Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четвертый цикл обсуждения
New Page 3

ГЛАВА “Ноах”

Место в Торе: Берешит, гл. 6, ст. 9 - гл.11, ст. 32.

Почему она так называется?

В первой фразе недельной главы говорится: «Вот житие Ноаха - Ноах был человеком праведным и непорочным...”.

Обсуждение главы Ноах

10.10.04

В Торе читаем: «И построил Ноах мизбеах (в приблизительном переводе - «жертвенник») Всевышнему, и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых, и совершил приношение всесожжения (на иврите - корбан ола; символизирует тотальную близость к Творцу, в знак чего объект приношения сжигается полностью) на мизбеахе. И обонял Всевышний благоухание и сказал Всевышний в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за (поведение) человека, потому что помысел сердца человека зол от юности его; и не буду больше поражать все живущее, как Я сделал. Впредь во все дни земли не прекратятся посевы и жатва, и холод и тепло, и лето и зима, день и ночь» (Берешит, гл. 8, ст. 20-22).

Анализируя этот отрывок, наши Учителя рассматривают его, как клятву, данную Всевышним, в которой Он заверяет: как бы не повело себя в будущем человечество, Он больше не допустит того разрушения, которое принес на землю Потоп. На основании этого заключения Учителя составили специальное благословение, которое произносят, увидев радугу - естественное явление природы, которое по воле Всевышнего символизирует Его верность данной Им клятве. И звучит это благословение так: «Благословен Ты, Всевышний, Владыка вселенной, не забывающий союз (с Ноахом) и верный союзу Своему и выполняющий Свои обещания».

Когда мы видим в небе радугу, - объясняет Авудраам (раби Давид Авудраам, составитель одного из первых расширенных комментариев к сидуру, сборнику молитв; Испания, 14-й век), - мы знаем, что человечество совершает столько дурных поступков, что заслуживает уничтожения, и если это не происходит, то только благодаря клятве, которую Всевышний дал Ноаху.

Раши (раби Шломо бен Ицхак - величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), цитируя Мидраш, говорит, что из всех поколений людей, живущих после Ноаха, только два не нуждались в защите, предоставляемой этой клятвой.

Массовое уничтожение человечества во время Потопа, - сообщает Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания - Египет, 12 век), - не было «импульсивной реакцией» Творца на все проступки и беззакония, которые допускал человек. Потоп стал осуществлением закона Торы: когда зло в человечестве превышает его заслуги, закон Торы требует его немедленного истребления. Эта ситуация, когда зло в человечестве «перевешивает» добрые дела, описана в конце главы Берешит: «И увидел Всевышний, что велико зло человека на земле, и что вся склонность мыслей сердца его - только зло во всякое время» (Берешит, гл. 6, ст. 5). Поэтому, - пишет Рамбам, - Всевышний уничтожил почти все человечество, согласно объективным требованиям законов Торы (Законы раскаяния, гл. 3, ст. 2).

Подводя итог сказанному, мы сталкиваемся с двумя концептуальными проблемами. Первая заключается в неизбежно возникающем у нас вопросе: неужели мир настолько порочен, что только семья Ноаха оказалась достойной жизни на этой земле? Неужели мы настолько нечувствительны, что не в состоянии оценить, до какой степени порочен этот мир? Но если мы и ответим на эти вопросы, немедленно возникает следующий. Законы Торы - вечны и не могут быть изменены или отменены. Если Потоп действительно был результатом действия объективных законов Торы, как нам отнестись к данной Всевышним клятве, «отменяющей» заведенный Им же порядок?

Чтобы все это понять, рассмотрим прежде, какие пороки привели к уничтожению человечества.

Ежедневно, произнося текст утренней молитвы, мы благодарим Творца, по милости Своей возобновляющего Творение. Человечеству кажется, что мир - стабилен, но в наших молитвах мы говорим, что мир постоянно возобновляется Всевышним, что создание вселенной - это, не историческое событие, а продолжающийся процесс. Мы признаем, что феномен, придающий вселенной качество постоянства - не «физическая величина», определяемая по Ньютону законом инерции, но - желание Творца продолжать процесс Сотворения мира.

 

11.10.04

Постоянство Воли, проявляемой Творцом - объяснимо. Поскольку, согласно Торе, Всевышний рационален, то, по-видимому, у Него есть веская причина для того, чтобы постоянно возобновлять вселенную. Эти рациональные соображения в пользу возобновления вселенной не меняются со временем. Непоколебимость Воли Творца обуславливает стабильность мира.

С точки зрения Торы, - пишет Рамхаль (Моше Хаим Луцато - один из крупнейших Учителей Торы, великий каббалист; Италия - Эрец Исраэль, 18-й век), - «этими рациональными соображениями» для воссоздания мира явилась потребность (желание) Всевышнего проявить Свое качество Милосердия по отношению ко всему, что Им создано (Дерех а-Шем, часть 1, гл. 2).

Чтобы понять, что привело к Потопу, попытаемся рассматривать это явление не как акт разрушения, но как некое действие, которое привело к распространению по всей земле «океана Милосердия».

Раши (раби Шломо бен Ицхак - величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), в своем комментарии к книге Берешит (гл. 7, ст. 12), цитируя Мидраш, говорит, что начавшиеся дожди были, по сути, благословенными дождями. Если бы человечество раскаялось - даже после того, как начались дожди Потопа - их воды принесли бы на землю благословение, а не разрушение.

Рассмотрим ситуацию на простом примере.

Допустим, мы наливаем воду в стакан из бутылки. Если стакан не вмещает ее содержимое, а мы не остановимся, вода в какой-то момент начнет переливаться через край. Если бутылка достаточно большая, а стакан маленький, ситуация будет напоминать Потоп. Вода будет переливаться через край, пока не затопит поверхность, на которой стоит стакан (в случае с Потопом - пока не затопит всю землю).

Теперь представим, что в бутылке - не вода, а - энергия, необходимая для возобновления мира. Для того, чтобы мир мог существовать, необходимо, чтобы Всевышний постоянно снабжал его энергией возобновления. Чтобы понять, что же произошло во время Потопа, нужно представить, что роль человечества в системе жизнеобеспечения Творения - регулировать процесс приема этой энергии. То есть на людях лежит ответственность за «содержание стакана», чтобы он мог вмещать в себя энергию возобновления, изливаемую Всевышним из «бутыли» в наш мир, не позволяя ей переливаться через край. Ведь именно человек, как сообщает еврейская традиция, и есть тот сосуд, куда льется целительная энергия Творца, именно ему, человеку, предназначается Щедрость Всевышнего.

Если человек, получая энергию от Творца, занимает правильную позицию, он насладится всеми благами, которые наш мир может ему предложить. Но если человек допустит, чтобы поток энергии перелился через край, энергия затопит мир и человека.

Но что такое - «правильная позиция»? Как реально представить себе способность человека «сделать стакан», в котором удерживается энергия возобновления?

Ответив на эти вопросы, мы сумеем понять смысл ситуаций:

- когда человек удерживает энергию возобновления;

- когда он позволяет этой энергии течь через край.

Но прежде отметим, что в деле сохранения и распространения энергии Творца важен каждый человек. Талмуд (трактат Санѓедрин, лист 37) напоминает, что человек был создан в единственном числе (вначале Творец создал Адама - единственного человека на земле), в то время как другие формы жизни создавались как виды. И в этом прочитывается намек на уникальность человеческой личности, на то, что каждый человек содержит в себе целый мир. Всевышний рассматривает убийство человека как разрушение мира, а спасение единственной человеческой жизни - как сохранение мира... Поэтому каждый из нас может сказать: «Ради меня был создан мир».

Этот отрывок из Талмуда подразумевает также, что энергия Всевышнего, попадая в душу человека, обретает форму, которая трансформируется в способность человека воспроизводить себе подобных. Поскольку весь мир был создан для одного человека и сохранение одной жизни равноценно сохранению целого мира, рождение нового человека равносильно поступлению порции энергии Творца.

Теперь вернемся к нашей метафоре, и получится, что «стакан», вмещающий энергию возобновления, должен вместить в себя поток, необходимый для воспроизведения потомства. Реально это находит выражение в романтических отношениях между мужчиной и женщиной…

 

12.10.04

Однако для формирования духовно единого народа сексуальных отношений, приводящих к зачатию, явно недостаточно. Человек, появившийся на свет, нуждается в эмоциональном развитии, в соответствующем воспитании. Его необходимо снабдить огромным объемом информации, определенной шкалой моральных ценностей. Процесс воспитания (духовного развития) человека занимает много лет. Согласно еврейской традиции, человек достигает относительной зрелости где-то в двадцать и более лет. Очевидно: чтобы иметь возможность посвятить себя воспитанию детей все эти долгие годы, супружеская пара должна быть соединена очень прочными духовными узами. Эта скрепляющая связь, цементирующая брачный союз, и есть романтические отношения, возникающие и развивающиеся между мужчиной и женщиной. И, поскольку энергия, поступающая от Творца, имеет свое выражение в способности людей создавать себе подобных, мы, возвращаясь к нашей метафоре, можем сказать, что «стакан», где накапливается энергия возобновления - это романтическая связь между мужчиной и женщиной.

В Мидрашах, а также в раввинской литературе, подчеркивается, что Потоп явился, прежде всего, результатом нарушения основополагающей заповеди Торы - «плодитесь и размножайтесь». Ибо очень многие люди поколения Потопа, которое исчезло с лица земли, игнорируя законы Творца, вступали в запрещенные интимные контакты.

Но неужели нарушения правил, регламентирующих сексуальные отношения, настолько фатальны, что могут стать причиной уничтожения людей?

На первый взгляд, это может показаться «жестокостью», или, по меньшей мере - «преувеличением». Чтобы понять, в чем - тяжесть таких нарушений, нам снова придется воспользоваться нашей метафорой со «стаканом».

Всевышний запрограммировал в людях, вступающих в сексуальные отношения, особое наслаждение, которое ассоциируется с созданием новой жизни. Эти отношения обеспечивают мужчину и женщину эмоциональной связью, необходимой для того, чтобы они могли произвести на свет и вскормить новую жизнь. Если человек стремится лишь к удовольствию, к удовлетворению своих инстинктов, не ориентируясь при этом на создание новой жизни, это ничто иное, как духовное извращение. Наши Учителя ассоциируют Потоп с сексуальными извращениями и подчеркивают: люди поколения Потопа использовали романтические (сексуальные) отношения исключительно для получения физического (и психологического) наслаждения. Отсутствие стремления к продолжению рода распространилось и на социальную сферу. Люди поколения Потопа считали: чем меньше численность населения в мире, тем больше ресурсов, богатств, а, значит, и удовольствий, приходится на каждого человека.

Поскольку романтические (сексуальные) отношения абстрагировались от идеи воспроизведения и взращивания потомства, человечество утратило ощущение границ, отделяющих разрешенные сексуальные отношения от запрещенных. В самом деле. Если интимные отношения служат лишь для получения удовольствия, исчезает и основной мотив для исполнения заповедей, обуславливающих связь между мужчиной и женщиной, не состоящих в близком родстве. Все кажется дозволенным.

Если отношения между мужчиной и женщиной отделены от идеи воспроизведения потомства, энергия Творца, содержащаяся в романтической связи, изливается «напрасно» и «бесконтрольно»…

 

13.10.04

Современное общество, надо сказать, напоминает поколение Потопа, особенно - в тенденциях, касающихся сферы сексуальных отношений. Люди озабочены неизбежным снижением уровня жизни, связанным с большим количеством детей в семье. В современном обществе люди не торопятся вступать в брак. Мать, имеющая троих детей, считается «многодетной». Все это приводит к распространению сексуальных извращений. Сексуальные пристрастия отдельных индивидуумов становятся «делом вкуса» и выводятся за пределы понятий о морали.

Талмуд (трактат Санѓедрин, лист 108) сообщает, завершающим «штрихом» для вынесения приговора предпотопному поколению было воровство. Дело в том, что люди того периода полностью игнорировали право на собственность и, не мучаясь сомнениями, пользовались всем, что попадало под руку.

Но как воровство связано с сексуальными нарушениями?

Тот, кто получает удовольствия от мира, не сказав браху (благословение), - говорит раби Ханина (великий Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век), - крадет у Всевышнего и у народа Израиля (Талмуд, трактат Берахот, лист 35). Ибо всякое удовольствие нашего мира - это благословение Творца. И, прежде чем воспользоваться дарованными Им благами, надо испросить на это разрешение, то есть - произнести браху.

Произнесение благословения можно сравнить с созданием сосуда, куда Всевышний может «отправить» Свое благословение. Получение удовольствия без благословения равнозначно воровству, потому что в этом случае оказывается, что у Всевышнего нет сосуда, куда Он мог бы «поместить» Свое благословение.

Если счастье и радость, приносимые романтическими отношениями, завершаются рождением новой жизни, это в духовном плане эквивалентно произнесению благословения. Ведь вступая в отношения, чтобы произвести на свет ребенка, супруги выражают веру в то, что Всевышний - источник радости жизни. Та же вера содержится и во всех наших благословениях. Если люди вступают в связь, подчиняясь законам Творца, удовольствие, которое они от этого испытывают, превращается в источник Божественного благословения.

Весьма распространенная ныне идея, что уровень жизни общества с ростом населения падает, в действительности - заблуждение. С ростом населения он, наоборот - поднимается. Всевышний может бесконечно увеличивать поток энергии, посылаемой Им в наш мир. И чем больше людей принимает эту энергию, тем выше уровень Божественного благословения, что выражается в том, что в мире увеличивается жизненная сила, и люди живут счастливее и радостнее.

Но если человек вступает в интимные отношения только ради удовольствия, он останавливает приток Небесной энергии. Он уничтожает жизнь действиями, предназначенными для ее продолжения. Это и есть самая серьезная, самая тяжкая форма воровства, потому что в данном случае тот, кто преступает закон, крадет не только у других людей, но и - у Всевышнего, лишая человека счастья, которое дается усилением потока Божественного благословения, лишая Всевышнего возможности проявлять Свой атрибут Милосердия. Это - грех, который в период Потопа привел человечество к гибели

Но как же с клятвой Творца? Почему те же формы воровства не могут автоматически привести мир к тем же последствия? Как приношения, осуществленные Ноахом, изменили положение вещей?..

 

14.10.04

Чтобы оценить значимость приношений, нам следует понять суть проявления Всевышнего, которое на иврите называется - Шехина (ощущение Божественного присутствия).

Еврейская традиция объясняет, что душа человека имеет несколько «уровней» (см. на сайте, к примеру, обзор недельной главы Ваикра, четвертый годовой цикл, а также обзор недельной главы Азину, второй годовой цикл). Тот уровень, который на иврите мы называем - нешама, находится в высоких духовных мирах, в сфере Ацилут. Все еврейские души, когда-либо посланные на землю, соединенные вместе, представляют собой Кнессет Исраэль, что в буквальном переводе означает - «община Израиля». Они также называются Шехиной - словом, которое представляет одно из имен Всевышнего.

Бывают моменты, когда коллективная душа еврейского народа представляет собой часть самого Всевышнего, когда она еще не отделилась от Него. С точки зрения человека, эта коллективная душа называется - Кнессет Израэль, с точки зрения Всевышнего, это - Шехина, то есть - часть Его Самого.

Когда появился Адам, Шехина сошла в наш мир. Когда Адам ослушался Творца и совершил ошибку, Шехина покинула его. Но вот появился Ноах и вновь привел Шехину на землю.

Поколение Ноаха своими проступками снова изгнало Шехину. Но появился Авраам и опять вернул ее на землю. Но люди Сдома снова изгнали Шехину из нашего мира...

Наши Учителя объясняют значение приношения, осуществленного Ноахом.

На иврите «приношение» - корбан. Это слово переводится глаголом - «приблизить». То есть приношение животных - символический акт, олицетворяющий желание человека соединиться с коллективной душой, с Шехиной. Приношение Ноаха символизировало его желание как индивидуума соединиться с Кнессет Израэль, с коллективной душой общины Израиля, которая, в свою очередь, соединена с Шехиной.

Итак, с помощью приношения, душа Ноаха сформировала связь с Шехиной.

Только в том случае, когда Шехина и нешама человека разъединены, перед миром возникает опасность Потопа или разрушения. Недостаточно прочная связь формирует разрыв между Всевышним и Его вселенной. Небесная энергия возобновления продолжает поступать в душу человека. Но, если человек уже не является «сосудом», который способен правильно принять эту энергию, ему грозит «затопление».

Если же Шехина находится в нашем мире, с человеком, если нешама человека связана с Шехиной, «бутыль» Всевышнего и «стакан» (душа человека), куда поступает Небесная энергия, образуют единую сущность. Тогда нет и разрыва между Дающим энергию и получателем. Нешама человека, Кнессет Израэль и Шхина представляют собой единой целое, и все Творение пребывает в состоянии идеальной гармонии.

Когда человек возвращает свою душу (сосуд) к своему источнику, возвращает тот самый сосуд, которым его снабдил Всевышний, чтобы он мог вместить Его энергию, Творец, вместо того, чтобы изливать энергию на землю, Сам приходит в наш мир в виде Шехины, соединяясь с душой человека. Тогда невозможно отделить Дающего от получателя, они - одно целое. Именно об этом и сказано в Торе: «И обонял Всевышшний благоухание приятное...» (Берешит, гл. 8, ст. 21).

Описанный Рамбамом закон Торы о влиянии соотношения зла в человеке с его заслугами (см. выше) - вечен и продолжает действовать. Если Шехина покидает наш мир, человечество с большой вероятностью может погибнуть. Наш сосуд все еще находится не в достаточно правильной позиции, чтобы воспринимать поток льющейся в него Небесной энергии. Этот поток все еще может затопить нас. Но пока Шехина с нами, «бутыль» Всевышнего не отделяется от «сосуда» наших душ.

Сегодня у нас нет Храма, а, значит - и возможности приблизиться к Шехине с помощью приношений (которые осуществляются только в Храме). Но у нас есть для этого иной метод - молитва. Ежедневные молитвы установлены нашими Учителями вместо приношений. Мир, пребывая под угрозой Потопа, нуждается в наших молитвах. Ибо только молитвами можно удерживать Шехину в нашем мире, и лишь Шехина способна оградить мир от нового Потопа...

 

 

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим