Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
Место в Торе:
Бамидбар, гл. 30, ст. 2 — гл. 32, ст. 42.Почему она так называется?
В первой фразе читаем: “И говорил Моше главам колен сынов Израиля...”. Колено на иврите — мате (мн. ч. — матот). Кстати, колено на иврите обозначается и другим словом — шевет
.Обсуждение главы Матот
Начало главы готовит нас к тому, что Тора сообщит нам нечто очень важное. По крайней мере, Моше обычно говорил прямо с народом, а теперь обратился к главам колен. О чем же идет речь?
Читаем: “...вот, что повелел Всевышний... Если кто дает обет Всевышнему или поклянется клятвой, наложив на себя какой-либо запрет, он не должен нарушать слова своего...” (гл. 30, ст. 2-3).
Как будто все понятно и очевидно. Почему Тора считает именно это повеление таким важным?
Прочтем цитату до конца: “...все, что сказал Он — должен сделать” (там же).
Установка проста: сказал — выполни. Но реализовать ее на практике бывает совсем не просто. Иногда хочешь выполнить, но не можешь. Или, скажем, хочешь и можешь, но потом выясняется: то, что обещал, — запрещено Торой. Как быть?
Этой теме посвящен в Талмуде один из 63-х трактатов. Называется он Недарим (от слова недер —клятва, обет).
Обратим внимание вот на что. Как уже было сказано, Моше на этот раз говорил с главами колен, а через них — с народом. И в самом тексте заповеди об обетах сказано так: “Если женщина дает обет Всевышнему и наложит на себя запрет — в доме отца своего (она еще не вышла замуж), в юности своей. И услышит отец ее обет... и промолчит отец, должна она выполнять все обеты свои. Если же в день, когда отец их (обеты) услышал, он воспретит ей (аннулирует обет), они, обеты, потеряют свою силу и не должны выполняться, и Всевышний простит ей” (гл. 30, ст. 4-6).
Как видим, обет, с одной стороны, безусловен и должен выполняться. С другой — если он вредит устройству мира, например, в данном случае молодая женщина своим обетом нарушит порядок жизни в доме, где ее отец отвечает за благополучие семьи, ясно, что такой обет аннулируется.
Естественно, в подробностях законов об обетах, изложенных в Шулхан Арухе, говорится, что не стоит отцу вмешиваться в переживания дочери, в ее обеты, если они не мешают нормальному течению жизни в доме.
Теперь понятно, почему Моше обратился к главам колен. Они — руководители и отвечают за порядок жизни в своем колене (группе людей). И тот, кто дает обет, даже в целях самоусовершенствования, должен учитывать интересы общества (будь то семья, отдельная община или все общество в целом).
А если так, становится ясно: если человек берет на себя недер — обет, который противоречит законам Торы, такой обет недействителен.
Как Тора вообще относится к обетам?
Частично мы коснулись этой темы в обозрении недельной главы Насо (см. на сайте), Речь шла об одной из форм обета — отказе от вина... Тот, кто давал такой обет, напомним, назывался назиром. И даже к этой, относительно легкой форме обета, Тора относится не однозначно. С одной стороны, хорошо, что человек берет на себя какие-то обязательства; но плохо, что он, не удовлетворяясь тем, что Тора (а, значит, — Творец мира) запрещает, берет на себя “повышенные обязательства”.
Почему же тогда Тора не запрещает обеты?
Дело в том, что само желание укрепить себя в чем-то, преодолеть дополнительные трудности для “закаливания души” — прямой итог свободы выбора, предоставленной человеку Всевышним. В этих условиях человек ищет пути, чтобы сделать правильный выбор. Один из путей — принять обет. Но, как говорится в тексте: “...и услышит отец (на Небе!)” и промолчит, то должна она выполнить обеты свои”
.Тора очерчивает определенные рамки разрешенных и запрещенных обетов. Если человек берет на себя обет, противоречащий законам Торы, “отец не промолчит”.
Затем наша глава возвращается к событиям, изложенным в двух предыдущих главах (см. на сайте — Балак и Пинхас). Здесь говорится о том, что мужчины Мидьяна посылали своих дочерей (и жен тоже) к евреям, чтобы склонить их к идолопоклонству (подробнее см. на сайте главу Балак
).Творец мира дает распоряжение выступить против Мидьяна, уничтожить тех, кто, пользуясь подлыми методами и обманом, осмелился пойти против Него.
Обратим внимание на фразу в тексте главы: “И сказал Всевышний Моше так: Отомсти Мидьяну, а потом закончишь свою жизнь” (гл. 31, ст. 1-2).
Моше знал: пока он воюет с Мидьяном, он — жив. Победил — готовься к смерти, которая наступит почти сразу же после победы.
Как же поступил Моше?
Текст Торы очень отчетлив. В следующей же фразе (гл. 30, ст. 3) сказано: “И говорил Моше с народом так: выделите наиболее решительных добровольцев в войско, и они пойдут на Мидьян”. Пойдут немедленно.
Далее в Торе рассказывается, что после войны с Мидьяном два колена (Реувена и Гада) решили остаться на восточном берегу Иордана, на территории разгромленных государств, совершивших агрессию против Израиля: Эмори и Башан.
Когда Моше узнал об этом, гневу его не было границ. Он усмотрел в их решении угрозу всему народу Израиля. Колена Реувена и Гада останутся, а другим, перейдя Иордан, придется воевать без них.
И все-таки гнев Моше нельзя объяснить только этим обстоятельством. Он усмотрел в этой ситуации нечто худшее.
Вчитаемся в текст, где говорится, как колена Реувена и Гада (к ним присоединилась еще половина людей из колена Менаше) обосновали свою просьбу: “И подошли к нему (Моше) и сказали: выпасы скоту оборудуем здесь и города построим для детей. А мы же (мужчины) пойдем во главе всего еврейского народа и вернемся только после окончательной победы” (гл. 32, ст. 16-17).
Казалось бы, все толково и правильно. Но внимательно прочтем теперь, что ответил Моше (после того, как в принципе принял их идею). И увидим, как ненавязчиво, но четко он сформулировал их фундаментальную ошибку: “Если вы все сделаете на войне, как сказали... и будете с народом... возвращайтесь туда и занимайте эти земли. Стройте города для детей и выпасы для скота...” (гл. 32, ст. 20-24; дано в сокращении).
Вы, вероятно, заметили маленький нюанс. Реувен и Гад сказали: “выпасы для скота и города для детей”. А Моше поменял порядок.
В нашем народе сначала строят школы и иешивы для детей и молодежи и только потом — решают другие хозяйственные задачи. Моше всерьез испугался, что эти два колена изменили систему приоритетов. А это в буквальном смысле — смерти подобно.
Автор текста Элиягу Эссас