Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
Место в Торе:
книга Шемот, гл. 38, ст. 21 – гл. 40, ст. 38.Почему глава так называется?
По первым словам фразы: “Вот итоги сооружения Мишкана, Мишкана Свидетельства, подведенные по приказу Моше” (Шемот, гл. 38, ст. 21).
Вот итоги
(подсчеты) на иврите — пекудей.Обсуждение главы Пекудей
6.03.02
Начало этой недельной главы развивает тему Свидетельства — эдуд. Здесь Мишканом Свидетельства называется переносной Храм. Почему?
Главной частью Мишкана, а затем — Храма, был арон акодеш, или арон аэдут – Ковчег Свидетельства, особый ящик, в котором хранились Скрижали, а впоследствии и Тора. Скрижали с Десятью Заповедями и Тора (Закон Творца), полученные на Синае, и были высшим Свидетельством роли Всевышнего в мире.
Существует и иное название
Мишкана, в котором обнаруживается тот же корень: Оѓель моэд, что обычно переводят как Шатер Откровения, потому что там открывал себя Всевышний пророку и всему народу Израиля или Шатер Собрания. Но и здесь в корне слова собрание (моэд) заложено слово – свидетельство (эдут). Ибо здесь собираются евреи, чтобы свидетельствовать о Присутствии Творца. И это коллективное свидетельство и составляет суть истинной общины.Если людей ничего не объединяет, если каждый — за себя, то нет общества, а если оно и возникает, то быстро начинает разваливаться. И это для нас — предупреждение. Невозможно оставаться евреем, невозможно создать и упрочить государство, если нет общего стремления к духовным высотам, если народ не принимает на себя Высший Закон — общий, единый для всех.
Интересно отметить, что слово праздник можно перевести на иврит как моэд, потому что праздник – это выделенное время, которое само является свидетельством. Если мы, собираясь вместе, отмечаем еврейский праздник — это свидетельство любви к Творцу, любви друг к другу.
Поэтому у многих евреев, которые прежде (часто не по своей воле) были оторваны от жизни своей общины, истинное возвращение к своему народу начинается именно с праздников. Они впервые в жизни чувствуют, как зарождается в них ощущение единства со своим народом, которое возвышает и согревает душу и соединяет ее с другими душами.
Итак, все части Мишкана изготовлены. И Моше, первым делом — поручает составить отчет (пкудей), в котором должны быть учтены все использованные материалы, добровольно и безвозмездно пожертвованные народом.
Моше не хочет давать повод для подозрений, чтобы никому не могла прийти в голову мысль о том, что он при строительстве Мишкана имел собственные корыстные цели. Он и в этом — прямой последователь Авраама, который в свое время, освободив из плена царя Сдома, говорит, что ничего не нужно ему от него — “ни нитки, ни ремня от сандалий” (Берешит, гл. 14, ст. 23).
Поведение Моше стало образцом для всех еврейских руководителей. Мало быть честным и альтруистом, нужно еще заботиться о том, чтобы не вызвать у людей ни малейших подозрений, ибо это нехорошо и для самих людей и для всего общества в целом.
Данное в нашей главе описание процесса изготовления всех деталей Мишкана заканчивается словами: “Согласно всему, что Творец повелел Моше, в точности так исполнили сыны Израиля всю работу. И осмотрел Моше все сделанное, и увидел, что всю работу исполнили так, как повелел Творец, — в точности так, и благословил их Моше” (гл. 39 ст. 42, 43).
Все работы по изготовлению Мишкана возглавлял Бецалель — пророк и гениальный художник. Свой выдающийся дар он посвятил служению Всевышнему. И, реализуя Его план, не внес в него никаких изменений. Он в точности исполнил поставленную перед ним задачу. Именно благодаря этой работе он вошел в историю еврейского народа как выдающийся художник всех времен.
Далее Тора рассказывает, как Моше из отдельных деталей собирает Мишкан. Собирает, разбирает и собирает вновь. И так — каждый день в течение недели. Всю эту работу он выполняет один. Осваивает процесс сборки, чтобы потом научить этому Аарона и его сыновей, которые должны стать коэнами – служить Творцу, выполняя святую работу в Храме.
И тут нам дан еще один пример поразительного бескорыстия Моше. Мы видим, что абсолютно не было в нем стремления к материальным благам. Не жаждал он и почестей. И это подтверждает тот факт, что Моше предлагал Всевышнему сделать руководителем народа брата своего, Аарона. Не было в нем ревности даже к священству, этой особой близости к Творцу. Не ревновал он — ни за себя, ни за свое потомство.
В самом деле. Знание о коэнах дошло до наших времен. И в наши дни весьма распространены фамилии Коэн, Коген, Каган, Кац и т.п. Все это
— потомки первосвященника Аарона. Но что известно нам о потомках Моше?Моше действительно был самым скромным из людей и за это удостоился истинного величия. Он вывел еврейский народ из Египта, принял Тору от Всевышнего, передал ее народу. И навеки остался нашим учителем и слугой Творца.
Завершающая вторую книгу Торы – Шемот — глава Пекудей заканчивается рассказом о том, как свидетельство становится постоянным фактом жизни еврейского народа. В Торе написано:
“И установил он ограду двора вокруг шатра и жертвенника, и повесил занавес, закрывающий вход во двор, и завершил Моше эту работу. И закрыло облако Шатер Откровения (моэд), и слава Творца наполнила шатер. И не мог Моше войти в Шатер Откровения, ибо облако пребывало на нем... Облако Творца стояло над Шатром Откровения днем, и огонь виднелся в нем ночью на глазах у всех сынов Израиля во время их странствий” (гл. 40, ст. 33-38).
Автор текста Гедалия Спинадель