация, вызывающая в народных массах стремление бороться за «социальную справедливость». Главный принцип «справедливости» такого рода нам хорошо известен: отнять и взять себе.
Обратим внимание и на выражение «давайте умудримся». Даже в те далекие времена, когда не было ООН и свободной прессы, фараон не мог себе позволить просто так, без причин, уничтожить еврейский народ.
Кроме того, он, конечно же, не хотел терять рабов. А вдруг, как он говорит в приведенной цитате, они возьмут и уйдут из страны...
Надо сказать, что фараон поставил перед собой трудную задачу: хотел, чтобы их не было, но, вместе с тем, чтобы они оставались служить ему. Как же он собирался это сделать?..
26.12.02
Наша глава рассказывает: «И поставили над Израилем начальников повинностей, чтобы изнурять его тяжелыми работами, и он строил города-хранилища для фараона - Питом и Раамсес» (гл. 1, ст. 11).
О чем, сообщая эти факты, говорит Тора?
О реализации коварного замысла фараона. Известный прием: чтобы человек «забыл» о своем духовном развитии, о семье, детях и даже - о продолжении рода, «забыл», что он - еврей и что из этого следует, достаточно дать ему чрезмерную работу, которая отнимает у него все время и силы. Именно этим приемом и воспользовался фараон.
Возникает и другой вопрос: зачем в Торе сказано именно о строительстве двух городов, с упоминанием их названий?
Прежде всего, отметим, что идею строительства этих городов выдвинул в свое время Йосеф - чтобы в них хранились запасы продуктов на случай голода в стране.
Йосеф, как мы только что прочли, был забыт. Но его идея стала в Египте - «национальной идеей». Возведение этих городов объявили «всенародной стройкой», а исполнителями работ стали теперь подневольные рабы-евреи.
Надо сказать, что все это происходило в те времена, когда египтяне в складах для хранения зерна не нуждались. Более того. Евреи строили их, а потом их заставляли возведенные постройки разрушать. Для чего египтяне это делали?
Они хорошо понимали психологию людей. В своем произведении «Исповедь» Лев Толстой рассказывает притчу о заключенном на каторге, которого заставляют в течение многих лет крутить какую-то ручку. Второй конец ручки - за стеной его камеры. Выполняя свою тяжелую и монотонную работу, он воображает, что поднимает ведра воды, которыми орошают сады или поят стада. Потом, когда его, наконец, выпускают на волю, он просит, чтобы ему показали, чем он занимался в тюрьме. Его выводят за стену, и он видит, что второй конец ручки, которую он крутил, ни к чему не присоединен. Пораженный пустотой прожитых лет, он не может смириться с этой мыслью и по собственной воле покидает этот мир.
Другим примером впустую затраченных усилий может служить «стройка века» в СССР - БАМ. В нечеловеческих условиях заключенные строили тысячи километров северной ветки этой железной дороги, которой впоследствии так никогда и не воспользовались...
Эти истории помогают понять, какие опустошительные чувства должны были испытывать евреи, сначала возводя строения, а потом - разрушая плоды своего тяжкого труда.
Однако из содержания главы мы узнаем, что евреев не сломили эти «психологические пытки». Благодаря благословению Свыше, они продолжают жить, и численность их возрастает.
И тогда фараон, как читаем мы в нашей недельной главе, издает указ - чтобы акушерки убивали всех новорожденных еврейских мальчиков, а «девочки пусть живут» (гл. 1, ст. 16).
Почему он пожалел девочек?
В этом и состояла его хитрость. Египтяне женились бы на еврейских девушках, и те, по замыслу фараона, становились бы египтянками. Численность египетского народа увеличивалась бы, а еврейский народ без мужчин постепенно вымирал бы.
Тут возникает вполне закономерный вопрос: не просчитался ли фараон? Ведь еврейство, как мы не раз говорили в наших обзорах, передается как раз по материнской линии.
Но нет. Фараон знал, что в материнской утробе формировалась душа ребенка. Но это (то есть - духовная сущность) меньше всего волновало его. Он стремился разрушить связь еврейского народа с Творцом, осознавая, что Учение из поколения в поколение передавали отцы. Он понимал: если эта связь прервется, еврейский народ перестанет существовать.
Если фараон в чем-то и просчитался, так это - в оценке прочности связи евреев с Творцом.
В нашей главе читаем: «Но боялись акушерки Творца, и не поступали так, как велел им царь Египта, и помогали детям остаться в живых» (гл. 1, ст. 17).
Так и во все времена: евреи, которые поистине боялись Всевышнего больше, чем земных правителей, спасали народ Израиля...
Автор текста Гедалия Спинадель